Научная статья на тему 'Современные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования'

Современные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ / ТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УРОВНЯ 5В / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TERTIARY EDUCATION OF 5В LEVEL / NON-STATE SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIALIZATION / PRACTICE ORIENTED EDUCATION / EXPERTS OF MEDIUM PART / EDUCATIONAL STRATEGY OF POPULATION / PROFESSIONAL STRUCTURE / MODERNIZATION OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова Т. А.

В статье анализируются социальные предпосылки возникновения негосударственного среднего профессионального образования в России. Предпринимается попытка рассмотрения тенденций и особенностей развития негосударственных средних специальных учебных заведений. Автор приводит статистику роста негосударственных учебных заведений этого уровня и количества обучающихся в них в мире, в республиках СНГ, в России и в Башкортостане, а также пытается выяснить причины, по которым абитуриенты выбирают получение среднего профессионального образования в негосударственных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of the development of the non-state secondary vocational training

The social preconditions of the appearance of the non-state secondary vocational training in Russia have been analyzed. Tendencies and features of development of non-state secondary special educational institutions have been considered. Statistic data of the growth of non-state educational institutions of this level and quantity of trained students in the world, republics of the Commonwealth of Independent States, in Russia and in Bashkortostan have been presented. Author analyzes what reasons make entrants choose the secondary vocational training in non-state institutions to continue their education.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования»

УДК 316.3

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Т. А. Даутова

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450092, ул. Мубарякова, 3.

Тел.: +7 (347) 254 90 03; факс: +7 (347) 254 91 21.

E-mail: nauka@vegu.ru

В статье анализируются социальные предпосылки возникновения негосударственного среднего профессионального образования в России. Предпринимается попытка рассмотрения тенденций и особенностей развития негосударственных средних специальных учебных заведений. Автор приводит статистику роста негосударственных учебных заведений этого уровня и количества обучающихся в них в мире, в республиках СНГ, в России и в Башкортостане, а также пытается выяснить причины, по которым абитуриенты выбирают получение среднего профессионального образования в негосударственных учреждениях.

Ключевые слова: Негосударственные средние специальные учебные заведения, сфера социализации, третичное образование уровня 5В, практикоориентированное образование, специалисты среднего звена, образовательная стратегия населения, профессиональная структура, модернизация среднего профессионального образования.

В условиях проведения в России реформ рыночные отношения стали проникать во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу образования. Наряду с существующей традиционной системой государственного образования возник негосударственный сектор, представленный как высшими профессиональными, так и средними специальными учебными заведениями. В настоящее время негосударственное образование в России представляет оформленное и достаточно развитое социальное явление, тенденции и проблемы развития которого требуют всестороннего изучения. Т ем более это важно в условиях модернизации российского образования, вхождения России в общеевропейское образовательное пространство, что закономерно приведет к упрочению рыночных отношений в образовательной сфере. Из всех уровней негосударственного образования наиболее исследуемым на сегодняшний день является негосударственное высшее образование. Мы же в своей статье хотим обратить внимание на некоторые проблемы развития негосударственного среднего профессионального образования (СПО), которому уделяется заметно меньшее внимание со стороны исследователей, но которое играет не менее важную социальную роль в современном российском обществе.

Анализируя предпосылки возникновения в первой половине 90-х годов XX века негосударственного среднего профессионального образования в России, следует назвать основные из них:

- проявление общемировой тенденции «разгосударствления» образовательной сферы в силу вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений;

- объективная невозможность быстрой реакции сложившейся государственной системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, что отразилось в невозможности удовлетворить возрос-

шую потребность населения в образовании на основе поливариативного выбора путей его получения в соответствии с собственными склонностями, интересами и потребностями;

- наметившаяся тенденция оттока квалифицированных кадров из сферы государственного образования ввиду отсутствия должного финансирования;

- потребность в модернизации и гуманитаризации системы образования в стране.

Процесс создания негосударственных средних специальных учебных заведений имеет свои тенденции и специфические особенности. Говоря о тенденциях развития среднего профессионального образования в целом, необходимо подчеркнуть, что они носят многоуровневый характер. Так, можно говорить о тенденциях, проявляющихся на мировом, общенациональном, региональном и местном уровнях. Вполне естественно, что действие этих тенденций в той или иной мере обусловливает развитие негосударственного среднего профессионального образования.

Аналоги российского среднего профессионального образования как по содержанию образовательного процесса, так и по типам образовательных учреждений существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран. Согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), российское СПО соответствует третичному образованию уровня 5В (более практикоориентированные программы) и относится к высшему образованию неуниверситетского типа [1]. По формальным характеристикам, согласованным с ЮНЭСКО, к третичному образованию в России также относится обучение в аспирантуре и докторантуре (6-ой уровень) и обучение в высших учебных заведениях по программам подготовки бакалавров, специалистов и магистров (уровень 5 А).

В русле современных мировых тенденций развития в России с 1992 года спрос на третичное образование быстро увеличивается. В результате к началу третьего тысячелетия уровень образования населения в стране достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире. Как показывает таблица №1, в России доля лиц с третичным образованием среди населения в возрасте 25-64 лет (5В+5А+6) в 2002 году составляла 54.0%, тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем -24.1% (максимальный показатель в Канаде - 41.6%, минимальный в Турции - 8.9%). Доля лиц со средним специальным образованием (уровень 5В) в России составляла 33.5%, что больше, чем в странах 0-8 («восьмерки») и ОЭСР, где в среднем этот показатель равен 9.0% (причем максимальное количество лиц с уровнем образования 5В приходится на Ирландию - 21.6%, а минимальное - на Словакию - 0.6%). Такие высокие показатели третичного образования стали возможны, на наш взгляд, в том числе и за счет развития негосударственных учебных заведений среднего профессионального образования. А по доле лиц с высшим и послевузовским образованием (уровень 5А-6) Россия уступает только США, Норвегии и Нидерландам.

Таблица 1

Доля лиц с третичным образованием в численности населения в возрасте 25-64 лет в странах ОЭСР (2001 год) и в России (2002), в % [2]

Показатель Т ретичное образование, всего (уровни 5-6 МСКО) Уровень 5В МСКО Уровни 5А-6 МСКО

Россия 54.0 33.5 20.6

Максимум ОЭСР 41.6 21.6 28.3

Медиана ОЭСР 24.1 9.0 14.8

Минимум ОЭСР 8.9 0.6 6.6

В современном мире не существует какого-либо шаблона в получении профессионального образования в зависимости от статуса учебного заведения. В принципе доля частных учебных заведений в среднем профессиональном образовании (третичном образовании уровня 5В) варьируется по странам в очень широком диапазоне. В некоторых странах, таких, как, например, Великобритания, вообще нет государственных учреждений среднего профессионального образования, в других, как Канада, Греция, Мексика вообще нет частных учебных заведений этого уровня. Наибольшая доля студентов негосударственных образовательных учреждений ступени 5В обучается в Израиле (78%),

Корее (86%), Японии (90.6), Нидерландах (91%) и Великобритании (100%) [3].

За рубежом распространена практика госфинансирования частных колледжей. В Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Нидерландах, Словакии, Финляндии, Чехии и других странах свыше 50% бюджета всех негосударственных учреждений данного уровня образования финансирует государство. Если использовать показатель, представляющий собой отношение расходов на образование в расчете на одного студента ступени 5В к размеру ВВП на душу населения, то по данным ОЭСР, в России в 2000 г. эта величина составляла 13%. А в среднем в мире этот показатель почти в три раза больше и составляет 36%. В Японии и Австралии он равен 31%, во Франции -37%, в Израиле - 40%, в Швейцарии - 47% [4]. А между тем проблемы недостаточного финансирования тормозят повышение качества подготовки специалистов данного уровня. Очевидно, что дальнейшее развитие отечественной системы среднего профессионального образования возможно только при условии улучшения материального обеспечения средних специальных учебных заведений, в том числе путем привлечения негосударственных источников финансирования.

Активно развивается система негосударственного среднего профессионального образования в республиках Содружества Независимых Государств (СНГ). Это обусловлено также объективными экономическими процессами, связанными с развитием рыночных отношений и их активным внедрением в образовательную сферу.

Так, в 2003-2004 учебном году удельный вес этих учебных заведений в Казахстане составлял половину всех средних специальных учебных заведений, Грузии - 43%, Молдове и Армении - соответственно 25% и 23%, Украине - 13%, в Азербайджане, Беларуси и Кыргызстане доля негосударственных средних профессиональных учебных заведений была по-прежнему невелика и составляла 6-8% их общего числа.

В странах СНГ также продолжает расширяться практика платного обучения в государственных средних специальных учебных заведениях. В рассматриваемый период в Армении в государственных средних специальных учебных заведениях на платной основе обучалось 74% общей численности учащихся, в Кыргызстане - половина, Азербайджане, Казахстане, Молдове, России и Украине -34-41%, Беларуси - 26%, Грузии и Таджикистане примерно пятая часть учащихся [5].

Что же касается развития среднего профессионального образования в России, то для него была характерна нерезкая, но позитивная динамика роста как государственных, так и негосударственных учебных заведений и численности обучающихся в них. Т ак, по сравнению с 1995 годом коли-

чество государственных средних специальных учебных заведений выросло на 20%, а негосударственных - почти в 8 раз. Если в 1995-1996 учебном году в 22 негосударственных средних специальных учебных заведениях обучалось 6.6 тысяч человек, в 1999-2000 - 28.3 тысячи, то в 2002-2003 учебном году - 97 тысяч и в 2003-2004 учебном году - 110.5 тысяч студентов [6-8].

Сегодня разные звенья системы негосударственного образования имеют неодинаковую динамику развития. Что касается общеобразовательных школ, то получение общего среднего образования в негосударственных школах не стало стратегией поведения значительных групп населения. И к настоящему времени нельзя говорить о достаточно большой сети негосударственных учебных заведений этой образовательной ступени. Их количество - менее 1% от всех российских школ. Негосударственное школьное образование прижилось лишь в узком секторе элитного образования, и посещают такие учебные заведения лишь 0.4% школьников страны [9].

Наиболее заметна динамика роста системы высшего негосударственного профессионального образования. Так, в 2003-2004 учебном году в 392 негосударственных вузах обучалось 860 тысяч человек.

Анализируя причины, по которым часть общества продолжает выбирать для повышения своей образовательной траектории и социальной мобильности среднее профессиональное образование, следует назвать несколько из них.

Прежде всего, сказались социальные установки части молодежи, направленные на получение практикоориентированного образования по востребованным на тот момент на рынке труда специальностям, и желание начать самостоятельную трудовую деятельность, получив при этом материальную самостоятельность [10].

Представители малого и среднего бизнеса также заинтересованы в получении образования, соответствующего их потребностям и запросам рынка. Их привлекают относительно короткие сроки и возможность обучения по гибким программам, новым технологиям и формам обучения, которые предлагают негосударственные ссузы.

Заметная часть выпускников основной средней общеобразовательной школы пополнила ряды абитуриентов негосударственных ССУЗов, используя их как возможность получения полного среднего образования и для продолжения дальнейшей учебы.

Следует отметить, что образовательная стратегия населения зависит от многих факторов, в том числе и уровня дохода. Если в профессионально -технических училищах учатся преимущественно дети из низкодоходных социальных групп, то в техникумах - дети из средних по уровню дохода групп населения. Техникумы связаны с особой

стратегией на получение высшего образования для среднедоходных групп. В техникумы поступают для того, чтобы облегчить поступление в вуз, поскольку здесь получают хорошее специальное образование. Например, по результатам общероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» в 2002 году, 74% студентов техникумов, безусловно, хотели получить высшее образование [11].

Рост численности студентов негосударственных ссузов за последние годы был обусловлен также положительной демографической ситуацией конца 80-х годов. Так как в 1988-1989 годах в обществе наблюдался пик рождаемости, то в 2002-2004 учебные годы это поколение выпускников пришло учиться в средние профессиональные учебные заведения, в том числе и негосударственные.

Необходимо особо отметить, что для той части молодёжи, которую «отсеивают» государственные образовательные учреждения, негосударственные средние профессиональные школы с их облегченными вступительными испытаниями и более доступными ценами стали сферой социализации, местом получения базовых профессиональных знаний, компетенции и началом профессиональной карьеры на одном из самых сложных этапов становления личности.

Таким образом, для выпускников и потенциальных абитуриентов средних специальных учебных заведений из малообеспеченных семей низкая стоимость, небольшие сроки обучения, оптимальные условия поступления, ориентированность на практические специальности делают эти учебные заведения привлекательными.

Таковы, на наш взгляд, основные причины развития негосударственных ссузов и увеличения контингента студентов, обучающихся в них.

Надо отметить, что за последнее десятилетие изменилась и профессиональная структура подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях. В 90-е годы в профильной структуре подготовки кадров происходили изменения в сторону увеличения приема на социальноэкономические и юридические специальности и сокращения приема инженерно-технических работников для реального сектора экономики. Так, за период с 1990 по 1999 год выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по гуманитарно-социальным специальностям возрос в 1.5 раза, по специальностям экономики и управления - в 1.4 раза [12]. Причем в мировой практике спрос на образование в сфере «обществознания» также увеличивался намного быстрее, чем на «естествознание», т.е. структурная характеристика спроса на среднее профессиональное образование в России не отличается от мировой тенденции.

За последние годы в связи с развитием производственной сферы наблюдается стабилизация и

постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям, прежде всего, за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса. Так, к 2005 году прием по техническим специальностям увеличился по сравнению с 1995 годом почти на 15%, в области сервиса - в 7 раз [13].

Система среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов развития экономической и социальной сферы страны. Сегодня более 26% занятого населения - это специалисты со средним профессиональным образованием. О востребованности данного уровня образования со стороны общества говорит и численность специалистов со средним профессиональным образованием, занятых в отраслях экономики. В реальном секторе экономики, здравоохранении и сфере услуг их доля составляет от 28% до 45%, что превышает численность лиц с высшим образованием в 1.5-2 раза [14].

Примечательно, что показатели насыщенности экономики выпускниками средних специальных учебных заведений в государствах - членах Евросоюза - близки к российским.

На начало 2004-2005 учебного годов в России действовало 2700 средних специальных учебных заведении, в которых обучалось 2.7 млн. студентов. Подготовка кадров ведется по 260 специальностям, из которых 30% не имеют аналогов на других уровнях образования.

Что касается размещения негосударственных средних специальных учебных заведений по федеральным округам, то, как и студентов государственных средних специальных учебных заведений, больше всего студентов негосударственных ссузов обучается в Приволжском Федеральном Округе -39.0 тыс. студентов. Далее идут Южный Федеральный и Уральский Федеральный округа, соответственно 20.9 тыс. и 15.7 тыс. студентов.

В функционирующих учреждениях негосударственного среднего профессионального образования Сибирского федерального округа обучается 8.4 тыс. студентов. Меньше всего студентов негосударственных ссузов обучается в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округах, соответственно 4.1 тыс. и 1.7 тыс. человек, что подтверждает аналогичную тенденцию с государственными средними специальными учебными заведениями [15].

Особый интерес представляет тот факт, что в обеих столицах, в Москве и Санкт-Петербурге, численность обучающихся в негосударственных средних специальных учебных заведениях невелика: в Москве она составляет 8.5 тыс. человек, а в Санкт-Петербурге - 0.1 тыс. человек. Видимо, это объясняется наиболее быстрыми темпами формирования рыночных отношений и активным развитием сферы услуг в этих городах. Эти города исто-

рически являются крупнейшими вузовскими центрами, поэтому население в них отдает предпочтение высшему профессиональному образованию.

В Республике Башкортостан сеть учебных заведений среднего профессионального образования является одной из самых развитых в Российской Федерации. В 2005/06 учебном году подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в республике осуществляли 76 государственных самостоятельных средних специальных учебных заведений, в которых обучалось более 87 тыс. студентов, а также 22 негосударственных средних специальных учебных заведений с численностью 18.2 тыс. человек. По количеству обучающихся в негосударственных средних специальных учебных заведениях Республика Башкортостан является лидером в России и опережает республики ближнего зарубежья (СНГ) за исключением Казахстана.

В целом до 2004 года просматривалась позитивная тенденция развития среднего профессионального образования. Однако в связи с наметившейся тенденцией демографического спада в сочетании с ростом намерений населения на получение высшего образования, можно прогнозировать сокращение темпов роста СПО. Так, по прогнозу к 2010 году число студентов в образовательных учреждениях СПО сократится на 26% [16]. Уже в 2004 году впервые за последние 10 лет прием в государственные и муниципальные средние (в том числе и высшие) учреждения профессионального образования снизился на 1.1% (соответственно на 2%), количество обучающихся в негосударственных ссузах сократилось на 14.5 тыс. человек.

По подсчетам специалистов в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения в стране сократится на 20%. Если учесть, что средний возраст российского рабочего составляет 53-54 года, то через 5-6 лет некому будет работать на производстве. Экономика страны нуждается именно в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. А между тем выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит в 1.5 раза, дефицит потребностей в специалистах со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, с начальным профессиональным образованием в 2 раза.

Сложившаяся ситуация требует существенного внимания к подготовке выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений, так как получающие образование в настоящее время выпускники будут составлять значительную долю работающих на протяжении ближайших десятилетий.

В последние время под влиянием складывающейся ситуации начинает возрастать внимание к среднему уровню профессионального образования. Об этом свидетельствует, например, визит Прези-

дента РФ В. В. Путина 1 сентября 2005 и 2006 годов в некоторые техникумы. Выступая перед студентами Химкинского техникума, В. В. Путин отметил, «что у нас нет пока должного количества высококвалифицированных специалистов среднего звена» и что «сейчас правительство активно возвращается к этой проблеме для ее решения» [17].

Вопросы организации и функционирования начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) были рассмотрены на IV съезде Союза директоров ССУЗов России, который проходил в марте 2006 года. Было отмечено, что необходимы первоочередные меры по дальнейшему совершенствованию и модернизации начального и среднего профессионального образования, обеспечения его конкурентоспособности в контексте Копенгагенской декларации [18]. По итогам решений съезда и по поручению Президента РФ В.В. Путина Министерством образования и науки, при активном участии Союза директоров ССУЗов России был разработан и утвержден Правительством Российской Федерации «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года».

Этот документ с 2007 года лег в основу нового направления Национального проекта «Образование» по поддержке образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Поскольку негосударственные средние специальные учебные заведения являются частью общей системы образования, то и многие из сегодняшних проблем и тенденций государственных ссузов - это общие проблемы и направления всего института среднего профессионального образования.

Негосударственные учебные заведения обладают большей самостоятельностью, чем государственные. Они обладают собственным источником финансирования и на этой основе могут самостоятельно планировать свое развитие.

Негосударственное профессиональное образование имеет способность более быстро реагировать на запросы пользователей современных образовательных услуг и на изменение требований рынка

специалистов, что обеспечивает его конкурентоспособность, привлекательность для потребителей этих услуг и работодателей, и как следствие обладает перспективой развития. Практическая значимость негосударственного образования неоспорима, так как оно решает разнообразные социально-экономические задачи современного российского общества, выполняя как собственно образовательные, так и социальные, и личностные функции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сосонко В. Е., Анисимов П. Ф. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. С. 13-14.

2. Полетаев А. В., Агранович М. Л., Жарова Л. Н. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс. С. 23-33.

3. Центр мониторинга и статистики образования ГНИИ ИТТ «Информика» // По материалам Интернет. 2004.

4. Мисюров Д. Образовательный прогресс в России // Деловой мир. Электронный ресурс. Режим доступа: www.d-mir.ru.

5. Образование в странах Содружества // СНГ. 14 ноября 2004.

6. Российский статистич. ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. -819 с.

7. Россия в цифрах. 1995: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1995. -354 с.

8. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. -398 с.

9. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. -464 с.

10. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002). М.: Гардарики, 2002. -541 с.

11. Градосельская Г. // Высш. образ. в России. 2004. №4. С. 88-101.

12. Спиридонова Г. В. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. №21.

13. Доклад рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию // Высш. Образ. сегодня. 2005. №11. С. 1-Х11.

14. Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию // Офиц. докум. в образ. 2005. №36. С. 3-19.

15. Численность студентов негосударственных средних специальных учебных заведений. По материалам Интернет.

16. Пресс-релиз Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации // «АМ». 2004. №10. С. 26-34.

17. Выступление Президента РФ В. В. Путина перед студентами Химкинского техникума космического машиностроения // Вестник СПО. 2006. № 10.

18. Калина И. И. // Вестник СПО. №3-4. 2006.

Поступила в редакцию 19.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.