Научная статья на тему 'Современные проблемы подростковой беременности'

Современные проблемы подростковой беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1930
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / YOUTHFUL AGE / TEENAGE PREGNANCY / MOTHERHOOD / PATERNITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коршакова Эвелина Сергеевна

Данная работа освещает проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители в юношеском возрасте. Повествуется об особенностях подростковой беременности, которые влекут за собой физиологические, психологические, социально-экономические проблемы. Рассматривается психология материнства и отцовства в подростковом возрасте. Предлагаются способы по снижению частоты подростковой беременности и воспитанию толерантного отношения к данному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TEENAGE PREGNANCY

This work covers problems which young parents at youthful age face. Is narrated about features of teenage pregnancy which involve physiological, psychological, social and economic problems. The motherhood and paternity psychology at teenage age is considered. Ways on decrease in frequency of teenage pregnancy and education of the tolerant relation to this phenomenon are offered.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подростковой беременности»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 1. 2013

УДК 748.31

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ Коршакова Эвелина Сергеевна

студент

Иркутский государственный университет, Иркутск

Аннотация. Данная работа освещает проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители в юношеском возрасте. Повествуется об особенностях подростковой беременности, которые влекут за собой физиологические, психологические, социально-экономические проблемы. Рассматривается психология материнства и отцовства в подростковом возрасте. Предлагаются способы по снижению частоты подростковой беременности и воспитанию толерантного отношения к данному явлению.

Ключевые слова: юношеский возраст, подростковая беременность, материнство, отцовство.

MODERN PROBLEMS OF TEENAGE PREGNANCY Korshakova Evelina Sergeevna

student

Irkutsk state university, Irkutsk

Abstract. This work covers problems which young parents at youthful age face. Is narrated about features of teenage pregnancy which involve physiological, psychological, social and economic problems. The motherhood and paternity psychology at teenage age is considered. Ways on decrease in frequency of teenage pregnancy and education of the tolerant relation to this phenomenon are offered.

Key words: youthful age, teenage pregnancy, motherhood, paternity.

«Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают»

О. Уайльд

Подарить миру новую жизнь желает каждая женщина, так как это её предназначение на Земле, данное природой. Женщина, при выборе мужчины, на подсознательном уровне расценивает его как отца её будущего ребёнка и стремится завести с ним семью. Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода, а так же заботе о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Следовательно, рождение детей - это важный, необходимый и ценный этап для каждой семьи, несмотря на все трудности, возникающие при этом.

Счастье материнства наступает с того момента, как женщина узнаёт, что она беременна, независимо от её экономического, социального и иного положения. Будущая мать меняется как личность, у нее зарождается иное отношение к своим близким, знакомым, к окружающему миру. Помимо этого, у беременной женщины меняется и ее самооценка. Это объясняется тем, что даже стеснительная и нерешительная в себе женщина будет чувствовать себя смелее и тверже, ведь теперь она уже не одна и от нее зависит ее будущий ребенок [6]. Образ «Я» матери гораздо сложнее любого «Я», так как в период беременности женщина физически и психически носит в себе «Я» другого человека. В разделении во время родов этой двуединой «Я» заключается большой философский смысл процесса возникновения новой, самостоятельной жизни. Можно утверждать о том, что «Я» ребенка - это продолжение «Я» матери [7]. Очевидно, что процессы беременности и рождения ребёнка влекут за собой множество положительных аспектов, помогающих женщине пройти все этапы становления матерью.

Рождение ребёнка должно быть осознанно и желанно, для того, что бы ребёнок ещё в утробе чувствовал себя нужным для матери, семьи и общества. Благодаря этому формирование самооценки у будущего малыша будет проходить, основываясь на мотиве «Я нужен и важен». К сожалению, не всегда новость о беременности приносит положительные эмоции, как для будущей матери, так и для её окружения. В основном это происходит в ситуации подростковой беременности, когда зачатие ребёнка происходит в юношеском возрасте. Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек [9]. Данная проблема рассматривается в условиях современного российского общества, так как существуют общества, в которых раннее рождение первого ребёнка является нормой.

Психология материнства - одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине [9]. Так же одной из острых проблем, на сегодняшний день является подростковая беременность в российском обществе. Проблема подростковой беременности проистекает из-за несоответствия возраста половой и социальной зрелости.

Исторически беременность в юном возрасте была вариантом нормы, в ХУ!!!-Х!Х вв. она стала предметом регуляции со стороны общества и родителей. В Европе и Америке подростковое материнство стало рассматриваться психологами и социальными работниками как отдельная

проблема в 1960-1970-е гг. В странах с низким и средним уровнем дохода почти 10 % девушек к 16 годам становятся матерями. Самые высокие показатели отмечаются в Африке к югу от Сахары, а также в ЮгоЦентральной и Юго-Восточной Азии. В России каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. - у 16-летних и 30 тыс. - у 17-летних, что в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3 %. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Вклад матерей 15-19 лет в коэффициент рождаемости составляет 14-15 %, что некоторыми оппонентами расценивается положительным явлением. Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака [4]. Несмотря на общую тенденцию уменьшения числа подростковых родов в странах мира (данные указаны в Таблице № 1), в России данная проблема остаётся актуальной, так как статистические данные за 2010 года свидетельствую о том, что частота подростковых родов составляет 50 [3]. Следовательно, требуется более глубокое изучение различного рода проблем связанных с подростковой беременностью, психологией материнства и отцовства родителей в юношеском возрасте и отношения общества к таким родителям.

Таблица № 1

Частота подростковых родов в возрасте от 15 до 19 лет

Страна Частота подростковых родов на 1000 женщин в возрасте от 15 до 19 лет.

2000 год 2002 год 2007 год

Австралия 19,8 16 15

Италия 6,9 6 5

Канада 24,2 16 12,8

Россия 45, 6 30 25, 1

США 54,4 53 36

По мнению специалистов, ранняя беременность кардинально меняет жизнь подростков. Беременная девушка-подросток сталкивается с рядом физиологических, психологических, социально-экономических проблем [2]. Проблемы, связанные с физиологическими аспектами протекания беременности и родов являются наиболее важными, так как они являются первостепенным этапом. В зависимости от условий протекания беременности и успешности процесса родов можно судить о возникновении дальнейших сложностей экономического, социального и семейно-бытового характера.

Физиологическая зрелость организма наступает гораздо позже начала менструаций, на «доращивание» до зрелого и полнофункционального состояния уходят годы. Отсюда вытекают акушерские проблемы подростковой беременности - угроза прерывания как на ранних, так и на поздних сроках, высокая частота преждевременного излития околоплодных вод, а следовательно, и огромный риск рождения незрелого или нежизнеспособного ребенка. Формирование плаценты - основного органа, связывающего мать и ребенка и обеспечивающего рост и питание плода, происходит неправильно ввиду все той же незрелости матки. Формируется плацентарная недостаточность, которая приводит к рождению маловесного, слабого плода. Дети юных матерей всегда требуют повышенного внимания неонатологов и педиатров, в редких случаях их удается выписать из стационара на пятые сутки, как большинство здоровых детей. Роды у подростков тоже сопряжены с рядом трудностей. Большинство из них имеют чисто физиологический характер - таз может оказаться узким из-за того, что процессы роста еще не закончились, родовая деятельность неправильная или слабая, что объясняется гормональной недостаточностью - ведь организм еще не дозрел для такого серьезного процесса [3].

Не менее важной является и психологическая проблема ранней беременности. Узнав о своем положении, молодые девушки испытывают

шок и пребывают в панике. Психологи говорят, что обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям, ведь девочка может остаться без необходимой и своевременной медицинской помощи. Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх. Происходит понимание того, что теперь она несёт ответственность, как за саму себя, так и за будущего ребёнка [1]. Основной психологической травмой становиться вина перед своими родителями из-за того, что она в несовершеннолетнем возрасте вступила в половые отношения, которые повлекли за собой такого рода последствия. Так же возможны порицания со стороны близкого и дальнего окружения будущей мамы, которое негативным образом отражается на психологическом состоянии. С начала беременности в женщине возникает материнский инстинкт, который несёт в себе собирательное название норм поведения, характеризующихся стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружающей среды путём нежной заботы и внимания. Следствием этого является психологическая напряжённость из-за вопросов в нутрии себя: «Смогу ли я быть хорошей мамой?», «Какой он/она родиться (здоровый, на кого будет похож)?», «А вдруг я увижу малыша и ничего не почувствую?» и многое другие.

Не менее важным является будущее воспитание, развитие и материальное благополучие ребёнка. Здесь основным фактором выступает экономическая готовность отца ребёнка или родителей роженицы к обеспечению всем необходимым малыша и будущую маму. Так как беременность в подростковом возрасте выпадает на период получения среднего или средне-специального образования, затрудняется возможность зарабатывать деньги на содержание себя и своего ребёнка. Поэтому очень важной является материальная поддержка со стороны отца ребёнка, родных будущей мамы и государства. В период беременности

и воспитании ребёнка, молодая мама тратит фактически всё свое время на ребёнка. Следовательно, сокращается круг друзей, приятелей и время на досуг. В случае если девушка прекращает процесс получения образования, она подвергается риску остаться материально зависимой от других лиц или заниматься неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. Несомненно, у каждого человека есть возможности на приобретение профессиональной подготовки и реализацию своего трудового потенциала, но в случае с подростковой беременностью, данная возможности отодвигается во временном эквиваленте.

Рассматривая проблемы подростковой беременности, не стоит забывать о роли молодого отца и проблемах, с которыми он сталкивается. Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной - хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности [8].

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен [8].

Проблемы отцовства связаны с началом трудовой деятельности, зачастую в ущерб образовательной деятельности. Психологическая неготовность брать на себя ответственность за молодую маму и ребёнка. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию - прим. ред.), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка [6]. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка

в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила. Так же немаловажным является то, что родители не могут ступить в законный брак. Следовательно, ребёнок рождается в гражданском браке. Наличие неофициальных отношений в некоторых случаях порождает безответственное поведение по отношению к ребёнку и матери/отцу ребёнка.

Исходя из выше изложенного, следует вывод о том, что проблемы подростковой беременности в российском обществе актуальны на сегодняшний день. Их решение зависит от воспитания культуры сексуальных отношений ребёнка в семье, путём разъяснения негативных последствий ранних половых отношений и подростковой беременности. Необходима эффективная пропаганда средств контрацепции, среди учеников школ, лицеев, гимназий, воспитанников детских домов и учащихся профессиональных училищ. Это поспособствует снижению частоты подростковой беременности. Так же необходимо воспитывать в обществе толерантное отношение к подростковой беременности и родителям в данном возрасте . Ведь, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются подростки, факт рождения нового человека остаётся прекрасным. Их проблемы должны решаться как на уровне семьи, так и с помощью государственной власти и общества в целом.

1. Антонова Л. Психологический механизм формирования готовности старших школьников к созданию семьи // Совр. гуманит. исслед. 2006. № 1.

2. Брутман В., Радионова Т. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии ребенка // Актуальные вопросы детской неврологии. Томск, 1992. 149 с.

3. Всемирная организация здраво-

охранения [Электронный ресурс] // Статистика. Подростковая беременность. 2010 год. URL:http://www.who.int/ гевеагеИ/ги (дата обращения:

23.08.2013).

4. Демографический ежегодник России: Стат. сб. // Госкомстат России. М., 2001. 11 с.

5. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 230 с.

6. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

7. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. Общие основы психологии. 688 с.

8. Раннее родительство: методика

профилактики, организация работы с несовершеннолетними матерями / под ред. С. В. Волковой, В. И. Крюкова. М., 2009. С. 275.

9. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.