Современные проблемы развития человеческого потенциала в России Modern issues of human potential development in Russia Текст научной статьи по специальности «Организация и управление»

Научная статья на тему 'Современные проблемы развития человеческого потенциала в России' по специальности 'Организация и управление' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 82 — Организация и управление
  • ВАК РФ: 08.00.05; 05.13.11; 23.00.02; 12.00.02; 12.00.14
  • УДK: 005;007;35;658;338

Статистика по статье
  • 3092
    читатели
  • 1013
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
  • ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
  • ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ
  • HUMAN POTENTIAL
  • INDEX OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT
  • INNOVATIVE ECONOMY
  • PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация
научной статьи
по организации и управлению, автор научной работы — Василенко Тимофей Андреевич

В статье выделены три блока проблем развития человеческого потенциала России, связанных с ее экономикой, образованием и здравоохранением. По каждому блоку проблем предложены основные направления их решения. Также в статье рассматривается понятие человеческого потенциала, основной индекс его измерения, составляющие и значения этого индекса.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 08.00.05;05.13.11;23.00.02;12.00.02;12.00.14, author — Vasilenko Timofey Andreevich

The article presents three groups of problems of development of human potential in Russia that are connected with its economy, education and public health. Each group is defined by its main directions and ways of salvation. The article in general is focused on the concept of human potential, basic index of its measurement and the constituents of its index.

Научная статья по специальности "Организация и управление" из научного журнала "Локус: люди, общество, культуры, смыслы", Василенко Тимофей Андреевич

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Современные проблемы развития человеческого потенциала в России". Научная статья по специальности "Организация и управление"

Т.А. Василенко
Современные проблемы развития человеческого потенциала в России
со
<
5
>,
В статье выделены три блока проблем развития человеческого потенциала России, связанных с ее экономикой, образованием и здравоохранением. По каждому блоку проблем предложены основные направления их решения. Также в статье рассматривается понятие человеческого потенциала, основной индекс его измерения, составляющие и значения этого индекса.
Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, инновационная экономика, проблемы развития России.
Все чаще в литературе об экономическом развитии России встречаются упоминания о человеческом потенциале. И это неслучайно. Сложившаяся в нашей стране проблемная ситуация, связанная с поиском выхода из экономического кризиса и необходимостью перехода к инновационной экономике, наводит на мысль, что человеческий потенциал и его развитие, безусловно, способствует продвижению в этом направлении.
Необходимо дать определение понятию «человеческий потенциал», под которым понимают совокупность основополагающих прав, способностей, возможностей индивида или территориальной общности, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) производительность жизнедеятельности социума [8, с. 47]. Иными словами, человеческий потенциал - это все возможности человека (или общества в целом), определяющие его предельную продуктивность.
В роли синонима термина человеческий потенциал зачастую выступает человеческий капитал, однако, несмотря на определенные сходства, выражающиеся, прежде всего в том, что в них включаются такие понятия, как образование, здоровье, интеллект, качество жизни и т.д. - человеческий потенциал и человеческий капитал вовсе не тождественны друг другу. Понятие человеческого капитала можно представить как денежные инвестиции в различные профессиональные качества индивида, в то время как человеческий потенциал отражает возможности человека в его самореализации и максимальной продуктивности. Иными словами, понятие человеческого потенциала более многогранно и его невозможно выразить лишь в стоимостных затратах на приобретение полезных навыков и умений.
Разумеется, это не означает, что человеческий потенциал не поддается измерению. Наиболее распространенным показателем измерения
Политология
человеческого потенциала является индекс развития человеческого потенциала. Он является интегральным показателем, рассчитываемым ежегодно для межстранового сравнения человеческого потенциала и измерения уровня жизни, образования и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций.
Максимальное значение индекса развития человеческого потенциала может быть равным единице, в зависимости от него страны принято классифицировать по уровню развития: с очень высоким (0,785-1), высоким (0,670-0,784), средним (0,480-0,679) и низким (менее 0,480) уровнем индекса развития человеческого потенциала [3, с. 143].
На сегодняшний день существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны. Промышленное производство, сельское хозяйство, как и многие другие сферы экономики, слаборазвиты.
Источником экономического развития России могут оставаться большие запасы минерального сырья. Продолжая развивать «сырьевую экономику» и организовывая экспорт сырья, экономика может получать необходимые для своего функционирования ресурсы. Существует мнение, что Россия просто обречена двигаться по такому «сырьевому пути», иными словами, страна может стабильно развиваться, если отдаст приоритет развития добывающей промышленности, создав в ней совершенную инфраструктуру, вложив в нее капитал, сориентировав на нее научные исследования, адаптируя систему образования и т.д. Фактически последнее десятилетие экономика России двигается по «сырьевому пути», сохраняя свою экспортно-сырьевую ориентацию (превысив в 2005 г. показатели Советского Союза по добыче энергонасителей). Между тем именно критическая зависимость экономики от экспортных цен на сырье говорит о бесперспективности такого развития.
Не стоит забывать, что помимо богатых запасов минеральных ресурсов, у России есть и другое богатство - человеческий потенциал. Развитие человеческого потенциала способствует переходу экономики России на принципиально иной путь развития, ведущий к инновационной экономике.
Инновационная экономика - это экономика, которая создает, распространяет и использует всевозможные инновации (новые знания) для
обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Это экономика, которая не только использует инновации в разнообразной форме, но также создает их в виде разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования [1, с. 19].
Во многом развитию инновационной экономики в нашей стране мешают проблемы, связанные с развитием человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала можно рассматривать как интегральный показатель уровня человеческого потенциала, измеряющий:
- уровень жизни, через валовый национальный доход по паритету покупательской способности на душу населения (под паритетом покупательной способности подразумевают количество товаров и услуг, которые можно купить на одинаковую сумму денег в разных странах);
- ожидаемую продолжительность жизни как главный индикатор здоровья;
- уровень образования, зависящий от ожидаемой продолжительности обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
Рассматривая подобным образом индекс развития человеческого потенциала, можно выделить три блока проблем, влияющих на каждый из вышеуказанных компонентов.
I. Блок проблем, влияющих на уровень жизни (валовый национальный продукт по паритету покупательской способности на душу населения). Приведенный ниже перечень является далеко не полным, но охватывает наиболее важные проблемы.
1. Крайне высокий уровень инфляции в России, который значительно уменьшает валовый национальный продукт по паритету покупательской способности .
2. Ресурсоориентированность экономики, ее острая зависимость от экспортных цен на ресурсы, особенно на энергонасители.
3. Монополизация. Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как наследие государственного монополизма социалистической экономики. В России распространены естественные монополии. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление, как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах [4, с. 6].
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
4. Бюрократия. Под бюрократией понимают государственное управление, при котором дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным) [7, с. 57].
5. Высокий уровень коррупции, неразрывно связанный с бюрократией. Для сравнения и оценки уровня коррупции используется Индекс коррупции, рассчитываемый «Трансперенси Интернешнл». В 2010 г. по этому показателю Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран) [6]. Если рассмотреть динамику изменения этого показателя, то видно, что с 2000 г. ситуация абсолютно не изменилась. Кроме того, согласно опросам «Левада-центра», в 2008-2009 гг. 50% респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъема в России [5].
II. Следующий блок проблем - это проблемы, влияющие на здоровье нации.
1. Рост смертности от болезней, связанных с системой кровообращения, в отличие от западных стран, где наблюдается обратная тенденция.
2. Большое количество смертей, связанных с болезнями органов дыхания и инфекционными болезнями.
3. Высокая смертность в результате несчастных случаев и убийств, а также самоубийств в трудоспособном возрасте.
4. Особенно низкая продолжительность жизни мужчин, связанная с высоким потреблением алкоголя и табакокурением.
5. Неблагополучная экологическая обстановка во многих городах России. Так, по оценкам авторов доклада о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 г., загрязнение атмосферного воздуха обуславливает до 3% от общей смертности городского населения, из которых не менее 15-20% - вклад топливно-энергетического комплекса. В некоторых населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в результате деятельности ГРЭС или ТЭЦ, работающих на угле, эта доля еще выше и может достигать 30-40% от дополнительной смертности, вызванной загрязнением атмосферного воздуха [2, с. 180].
III. Проблемы, связанные с образованием. Из трех составляющих индекса развития человеческого потенциала уровень образования в Российской Федерации всегда был выше прочих компонентов индекса. Так, в 2009 г. индекс уровня образования составил 0,917. Чтобы понять высокое значение индекса, достаточно представить, что если бы индексы уровня жизни и долголетия были бы равны индексу образования, Россия с 65 места в 2010 г. поднялась бы до 3 места. Однако это не означает, что у России нет проблем с образованием: напротив, это показывает недостаточную
проработанность индекса развития человеческого потенциала в области образования, отражающего лишь ожидаемую продолжительность обучения детей и среднюю продолжительность обучения взрослых. Сегодня можно выделить следующие проблемы образования в России.
1. Относительно невысокая зарплата учителей и преподавателей, как следствие, отсутствие у них мотивации к улучшению качества преподавания.
2. Отсутствие достаточной и современной учебно-лабораторной и учебно-методической базы для проведения учебного процесса.
3. Недостаточная мотивация большинства учащихся к получению полноценных и качественных знаний, навыков, умений.
4. Утрата связей с предприятиями промышленности (в 1990-хгг.) и, как результат, ведение обучения в отрыве потребностей сегодняшнего дня.
5. Проблемы с признанием полученного в России высшего образования в других странах.
По нашему мнению, экономические проблемы первого блока можно решить, осуществляя преобразования в экономике по следующим направлениям:
- либерализация, т.е. снятие всевозможных административных и бюрократических ограничений; либерализация приводит в гармонию интересы производителей и потребителей, поощряет внедрение новых технологий, устраняет дефицит и перекосы в структуре экономики, способствует улучшению качества товаров и услуг, уменьшает управленческий аппарат;
- демонополизация - процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направленный на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики;
- повышенный контроль за деятельностью монополий;
- приватизация - разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц; цели приватизации: пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики и производственно-экономической самостоятельности товаропроизводителей;
- ориентация на ресурсосбережение (особенно на энергосбережение);
- переход к наукоемким технологиям (сегодня структурный сдвиг в пользу топливно-энергетического комплекса приводит к тому, что наукоемкие отрасли оказываются в роли аутсайдеров);
- борьба с коррупцией - тесно связана с разбюрократизацией общества; для успешной борьбы с коррупцией нужно широко освещать в СМИ факты коррупционной деятельности, ужесточить дисциплинарную, уго-
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
ловную, гражданско-правовую ответственность за любое проявление коррумпированности, создать и контролировать системы государственного учета всех видов доходов и расходов чиновников и их семей;
- увеличение доли безналичных денежных платежей в денежном обращении нашей страны, более жесткий контроль со стороны государства за тарифами на энергоносители и сферой ЖКХ.
Для борьбы с инфляцией можно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Наиболее важная роль в борьбе с инфляционными процессами отводится Центробанку. В наибольшей степени инфляция зависит от объема предложения денег. Поэтому Центробанк, регулируя объемы денежной массы, регулирует и уровень инфляции. Помимо прочего, важным инструментом борьбы с инфляцией является грамотное осуществление государственных расходов, не провоцирующих рост цен.
Проблемы второго блока решаются с помощью следующих действий:
- дополнительные инвестиции в научные исследования и внедрение их результатов в области медицины;
- пропаганда здоровья и здорового образа жизни;
- проведение различных федеральных программ и поддержка здравоохранения.
И, наконец, проблемы третьего блока решаются с помощью следующих действий:
- повышение зарплаты учителям и преподавателям, создание дополнительной мотивации к улучшению качества преподавания;
- дополнительные инвестиции в создание современной учебно-лабораторной и учебно-методической базы;
- налаживание тесных связей учебных заведений с действующими предприятиями;
- активная работой, направленная на признание в развитых странах высшего образования, полученного в России.
Кроме того, залогом дальнейшего успешного развития человеческого потенциала России является осознание того, что его развитие напрямую зависит от человеческого потенциала каждого из нас. Поэтому развитие нашего собственного потенциала неизбежно ведет не только к личному успеху, но и к высоким значениям индекса развития человеческого потенциала нашей страны.
Библиографический список
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2004 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., 2004.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., 2010.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2010 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., 2010.
4. Клюзина С.В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика: Дис. ... д-ра экономич. наук. Иваново, 2005.
5. Коррупция - главное препятствие на пути экономического подъема. Левада-центр, 22 июня 2009. ШЬ: http://www.levada.ru/press/2007062701.html (дата обращения: 12.02.2011)
6. Рейтинг восприятия коррупции в странах мира. ЦКЬ: http://www.rian.ru/ т%гайка/20101027/289524140.Ыт1 (дата обращения: 12.02.2011).
7. Сироткин В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития: Учеб. пособие. М., 2009.
8. Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов, 2005.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх