Научная статья на тему 'Современные системы штрихового кодирования товаров'

Современные системы штрихового кодирования товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краев А. А.

В статье рассматриваются вопросы роли и места штрихового кодирования товаров как обеспечивающего элемента логистического сервиса. Приведена история развития системы штрихового кодирования. Раскрываются особенности различных систем штрихового кодирования потребительских товаров и методика их расчета (на примере штриховых кодов EAN-13 и EAN-8). Дан наиболее полный перечень флагов кода, присвоенных странам мира Международной ассоциацией EAN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные системы штрихового кодирования товаров»

Современные системы штрихового кодирования товаров А.А. Краев

Электромеханический факультет МГТУ, кафедра физики

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы роли и места штрихового кодирования товаров как обеспечивающего элемента логистического сервиса. Приведена история развития системы штрихового кодирования. Раскрываются особенности различных систем штрихового кодирования потребительских товаров и методика их расчета (на примере штриховых кодов EAN-13 и EAN-8). Дан наиболее полный перечень флагов кода, присвоенных странам мира Международной ассоциацией EAN.

Abstract. In the paper the problems of role and place of product shaped encoding as a supplying element of the logistics service have been considered. The development of shaped encoding system has been shown. The peculiarities of different systems of the product shaped encoding and methodics of their calculation (on the example of EAN-13 and EAN-8 shaped encoding types) have been analyzed. The paper contains the list of the code "flags" appropriated to the countries by the EAN International association.

1. Введение

Вхождение России в цивилизованный рынок поставило перед российскими предпринимателями задачу увеличить объемы продаж товаров за счет предложения покупателям качественного сертифицированного товара и сопровождающих его услуг. В связи со значительным увеличением экспортно-импортных операций на рынках России появилось огромное количество товаров со всех концов света. Товар, который хлынул на российский рынок семь-восемь лет тому назад, ошеломил обилием и ассортиментом, красочным оформлением и многообразием форм, различных маркировочных обозначений, о которых большинство покупателей, да и сами предприниматели просто не знали или имели лишь поверхностное представление.

Быстро наступившее товарное насыщение заставило всех нас более тщательно подходить к товару, изучать его свойства и потребительские характеристики, более придирчиво рассматривать его, вчитываясь в ту небольшую и не всегда понятную условно-схематическую информацию, которую можно было почерпнуть из упаковки. Эта поведенческая реакция потребителей оправдана, так как не всегда представленные на упаковке или в рекламе сведения, имеющие целью побудить клиента купить товар, несут достоверную информацию. Часто выявляемые как на отечественном, так и на международном рынке товаров и услуг различные подделки под фирму приводят к разочарованиям, осознанию собственной беспомощности, что объективно стимулирует потребность познать суть явления и научиться отличать подделки от настоящих, фирменных товаров.

2. Эволюция штрихового кодирования

В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации (Федько, 1998). В этот период в Гарвардской школе бизнеса была защищена диссертация на эту тему. А после окончания второй мировой войны в 1949 г. в США Д. Вудлэндом и Б. Сильвером было изобретено и запатентовано штриховое кодирование, а также выдан первый патент на штриховые коды EAN (ЮНИСКЛН/EAN Россия, 2001). Однако его практическое использование началось значительно позже, уже после появления вычислительных машин.

В 1973 г. в США был принят код UPC (Universal Product Code - универсальный товарный код), который мог применяться как в промышленности, так и в торговле. Код UPC предназначался для маркировки товаров, продаваемых в продовольственных магазинах самообслуживания - супермаркетах. В последующем применение данного кода распространилось на товары, продаваемые во всех типах магазинов розничной торговли. В первоначальном виде он представлял собой 12-разрядный код, т.е. кодовое слово состояло из 12 цифровых знаков, причем 11 из них были информационными и 1 знак - контрольным. Со временем стали появляться новые версии, как дополняющие основную версию 12-разрядного кода. Так, версия A предназначалась для маркировки периодических изданий и книг, D - для маркировки непродовольственных товаров, требующих большого числа знаковых позиций - разрядов. Версия Е является краткой и содержит всего 6 разрядов. В настоящее время код UPC является стандартным кодом, принятым в США.

В 1977 г. в Европе образована Европейская Ассоциация Товарной Нумерации (European Article Numbering Association), которая на основании американского кода UPC разработала структуру 13-

разрядного кода, наиболее широко применяемого во всех странах мира, в результате чего была закреплена Европейская Система Кодирования EAN (European Article Numbering - Европейское Товарное Кодирование), ставшая Европейским стандартом кодирования. С 1992 г. Ассоциация Товарной Нумерации является не европейской, а международной.

В 1986 г. в Ассоциацию пользователей кода EAN вступил и Советский Союз. Однако в то время использование штриховых кодов торговыми организациями в стране ограничивалось лишь одиночными экспериментами, поскольку Министерство торговли СССР очень медленно вело разработку технических и программных средств, которые позволили бы приступить к широкому внедрению автоматизированных рабочих мест (АРМ) на расчетно-кассовых узлах магазинов. Несмотря на достаточно большое разнообразие штриховых кодов, существующих на всех континентах, на практике при идентификации товаров коду ЕАN отдается предпочтение перед другими кодами, в том числе в США, Японии и других неевропейских странах.

Все разновидности кода UPC/EAN наиболее распространены для кодирования товаров в пищевой промышленности. Кроме того, он широко используется в оптовой и розничной торговле, являясь комплексным кодом с точки зрения считывания и печатания.

Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них для кодирования используется один и тот же набор знаков - определенная совокупность штрихов и пробелов. Знаки символизируют цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна семи модулям. Вспомогательные знаки имеют три типоразмера: 3, 5 и 6 модулей. Для изображения цифр существуют четыре таблицы соответствия, поскольку в кодах используются знаки, ограниченные слева, и знаки, ограниченные справа. Знак, ограниченный слева (справа), - это знак, изображение которого ограничено штрихами с левой (правой) стороны.

Кроме того, в обоих кодах используются знаки с четными и нечетными паритетами. Знак четного (нечетного) паритета - это знак, в изображении которого суммарная ширина штрихов содержит четное (нечетное) число модулей. Особенностью этих кодов является и то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Специальным стандартом определены структуры с длиной кодового слова, равной 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14 символам.

Кодовые слова, содержащие 4, 5, 6, 7 цифр, изображаются соответствующим количеством ограниченных справа символов нечетного паритета и двумя знаками, ограничивающими кодовое слово с каждой стороны. Кодовые слова, содержащие 8, 10, 12, 13, 14 цифр, изображаются ограниченными справа или слева знаками четного или нечетного паритета, а также ограничивающими знаками с каждой стороны и разделительным знаком соответственно после четвертого, пятого, шестого и седьмого цифрового знака. Кодовые слова с длиной слова, равной 8, 10, 12, 13 и 14 символам, состоят из двух частей с одинаковым числом знаков в каждой. Для левой части кодового слова используются ограниченные справа информационные знаки нечетного паритета, а для правой - ограниченные слева информационные знаки четного паритета.

Тринадцатисимвольное кодовое слово состоит из двенадцати информационных знаков: в левой части его - 6 ограниченных справа информационных знаков четного и нечетного паритета, в правой части - 6 ограниченных слева информационных знаков четного паритета. Изображение кодового слова начинается и заканчивается знаками-ограничителями и разделено на две части знаком-разделителем. Обычно снизу, под штриховым кодом, печатается его цифровое значение. Значение 13-й позиции кодового слова определяется последовательностью сочетаний четного и нечетного паритета знаков, расположенных в левой части. 13-я цифра штрихового кода образуется выполнением ряда простейших арифметических операций над численными значениями предшествующих разрядов штрихового кода и предназначается для контроля возможных ошибок при обработке кодов. Порядок прочтения 13-й цифры штрихового кода - контрольной цифры - более подробно изложен в разд. 3.

В настоящее время штриховой код наносится на 99 % продукции, выпускаемой различными зарубежными фирмами. В частности, в Великобритании в 1986 г. в Национальной ассоциации кодирования товаров числилось 4015 фирм - производителей товаров, 261 торговая фирма и около 150 прочих организаций. Страны - члены ассоциации - имеют национальные организации по штриховому кодированию товаров, согласуя и определяя свою деятельность на основе нормативно-методических материалов, разрабатываемых и утверждаемых коллегиально.

По данным на 23 марта 2000 г., штриховые коды EAN наносят на свои товары 829926 предприятий в 96 странах мира.

Штриховые коды, в основном, используются производителями и дистрибьюторами товаров. Их наносят на упаковку и этим указывают цифровую ссылку на производителя и наименование товара. Штриховые коды позволяют автоматизировать ввод информации о товарах в компьютерные системы.

Однако следует заметить, что в некоторых странах штриховой код на товары наносится исключительно в целях придания упаковке большей значимости и привлечения внимания покупателей.

Штриховые коды EAN могут быть использованы не только для продукции, идущей на экспорт, но и для ее учета и контроля внутри предприятия. Известно, что только применение штриховых кодов для учета продукции на складе изготовителя и при отправке ее потребителям позволяет снизить затраты на 10-15 % за счет точного учета складируемой продукции и быстрого контроля запасов.

Штриховые коды EAN используются также и для идентификации книжной продукции в соответствии с международным стандартом ISBN (International Standard Book Numeration -международный стандарт нумерации книг) и для периодических изданий ISSN (International Standard Serial Numeration - международный стандарт нумерации периодических изданий).

Отечественная промышленность, хотя и не полностью, также осуществляет нанесение штрихового кода, однако успехи отечественной ассоциации штрихового кодирования значительно скромнее. В настоящее время лишь около 5600 российских предприятий России самых различных отраслей - легкой, пищевой и электротехнической промышленности, предприятия машиностроения, приборостроения и др. - наносят на свою продукцию штриховые коды EAN.

В 1997 г. была учреждена Международная Ассоциация Товарной Нумерации со штаб-квартирой в столице Бельгии - Брюсселе. EAN International - это добровольная некоммерческая и неправительственная международная Ассоциация, в настоящее время состоящая из 97 национальных организаций товарной нумерации, представляющих 99 стран мира, в том числе и Россию. EAN International разрабатывает и управляет всемирной многоотраслевой системой товарной нумерации и стандартов штрихового кодирования, позволяющей идентифицировать и передавать информацию о товарах, услугах, предприятиях, транспортных единицах и местоположении (ЮНИСКАН/EANРоссия, 2001).

Национальные организации товарной нумерации EAN уполномочены EAN International использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN в данной стране или группе стран. В каждой стране может существовать только одна национальная организация-представитель EAN International.

Практически почти все товары широкого потребления, выпускаемые в развитых странах мира, имеют штриховой код EAN. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Это объясняется тем, что система штрихового кодирования товаров становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85 % выпускаемых товаров.

Штриховой код EAN широко применяется в европейских развитых странах - Франции, Германии, Испании, Великобритании, Швеции, Италии и др. Нанесение штрихового кода на упаковку или этикетку также стало обязательным требованием в странах Юго-Восточной Азии, а в США и Канаде запрещено импортировать и реализовывать продукцию без штрихового кода.

3. Современные системы штрихового кодирования

В настоящее время применяется большое количество различных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками.

Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Международной Ассоциацией Товарной Нумерации продукции EAN. В России организацией, представляющей интересы своих членов в Международной Ассоциации Товарной Нумерации EAN, осуществляющей поддержку стандарта и занимающейся штриховым кодированием товаров, является Внешнеэкономическая Ассоциация Автоматической Идентификации Юнискан (Uniscan/EAN Russia). Международная Ассоциация Товарной Нумерации EAN International предоставила Внешнеэкономической Ассоциации Автоматической Идентификации Uniscan/EAN Russia право использования товарного знака "EAN" в РФ. Таким образом, Ассоциация Автоматической Идентификации Юнискан/EAN Россия как член EAN International является единственной организацией товарной нумерации - представителем EAN International на территории России. Поэтому все другие российские организации, обещающие помощь в получении и присвоении штриховых кодов, являются, в лучшем случае, посредниками (ЮНИСКАН/EAN Россия, 2001).

Ассоциация Юнискан/EAN Россия - это добровольная некоммерческая и неправительственная организация, существующая исключительно на членские взносы своих участников. Все услуги для членов Ассоциации, включая присвоение номеров EAN, бесплатны и не зависят от перечня кодируемой продукции, как бы он ни был велик. По условиям членства в EAN каждая компания сама определяет необходимость штрихового кодирования своей продукции и связанных с этим финансовых затрат.

Правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других

сферах. Для организации работ по автоматической идентификации приказом Госстандарта России № 92 от 30.04.93 г. на базе Ассоциации Юнискан/БЛМ Россия образован Технический комитет по стандартизации ТК 355 "Автоматическая идентификация". Одним из направлений деятельности Технического комитета является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации. В настоящее время Госстандартом России приняты следующие нормативные документы по стандартизации (ЮНИСКАН/ЕАЫ Россия, 2001):

• ГОСТ Р 51001-96 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "2 из 5 чередующийся" (БМ 801);

• ГОСТ Р 51002-96 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "Код 39" (БМ 800);

• ГОСТ Р 51003-96 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "Код 128" (БМ 799);

• ГОСТ Р 51201-98 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике "БЛМ/иРС" с датой введения 1.01.99 г.

• ГОСТ Р 51294.1-99 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Идентификаторы символик с датой введения 1.12.99 г.

• ГОСТ Р 51294.2-99 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Описание формата требований к символике с датой введения 1.12.99 г.

• ГОСТ Р 51294.3-99 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения с датой введения 1.03.2000 г. и др.,

а также рекомендации по стандартизации:

• Р 50.1.20-99 (ЕНВ 1649-95) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Факторы, влияющие на считывание символов штрихового кода (БМУ 1649).

Линейным кодированием называется метод автоматизированного сбора данных, при котором источником информации является линейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. При этом высота штриха выбирается только из соображений легкости считывания, которое осуществляется при помощи специальных оптических устройств - сканеров, называемых зачастую бар-сканерами.

Луч считывающего устройства должен пересечь все штрихи кода для того, чтобы прочитать закодированную в нем информацию, поэтому его высота должна быть достаточной.

Для удобства построения самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины, называемую модулем и применяемую в качестве базовой. Другие штрихи или пробелы составляют 2 и 3 модуля, т.е. 2 и 3 толщины самого узкого штриха или пробела. Таким образом, все остальные линейные поперечные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Каждая цифра кода БЛК представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. Ширина модуля для конкретного штрихового кода является величиной постоянной, хотя для одного и того же стандарта штрихового кода могут применяться различные по размеру модули, что, в свою очередь, позволяет получать различные изображения. Такой метод построения штрихового кода существенно облегчает его печать и последующее считывание. В частности, в уже упомянутой символике кода БЛМ-13 модуль может меняться от 0,264 мм до 0,660 мм.

Штриховой символ кодового слова, как правило, состоит из четырех частей:

- комбинации элементов "Начало", обозначающей начало слова и определяющей направление считывания;

- серии информационных элементов, т.е. элементов, которыми представлены данные;

- комбинации элементов одного или нескольких контрольных знаков, обеспечивающей автоматическую проверку правильности считывания и надежность дешифрации закодированных данных;

- комбинации элементов "Конец", обозначающей конец слова.

Каждый штриховой код вне зависимости от версии характеризуется следующими показателями: числом и высотой знаков, шириной модуля и др.

Число N знаков в кодовом обозначении определяет длину кода. Естественно желание проектировщика, да и производителя, наносящего знак на упаковку, минимизировать число знаков, так как это позволяет:

- строго ограничить объем выносимой на упаковку информации необходимым минимумом;

- свести к минимуму площадь упаковки, выделяемую для размещения и нанесения штрихового кода;

- обеспечить надежность считывания информации.

Как правило, каждое кодовое обозначение на упаковке товара сопровождается пробной цифрой, которая предназначена для повышения надежности считывания штрихового кода.

Ширина модуля Х представляет собой ширину наименьшего штриха или интервала между штрихами. Значение этого параметра двояко. С одной стороны, чем меньше модуль, тем более компактно кодовое обозначение, с другой - излишне малый модуль затрудняет считывание кода. Для выбора типа считывающего устройства требуется знание ширины модуля. Так, например, если модуль Х равен 0,4 мм, то разрешающая способность считывающего устройства должна быть менее чем 0,4 мм. Для кодов с двумя видами элементов по ширине важным параметром является соотношение этих двух элементов V, которое, как правило, принимается равным соотношению 3:1 или 2:1.

Всякое кодовое обозначение должно иметь ограничители. В штриховом кодировании таким ограничителем в конце и в начале кода является спокойная зона R.

Высота H кодового обозначения при применении ручных считывающих устройств должна быть равной 15 % от длины штрихового кода, но не менее 6,5 мм, а при считывании сканером или камерой -не менее 25 % от его длины. Эти рекомендации по высоте кода даны для статических операций считывания. В случае же считывания кода с движущегося товара высота H кода должна корректироваться опытным путем. Каждая символика штрихового кода имеет алфавит - соответствие набора цифр кода определенному сочетанию пробелов и штрихов. Так, если расшифровать алфавит кода EAN-13 применительно к товарам потребительского назначения (рис. 1а) и книжной продукции (рис. 1б), то каждая цифра (разряд) кода представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.

Первые две-три цифры, называемые обычно флагом, или префиксом EAN, обозначают национальную организацию (страну происхождения товара). Каждой национальной организации (стране) флаг цифрового кода присваивает Международная Ассоциация Товарной Нумерации продукции EAN International централизованно. Национальные организации товарной нумерации уполномочены EAN International использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN. В одной отдельно взятой стране или регионе может существовать только лишь один представитель EAN International.

В 1977 г. при образовании Европейской Ассоциации Товарной Нумерации (EAN) для обозначения кода (флага или префикса) национальным организациям-членам EAN International были выделены две цифры. С ростом количества стран, входящих в EAN International, для обозначения кода национальной организации двух цифр стало не хватать, поэтому все вновь вступающие в EAN International национальные организации стали получать исключительно трехзначный код, например, Украина - 482, Болгария - 380, Греция - 520, Бразилия - 789 и т.д. Следует отметить, что некоторым странам была предоставлена возможность дополнять двухразрядный код третьим разрядом. Так, например, код, выданный бывшему СССР - 46, в настоящее время для России может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460469.

Перечень флагов цифровых кодов, присвоенных различным странам мира Международной Ассоциацией Товарной Нумерации EAN, приведен в таблице.

Флаг цифрового кода страны - это та единственная информация, содержащаяся в штриховом коде, которую можно проверить визуально при наличии приведенного перечня (ЮНИСКАН/EAN Россия, 2001).

Применительно к товарам потребительского назначения следующие девять цифр указывают номер предприятия-изготовителя (фирму-изготовителя), зарегистрированного внутри национальной организации, и номер товара. Структура этих 9 цифр внутри любой страны централизованно определяется ее национальной организацией (органом) - торгово-промышленной палатой, где регистрируется каждый конкретный производитель товаров, например: 7 цифр - номер предприятия + 2 цифры - номер товара внутри предприятия; 6 цифр - номер предприятия + 3 цифры - номер товара внутри предприятия; 5 цифр - номер предприятия + 4 цифры - номер товара внутри предприятия и иногда 4 цифры - номер предприятия + 5 цифр - номер товара внутри предприятия.

4

ISBN 5-86457-033-8

а) для товаров потребительского назначения;

Рис. 1. Штриховой код БЛМ-13

9 --------

б) для книжной продукции

для товаров потребительского

назначения Рис. 2. Штриховой код EAN-8

30041806

4600695002646

9785864570333

В том случае, когда 4 цифры приходятся на номер предприятия-изготовителя и 5 цифр - на номер товара (продукции) внутри предприятия, то эти 5 цифр обозначают код товара и его следующие потребительские свойства: в первой цифре из этих пяти зашифровано название товара, во второй -особенности его потребительских свойств, в третьей - масса, в четвертой - состав, в пятой - цвет.

Таблица. Флаг цифрового кода, присвоенный странам мира Международной Ассоциацией БАМ

Флаг кода EAN Страна-носитель кода Флаг кода EAN Страна-носитель кода Флаг кода EAN Страна-носитель кода

00-13 США и Канада 569 Исландия 76 Швейцария

20-29 Внутренняя 57 Дания 770 Колумбия

30-37 380 383 нумерация БАЫ Франция Болгария Словения 590 594 599 600-601 Польша Румыния Венгрия ЮАР 773 775 777 779 Уругвай Перу Боливия Аргентина

385 387 400-440 45 и 49 460-469 Хорватия Босния, Герцеговина Германия Япония Россия 609 611 613 616 619 621 Маврикии Марокко Алжир Кения Тунис Сирия 780 784 786 789 80-83 84 Чили Парагвай Эквадор Бразилия Италия Испания

471 474 475 476 477 478 Тайвань Эстония Латвия Азербайджан Литва Узбекистан 622 624 625 626 627 628 Египет Ливия Иордания Иран Кувейт Саудовская 850 858 859 860 867 869 Куба Словакия Чехия Югославия Северная Корея Турция

4/9 480 481 482 484 485 486 487 489 50 520 Шри-Ланка Филиппины Беларусь Украина Молдова Армения Грузия Казахстан Гонконг Великобритания 629 64 690-693 70 729 73 740 741 Аравия Объединенные Арабские Эмираты Финляндия Китай Норвегия Израиль Швеция Гватемала 8 / 880 885 888 890 893 899 90-91 93 94 955 Нидерланды Южная Корея Таиланд Сингапур Индия Вьетнам Индонезия Австрия Австралия Новая Зеландия

528 529 531 535 539 54 Ливан Кипр Македония Мальта Ирландия Бельгия, 742 743 744 745 746 Гондурас Никарагуа Коста-Рика Панама Доминиканская республика 958 977 978-979 980 Макао Периодические издания, пресса Книжная продукция Возвратные квитанции

Люксембург 750 Мексика 981-982 Валютные купоны

560 Португалия 759 Венесуэла 99 Купоны

Код товара присваивает предприятие-изготовитель самостоятельно. Этот код отражает или регистрационный номер, установленный предприятием-изготовителем товара, или какие-либо признаки товара, необходимые для конкретного изготовителя.

В России код предприятиям-изготовителям присваивается Внешнеэкономической Ассоциацией Автоматической Идентификации Юнискан/БАЫ Россия, которая занимается внедрением технологии штрихового кодирования в самых различных сферах деятельности и ведет соответствующий банк данных (ЮНИСКАН/ЕАЫ Россия, 2001). Кроме того, она разрабатывает методики по использованию штриховых кодов БАК. Так, в настоящее время Юнискан/БАЫ Россия для отечественных товаров потребительского назначения определила следующую структуру этих 9 цифр: 6 цифр - номер предприятия + 3 цифры - номер товара внутри предприятия. В Международной Системе БАКШСС она называется структурой "9/3", так как на флаг

национальной организации и номер предприятия отводится 9 цифр, а на номер продукции внутри предприятия - 3 цифры.

Применительно же к книжной продукции следующие четыре (в России - пять) цифр указывают код издательства. Далее наносятся еще пять (в России - четыре) цифр, обозначающих порядковый номер книги.

Последняя 13 (тринадцатая) цифра называется контрольным разрядом. Она предназначена и активно используется для проверки правильности считывания предшествующих 12 цифр кода БАМ сканирующим устройством. Прочитав графическое изображение штрихового кода с помощью сканера и преобразовав его в цифровой код, компьютер автоматически по специальному алгоритму вычисляет контрольный разряд и сравнивает его со считанным разрядом из графического изображения.

Рассмотрим алгоритм расчета контрольного разряда (цифры) в штриховом коде БЛК-13. Рассчитывается он по следующей методике:

1) Начиная с крайней слева цифры, складываются величины разрядов, стоящие на четных позициях штрихового кода.

2) Результат первого действия (полученная сумма) умножается на 3.

3) Начиная с крайней слева цифры, складываются величины разрядов, стоящие на нечетных позициях штрихового кода, кроме самой последней контрольной цифры.

4) Складываются величины разрядов, полученные в результате 2-го и 3-го действий.

5) От полученной суммы отбрасываются десятки и сотни.

6) Из числа 10 вычитается цифра, полученная в пункте 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат должен совпасть с контрольной цифрой, которая позволяет невооруженным глазом оценить подлинность штрихового кода и качество товара.

Совпадение считанного и вычисленного контрольного разряда означает правильное считывание штрихового кода, обеспечивая тем самым его надежность. В этом случае на сканере появляется соответствующий световой или звуковой сигнал. Если штриховой код читается плохо, то одна или несколько цифр кода могут быть при считывании искажены, и сканер в этом случае не даст сигнала о правильном считывании кода. Аналогично, если кто-нибудь придумает свой вариант штрихового кода из произвольных 13 (тринадцати) цифр или, если контрольный разряд будет иметь произвольное значение, то такие штриховые коды сканером считаны не будут.

На любом штриховом коде можно легко заметить две тоненькие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных и всегда находятся в начале, середине и конце штрих-кода. Первые две тоненькие параллельные линии называются типовым знаком-ограничителем и состоят из трех модулей (штриха-пробела-штриха). Вторые две тоненькие параллельные линии называются центральным знаком-ограничителем и состоят из пяти модулей (пробела-штриха-пробела-штриха-пробела). Третьи две тоненькие параллельные линии, также же как и первые две, называются типовым знаком-ограничителем и состоят из трех модулей (штриха-пробела-штриха) (Красовский и др., 1999).

Необходимо помнить, что флаг кода закреплен за страной-производителем товара, но может обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя. Кроме того, он может указывать на страну-партнера, если предприятие совместное, или на страну, куда поставляется большая часть продукции.

По существующим в нашей стране правилам импортное изделие, реализуемое в торговой сети, может и не иметь на упаковке код своей страны. Если какая-либо иностранная фирма зарегистрировала свой товар, например, во Внешнеэкономической Ассоциации Автоматической Идентификации Юнискан/БЛК Россия, то по существующим правилам штрихового кодирования он получает флаг в диапазоне 460-469 в коде БАК-13, т.е. российский код БАМ (ЮНИСКАН/ЕЛЫ Россия, 2001). Флаг в диапазоне 460-469 является ссылкой на национальную организацию и в данном случае означает, что предприятие зарегистрировано в Юнискан/БАК Россия, а вовсе не то, что товар изготовлен в России или что предприятие находится на территории России. В национальную организацию России может вступить любое предприятие, например, находящееся на территории Украины, Казахстана, Германии и т.д., при условии, что оно имеет свое представительство в РФ. При вступлении в Юнискан/БЛК Россия предприятию будет присвоен соответствующий код, начинающийся флагом в диапазоне 460-469. Аналогично, к примеру, флаг 50 означает, что предприятие зарегистрировано в национальной организации Великобритании, а не то, что оно расположено на английской территории. Как было указано выше, флаги некоторых национальных организаций состоят из 2 цифр. Поэтому при чтении штрихового кода лучше посмотреть на дополнительную надпись на упаковке товара, указывающую на страну его изготовления.

Необходимо также помнить, что каких-либо указаний о дате изготовления товара большинство кодов, а БЛК-13, в частности, не имеют.

В отличие от российских товаров потребительского назначения, имеющих у кода EAN-13 флаг 460, согласно международному стандарту ISSN, в России для периодических изданий (газет и журналов), используется флаг 977, а согласно международному стандарту ISBN, флаги 978 и 979 используются для книг.

В том случае, если маркируются товары, габаритные размеры которых не позволяют разместить штриховую версию EAN-13, можно воспользоваться версией EAN-8, являющейся укороченной модификацией кода EAN-13 (рис. 2). Использование данного кода характерно для товаров небольших размеров и для товаров, продаваемых вразвес.

Первые две цифры обозначают страну происхождения товара. Следующие три цифры указывают на предприятие-изготовитель (фирму-изготовитель) товара, зарегистрированного внутри национальной организации.

Затем наносятся еще две цифры, обозначающие код товара. Однако, существуют некоторые исключения от указанных выше положений. Так, например, для товаров потребительского назначения, произведенных в Финляндии, версия кода EAN-8 включает код страны и регистрационный номер продукта (Красовский и др., 1999).

Последняя 8 (восьмая) цифра также называется контрольным разрядом и используется для проверки правильности считывания предшествующих 7 цифр кода EAN сканирующим устройством.

Рассмотрим алгоритм расчета контрольного разряда (цифры) в штриховом коде EAN-8. Рассчитывается она по несколько иной методике:

1) Начиная с крайней слева цифры, складываются величины разрядов, стоящие на нечетных позициях штрихового кода.

2) Результат первого действия (полученная сумма) умножается на 3.

3) Начиная с крайней слева цифры, складываются величины разрядов, стоящие на четных позициях штрихового кода, кроме самой последней контрольной цифры.

4) Складываются величины разрядов, полученные в результате 2-го и 3-го действий.

5) От полученной суммы отбрасываются десятки.

6) Из числа 10 вычитается цифра, полученная в пункте 5.

Результат должен совпасть с контрольной цифрой, которая позволяет невооруженным глазом оценить подлинность штрихового кода и качество товара.

Штриховой код EAN-8 могут также иметь стеклянные флаконы, тюбики, другие типы и виды упаковок, содержащие различные медицинские препараты, растворы и настойки.

4. Заключение

Штриховой код EAN не классифицирует товар, а идентифицирует его так, что любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же штрихового кода. Присутствие штрихового кода на упаковке товара позволяет сразу визуально определить страну-импортера, а также фирму-изготовителя и конкретный код (артикул) товара, что дает возможность при необходимости предъявить претензию изготовителю. Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивая спрос на него. Нанесение штрихового кода на упаковку товара повышает его престиж и играет роль рекламы товара или предприятия, улучшает культуру обслуживания покупателей.

Внедрение системы кодирования и использование штриховых кодов позволяют организовать эффективный и оперативный контроль за движением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и заканчивая складом магазина, снизить коммерческие издержки, осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю и дает возможность производителям и продавцам наблюдать за реакцией рынка, а покупателю (в случае необходимости) выйти на конкретного поставщика или производителя.

Преимущества автоматической идентификации очевидны для предприятий любого ранга и любой отрасли промышленности. Они заключаются в расширении объемов продаж, повышении производительности, снижении затрат и повышении уровня услуг (Берновский и др., 1994).

Нанесение штрихового кода на упаковку не увеличивает ни время, затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость (Красовский и др., 1999).

Литература

Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М., Центр экономики

и маркетинга, 240 с., 1999. Федько В.П. Упаковка и маркировка. М., Экспертное бюро-М, "Изд-во Приор", 240 с., 1998.

Берновский Ю.Н., Максимовский А.С., Берновский М.Ю. Применение штриховых кодов в торговле.

Стандарты и качество, № 3, с.53-56, 1994. ЮНИСКАН/БАК Россия, http://www.ean.ru, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.