Научная статья на тему 'Современные проблемы занятости и региональный рынок труда'

Современные проблемы занятости и региональный рынок труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы занятости и региональный рынок труда»

быть ниже минимальной заработной платы, устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам. На основе ЕТС обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

- сложность (квалификация) труда в пределах одной профессии, должности;

- содержание и характер труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений;

- общие условия труда, сложность выпускаемой продукции (услуг), социально бытовые условия, режимы труда и отдыха и другие специфические факторы, характерные для отрасли, видов деятельности и т. п.

Из прогнозирования и регулирования оплаты труда можно четко представить, что предложение рабочей силы, как и спрос на труд, в первую очередь зависит от уровня заработной платы.

Л. П. Шушарин

Федеральная государственная служба занятости населения

по Челябинской области

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

В 2004-2005 гг. сохранялась положительная динамика социально-экономического развития Челябинской области. Благоприятная экономическая конъюнктура, стабильный экономический рост, успешная хозяйственная деятельность и укрепление финансового положения промышленных организаций области, особенно предприятий черной металлургии, увеличение объема прибыли стали основой роста поступлений в консолидированный бюджет области, увеличения объема инвестиций в основной капитал, повышения благосостояния и уровня жизни населения.

Благодаря этому в 2004, 2005 гг. наблюдалась тенденция некоторого увеличения численности работающих в организациях области. Всего по области в среднегодовом исчислении в 2004 г. были заняты экономической деятельностью 1653,0 тыс. чел., в 2005 г. — 1654,3 тыс. чел. (оценка).

Основная часть занятых в экономике — работники крупных и средних организаций. Отток работников в 2004 г. происходил в сельском хозяйстве (снижение на 10,6 %), жилищно-коммунальном хозяйстве (10 %) и промышленности (5,6 %), и, напротив, наблюдалось увеличение численности работающих в таких отраслях, как информационно-вычислительное обслуживание (на 13,2 %), торговля (на 9,2 %), финансы, кредит и страхование (на 5,7 %). Это значит, что в области растет занятость в секторах экономики, представляющих услуги населению.

Значительных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения не произошло. Наибольший удельный вес среди занятых отмечался в промышленности — 37 %, народном образовании — 13 %, транспорте и связи — 8,9 %.

В сфере малого предпринимательства за прошедшие два года наблюдался устойчивый рост численности его участников: в 2004 г. — 162,1 тыс. чел., в 2005 г.— 165,0 тыс. чел. (оценка).

На фоне экономического роста продолжала снижаться неполная занятость. За первое полугодие 2005 г. численность работников, работавших неполное рабочее время, и работников, отправленных в отпуска по инициативе администрации, составила

45,7 тыс. чел. (4,5 % от среднесписочной численности работающих), аналогичные показатели в 2004 г. — 88,0 тыс. чел. (8,5 %), в 2003 г. — 117,8 тыс. чел. (11,3 %).

Наметилась положительная тенденция в движении рабочей силы в крупных и средних организациях области. Так, если за 2004 г. число выбывших работников превысило число принятых на 5,6 %, то за 6 месяцев 2005 г. — только на 0,5 %.

Особенностью этих лет являлся устойчивый рост числа вакансий, заявленных в службу занятости. Если на 1 января 2004 г. потребность в работниках составляла 10 229 чел., то на 1 января 2005 г.— 11 325 чел. По структуре вакантных должностных мест по-прежнему доминируют вакансии в отраслях промышленности, возросла доля вакансий в торговле, транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве.

В 2004 г. по сравнению с 2003 г. численность безработных по МОТ снизилась на

14,8 % и составила 92 тыс. чел., в 2005 г. ожидается снижение на 2,2 % при численности безработных — 90,0 тыс. чел.

В то же время социально-экономическое развитие области в 2004, 2005 гг. проходило в условиях увеличения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, сохранения структурной и регистрируемой безработицы.

Наблюдался рост численности безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата. Доля уволенных по сокращению в 2005 г. составляет 24,5 % (оценка) против 22,1 % в 2004 г. Увеличивается среди безработных граждан доля лиц, не имеющих опыта работы, в том числе выпускников учебных заведений.

Отличительная особенность последних двух лет — значительный рост регистрируемой безработицы, связанный с последними изменениями в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в совокупности с рыночными реформами. В первую очередь, это ищущие работу граждане из числа не трудоустроившихся выпускников учебных заведений; инвалидов; лиц, занятых домашним хозяйством и других граждан. Численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения области на конец года, составила: в 2003 г. — 27 615 чел., 2004 г. — 44 260 чел., 2005 г. — 36 000 чел. (оценка).

В анализируемый период не произошло существенных изменений в структуре зарегистрированных безработных по полу, возрасту, уровню образования и т. д. Доминирующее положение продолжало сохраняться за женщинами, доля их на 1 января 2005 г. составляла 67,0 %, на 1 января 2006 г. ожидается 67,8 %.

По-прежнему остаются высокими доля лиц предпенсионного возраста и доля молодежи в возрасте 16-29 лет, которые в течение последних двух лет держатся соответственно на уровне 15-16,5 % и 30-35 %.

Продолжающаяся адаптация организаций к новым условиям реформирования экономики, возникновение новых рынков сбыта, переход на новые виды продукции способствовали увеличению спроса на рабочую силу, в первую очередь, квалифицированную, в промышленности, строительстве, на транспорте. Сохраняется устойчивый спрос на руководителей, опытных специалистов в области финансов, права, информационных технологий, образования и здравоохранения. Результатом этих процессов стало изменение состава безработных по уровню образования. Сократилась численность безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование, с 38,8 % на начало 2004 г. до 31,3 % на начало 2005 г.

Сохраняется проблема несоответствия между профессиональным составом ищущих работу граждан и структурой имеющихся рабочих мест. Усугубляют проблему часто противоречащие закону ограничения работодателями приема на работу граждан по полу, возрасту, квалификации и в то же время падение престижа рабочих профессий, низкий уровень заработной платы. Наибольшие трудности организации области испытывают при подборе токарей, электромонтеров, фрезеровщиков, слесарей- ремонтников, сварщиков, плотников, столяров.

Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы увеличивается.

Растет безработица в сельской местности. Уровень регистрируемой безработицы в сельских районах области на начало 2005 г. составил 5,7 % (на начало 2004 г. — 2,7 %), что в 2,3 раза (1,6 раза) больше, чем в городах. За два года доля безработных граждан, проживающих в сельской местности, увеличилась с 22,3 % в 2004 г. до 30,0 % в 2005 г. (оценка). Преобладание в составе сельских безработных лиц с низким образовательным уровнем и профессионально неподготовленных к трудовой деятельности в условиях недостатка альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест обусловливает застойный характер сельской безработицы.

Вследствие увеличения численности незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения области, не снижена конкуренция на рынке труда. Если в 2004 г. на одно свободное рабочее место в среднем по области претендовали 2,8 чел., то в 2005 г. — ожидается 3,0 чел.

В связи с отсутствием или дефицитом ряда специалистов на местном рынке труда, на рынок труда привлекались иностранные рабочие и специалисты — на вакансии, длительное время не заполняемые по причине их непрестижности (низкая заработная плата, тяжелый физический труд). В 2004 г. на предприятиях области работали 8379 иностранных граждан, за 9 месяцев текущего года уже выданы заключения на привлечение 9 288 чел.

По-прежнему наблюдалась высокая дифференциация муниципальных образований области по уровню безработицы. На 1 октября 2005 г. при среднем по области уровне регистрируемой безработицы 2,0 % данный показатель в муниципальных образованиях составил от 0,7 до 15 %.

По прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2006 г. и на период до 2008 г., подготовленному Министерством экономического развития области, ожидается дальнейшее развитие положительных тенденций в экономике области: валовой региональный продукт будет ежегодно увеличиваться на 8,4-8,5 % по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах; увеличение объема инвестиций составит 110,5-112,0 % ежегодно; в аграрном секторе экономики прогнозируется прирост объема продукции сельского хозяйства ежегодно 2,0-4,0 %; объем платных услуг населению предполагается увеличивать в среднем на 7,0 % ежегодно и т. д.

Рост экономики будет сопровождаться увеличением численности граждан, занятых трудовой деятельностью. Прогнозируемое увеличение численности занятых в экономике объясняется не только ожидаемым притоком инвестиций в экономику области, что позволит создать дополнительные рабочие места, но и тем, что в трудоспособный возраст вступят лица, родившиеся в 1989 г., который характеризовался более высокой (по сравнению с современной) рождаемостью. По прогнозу социально-экономического развития области, численность занятых в экономике составит в 2006 г. 1665,8 тыс. чел. (94,9 % к экономически активному населению), 2007 г. — 1673,0 тыс. чел. (95,0 %); 2008 г. — 1682,0 тыс. чел. (95,2 %).

Малые предприятия в 2006 г. обеспечат на постоянной основе рабочими местами 170 тыс. чел., а к 2008 г. среднесписочная численность работающих на малых предприятиях увеличится до 178 тыс. чел. Результатом реформирования экономики, возникновения новых рынков сбыта, перехода на новые виды продукции и появления благоприятной конъюнктуры станет увеличение спроса на рабочую силу, в первую очередь, квалифицированную в промышленности, строительстве, на транспорте. Сохранится устойчивый спрос на руководителей, опытных специалистов в области финансов, права, информационных технологий, образования и здравоохранения.

Прогнозируется перераспределение работающих между отраслями экономики, в первую очередь из сферы материального производства в непроизводственную сферу. Повлияет на рост численности работающих прирост численности граждан, ищущих дополнительную работу (вторичная занятость).

Таким образом, в течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. В связи с продолжающимися процессами реформирования и финансового оздоровления организаций ожидается проведение мероприятий по сокращению кадров из отраслей промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса.

На рынке труда области по прогнозным оценкам ежегодно ожидается приток 350400 тыс. чел. Из них наибольшую часть составят ранее работавшие граждане, уволившиеся по собственному желанию, — 220,5-250,0 тыс. чел., число граждан, уволенных по сокращению составит 20,0-25,7 тыс. чел., выпускников учебных заведений ожидается 41,2-43,0 тыс. чел. Механический приток населения в трудоспособном возрасте (миграция) составит 9,0-10,5 тыс. чел.

По прогнозам Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области из исправительных учреждений ежегодно будет освобождаться 7,5-8,0 тыс. чел. жителей области.

Общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) составит в 2006 г. 90,0 тыс. чел., 2007 г.— 88,0 тыс. чел., 2008 г. — 85 тыс. чел. Уровень общей безработицы уменьшится с 5,1 % в 2006 г. до 4,8 % в 2008 г.

Ожидается, что в органы службы занятости в 2006-2008 гг. будут обращаться за содействием в трудоустройстве ежегодно 180,0-85,0 тыс. чел. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости на конец года, составит в 2006 г. 39,0 тыс. чел., в 2008 г. — 40,0 тыс. чел. Предполагается, что уровень регистрируемой безработицы не превысит 2,3 %.

Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, если не будут приняты дополнительные кардинальные меры, сохранится.

Анализ состояния рынка труда, сформировавшегося в результате проведения реструктуризации экономики, и оценка параметров общей и регистрируемой безработицы позволяют выделить следующие ключевые проблемы на рынке труда Челябинской области, требующие решения в рамках государственной политики занятости населения:

- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессионально квалифицированной структуры и низкое качество рабочей силы;

- значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, сдерживающие переход к эффективной занятости, и повышение трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами;

- затруднено трудоустройство ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других);

- сохранится селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу граждан в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья;

- недостаточная адаптированность системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования: масштабы, структура и формы первичной профессиональной подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, система вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой, она ориентируется лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве;

- слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;

Основной проблемой рынка труда останется недостаточная реформированность трудовой сферы (медленное обновление рабочих мест, сохранение большого числа ма-

лоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, ориентация значительной части трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и не вовремя выплачиваемой зарплате и т. д.), что во многом ограничивает возможности службы занятости эффективно решать проблемы трудоустройства граждан и проводить активную политику на рынке труда.

На ситуацию на рынке труда будут кроме этого оказывать влияние следующие факторы: активизация процессов увольнения работников из организаций в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики (угольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и т. д.), продолжающаяся либерализация трудовых отношений в результате принятия Трудового кодекса Российской Федерации, реформирование Вооруженных сил Российской Федерации и системы исполнения наказания, дальнейший рост обращений в органы службы занятости безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе, особенно из числа проживающих в сельской местности, в связи с увеличением минимального размера пособия по безработице, появление на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, прежде всего в сельской местности, уменьшение численности лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию из-за низких размеров пенсий.

Каковы пути решения названных проблем?

Считаем необходимым на федеральном уровне:

1. В связи с существующим ныне жестким разграничением бюджетов всех уровней вернуться к практике разработки и принятия целевых федеральных программ содействия занятости населения.

2. В рамках указанных программ иметь подпрограммы с целевым финансированием: «Спрос и предложение рабочей силы» и «Мотивация труда у подрастающих поколений России».

3. Разработать и внедрить систему мониторинга рынка труда и прогноза спроса и предложения рабочей силы.

4. Возродить на качественно новом уровне сеть государственных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи и населения.

5. Законодательно возродить практику государственного распределения молодых специалистов, обучающихся за счет бюджета, и обязательной 2-3 летней отработки специалистов по месту распределения или возмещения затрат бюджета на его обучение.

6. В обозримом будущем вернуться к страховому принципу финансирования программ содействия занятости населения.

На областном уровне:

1. Разработать и принять областные целевые программы: «Сохранение и создание рабочих мест» и «Сельская занятость».

2. Активизировать работу над областной целевой программой «Кадры Челябинской области».

3. Не дожидаясь ее принятия приступить и внедрить механизм краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей регионального рынка труда в рабочей силе.

4. Разработать модель регулирования рынка образовательных услуг.

5. Разработать и внедрить систему стимулирования заинтересованности работодателей в повышении качества профессиональной подготовки рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.