Научная статья на тему 'Современные проблемы конституционного права'

Современные проблемы конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8245
1162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саломаткин Александр Сергеевич

В статье рассматриваются современные проблемы конституционного права, в частности, проблема судебного реформирования в условиях модернизации российского общества и государства. Анализируется действующая нормативно-правовая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы конституционного права»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 27 (281). Право. Вып. 32. С. 30-33.

А. С. Саломаткин СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

В статье рассматриваются современные проблемы конституционного права, в частности, проблема судебного реформирования в условиях модернизации российского общества и государства. Анализируется действующая нормативно-правовая база.

Ключевые слова: судебная реформа, конституционное право, модернизация общества и государства.

Одной из актуальных современных проблем конституционного права является проблема судебного реформирования в условиях модернизации российского общества и государства. Совершенствование судебной системы обусловлено общим процессом модернизации социально-экономической, политической и правовой систем российского общества.

Как известно, в 2008 г. Президент Д.А. Медведев в ежегодном послании провозгласил необходимость реформирования законодательства о судебной системе, формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Россия вступила в новую полосу развития судебной власти с целью защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Не секрет, что даже наиболее прогрессивные подходы к экономическому реформированию в стране едва ли достигнут своей цели и окажутся в необходимой степени эффективными при наличии противоречивой нормативной правовой базы в данной сфере. За истекший период было принято большое количество законодательных актов, направленных на совершенствование судебной системы.

К важнейшим из них относятся:

Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», которым создается апелляционная инстанция для рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции;

Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»;

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», содержащий целый ряд нововведений, касающихся электронного обеспечения правосудия и направленный на совершенствование механизма разрешения споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и обеспечение доступности правосудия;

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», которым упраздняется институт прикомандирования военнослужащих к военным судам и прохождения ими военной службы на должностях в аппаратах судов;

Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым расширяются полномочия прокурора в гражданском процессе;

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование действующего арбитражного процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов в части, посвященной вопросам урегулирования корпоративных споров;

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)», которым изменен поря-

док осуществления уголовного судопроизводства в части проверки законности и обоснованности принимаемых судебных актов, не вступивших в законную силу, а также пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу.

Одним из этапов реформирования судебной системы является высказанная Президентом Д. А. Медведевым в декабре 2009 г. необходимость гуманизации уголовного законодательства.

В целом сегодня можно говорить о достаточно серьезной корректировке уголовно-правовой политики государства в сфере экономики. Предыдущие два десятилетия она была весьма жестко нацелена на пресечение наиболее общественно опасных деяний, совершаемых в период болезненного реформирования политического и социально-экономического уклада общества, неоднозначных процессов приватизации. В те годы хозяйственная преступность была тесно переплетена с общеуголовной: возможность хорошо заработать вызывала значительный интерес у криминала. Государство вынуждено было защищаться при помощи мер уголовного воздействия.

В настоящее время государство предлагает бизнесу партнерскую модель взаимоотношений. Этому как раз и должна способствовать разумная уголовная политика. Согласно мнению Президента РФ, «разумная уголовная политика — та, которая сочетает в себе карательный и воспитательный элементы. Наказания за такого рода преступления должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию, и при этом мера пресечения не является наказанием» 1.

29 декабря 2009 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводящий либерализацию уголовной ответственности за налоговые преступления. Новации в уголовном законодательстве позволили применять к гражданам, осужденным за нетяжкие преступления, наказания, не связанные с лишением свободы. Применительно к налоговым преступлениям в шесть раз увеличен крупный и особо крупный размер причиненного ущерба. Это сделано для того, чтобы квалификация по деяниям такого рода была более адекватной сегодняшней экономической жизни.

6 мая 2010 года Президент подписал Федеральный закон № 81-ФЗ, вводящий мораторий на аресты за экономические преступления путем дополнения 46 уголовных составов еще одним видом наказания — обязательными работами. Принятие указанных поправок в УК РФ направлено на то, чтобы позволить избежать применения лишения свободы к лицам, которым по каким-либо причинам не могут быть назначены исправительные работы (ежегодно это около 50 тысяч человек).

30 ноября 2010 г. Президентом РФ был внесен в Государственную Думу проект Федерального закона, предусматривающий дальнейшую либерализацию уголовного законодательства, которым предусматривалась отмена нижнего предела наказания в виде лишения свободы по целому ряду преступлений, в том числе неэкономического характера. 7 марта 2011 года Федеральный закон № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» был подписан.

В законодательном акте содержатся новации, смягчающие санкции и позволяющие более широко применять меры альтернативных видов наказания. При назначении наказаний, не связанных с лишением свободы, судам предоставляется большая вариативность. Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, 12 — исправительными работами. В 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. Кроме того, как результат принятия закона предусматривается резкое сокращение числа осужденных, содержащихся в тюрьмах (до половины от их численности в настоящее время, составляющей 806,1 тысяч человек).

В рамках очередного этапа либерализации уголовного законодательства Президент Российской Федерации Д. А. Медведев проводил совещание, на котором обсуждался очередной пакет изменений в УК РФ.

Речь идет о том, чтобы у судов было гораздо больше возможностей для назначения наказания, соразмерного тяжести преступления, опасности виновного, его отношения к содеянному.

Этот пакет новелл можно условно разделить на несколько групп.

Во-первых, предлагается вернуться к идее декриминализации некоторых составов преступлений, которые сегодня являются уголовно

32

А. С. Саломаткин

наказуемыми деликтами, но, по сути, тяготеют к группе административных правонарушений и по своей тяжести, и по опасности, и по практике применения этих норм в настоящее время. Таким образом, ряд составов уголовных преступлений должен перейти в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Среди подобного рода правонарушений — оскорбление, клевета, в том числе в отношении судьи, причинение имущественного вреда без признаков хищения и некоторые другие составы.

Во-вторых, продолжить политику иной организации уголовного преследования по экономическим составам. Большую группу составов экономических преступлений предполагается снабдить возможностью прекращения уголовного преследования в случае полного возмещения нанесенного имущественного вреда всем, кто пострадал от такого преступления,— как гражданам, так и государству, а также возможностью выплаты фактического штрафа в пятикратном размере суммы вреда, который был причинен, что является продолжением конструкции кратного штрафа, предложенной по делам о взятках.

Изменится порядок применения некоторых составов преступлений, таких как товарная контрабанда, когда через таможенную границу перемещаются товары и предметы, разрешенные к обороту. В указанном случае объектом преступления выступает не столько безопасность государства, как, например, в случае ввоза оружия, наркотиков и иных запрещенных к употреблению предметов, сколько финансовая система страны в результате неуплаты таможенных платежей. Предлагается реструктурировать ответственность по этим составам.

Кроме того, предлагается ввести дополнительный вид наказаний — принудительные работы. Эту меру предложено поставить в линейку альтернативных наказаний, то есть наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Осужденные к указанному виду наказания будут находиться в специализированных исправительных центрах, но при этом на гораздо более мягком режиме, чем режим лишения свободы. Они будут находиться под наблюдением, их главным занятием будет оплачиваемый по соответствующим законным нормам труд. Из зарплаты, которую осужденные будут получать в этих центрах, может быть компенсирован ущерб потерпевшим и будут возмещаться затраты госу-

дарства на их содержание. Определенная часть заработанных средств (до 25 процентов) будет поступать собственно осужденному.

Еще хотелось бы отметить Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 229 и 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», принятый по законодательной инициативе членов Комитета. Федеральный закон устанавливает правила назначения наказания в случае, если приговор об условном осуждении за первое преступление не вступил в законную силу.

В частности, Федеральным законом дополнена часть вторая ст. 229 «Основания проведения предварительного слушания» УПК РФ новым пунктом 6, предусматривающим, что предварительное слушание проводится при наличии не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело за ранее совершенное преступление.

В связи с проведением предварительного слушания по вышеназванному основанию часть первая ст. 236 «Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании» УПК РФ дополнена п. 6, предусматривающим, что по результатам предварительного слушания судья принимает решение об отложении судебного заседания в связи с наличием не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело за ранее совершенное им преступление.

На улучшение подготовки и переподготовки судей нацелен принятый Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"». До этого законодательство не предусматривало обязанности прохождения профессиональной переподготовки для судей, впервые назначенных на должность судьи. Федеральным законом устанавливается, что гражданин, впервые назначенный на должность судьи федерального суда, проходит специализированную профессиональную подготовку для работы в этой должности. Профессиональная подготовка будет состоять из двух этапов. Первый этап — обучение в Российской академии правосудия и ее территориальных филиалах (до 6 месяцев). Второй этап — практическая стажировка в суде по месту работы судьи и вышестоящих судах (не менее 6-ти месяцев).

В настоящее время федеральными органами государственной власти в целях реализации выдвинутого Президентом Российской Федерации принципа гуманизации уголовного законодательства и исполнения наказаний в сфере экономических преступлений продолжается поэтапная модернизация законодательства, направленная на реформирование действующего уголовного и уголовно-процессуального права. В связи с этим представляется крайне необходимым согласовывать этот законотворческий процесс с ведущими научными организациями страны, учеными и экспертами в области уго-

ловного права. Только в результате совместных усилий по совершенствованию российского законодательства оно сможет получить свое развитие и надлежащее наполнение с учетом современных требований государства и общества в целом.

Примечания

1 Стенограмма встречи Президента РФ с представителями предпринимательского сообщества «Малый и средний бизнес должен стать основой для инновационного развития экономики страны». 26 февраля 2010 г. Московская область. Барвиха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.