Научная статья на тему 'Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности'

Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION NETWORK / SOCIAL NETWORKING / MORAL CULTURE / GLOBAL INFORMAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова О. В.

В работе описаны основные проблемы информального образования и их реализация путем создания глобальной информальной образовательной среды, опирающейся на общечеловеческую, нравственную, духовную культуру и конструируемой через создание новых модифицированных социальных сетей, базирующихся на требованиях шестого технологического уклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHALLENGES INFORMAL EDUCATION AND SOLUTIONS IN FORMATION MORAL CULTURE PERSONALITY

The paper describes the main challenges of informal education and implementation by creating a global informal learning environment, based on human, moral and spiritual culture, and constructed through the creation of new modified social networks based on the requirements of the sixth technological mode.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности»

Bibliography

1. Iljyazova, M.D. Kompetentnostj, kompetenciya, kvalifikaciya - osnovnihe napravleniya sovremennihkh issledovaniyj // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2008. - № 1.

2. Shabanova, G.P. Razvitie korporativnihkh kompetenciyj dlya realizacii strategicheskikh celeyj i konkurentnosposobnosti predpriyatiyj [Eh/r]. -R/d: http://www.ippnou.ru/print/008816/

3. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 18.01.13

УДК 374.7

Pavlova O. У NEW CHALLENGES INFORMAL EDUCATION AND SOLUTIONS IN FORMATION MORAL CULTURE PERSONALITY. The paper describes the main challenges of informal education and implementation by creating a global informal learning environment, based on human, moral and spiritual culture, and constructed through the creation of new modified social networks based on the requirements of the sixth technological mode.

Key words: informal education, informal education network, social networking, moral culture, global informal learning environment.

О.В. Павлова, канд. пед. наук, зав. отделом аспирантуры, доц. каф. образовательного менеджмента ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В работе описаны основные проблемы информального образования и их реализация путем создания глобальной информальной образовательной среды, опирающейся на общечеловеческую, нравственную, духовную культуру и конструируемой через создание новых модифицированных социальных сетей, базирующихся на требованиях шестого технологического уклада.

Ключевые слова: информальное образование, сетевое информальное образование, социальные сети, нравственная культура, глобальная информальная образовательная среда.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с возникновением глобальных кризисов и комплексом разнообразных проблем. «Суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней сущности» [1]. Чем больше человек преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Наряду с главной проблемой выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения и экологической проблемой в глобальных масштабах, особую значимость приобретает проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Это так называемый современный антропологический кризис. Самое негативное, что происходит в мире - это отчуждение человека от человека, что, несомненно, приводит к потере всеобщих и социальных связей. Отчуждение распространяется на все области социальной жизни человека, даже на его досуг. «Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга?» [2].

Человек постиндустриальной цивилизации, оказавшись в информационном, компьютеризированном мире технологий, свой досуг в основном проводит в сети Интернет, который заменил ему кино, театр, чтение книг, общение и т.д. Интернет становится основным средством информации, где человек пытается самостоятельно в ней ориентироваться с попыткой реализации принципов самообучения и воспитания. Такое образование, названное и провозглашенное ЮНЕСКО как информальное образование, становится неотъемлемой частью жизнедеятельности практически каждого члена общества, где каждый творит свою образовательную среду, свои собственные источники. Информальное образование, как его еще называют образованием «в течение всей жизни», включает все возможные отрасли знания и дает всем людям возможность полного развития их личности.

Информальное образование в своей парадигме предполагает достижения реального равенства между людьми, вовлечение в информационно-образовательную деятельность все большей части трудящегося и не занятого населения. Появление в связи с мировым кризисом перепроизводства большой массы свободных от производственной деятельности субъектов ставит задачу превращения этих «лишних» людей в людей «досуга» и потребителей, в частности образования.

Поскольку у людей существует социальная сфера жизни, то и культура раскрывается не только в социальных отношениях, она еще показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает социальную структуру общества, организацию политической власти, правовые и моральные нормы, типы и стили управления и лидерства. Одной из центральных идей должна стать идея рассмотрения образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника [3]. Таким образованием может послужить информальное образование, полученное вне формальных институтов и которое максимально приближено к нуждам общества и самого взрослого.

Однако, информальное образование, как сложная система, имеет не только свою внутреннюю сущность, но и, прежде всего, ряд проблем, решение которых позволит полноправно говорить о полноценном образовании, формирующем нравственную культуру личности и повышающем социокультурный статус взрослого человека и считать его интегративной системой безопасности каждого в современном изменяющемся социуме. И это субъектное ощущение защищенности становится сегодня для взрослого очень значимой ценностью, дающей уверенность в собственной стабильности и успешной жизнедеятельности.

Активное включение человечества в мировую компьютерную сеть, позволяет говорить о том, что Интернет выступает не только как средство передачи самой информации, выполняя образовательную функцию, но и сильнейшим инструментом манипулирования масс и насаждения им различных ценностей. Это одна из острых проблем информального образования. «Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые, и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы» [4]. Современная кар-

тина социального мира, по мнению многих исследователей, наполнена «языком лжи», а «какова социальная жизнь - такова и информация о ней». Дело в том, что главным информатором в обществе, излагающим и разъясняющим социальную информацию, является государство, которое не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Искажение же различного рода информации, ее замалчивание может не только подорвать экономические и политические устои государства, но и лишить веры людей, что в принципе мы сейчас и наблюдаем. На протяжении многих лет идеология советской партийной системы заключалась в непрерывном и целенаправленном зомби-ровании населения. С построением «демократического» общества мы видим постепенную и необратимую деградацию страны, ее разрушение, амбициозность и безответственность управленческой псевдоэлиты, отсутствие идеологии, рефлексивной культуры, нравственных устоев. Если наводить хоть какой-то минимальный порядок в стране - начинать надо с самого элементарного: с создания некого независимого контролируемого органа. Без этого по-прежнему будет идти манипулирование людьми, затуманивание их сознания.

Одной из важных проблем информального образования является проблема отсутствия или неэффективность обратных социальных связей между уровнями в социальных системах. Если в процессе такого занятия человек - только объект для получения информации, но нет возможности высказать свои позиции, то внутренне он себя отторгает от такой системы обучения. Каждый субъект стремится стать максимально независимым от других субъектов и подчинить себе их большинство, стремясь все выше подняться по социальной лестнице, получить более высокую должность, звание и как следствие - сознательно минимизирует свои связи с нижестоящими субъектами вплоть до их полного разрыва. Известно, что в сознании субъекта на всех уровнях социальной иерархии осуществляется властный цикл:

• выбор, обоснование и постановка целей;

• планирование;

• мотивация;

• контроль.

Нижестоящие субъекты, потеряв связи с вышестоящими, утрачивают возможность не только участвовать в постановке целей и планирования, но и не могут контролировать процесс принятия решений вышестоящих субъектов. Отсутствие такого контроля ведет к формализации демократии, к коррупции и произволу. В Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012г. говорится: «Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией - активное гражданское участие, эффективный общественный контроль» и далее: «Повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан» [5].

Следующей проблемой является изобилие в сети Интернет различного типа информации, ее бессистемность. Интернет буквально «забит» ненужными, порой не достоверными сведениями. Сама информация не структурирована, в сети имеет место информационный хаос. Поэтому и образовательное пространство в сети не имеет никакой структуры. Получается, что времени в социальных сетях пользователи проводят много, но не получают релевантной информации.

Самой же главной проблемой информального образования является проблема воспитания. Преступность, алкоголизм, наркомания, процветающие в стране, - это следствие неэффективности или отсутствия системы воспитания личности в обществе. Воспитание, как элемент образования, в формальном и неформальном образовании несет собой насильственное воздействие с целью образовать человека. Однако права воспитания не существует. Существует факт злоупотребления властью. Один субъект одновременно имеет и не имеет права воспитывать другого. Насилия в образовании быть не должно, т.к. образование по своей сути - свободное отношение людей, когда один передает знания, а другой принимает их настолько, насколько считает нужным. В последнее время осознается потребность в свободе образования. И таким «свободным» образованием выступает информальное образование, цель которого заключается в обучении взрослого населения тому, как самим посредством тех или иных гражданских действий организовать социальную среду жизнедеятельности.

Поэтому для нашей страны, для благополучного дальнейшего её развития необходима эффективная система воспитания, которая должна демонстрировать обучающимся основные принципы функционирования их личности, предоставлять воз-

можности воздействовать на её формирование и чётко видеть все преимущества, которые предоставляет им контроль над формированием собственной личности; знакомить с новым уровнем мышления, предоставляемым целенаправленным контролем за формированием личности. Примером такой системы воспитания, которая позволит решить все вышеперечисленные проблемы, может стать глобальная информальная образовательная среда - пространство, в котором совершаются образовательные процессы, имеющие гигантский сетевой воспитательный блок, где осуществляется и осознается взаимосвязь с окружающим миром, осознание собственных действий, в результате чего происходит изменение в осознании потребностей, внутренних норм, способностей.

Эта глобальная информальная образовательная среда будет ориентирована не только на все слои населения с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня, но и на содействие становления личности как один из факторов информального образования. Она должна быть использована в интересах создания принципиально нового феномена - «мыслящего социума», способного объединить людей, включить их в активную деятельность по общественному самоуправлению. Здесь будет реализовываться идеал образования как процесс постоянной коррекции и перестройки индивидуального опыта. Это и будет идеальный механизм непрерывного образования. При этом глобальная информальная образовательная среда должна опираться не только на элементы педагогики, но и на общечеловеческую, нравственную и духовную культуру. Речь идет о наличии социально-культурной, нравственной, эстетической и т.п. составляющих в индивидуальном сознании, которые возникают в результате обучения, что в конечном итоге вызывает определенные личностные изменения в человеке, прямо влияющие на повышение качества его жизни, то есть в социальном плане эти изменения могут быть гораздо более существенными, чем само по себе новое знание. Именно эти структурно-личностные новообразования, а не сами по себе знания, могут позволить человеку в процессе обучения глубоко переосмыслить свои ценностные и смысловые ориентации, ключевые позиции и взгляды на жизнь. Такая среда будет пробуждать гражданскую активность, способствовать новой системе человеческих отношений. Это, в свою очередь, может привести к существенным переменам и в мотивах его поступков, вплоть до изменения привычек, и даже к полной перестройке стереотипов индивидуального поведения. В данном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Глобальная информаль-ная образовательная среда должна обеспечить продвижение к идеалу свободного и саморазвивающегося гражданского общества. Глобальная информальная образовательная среда - это новая образовательная модель, актуальная в период кризиса мировоззрения и нравственности. Она позволяет системно управлять информальным образованием и может функционировать в любой социально-политической системе, лишь улучшая ее свойства. Это новый подход в образовании, как ответ, появившийся на реальный запрос жизни. Она использует новые возможности синергетического взаимодействия социальных и 1Т-технологий, что кардинально меняет подход к информаль-ному образованию. В глобальной информальной образовательной среде полностью реализуется положение о том, что образование - есть социальная функция. Такая среда конструируется через полиязычную, многофункциональную социальную сеть с развитием у субъектов-пользователей специфической потребности влияния на окружающую среду. Глобальная ин-формальная образовательная среда посредством социальных сетей будет ориентирована на содействие становления личности как один из факторов информального образования.

Новые социальные сети будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации, посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики). Главная задача этих сетей - обеспечить вхождение мирового сообщества, в том числе и России в шестой технологический уклад. Функцией таких сетей будет не только информирование и коммуникация, но мотивация этичного поведения социальных субъектов в различных социально-экономических сферах; этическое регулирование социальных и хозяйственно-экономических отношений социальных субъектов; игровое информальное образование всех категорий граждан; выработка рациональных управленческих решений на основе многоуровневых дискурсивных экспертных практик; динамический анализ общественного мнения; урегулирование конфликтов и споров, а также коррекция самооценки, изменение социально-

экономического статуса; обеспечение солидарного поведения социальных субъектов; визуализация отношений социальных субъектов к социальным действиям других социальных субъектов; профилактика безнравственного поведения социальных субъектов. Иными словами, функцией модифицированных социальных сетей будет полноценное информальное образование (обучение и воспитание средой) взрослого населения. Актуальным становится обучение взрослых их участию в предметно-ориентированных дискурсах по массовому, нравственному оцениванию социальных действий и решений. «Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый» [6].

Такое информальное образование по праву можно назвать сетевым информальным образованием, где на основе практической, дискурсивной этики будут оцениваться социальные действия субъектов с позиции нанесения или ненанесения вреда окружающим субъектам и среде с последующим получением экспертных оценок и их визуализацией в режиме реального времени. Воспитание в данном случае не носит принудительного, насильственного воздействия. Субъект воспитывается сам. И только с помощью такой системы воспитания формируется нравственная культура личности. Сопутствуя человеку на протяжении всей жизни, такое сетевое информальное образование сможет сформировать систему ценностей, круг отношений, где в процессе непрерывных дискурсивных практик, имеющих под собой четкие нравственные основания, воспитывается новый человек, ориентированный на творчество и созидание.

Библиографический список

1. Печчеи, А. Человеческие качества. - М., 1986.

2. Фромм, Э. Человек одинок // Иностранная литература. - 1966. - № 1.

3. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: материалы IX Междунар. науч. конф. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.

4. [Э/р]. - Р/д: http://scepsis.ru/library/id 898.html от 02.12.2012 г.

5. [Э/р]. - Р/д: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118/work от 15.12.2012 г.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

Bibliography

1. Pechchei, A. Chelovecheskie kachestva. - M., 1986.

2. Fromm, Eh. Chelovek odinok // Inostrannaya literatura. - 1966. - № 1.

3. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoyj na znaniyakh // Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya:

materialih IX Mezhdunar. nauch. konf. / pod red. Ya. Kuzjminova, I. Frumina. - M., 2008.

4. [Eh/r]. - R/d: http://scepsis.ru/library/id_898.html ot 02.12.2012 g.

5. [Eh/r]. - R/d: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118/work ot 15.12.2012 g.

6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 18.01.13

УДК 70: 378

Petelin A.S., Hameed A.T DEVELOPING DIALOGUE OF TYPES OF ARTS AS THE PEDAGOGICAL CONDITION OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF THE STUDENT-DESIGNER. The article is devoted to studying of development of creative imagination of the student-designer in the conditions of developing dialogue of types of arts. The authors formulated the principles promoting understanding of works of art of different types of arts, and opened the directions of development of creative imagination of the student through valuable and semantic comprehension of works of art.

Key words: creative imagination, pedagogical condition, classification of types of arts, dialogue of different types of arts.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж; А.Т. Хамид, аспирант Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: lemononline@mail.ru

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

Статья посвящена развитию творческого воображения студента-дизайнера в условиях развивающего диалога видов искусств. Авторы сформулировали принципы, способствующие пониманию художественных произведений различных видов искусств, и раскрыли направления развития творческого воображения студента через ценностно-смысловое постижение произведений искусства.

Ключевые слова: творческое воображение, педагогическое условие, классификация видов искусств, диалог различных видов искусств.

Развитие творческого воображения студента-дизайнера происходит весьма активно в процессе общения с художественными произведениями разных видов искусств. Обоснованием общения выступает концепция «диалога культур» М.М. Бахтина, в которой интерпретация и оценка художественного произведения осуществляется в процессе специфического диалога между автором и зрителем (слушателем), опосредованного художественным текстом [1]. Перед зрителем (слушателем) стоит двуединая задача, с одной стороны необходимо увидеть представленное произведение «глазами автора», воспринять и по-

нять художественное творение так, как понимает его создатель, а с другой стороны - выработать свое эстетическое отношение, свой взгляд на художественный образ, включить его в свой контекст, свой культурный опыт.

Ряд ученых (А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, Б.А, Эренгросс и др.) отмечают, что различные виды искусств не противоречат друг другу, а обогащают и углубляют целостное отражение окружающего мира. Появление различных видов искусств обусловлено, прежде всего, спецификой восприятия человеком действительности. Искусствоведы рассматривают деление на виды ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.