Научная статья на тему 'Современные проблемы выявления опасностей для здоровья человека, связанные с тенденциями социально-экономического развития России'

Современные проблемы выявления опасностей для здоровья человека, связанные с тенденциями социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
702
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / ТЕНДЕНЦИИ ОСНОВНЫХ ОПАСНОСТЕЙ / СЕТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бабович Дина Владимировна

В данной статье представлены тенденции проявления основных опасностей, сопровождающих социально-экономическое развитие России, оказывающее влияние на здоровье населения. Раскрыты основные виды мониторинга опасностей для здоровья человека, система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, новые классы современных угроз. Показаны направления противостояния тенденциям основных опасностей, в частности, путем усилению организации мониторинга этих опасностей и осуществления превентивных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы выявления опасностей для здоровья человека, связанные с тенденциями социально-экономического развития России»

УДК 614.8

Д.В. Бабович

Современные проблемы выявления опасностей для здоровья человека, связанные с тенденциями социально-экономического развития России

Аннотация

В данной статье представлены тенденции проявления основных опасностей, сопровождающих социально-экономическое развитие России, оказывающее влияние на здоровье населения. Раскрыты основные виды мониторинга опасностей для здоровья человека, система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, новые классы современных угроз. Показаны направления противостояния тенденциям основных опасностей, в частности, путем усилению организации мониторинга этих опасностей и осуществления превентивных мер.

Ключевые слова: мониторинг опасностей; здоровье человека; здоровье нации; санитарно-эпидемиологический контроль; источники опасностей для здоровья человека; тенденции основных опасностей; сеть наблюдения и лабораторного контроля.

Содержание

Введение

1. Здоровье нации в государственной системе мониторинга

2. Тенденции социально-экономического развития и их влияние на здоровье населения Заключение

Литература

Введение

Важнейшей проблемой нашего общества является здоровье нации. Это подчеркивается в Стратегии национальной безопасности до 2020 года и в широко известных Указах Президента России, имеющих социальную направленность.

В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано следующее определение здоровья: «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.

Российское государство, органы здравоохранения научились выявлять опасности для здоровья человека и создали соответствующую систему охраны здоровья, в значительной мере ставшую неотъемлемой частью Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Одним из важнейших направлений предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, свя-

занных с опасностями для здоровья людей, является системный мониторинг. Под мониторингом (англ. monitoring, от лат. Monitor — предостерегающий) понимается определенная система наблюдения (а также оценки и прогноза) состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений.

Он заключается в слежении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов. Его результаты используются для предупреждения о возникающих опасностях и обеспечения органов управления информацией для подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития системы, процесса или явления.

Мониторинг здоровья нации представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

1. Здоровье нации в государственной системе мониторинга

В общей постановке вопросы мониторинга кризисных явлений и различного рода опасностей в последнее время приобретают все большее значение. Это связано с рядом причин.

Во-первых, развитие человечества достигло такого уровня, когда любые последующие шаги по созданию технологического потенциала, использованию природных ресурсов требуют оценки возможных негативных последствий.

Во-вторых, курс на позитивные социальные преобразования в стране не может осуществляться без учета влияния на общество тенденций изменений в природе, экономике, технологиях, в человеческих взаимоотношениях.

В-третьих, так как развитие человечества приводит к большой взаимозависимости государств, глобализации экономики, расширению трансграничной инфраструктуры, усиленной миграции населения, то риски, возникающие при этих процессах, необходимо оценивать в ходе социально-экономических преобразованиях, прежде всего — с точки зрения последствий их влияния на население.

В-четвертых, организация общества, развитие науки, системы органов власти, международного взаимодействия позволяют выявлять, анализировать факторы риска, принимать достаточно эффективные превентивные меры по парированию угроз и ликвидации последствий реализованных бедствий.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций (наблюдение и контроль) в рамках системы РСЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8.11.2013 № 1007 «О силах и средствах РСЧС».

Основные виды мониторинга опасностей для здоровья человека включают:

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

санитарно-карантинный контроль; социально-гигиенический мониторинг; медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д.;

контроль за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;

наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха и водных объектов;

государственный мониторинг радиационной обстановки;

федеральный государственный экологический надзор;

контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;

контроль водных биологических ресурсов и средой их обитания.

Наиболее развитой из мониторинговых структур является система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в которой действуют:

федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор;

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в организациях с особо опасными условиями труда — ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство) России;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в субъектах Федераций, муниципальных образованиях;

федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.

Данная система занимается не только вопросами выявления соответствующих опасностей, но и контролирует:

выполнение санитарного законодательства; санитарно-эпидемиологическую обстановку; проводит социально-гигиенический мониторинг;

осуществляет санитарно-карантинный надзор на границах.

Государственный санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется в двух формах: предупредительный и текущий.

Наличие опасных факторов, влияющих на здоровье человека, появляющихся как в сфере технологической деятельности, так и в результате природных процессов определяется мониторингом окружающей среды, через систему наблюдения, оценки и прогноза, которую организует Росгидромет.

Контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой осуществляется также в рамках деятельности единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (ЕСНЛК), создание которой определено в Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 1.11.2013 № ПР-2573.

ТББМ 2224-8617. Том 5,2015, № 1(8)

63

Единая сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны опирается на мониторинговые структуры министерств, ведомств и организаций, обладает мобильными средствами детектирования. Ее спецификой является возможность функционирования в военное время, при террористических актах, при особо опасных радиационных, химических и биологических авариях.

Функционирование ЕСНЛК, помимо практического выявления опасностей, предполагает мониторинг существующих средств их обнаружения, участие в мероприятиях по защите населения в мирное и военное время, а также материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, вызванных зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными, отравляющими, аварийными, химически опасными веществами и биологическими средствами.

Регулярное проведение биомониторинга, включающего различные анализы, например крови и мочи, позволяет оценивать состояние здоровья людей в отдельно взятых регионах. С помощью биомониторинга можно определить степень воздействия химических веществ из множества источников на здоровье людей, а также выделить группы риска — тех, кто подвергается чрезмерному воздействию вредных веществ, и принять необходимые меры по сокращению или устранению вредного воздействия.

В то же время деятельность упомянутых и других систем мониторинга опасностей для здоровья человека далеко не всегда соответствует уровню угроз, как в плане организации и управления, так и в состоянии нормативно-правовой базы, и в техническом оснащении.

2. Тенденции социально-

экономического развития и их влияние на здоровье населения

Современные тенденции в природе, техносфере и социуме диктуют необходимость ускоренного развития систем выявления опасностей для здоровья человека.

Такими тенденциями, определяющими необходимость опережающего развития системы выявления опасностей для здоровья человека в России, являются:

интенсификация миграционных процессов; расширение экономических связей; появление на планете новых экзогенных болезней, увеличение масштабов эпидемий, эпизоотий;

каскадность бедствий и катастроф (перерастание техногенных аварий в биосоциальное бедствие, природных катастроф — в техногенные и т.д.);

снижение уровня технологической дисциплины на производстве;

экстремальность проявления изменений климата, гелиомагнитной активности, и связанный с эти-

ми процессами рост различных форм ущерба от чрезвычайных ситуаций;

усиление негативного воздействия на здоровье людей из-за сочетания волн тепла (повышенной температуры воздуха) с увеличением загрязнения атмосферы при неблагоприятных метеорологических условиях;

значительное количество населения, живущего на уровне бедности;

уменьшение запасов пресной питьевой воды; распространение явлений трансграничного переноса негативных факторов в различных средах;

внедрение технологических новинок без оценки их негативных последствий;

усиление информационного влияния некомпетентных источников на сознание населения и ряд других.

Практически все эти тенденции коррелируют друг с другом. В первую очередь это происходит там, где развитие производственных объектов происходит без учета экологической безопасности, с пренебрежением к условиям труда людей. Как правило, последствия происшедших крупных аварий выходят за рамки стран и регионов (как это было при аварии на химзаводе у реки Сунгари, Китай; на атомной электростанции Фукусима, Япония; при катастрофе на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, США и др.).

По данным «Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации», в России интенсивно стареют фонды: заводы, фабрики, коммуникации строили в послевоенный период, в 50-60-е годы XX века. Сейчас в стране «функционирует свыше 2,5 тысяч химически опасных предприятий, более 1,5 тысяч радиационно-опасных и около 8 тысяч пожаро- и взрывоопасных объектов, а также более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Последствия аварий на любом из этих предприятий могут оказаться губительными для здоровья человека.

Зачастую источником опасности в природ-но-техногенной сфере являются некачественно выполненные работы по консервации исчерпавших потенциал объектов добычи полезных ископаемых при завершении производственных процессов. Примером может служить бывший горнообогатительный комбинат «Тувакобальт», из отвалов и хво-стохранилищ которого в реки и почву поступают кобальт и мышьяк.

В 1971 — 1991 годы на Хову-Аксынском месторождении никель-кобальтовых руд ежегодно добывалось и перерабатывалось на комбинате «Тува-кобальт» до 83 тыс. тонн товарной руды. В первые два года работы комбината отходы складировались на специальном участке в вырытых в земле и забетонированных траншеях размерами 6x80 м и глубиной около 0,5 м. По мере заполнения траншеи закатывались грунтом. В дальнейшем применялась схема хранения отходов в отвальных прудах-картах.

Отходы поступали по трубопроводам в виде пульпы в пруды-отстойники и накоплены в 5 картах-хранилищах, расположенных в 0,8 км от комбината, рядом с автодорогой Кызыл-Хову-Аксы. Общий объем складированных отходов составляет более 1,5 млн. тонн. Запасы мышьяка в них составляет не менее 75 тыс. тонн.

Вызывая изменение химического состава почв, воды, под влиянием мышьяка и сопровождающих его токсических элементов типоморфного минерального комплекса, происходящие процессы приводят к заболеваниям и массовому падежу домашнего скота, гибели беспозвоночных, рыбы, птиц и других представителей дикой фауны в окрестностях бывшего горно-обогатительного комбината.

Катастрофические сбросы мышьяк-содержа-щих токсичных отходов влияют и на здоровье населения через потребление пищи, воды, использование некоторых бытовых предметов и местных строительных материалов, что подтверждается появлением признаков хронического отравления людей.

Эта и другие подобные чрезвычайные ситуации требуют скорейших решений по рекультивации земной поверхности и предотвращению разрушений хвостохранилищ, ликвидации фильтрационных утечек вредных веществ.

В техногенной сфере очевидна тенденция к увеличению количества и масштабов так называемых каскадных катастроф, когда технологическая авария перерастает в природное и биосоциальное бедствие и наоборот, когда природное бедствие ведет к технологической аварии. Примеров этому множество (авария на Саяно-Шушенской ГЭС, наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке, пожары в лесных массивах и на складах боеприпасов и др.)

Заметным даже для неспециалистов стало снижение технологической дисциплины и уровня подготовки кадров. Более 80 % аварий на транспорте и 60 % в энергетике происходит по причине так называемого человеческого фактора. Достаточно вспомнить Чернобыльскую аварию, авиационные и судоходные катастрофы последнего времени, участившиеся инфекционные заболевания и пищевые отравления в местах массового пребывания людей.

Пищевые добавки — всевозможные красители, антиоксиданты, консерванты, эмульгаторы, стабилизаторы, глазирующие вещества, усилители аромата и вкуса, разрыхлители, подсластители в значительной степени опасны и вредны для здоровья. Однако они не запрещены в Российской Федерации и продолжают использоваться в продуктах питания. Так, по утверждению ряда специалистов, например, патентованный синий краситель (Е 131) может вызвать раковые заболевания, астму, крапивницу, заболевания желудочно-кишечного тракта, гиперактивность.

Если говорить о медико-биологической опасности, то нельзя не отметить снижение качества ряда массово продаваемых лечебных препаратов вплоть

до подделок, что требует усиления контроля за их производством и реализацией.

В стране существует острый дефицит кадров специалистов мониторинга в области охраны здоровья населения, которые должны готовиться системно и целенаправленно.

Однако появляются и новые классы угроз. Например, внедрение технологических новшеств без изучения их негативных эффектов. Пока неизвестными остаются долгосрочные последствия для здоровья человека от использования в питании генно-модифицированной продукции. При внедрении энергосберегающих ламп забыли о создании системы их безвредной утилизации. Много сюрпризов таит создание нанотехнологий и т.п.

Существует еще одна современная угроза. В связи с расширением поля информационного общения усиливается влияние некомпетентных источников информации на сознание людей. Это опасно не только с точки зрения воздействия на психику, но и на социальное поведение людей.

Более внимательно надо относиться и к нарастанию гелиомагнитной активности. Опасность здесь кроется не только в ее влиянии на работу электронных систем. Люди, их здоровье и психика также подвержены воздействию солнечной радиации и магнитных бурь, что приводит к потере работоспособности, операторским ошибкам, повышенной психической возбудимости, особенно в условиях больших городов.

Количество факторов, влияющих на здоровье человека, очень велико и продолжает нарастать. Надо думать, что этот процесс в основном сохранится в ближайшем будущем. Это, кстати, связано с увеличением населения на планете. По прогнозам ряда ученых, к концу XXI века число жителей Земли превысит 10 млрд человек.

Противостоять реальным тенденциям возможно, благодаря усилению организации мониторинга опасностей и осуществлению превентивных мер, расширению научных исследований, планомерному развитию производства лабораторных, технических средств и препаратов для мониторинга. Огромная роль принадлежит систематическому медицинскому обследованию здоровья населения, выявлению угрожающих закономерностей динамики его состояния, определению соответствующих причин.

Для того, чтобы интенсифицировать развитие систем мониторинга опасностей для здоровья человека МЧС России предполагает в рамках РСЧС, опираясь на существующие государственные программы и федеральные целевые программы, совершенствовать взаимодействие министерств, ведомств и организаций по созданию современной нормативно-правовой базы, организации скоординированного противодействия трансграничному переносу, внедрению новых технических детектирующих средств. Будет продолжена практика под-

КБМ 2224-8617. Том 5,2015, № 1(8)

65

готовки кадров для сети наблюдения и лабораторного контроля.

В международном плане Россия активно участвует в разработке и будет последовательно осуществлять в будущем положения рамочной Программы действий ООН на 2015 — 2030 гг. по снижению риска и уменьшению последствий бедствий и катастроф (Хиого-2). Особенностью этой программы является то, что при противостоянии рискам кризисных явлений акценты переносятся с защиты достижений социально-экономического развития на преобразование процесса развития с учетом необходимости управлять рисками, обеспечивая устойчивое развитие государства. А это означает, что выявление рисков, в том числе — для здоровья населения, становится первоочередной национальной задачей.

Заключение

Тенденции проявления основных опасностей, сопровождающих социально-экономическое развитие настоятельно требуют создания и эффективного функционирования системы охраны здоровья населения Российской Федерации. В основном это следующие направления: разработка нормативно-методической базы; организация сбора и оценка фоновых показателей состояния окружаю-

щей среды и здоровья населения; санитарно-гигиеническая экспертиза; разработка рекомендаций по мониторингу производственной и окружающей среды, а также здоровья населения; разработка средств и способов диагностики и лечения граждан; организация подготовки медицинских работников.

Литература

1. Фалеев М.И. О некоторых факторах, которые будут влиять на организацию защиты населения и территорий от бедствий и катастроф в России в ближайшую четверть века. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования». 2012. Т. 2, № 2. С. 4 — 6.

2. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций /под общ. ред. В.А. Пуч-кова) / МЧС России. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013.

3. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации /под общ. ред. С.К.Шойгу/. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009.

4.02.2015

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БабовичДина Владимировна: главный специалист; ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.