Научная статья на тему 'Современные проблемы сохранения исторического центра Новосибирска в курсовых проектах обучающихся НГУАДИ'

Современные проблемы сохранения исторического центра Новосибирска в курсовых проектах обучающихся НГУАДИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
474
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВОСИБИРСК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дудина Татьяна Сергеевна

В статье на примере курсовых проектов студентов кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ рассматриваются пути решения градостроительных проблем исторического центра города Новосибирска, возникающих из-за столкновения интересов застройщика, властей и общественности при необходимости сохранения исторической среды и расширении транспортной инфраструктуры. Один проект демонстрирует возможности использования подземных пространств улиц местного значения, расположенных перпендикулярно Красному проспекту, в качестве подземных парковок, с формированием общественно-пешеходных пространств на освобождаемых территориях. Другой проект посвящен реконструкции общественно-пешеходных и транспортных пространств центральной площади Новосибирска с разведением транспортных и пешеходных потоков на разные уровни. Проект направлен на поиск методов, позволяющих сформировать современное пространство исторической площади города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Problems of Preservation of the Historical Centre of Novosibirsk in Course Projects of Students of NSUADA

On the example of students term projects of the faculty of urban planning and landscape architecture of NSUADA the article deals with the solutions for urban problems of the historic centre of Novosibirsk arising from the conflict between interests of a developer, authorities and society by the need of saving the historical environment and the expansion of transport infrastructure. One project demonstrates the possibility of using street's underground spaces that go perpendicular to Krasny Prospect, as underground parking, with the formation of public pedestrian spaces on free territories. The project of reconstruction for public pedestrian and transport spaces in Novosibirsk central square with separation of transport and pedestrian flows at different levels, aimed at finding methods to create a modern urban space for the historic square.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы сохранения исторического центра Новосибирска в курсовых проектах обучающихся НГУАДИ»

УДК: 711.553 (571.14)

Т.С. Дудина, Новосибирск

Современные проблемы сохранения исторического центра Новосибирска в курсовых проектах обучающихся НГУАДИ

Аннотация

В статье на примере курсовых проектов студентов кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ рассматриваются пути решения градостроительных проблем исторического центра города Новосибирска, возникающих из-за столкновения интересов застройщика, властей и общественности при необходимости сохранения исторической среды и расширении транспортной инфраструктуры. Один проект демонстрирует возможности использования подземных пространств улиц местного значения, расположенных перпендикулярно Красному проспекту, в качестве подземных парковок, с формированием общественно-пешеходных пространств на освобождаемых территориях. Другой проект посвящен реконструкции общественно-пешеходных и транспортных пространств центральной площади Новосибирска с разведением транспортных и пешеходных потоков на разные уровни. Проект направлен на поиск методов, позволяющих сформировать современное пространство исторической площади города.

Ключевые слова: градостроительство, исторический центр города, архитектурное образование, Новосибирск

Традиционно считается, что наиболее интересными и полноценными являются итоговые работы выпускников вузов. Отчасти это так: эти работы характеризуют наибольшая актуальность, научно-проектная новизна, применение всего арсенала профессиональных и междисциплинарных знаний, глубина проработки. Однако зачастую курсовые проекты, выполняемые в краткие сроки в рамках учебного процесса, немногим уступают выпускным работам своей актуальностью и авторскими проектными решениями.

Самые интересные проектные решения появляются в случаях, когда обучающийся попадает в критическую проблемную ситуацию. При невозможности применения традиционных методов выполнения проекта и когда объект проектирования, по профессиональному мнению, не может быть размещен на определенной территории, возникает необходимость серьезного предпроектного исследования для обоснования принятого варианта решения. Это позволяет выйти за рамки уровней проектирования по нормам и аналогам и создать новое, неожиданное решение, казалось бы, в нереальной для проектирования ситуации. Осознанный, обоснованный, а главное, самостоятельный выбор площадок для размещения объектов, внедряемых в исторический центр города, позволил обучающимся выйти на новый уровень проектирования.

Одним из наиболее сложных и проблемных объектов в современном Новосибирске является его транспортная структура, и потому обучающимся было предложено в рамках курсового проекта найти методы для выхода из сложившейся кризисной ситуации. Транспортная структура как один из главных составляющих компонентов города должна обеспечивать многообразие скоростей и режимов перемещения, чтобы отвечать всему комплексу транспортных потребностей, не конфликтуя с общественно-пешеходными пространствами города. Важно все виды путей и их пересечений рассматривать комплексно, иначе не произойдет качественных изменений, и все мероприятия по выходу из кризисной ситуации становятся бесполезными. Часто транс-

порт является разрушителем исторической среды, отчуждает у города значительные территории в ущерб уникальным средовым характеристикам, сложившимся в сложном процессе развития города.

Реализация нестандартных решений транспортных проблем потребует больших единовременных затрат, но градостроительство оперирует длительными промежутками времени, поэтому поиск возможности выхода из современных проблем требует кардинальных решений. Решая проблемы, необходимо понимать, что требования транспортной структуры иногда вступают в конфликт с человеческими ценностями, и поэтому транспорт не должен иметь статус приоритетного в градостроительном решении, а должен лишь служить улучшению качества обслуживания, беспрепятственного перемещения по городу.

В статье представлены два курсовых проекта [1], в которых обучающиеся попытались предложить способ выхода из кризисной транспортной ситуации в наиболее ответственной части Новосибирска — ядре центрального района, историческом центре города. Предложены решения как проблем сегодняшнего дня — отсутствие парковок вдоль Красного проспекта, так и задач будущего — формирование центральной площади города, сохранение планировки исторически сложившегося ансамбля как главного пространства для общения людей, но при этом связанного с крупным транспортным узлом. Обучающиеся сформировали свои альтернативные варианты проектных решений городских территорий.

Так, в первом курсовом проекте предложено решение проблемы парковок в исторической центральной зоне Новосибирска вдоль главной городской улицы — Красного проспекта, на его участке между ул. Достоевского на севере и Свердлова на юге. Территориальных ресурсов в сложившейся городской среде для размещения паркингов нет. По проекту планировки центральной зоны города Новосибирска выделенных территорий под строительство этих объектов не хватит для выхода из сложившейся ситуации. Возникает необходимость провести повторное исследование центральной зоны города для поиска невыявленных резервов территории.

Обучающийся находит возможность решения проблемы, применяя нестандартный, современный подход к формированию исторического пространства города с применением принципов подземной урбанистики. Фактически свободным пространством в центральной исторической части города являются только транспортные территории в створах красных линий. Магистральные улицы с серьезной транспортной и пешеходной нагрузкой, в основной массе с тоннелями метрополитена и магистральными инженерными сетями исключаются автором из территорий, пригодных для размещения подземных объектов хранения автомобилей.

Наиболее вероятными вариантами для размещения этих объектов становятся улицы местного значения, такие как Коммунистическая, Потанинская, Державина, Достоевского и др. Ширина в створе красных линий равна 25 м, что позволяет вместить объект с необходимыми технологическими размерами. Образмериваиние линии застройки этих улиц подтвердило гипотезу, что без ущерба для окружающей застройки, средовых характеристик возможно размещение подземных паркингов в комфортной пешеходной доступности от многочисленных общественных и жилых объектов. Формирование более развитых пешеходных зон за счет оптимизации транспортных территорий значительно улучшит средовые характеристики общественно-пешеходных пространств центральной исторической зоны города, что давно стало жизненной необходимостью.

Обучающийся самостоятельно провел мониторинг, выявив наименее используемые для движения транспорта и наиболее загруженные припаркованными автомобилями улицы, и разбил территорию исторического центра города на две очереди строительства паркингов в зависимости от степени про-блемности исследуемых пространств города, исходя из собранных данных (рис. 1).

Исторически сложившаяся застройка центра, с одной стороны, не позволяет располагать в ней крупных паркингов, с другой стороны, имеет одинаковые по размерам (ширина и длина) пространства улиц в красных линиях перпендикулярных Красному проспекту улиц, что позволяет создать проект типового паркинга для неоднократного применения (рис. 2а, б). Занимая всю длину улицы, два типовых этажа соединяются между собой прямолинейной рампой. В проекте предусмотрен коллектор, позволяющий реконструировать устаревшие городские инженерные сети и обеспечивающий возможность их последующего обслуживания. Кровля паркинга используется для расширения общественно-пешеходных городских пространств.

В основу объемно-пространственного решения положен принцип модульности — паркинг, в зависимости от особенностей места размещения, компонуется из блоков: парковочного, рампового, хозяйственно-бытового, контрольно-пропускного, эвакуационного и инженерного. Применение типовых конструкций значительно удешевит строительство и упростит его эксплуатацию. Это позволяет приспособить объект под конкретные условия одинаковых по размерам, но различных по линии застройки улиц центральной зоны города (рис. 3). Значимость этого проекта для города в случае его

реализации представляется очень высокой.

Во втором проекте предложено решение проблемы общественно-пешеходных пространств площади Ленина в историческом ядре центра города Новосибирска. Сегодня общественно-пешеходные пространства занимают лишь небольшую ее часть. Основная территория занята плохо организованным пространством, лишь частично используемым транспортным движением. В ней остаются пустующие участки, которые условно относятся к транспортной территории, вместо того, чтобы быть не использованными для более необходимой пешеходной функции.

Именно это противоречие и пыталась устранить в своем курсовом проекте обучающаяся. Для оптимизации транспортных потоков на площади была рассмотрена вся система передвижения в центральном районе города. Основные методы для ее корректировки взяты из проекта реорганизации транспортных потоков центра города Куритибы (столицы бразильского штата Парана), где прилегающие к главной магистрали города кварталы опоясываются улицами с односторонним движением, значительно упрощая и упорядочивая схему движения. Применив их на существующей структуре улиц Новосибирска (рис. 4), удалось значительно сократить транспортную нагрузку на площадь, высвободив значительные территории под общественно-пешеходное пространство и сформировать на ней современный транспор-тно-пересадочный узел (рис. 5а, б).

Для создания общественно-пешеходного пространства с развитой рекреационной функцией, совмещенного с транспортно-пересадочным узлом, фактической территориальной возможности нет, поэтому обучающаяся активно использует подземное пространство, применяя принципы подземной урбанистки (рис. 6). Восстанавливается исторический ансамбль площади Ленина, при этом площадь получает современный масштабный комплекс с развитыми общественными и транспортными функциями.

Разведение транспортных потоков и пешеходных пространств на разные уровни, объединенные вертикальными коммуникациями, позволяет организовать безопасную и комфортную пересадку на все виды и направления общественного транспорта, в том числе метрополитен, развести по уровням пересекающиеся транспортные потоки. Кроме того, наземный уровень полностью освобождается от транспорта и предназначается для создания полноценной пешеходной площади.

Масштабные пешеходные эспланады, аллеи и площадки, поддержанные единой системой рекре-ационно-парковых объектов в уровне земли, включающей существующие скверы Героев революции и Первомайский, а также уровень общественных объектов, в сочетании с двумя подземными уровнями транспортно-пересадочного узла, объединяющих несколько направлений магистралей, позволят сформировать современную главную площадь, соответствующую полуторамиллионному сибирскому городу. Формируется безопасная, комфортная общественно-пешеходная среда, дополнительный уровень общественных функций, создаются сомасштабные человеку озелененные пространства, которые сделают площадь более привлекательной для посещения.

Несмотря на то что исторически сложившаяся

застройка центра ограничивает возможность размещения в ней крупных объектов, при структуризации транспортного каркаса с применением многоуровневого решения пространства площади Ленина мы можем получить гармоничную уникальную среду исторического ядра центра города Новосибирска. Нестандартные, нетрадиционные подходы к организации исторически сложившихся городских ансамблей, несмотря на крайнюю сложность решений и необходимость деликатного внедрения в среду, в результате позволяют осовременить, вернуть городу значительные территории, сделать их излюбленным местом времяпровождения горожан.

Обучающиеся провели научное исследование, предпроектный анализ, что позволило при защите проектов привести серьезные аргументы по обоснованию выбора площадки проектирования, принятого решения, и разработали нестандартные интересные проектные предложения для совершенствования транспортных и общественно-пешеходных структур города Новосибирска. Проекты, несмотря на некоторую спорность принятых решений, вызвали профессиональный интерес, так как очевидно, что стандартные приемы не позволяют вывести из кризисной ситуации территории центра города, решить накопившиеся проблемы общественно-пешеходной и транспортной структуры.

Применение типового проекта модульного паркинга из стандартных конструктивных элементов позволит выгодно с экономической точки зрения, при частно-государственном партнерстве, эффективно и быстро решить проблему парковок на прилегающих к Красному проспекту территориях. Проект решения

площади Ленина в городе Новосибирске носит скорее поисковый, концептуальный характер, нацеленный на дальнюю перспективу.

Курсовые проекты направлены на практическое применение как использованных в них методов решения, так и на реализацию полученных проектов. Осмысление исторического пространства ядра центра как многоуровневого, с восстановлением общественно-пешеходной функции уровня земли, позволит архитекторам применить разработанные методы для реального современного проектного решения градостроительных проблем исторической среды города.

Подготовка специалистов, способных распутать сложный узел градостроительных проблем, в современных условиях приобретает все большее значение. Город стоит перед необходимостью совершенствования, повышения эффективности своей пространственной организации, что требует нестандартных подходов к решению задач на наиболее ответственных участках центральных исторических зон города. Альтернативные проектные предложения, возможно, позволят найти выход из существующей тупиковой ситуации и помогут профессионалам в решении сложного комплекса проблем общественно-пешеходной и транспортной структур.

Список использованных источников

1. Электронный архив курсовых проектов кафедры ГиЛА НГУАДИ.

Рис. 1. Участки размещения подземных паркингов. Из курсового проекта А. Гашенко

Рис. 2. Типовой подземный паркинг на улице местного значения, перпендикулярной главной магистрали городского центра Новосибирска: а) модель; б) продольный разрез. Из курсового проекта А. Гашенко

Рис. 3. Схемы уровней улиц. Из курсового проекта А. Гашенко

Рис. 4. Реорганизация транспортных потоков центра города Новосибирска. Из курсового проекта А. Ходюни

Рис. 5: а) модель транспорто-пересадочного узла на площади Ленина в Новосибирске. Из курсового проекта А. Ходюни; б) схема уровней транспорто-пересадочного узла. Из курсового проекта А. Ходюни

г-, \ • ^ ЛМ

Генплан

План 2 уровня

(уникальный товар)

3. Киноклуб авторского кино

( цг:

4. Художественные мастерские

}нное

6. Архитектурные мастерские

ь а £ \.\ и У-

7. Архитектурные выставочные залы

8. Музыкальные судии ^Журналистские студии

.0 00 10. Кафе, рестораны Ц 11. Театральные студии

.12, Литературные студии

13. Большой концертные зал

14. Хореографические студии

Журналистика Театр

\ _ 16. Выставочный центр

\ |-ю.оо| "Архитектура в миниаткэ

17. Зимний сад

-4.501

Разрез 1-1

I

ю о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.