Научная статья на тему 'Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах'

Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
868
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бикситова Жанна Ахметгалиевна

Достижению справедливой и наиболее полной защиты прав участников налоговых правоотношений способствует проведение объемного теоретического анализа проблем на практике, возникающих в области применения отдельных положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF LEGISLATION ON TAXES AND DUTIES

Achievement of fair and fullest protection of the rights of participants in tax legal relations is facilitated by a voluminous theoretical analysis of problems in practice arising in the application of certain provisions of the current legislation in the sphere in question.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах»

16.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Бикситова Жанна Ахметгалиевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры налогового и информационного права

Место работы: Институт права и национальной безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ganna_alisa@mail.ru

Аннотация: достижению справедливой и наиболее полной защиты прав участников налоговых правоотношений способствует проведение объемного теоретического анализа проблем на практике, возникающих в области применения отдельных положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: правонарушения в налоговой сфере, административная ответственность.

CONTEMPORARY PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF LEGISLATION ON TAXES AND DUTIES

Biksitova Zhanna A., PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tax and Information Law Work place: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

ganna_ alisa@mail. ru

Annotation: achievement of fair and fullest protection of the rights of participants in tax legal relations is facilitated by a voluminous theoretical analysis of problems in practice arising in the application of certain provisions of the current legislation in the sphere in question. Keywords: offenses in the tax sphere, administrative responsibility.

Правовой институт «Ответственность» в условиях современной правовой действительности пронизывает всю систему законодательства. Однако, до настоящего времени не выработано легального определения рассматриваемой категории. Между тем, понятие «юридическая ответственность» является областью научного осмысления ученых - теоретиков права. Следует подчеркнуть, несмотря на широкую распространенность в практике применения административных правонарушений, законодательного определения правовое явление «административная ответственность» не нашло.

По верному замечанию ряда ученых, проблема выявления причин и условий совершения административных правонарушений, их правильная и своевременная профилактика входит в число первостепенных задач административного законодательства. Важность борьбы с этим негативным явлением предопределяется и социальными аспектами, поскольку административные правонарушения носят многогранный характер, поскольку посягают не только на права, свободы и законные интересы граждан, но и способны подорвать общественный порядок и безопасность, а также причинить вред институтам государственной власти и порядку управления. Кроме того, сам по себе факт привлечения к административной ответственности заключается не только в назначении административного наказания. Он направлен и на профилактику уголовных правонарушений, что обусловлено, как правило, общностью объекта преступлений и административных правонарушений.

Специфика административной ответственности определяется обширным кругом регулируемых административным правом общественных отношений. Административное наказание

как вид меры государственного принуждения и административная ответственность как вид юридической ответственности направлены на защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина; общественной нравственности; установленного порядка государственного управления; общественного порядка и общественной безопасности; экономических интересов физических и юридических лиц; собственности.

В науке административного права общепризнанным является определение административной ответственности как ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Введение в действие с 1 июля 2002 г. в действие КоАП РФ, призванный устранить существующие противоречия между огромным количеством отраслевых нормативных актов в области установления административной ответственности, кодифицировал последние. Но сделано это было, тем не менее, не в полном объеме. По-прежнему в отдельных федеральных законах находят отражение нормы, предусматривающие публично-правовую ответственность физических и юридических лиц, которая по своей природе идентичная административной ответственности, регламентированной КоАП РФ.

Так, например, Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) предусматривает ответственность за совершение налоговых правонарушений, Бюджетный кодекс (далее - БК РФ) - за нарушение бюджетного законодательства; Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - за нарушение антимонопольного законодательства. Основанием для применения ответственности, предусмотренной перечисленными законами, служит совершение физическими и юридическими лицами административных правона-

рушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, с формальной точки зрения ответственность, предусмотренная упомянутыми ранее нормативными актами, не является административной в понимании, сложившимся в науке административного права и понимании, логично следующем из анализа положений КоАП РФ. Между тем, это вовсе не означает, что предусмотренная отдельными отраслевыми нормативными актами публично-правовая ответственность, по содержанию не является административной.

Содержание ответственности за налоговое правонарушение определялась и в судебных актах. Так, например, в п. 3 Обзора практики разрешения судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, ВАС РФ указал, что «ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», по своей правовой природе сходна с административной ответственностью»1.

Как административно-правовая природа ответственности и санкций, устанавливаемых законодательством о налогах и сборах, определена и в актах Конституционного Суда РФ: «...различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми или гражданско-правовыми, т.е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения»2. Далее судом было указано, что «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам осуществляется посредством административного судопроизводства».

Таким образом, административная ответственность по существу является публично-правовым видом ответственности, которая применяется не только за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ. Она применяется и за совершение правонарушений, совершаемых в сфере властно-административной деятельности государства и органов местного самоуправления, и предусмотрена отраслевыми нормативными правовыми актами.

Следовательно, логичным видится говорить о существовании нескольких видов административной ответственности, выделяемых в зависимости от оснований применения и специфики применяемой административно-правовой санкции. Это означает, что предусмотренная КоАП РФ административная ответ-

1 Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370 Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства

2 Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 34. Ст. 3512.

ственность и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, есть только один из видов административной ответственности.

Немаловажным видится определить содержание административной ответственности, поскольку единообразного понимания в этой области в науке не выработано до настоящего времени. Данное обстоятельство негативно сказывается на понимании исследуемого института, приводя к формированию самостоятельных видов юридической ответственности по отраслевому принципу: налоговая, земельная, в сфере бюджетных правоотношений, конституционная и проч. При этом в обоснование такой позиции приводятся аргументы о специфике производства по рассмотрению таких дел, органах, рассматривающих соответствующие дела, санкциях и т.д.

По мнению сторонников существования в качестве самостоятельного вида налоговой ответственности полагают, что юридическая конструкция состава налогового правонарушения содержит достаточные и необходимые признаки для признания совершенного деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности. Из этого следует, что таковому присущи признаки, отличные от уголовного и административного правонарушения. Однако, проведенный анализ нормативных актов позволяет констатировать, что обособление налогового правонарушения затруднительно, поскольку большинство их составов содержит признаки либо административного правонарушения, либо преступления [4,5].

Из смысла ст. 1.1 КоАП РФ, провозглашающей, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что Кодекс является единственным федеральным законом, устанавливающим административную ответственность. Вместе с этим НК РФ также содержит нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков - Глава 15, Глава 16. Это приводит к путанице и разночтению между нормами Главы 15 КоАП РФ, устанавливающих ответственность должностных лиц организаций и физических лиц и соответствующими главами НК РФ.

Общепризнанным в теории права является мнение, что в основе любого вида юридической ответственности лежит факт совершения противоправного деяния, воплощающееся в нарушении субъектом норм и предписаний, исполнение которых охраняется мерами государственно-правового принуждения.

Легальное определение налогового правонарушения закреплено в ст. 106 НК РФ, согласно которой таковым «признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность» [1]. Однако, с учетом вышеизложенного полагаем верным дополнить рассматриваемое определение словами: «...и КоАП РФ». Предлагаемое определение в наибольшей степени отражает содержание налогового правонарушения и позволяет выделить его характерные признаки.

Во-первых, налоговым признается деяние, связанное с нарушением только законодательства о налогах и сборах. Это означает, что деяния (действия или бездействие), которые содержат состав правонарушений, предусмотренных Главами 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодатель-

ство о налогах и сборах, не могут быть признаны налоговым правонарушением.

Во-вторых, налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние. При этом форма вины (умысел или неосторожность) носят обязательный характер для определения состава конкретного правонарушения. Отсутствие вины в совершенном деянии исключает применение санкции. Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, установлен в ст. 111 НК РФ, который, кстати сказать, не является исчерпывающим.

В-третьих, совершенное деяние может быть признано налоговым правонарушением исключительно при наличии причинно-следственной связи между деянием и вредными последствиями. Так, например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).

В-четвертых, формальным признаком налогового правонарушения является наказуемость деяния, которая представляет собой применение соответствующих налоговых санкций.

Вышеперечисленные признаки характерны для всех правонарушений налогового законодательства. В каждом конкретном случае устанавливается собственный фактический состав, являющийся основанием юридической ответственности.

Анализ положений Главы 16 НК РФ, устанавливающей меры ответственности исключительно в отношении обязанных участников налоговых правоотношений (налоговые агенты, налогоплательщики и иные), позволяет провести теоретическую классификацию налоговых правонарушений по объекту (общему и непосредственному), по направленности деяний.

Так, в зависимости от общего объекта следует выделить налоговые правонарушения:

- посягающие на налоговые отношения, связанные с непосредственным осуществлением налоговых изъятий и непосредственно влекущие финансовые потери государства;

- правонарушения, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка управления в сфере налогообложения.

Непосредственный объект состава налоговых правонарушений позволяет выделить правонарушения, посягающие на материальные права государства (то есть нарушающие отношения, обеспечивающие уплату налогов) и на процессуальные права (то есть нарушающие общественные отношения, обеспечивающие осуществление налогового контроля, производство по делам о налоговых правонарушениях и т.д.).

Направленность деяний позволяет говорить о правонарушениях против:

- системы налогов;

- прав и свобод налогоплательщиков;

- системы налогов;

- системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

- исполнения доходной части бюджетов;

- против обязанности по уплате налогов и т.д.

Следует подчеркнуть, что Глава 16 НК РФ не содержит указания на специальные меры ответственности в отношении субъектов - представителей государства. Это предопределяет тот факт, что анализ видов налоговых правонарушений следует проводить в рамках, устанавливаемых законодателем в Главе 16 НК РФ [2,3].

В предмет правового регулирования налогового законодательства входит шесть видов налоговых отношений: по установлению налогов и сборов; по введению налогов и сборов; по

взиманию налогов и сборов; возникающие в процессе осуществления налогового контроля; возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; возникающие в процессе привлечения к ответственности.

Нормы налогового законодательства для надлежащего функционирования налоговой системы устанавливает режимы правового регулирования - общерегулятивный, обеспечитель-но охранительный, принудительно - охранительный.

Общерегулятивный режим состоит из общих норм и преследует цель регламентации порядка взимания налогов и сборов. Обеспечительно-охранительный режим, включающий соответствующие нормы, призван урегулировать отношения, возникающие в связи с налоговым контролем и налоговой отчетностью. Принудительно-охранительный режим, в свою очередь, связан с применением мер государственно-правового принуждения в налоговой сфере [2, С. 125].

Объективно действие общерегулятивных и обеспечительно-охранительных норм не может осуществляться без норм принудительно-охранительного режима. В совокупности нормы трех режимов образуют некую систему мер государственно-правового принуждения.

Особое место в системе мер государственно-правового принуждения в налоговой сфере занимают меры административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. [6,7]

Система налоговых правонарушений призвана обеспечить надлежащее исполнение возложенных на обязанных лиц обязанностей. Таким образом, каждый вид налогового правонарушения и соответствующая мера государственного принуждения обеспечивает соответствующую обязанность конкретного субъекта. В обратном случае возможна ситуация, когда за предусмотренную законодательством обязанность не предусмотрено определенной обеспечительной меры ответственности в случае ее неисполнения.

Следует отметить, что в настоящее время проводится работа, направленная на преодоление такой ситуации.

Так, установлена миссия Федеральной налоговой службы России - это эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.[13]

Приказом Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2017 г. № ММВ-7-1/1063@ утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2018-2022 годы, в которой отмечается, что в ожиданиях общества, бизнеса, Правительства Российской Федерации намечено три основных цели, которые могут быть достигнуты посредством решения ряда задач.

Так, в качестве первой цели провозглашается «обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах», которая может быть достигнута при реализации следующих задач:

- «противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), налоговых агентов к добровольному исполнению налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов) и применения в сделках цен, соответствующих рыночным;

- противодействие уклонению от уплаты налогов (страховых взносов), в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования;

- обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и развитие системы досудебного урегулирования споров».

Второй целью устанавливается «создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), налоговыми агентами налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов)».

Для достижения указанной цели необходимо решение таких задач, как:

- «сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов), налоговым агентом;

- расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), налоговых агентов; совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;

- сближение налогового и бухгалтерского учетов»;

Третья цель состоит в снижении административной нагрузки и упрощении процедур, развитии открытого диалога с бизнесом и обществом. Указанная цель достигается посредством разрешения следующих задач:

- «совершенствование процедур государственной регистрации;

- развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации;

- обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов;

- развитие информационной открытости;

- популяризация открытых финансовых данных, повышение уровня информационной культуры, прозрачности и доступности финансовой информации».

На сегодняшний день одной из приоритетных направлений развития для налоговых органов является создание построенных на взаимном сотрудничестве и доверии отношений с налогоплательщиками. Конечная цель состоит в переходе к добровольному соблюдению своих обязательств налогоплательщиками без применения к ним мер контроля и принуждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность налоговых органов по работе с налогоплательщиками. Для этого происходит внедрение единого корпоративного стиля Федеральной налоговой службы, предусматривающий не только единство дизайна интерьера инспекций, но и внедрение единых протоколов общения с гражданами [7].

По данным информационного ресурса «Онлайн-запись на прием в инспекцию», «средний показатель внедрения фирменного стиля ФНС России в территориальных налоговых органах по субъектам Российской Федерации по состоянию на 31.12.2017 составил 96,1%».

Для сокращения времени ожидания очереди в 2017 г. была продолжена работа по оснащению ИФНС России в субъектах РФ программно-аппаратными комплексами автоматизации обслуживания граждан и организаций в территориальных налоговых органах.

В девятнадцати территориальных налоговых органах за счет средств ФЦП в 2017 г. завершены работы по внедрению СУО.

С целью предоставления налогоплательщикам качественного, быстрого информационного обслуживания при личном посещении налогоплательщиком налоговой инспекции, в том числе предусматривающее сокращение срока ожидания нало-

гоплательщика в очереди, за счет средств ФЦП за 9 месяцев 2017 года проведены обучающие тренинги для 1074 сотрудников территориальных налоговых органов по субъектам Российской Федерации, осуществляющих личный прием и обслуживание налогоплательщиков.

Федеральный закон от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает списание налоговой задолженности.

Так, согласно ст. 11 названного закона «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой».

Статья 12 рассматриваемого закона закрепляет, что «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням».

Кроме того, «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения».

В заключении отметим, что разрешение проблемы ответственности за налоговые правонарушения видится в создании действенного механизма юридической ответственности. Реализация этой задачи крайне важна, поскольку само налогообложение предполагает реализацию публичного интереса.

Таким образом, одной из самых актуальных проблем, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм об административной ответственности за совершение налоговых правонарушений, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм административного и налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм административного и налогового законодательства Российской Федерации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 70,60%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 2009. 21 января.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в послед. ред.)// Российская газета. 1998. 6 августа.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в послед. ред.)//Российская газета. 2000. 10 августа, 31 декабря.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в послед. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в послед. ред.)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.

6. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в послед. ред.) «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

7. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2014 г. № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 34. Ст. 4665.

8. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 717 «О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»// Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4447

9. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 84 (в ред. от 26 апреля 2014 г.) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1078.

10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в послед. ред.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Российская газета. 2004. 6 октября.

11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в послед. ред.) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

12. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 (в ред. от 8 декабря 2008 г.) «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2004. 13 марта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 1 июля 2014 г.)// http://minfin.ru

14. Винницкий, Д. В. Налоговое право : учебник для СПО / Д. В. Винницкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. -360 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-03943-6. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/0B8AA8AC-6A48-4BEB-AD77-03 D42A42CE61#page/1

15. Международное налоговое право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Копина, А. В. Реут, Н. А. Соловьева, А. О. Якушев ; отв. ред. А. А. Копина, А. В. Реут. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 243 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). -ISBN 978-5-534-01376-4.Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/5D1E7C68-4D75-47A3-AC7E-7000A75B608C#page/2

16. Карташов, А. В. Налоговое право : учебник для СПО / А. В. Карта-шов, Е. Ю. Грачева ; под ред. Е. Ю. Грачевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 231 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00478-6.Режим дотупа: https://www.biblio-online.ru/viewer/438A205D-885B-4301-BE6A-7C8CCD7BFF67#page/1

17. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для СПО / Ю. А. Крохи-на. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 428 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04878-0. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/5312AA25-7738-4BEF-A97C-F40F3702BEFB

18. Килинкарова, Е. В. Налоговое право зарубежный стран : учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Килинкарова. - М. : Изда-

тельство Юрайт, 2017. - 354 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4353-5. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book /EFB51917-98DE-44ED-A43D-5850A9573A39 19 .Тедеев, А. А. Налоговое право России : учебник для СПО / А. А. Те-деев, В. А. Парыгина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 499 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 9785-534-03937-5. Режим достура: https://www.biblio-online.ru/viewer /1229C209-8967-462E-9D8A-88B6C0D27956#/

20.Налоговое право. Общая часть в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Кучеров [и др.] ; под ред. И. И. Кучерова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 384 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7082-1. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/45E1E7E9-D591-49E9-A81E-07321C50047A#page/1

21.Комментарий к налоговому кодексу РФ в 2 т : научно-практическое пособие / Ю. Ф. Кваша [и др.] ; отв. ред. Ю. Ф. Кваша. -12-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 1647 с. -(Профессиональные комментарии). - ISBN 978-5-9916-3350-5. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/EBA645C8-19AF-4452-896A-1704DE3267CD#page/1

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Бикситовой Ж.А. на тему «Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах» Научная статья Бикситовой Ж.А. посвящена анализу института административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.

Актуальность заявленной темы обусловлена особенностью института административной ответственности, при котором достаточно обширен круг регулируемых общественных отношений. Административное принуждение как вид государственного принуждения и административная ответственность как вид юридической ответственности способствуют защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, защите законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Одной из актуальных проблем, связанных с законотворческой деятельностью, в части установления норм об административной ответственности за совершение налоговых правонарушений, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм административного и налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм административного и налогового законодательства Российской Федерации.

Проведенный анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет выделить ряд проблем, свидетельствующих о необходимости совершенствования действующего законодательства. В статье автором рассматриваются проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, поскольку в ней содержатся не только указание на недостатки законодательного регулирования сферы административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, но и сформулированы предложения по совершенствованию норм и правоприменительной практики.

Исследование четко структурировано, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.

Научная статья Бикситовой Ж.А. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

Доктор юридических наук,

Заведующий кафедрой административного

и информационного права

Института права и национальной безопасности

РАНХиГС при Президенте РФ

О.В. Шмалий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.