Научная статья на тему 'Современные проблемы и тенденции в российском туризме'

Современные проблемы и тенденции в российском туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / TOURISM / CURRENT STATUS / TOURISM DEVELOPMENT / DEVELOPMENT TRENDS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кружалин В.И., Киякбаева Е.Г.

В настоящий момент отмечается положительная динамика развития внутреннего и въездного туризма. Для ее закрепления необходимы оценка текущего состояния материально технической, нормативно правовой баз индустрии туризма, определение сдерживающих развитие факторов и путей их устранения. Проведенный анализ структуры коллективных средств размещения позволил выявить тенденцию активного проникновения на рынок международных гостиничных сетей. Российские гостиничные сети также активно развиваются, однако уступают по уровню предоставляемого сервиса; существует недостаток экономичных средств размещения (1-2*). На сегодняшний день актуален вопрос о классификации коллективных средств размещения и учете деятельности индивидуальных средств размещения. Транспорт является определяющей доминантной развития туризма. На современном этапе развития основные фонды транспортного комплекса характеризуются значительной степенью износа, высокой стоимостью транспортных расходов на внутренние перевозки, а также острой нехваткой автомобильных и железных дорог. Авиационная отрасль страны показывает положительную динамику, выражающуюся в обновлении авиационного парка. Одной из проблем, сдерживающих развитие круизного туризма, является недостаточное количество пассажирских портов. Помимо государственных механизмов регулирования туроператорской деятельности, призванных обезопасить потребителей от непредоставления или частичного предоставления оплаченных услуг, важную роль играют профессиональные объединения: добровольные профессиональные ассоциации среди операторов и туристических агентств. Важным фактором развития въездного туризма является визовая политика, которая до сих пор является достаточно строгой. При этом уделяется внимание либерализации визового режима, что положительно влияет на динамику развития въездного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS AND TRENDS IN TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA

Recently, there has been a positive dynamics in the development of domestic tourism. Consolidation of this trend requires assessment of the current state of the material-technical and normative-legal bases of the tourism industry, as well as the identification of factors hindering the development and ways of their elimination, which has been done in the article. The analysis of the structure of collective accommodation facilities allowed for revealing the trend of globalization with the active penetration of international hotel chains. Russian hotel chains are also actively developing, but the quality of service is considerably lower. There is a lack of cheap accommodation (1 2*). Classification of collective accommodation facilities is essential. A significant problem is the account of individual accommodation facilities activity. Transportation is the defining dominant of tourism development. At the present stage of development, the capital funds of the transport complex are characterized by a significant degree of depreciation, high transportation costs of domestic transportation, as well as the acute shortage of roads and railways. The aviation industry shows a positive trend, as shows the renewal of the aircraft fleet. One of the problems hindering the development of cruise tourism is the insufficient number of passenger ports. In addition to the state regulation of the tour operator activity, which is aimed to protect consumers from non-provision or partial provision of paid services, an important role is played by professional organizations: voluntary professional associations among both operators and travel agencies. An important factor for the development of tourism is visa policy, which is still quite strict. At the same time, some steps to liberalize the visa regime have been done, which positively affects the dynamics of inbound tourism.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и тенденции в российском туризме»

Туризм и рекреационная география ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 338.48

В.И. Кружалин, Е.Г. Киякбаева СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ТУРИЗМЕ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва

В настоящий момент отмечается положительная динамика развития внутреннего и въездного туризма. Для ее закрепления необходимы оценка текущего состояния материально-технической, нормативно-правовой баз индустрии туризма, определение сдерживающих развитие факторов и путей их устранения. Проведенный анализ структуры коллективных средств размещения позволил выявить тенденцию активного проникновения на рынок международных гостиничных сетей. Российские гостиничные сети также активно развиваются, однако уступают по уровню предоставляемого сервиса; существует недостаток экономичных средств размещения (1-2*). На сегодняшний день актуален вопрос о классификации коллективных средств размещения и учете деятельности индивидуальных средств размещения.

Транспорт является определяющей доминантной развития туризма. На современном этапе развития основные фонды транспортного комплекса характеризуются значительной степенью износа, высокой стоимостью транспортных расходов на внутренние перевозки, а также острой нехваткой автомобильных и железных дорог. Авиационная отрасль страны показывает положительную динамику, выражающуюся в обновлении авиационного парка. Одной из проблем, сдерживающих развитие круизного туризма, является недостаточное количество пассажирских портов.

Помимо государственных механизмов регулирования туроператорской деятельности, призванных обезопасить потребителей от непредоставления или частичного предоставления оплаченных услуг, важную роль играют профессиональные объединения: добровольные профессиональные ассоциации среди операторов и туристических агентств. Важным фактором развития въездного туризма является визовая политика, которая до сих пор является достаточно строгой. При этом уделяется внимание либерализации визового режима, что положительно влияет на динамику развития въездного туризма.

Ключевые слова: туризм, современное состояние, развитие туризма, тенденции развития, механизмы устойчивого развития.

V.I. Kruzhalin, E.G. Kiyakbaeva CURRENT PROBLEMS AND TRENDS IN TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA

Lomonosov Moscow State University, Moscow

Recently, there has been a positive dynamics in the development of domestic tourism. Consolidation of this trend requires assessment of the current state of the material-technical and normative-legal bases of the tourism industry, as well as the identification of factors hindering the development and ways of their elimination, which has been done in the article. The analysis of the structure of collective accommodation facilities allowed for revealing the trend of globalization with the active penetration of international hotel chains. Russian hotel chains are also actively developing, but the quality of service is considerably lower. There is a lack of cheap accommodation (1-2*). Classification of collective accommodation facilities is essential. A significant problem is the account of individual accommodation facilities activity. Transportation is the defining dominant of tourism development. At the present stage of development, the capital funds of the transport complex are characterized by a significant degree of depreciation, high transportation costs of domestic transportation, as well as the acute shortage of roads and railways. The aviation industry shows a positive trend, as shows the renewal of the aircraft fleet. One of the problems hindering the development of cruise tourism is the insufficient number of passenger ports. In addition to the state regulation of the tour operator activity, which is aimed to protect consumers from non-provision or partial provision of paid services, an important role is played by professional organizations: voluntary

© Кружалин В.И., Киякбаева Е.Г., 2017

Туризм и рекреационная география

professional associations among both operators and travel agencies. An important factor for the development of tourism is visa policy, which is still quite strict. At the same time, some steps to liberalize the visa regime have been done, which positively affects the dynamics of inbound tourism.

Keywords: tourism, current status, tourism development, development trends, sustainable development mechanisms

doi 10.17072/2079-7877-2017-4-146-153

В современных реалиях туризм становится незаменимой частью деятельности общества и человека. В общем виде это целый комплекс взаимоотношений и явлений, которые приводят к восстановлению физических и другого рода возможностей человека. Туризм имеет огромное значение для экономик большинства государств мира. Для него характерны опережающие темпы развития: на сегодняшний день они составляют 2-3%, однако темпы развития на ближайшее будущее вполне могут составлять 5% и более. Доля туризма в общем обороте услуг - примерно 29%. Разница вложенных средств и полученных доходов отличается примерно в 6-7 раз по значению [2].

Если говорить о доле туризма в глобальном ВВП, то это значение порядка 10%. В то же время показатели в нашей стране при сравнении с ВПП составили: в 2014 г. 1,5%, в 2016 г. - 3,5%. Конечно, эти значения носят минимальный характер, однако есть понимание того, что с течением времени увеличивается количество туристов на внутренних направлениях [2].

Упоминая о тех причинах, которые повлияли на развитие современного российского туризма, следует сказать об Олимпиаде в Сочи, Универсиаде в Казани, вхождении Республики Крым в состав РФ. В частности, спортивные события произошли с большим размахом и успехом, что повлияло на популярность туризма в нашей стране. Достаточно значимыми оказались поддержка власти, а также меры, которые способствовали развитию туризма на региональном уровне. В результате произошла переориентация бизнес-сообщества на качественно иное направление.

Многочисленные российские компании, которые ранее занимались исключительно организацией поездок туристов за рубеж, стали предлагать пакетные туры с выездом в российские регионы -курорты Минеральных Вод, побережья Краснодарского края, в Крым и другие регионы.

Другой важной причиной, приведшей к росту туристического потока внутри страны, следует указать снижение курса рубля в результате введенных санкций в 2014 г. Многим россиянам отдых за рубежом оказался просто не по карману. Изменение курса валют привело также к улучшению позиций для въездного туризма, поскольку иностранцам стало выгодно приезжать в Россию для отдыха, останавливаться в гостиницах, заказывать туры и экскурсии, приобретать всевозможные товары. Данная тенденция нуждается во всяческом поощрении и закреплении.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает на то, что туристическая отрасль имеет определяющее значение для экономики страны. На нынешнем этапе очень важной оказалась задача по укреплению туристической сферы, при этом она должна превратиться в отрасль с существенным доходом. Не менее важно добиться более эффективного управления отраслью и ее координации при участии властных структур.

Перечень поручений Президента РФ по вопросам развития въездного и внутреннего туризма от 30 июля 2013 г. указывал на то, что необходимо повысить качество продуктов для туристов и его общую конкурентноспособность. Именно с этой целью создана Стратегия развития туризма в РФ до 2020 года. Она направлена на улучшение условий внутреннего и въездного туризма с учетом экономического прогресса в целом ряде регионов.

Контролем оказания услуг, нормативным сопровождением, относящимся к российскому туризму, занимаются Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму. Российские регионы самостоятельно могут выбирать структуры и формы управленческого процесса в туристической отрасли. Так, каждый регион имеет собственные агентства и комитеты по туризму, а также различные департаменты и отделы. Также в туристической отрасли региона работают всевозможные министерства и ведомства - МИД России отвечает за то, чтобы осуществлялась защита интересов и прав граждан; Минэкономразвитие - управление туристическими объектами с точки зрения правового регулирования; Минобрнауки - контроль детского и подросткового отдыха и т д.

2017 Географический вестник 4(43)

Туризм и рекреационная география

Управленческая система в сфере туризма имеет достаточно сложную по характеру структуру. Она основана на координации целого ряда ведомств. Рассмотрим материальную базу российского туризма, которую обычно составляют следующие объекты:

• гостиницы, базы отдыха и пансионаты - места коллективного размещения и отдыха;

• предприятия, отвечающие за организацию торговли и питания;

• комплексы туристического толка;

• организации, осуществляющие пассажирские перевозки;

• центры, дающие всю необходимую для туристов информацию;

• туристические компании.

Если говорить о структуре коллективных средств размещения, то 50% относится к гостиницам, меблированным комнатам и туристическим общежитиям. Оставшиеся элементы - это туристические базы, детские лагеря, кемпинги и санатории. Количество таких объектов продолжает неуклонно сокращаться.

Актуальной является проблема учета деятельности мест для индивидуального размещения туристов. В настоящее время подобная деятельность осуществляется без уплаты соответствующих взносов и налогов, в результате не происходит повсеместного развития туристских комплексов да и экономическая ситуация в сфере туризма в регионах кардинально не преображается. Но есть на сегодня и положительные примеры учета такого рода деятельности, например, Вологодская область.

Таким образом, вопрос о выводе индивидуальных средств размещения туристов из тени представляется очень важным в наше время. Его можно решить путем создания не только туристского паспорта для определенных территорий, но и реестра всех средств размещения туристов без исключения. Согласно законодательству введение классификации средств размещения позволит значительно улучшить качество предоставляемых услуг в тех регионах, которые проведут мероприятия чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Значительной проблемой, препятствующей анализу коллективных средств размещения, оказалось отсутствие необходимых показателей, позволяющих определить характер деятельности организации в части предоставления тех или иных услуг. Если говорить о процессе развития гостиничной индустрии в регионах, то он проходит достаточно активно. Максимальное количество мест в коллективных средствах размещения приходится на Южный федеральный округ (370,3 тыс. мест в 2015 г.), далее следуют Центральный федеральный округ (355,8 тыс. мест в 2015 г.) и Приволжский федеральный округ (249 тыс. мест в 2015г.) (рис. 1)[3].

Рис. 1 Число мест в коллективных средствах размещения в 2009-2015 гг., тыс. чел.

По объему предоставляемых услуг лидирует Центральный федеральный округ (59 653,3 млн руб. в 2015 г.). Далее следуют Южный федеральный округ (41 577,7 млн руб. в 2015 г.) и Северо-западный федеральный округ (24 256,5 млн руб. в 2015 г.) (рис. 2) [3].

Туризм и рекреационная география

Рис. 2. Объем предоставляемых услуг по гостиницам и другим коллективным средствам размещения

по округам в 2009-2015 гг., млн руб.

Важной проблемой для коллективных средств размещения является дефицит гостиниц бюджетного типа - 1 и 2 звезды. При наличии высокого спроса на гостиничные заведения формата 35 звезд особое внимание уделяется их строительству и функционированию. Такие средства размещения имеют более короткий срок окупаемости, что привлекает инвесторов.

В настоящее время к числу определяющих тенденций для российского туризма следует отнести такое явление, как глобализация. Она проявляется в том, что на отечественный гостиничный рынок проникают международные гостиничные сети. Рост количества гостиниц с международными брендами составляет примерно 19% в год. На сегодняшний день в России работает 130 гостиниц международных гостиничных брендов. 9 из 10 гостиниц такого рода принадлежит брендам: 2/3 гостиниц - компании Carlson Hotels Worldwide, 14% - французской Accor, 14% - американской Inter Continental Hotels Group и 12% - американской Marriot International [4].

Гостиницы международных брендов находятся не только в столицах, но и в городах с большим населением, где часто происходят важные события. Например, города, где будет проводиться чемпионат мира по футболу 2018 - Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, города с населением свыше 1 млн чел. - Воронеж, Пермь, приграничные города - Калининград и Владивосток.

Формирование отечественных гостиничных сетей началось не так давно - примерно 10-15 лет назад. Некоторым компаниям удалось не только закрепиться в российских регионах, но и выйти на международный рынок. Если говорить о наиболее известных сетях, то это Azimut, Intourist Hotel Group, Heliopark Hotels & Resorts. Большинство гостиничных заведений сетевых компаний находятся в Европейской части страны. Для большинства сетей характерен такой фактор, как многопрофильность при выполнении поставленных задач - они хотят взять на себя весь комплекс действий: от строительства здания до процесса управления. При этом часто у полученных продуктов нет четких корпоративных стандартов, что приводит к их сложной узнаваемости.

В значительной степени развитие туристической отрасли связано с состоянием транспортной системы. В Транспортной стратегии РФ до 2020 года серьезное внимание уделяется развитию транспорта, благодаря которому можно улучшить экономическое развитие регионов и состояние туристической отрасли в частности.

На сегодняшний день примерно 40% территории страны не связано с сетью железных и автомобильных дорог. В 6 субъектах страны полностью отсутствует железнодорожное сообщение. 48 тыс. населенных пунктах, где проживает примерно 3 млн чел., не имеют постоянной связи с автотранспортной сетью и дорог с твердым покрытием [4]. Полноценное транспортное сообщение с Крымом будет налажено только к 2018 г.

В настоящее время в России имеется 297 аэропортов и аэродромов, однако принимать международные рейсы может только треть из них. 25 аэропортов обслуживают более 1 млн пассажиров в год - в числе лидеров московские и питерские аэропорты [4].

Туризм и рекреационная география

Важно отметить, что за последние годы происходит обновление авиационного парка. Уменьшается количество самолетов старше 15 лет, при этом растет парк судов не старше 15 лет (рис. 3) [4]. Наиболее молодой авиационный парк на сегодня у компании «Аэрофлот» (средний возраст самолетов 5 лет), самый старый парк - у компании «Полярные авиалинии» (средний возраст воздушного судна 39 лет).

Рис. 3. Возрастная структура парка гражданских воздушных судов по сроку эксплуатации лет

(на конец года; в %)

На сегодняшний день у России имеется 67 морских портов. Наиболее важные по значению пассажирские порты располагаются в городах Санкт-Петербург, Мурманск, Сочи, Владивосток. Не менее важное значение имеют грузовые и грузопассажирские порты. В этом есть определенная проблема, поскольку, например, на Дальнем Востоке этот сектор остается востребованным, при этом отметим, что ни в одном из портов региона нет ни одного причала, который бы соответствовал современным техническим требованиям для приема судов круизного типа.

Важно учитывать, что для территории России характерна значительная протяженность водного пути - примерно 101, 7 тыс. км, поэтому особую роль должны сыграть водные маршруты, однако для этого пока не имеется соответствующей технической возможности. Наибольшее количество водных маршрутов расположено в Европейской части страны, наиболее популярный связывает Москву с Санкт-Петербургом и городами Поволжья. Но к ряду туристских объектов можно добраться только с использованием внутренних водных путей. Проблема заключается в наличии такого лимитирующего фактора, как малые шлюзы на некоторых участках и недостаток эффективного контроля и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Не менее важна проблема износа существующего транспортного комплекса. Данные Росстата показывают, что данная проблема в наибольшей степени затрагивает речной транспорт: 45% речных и озерных судов используются более 35 лет, 35% морских судов для пассажирских перевозок - более 30 лет. Флот России морского базирования в 2013 г. насчитывал 48 судов, однако большинство из них не соответствует действующим международным стандартам [4]. Возрастную структуру российских судов можно проследить по рис. 4 [4].

Туризм и рекреационная география

Итак, совершенно очевидна необходимость в качественно новых механизмах государственной поддержки российским компаниям, в том числе при субсидировании различных по характеру проектов. С течением времени возрастает потребность в организации высокоскоростных участков железной дороги, но в большинстве регионов России до сих пор нет скоростных автомагистралей, необходимых мостов, дорожных развязок, пешеходных переходов и многих других элементов транспортной инфраструктуры.

Кроме этого, насущна организация парковок и парковочных мест для транспорта, занимающегося туристическими перевозками; не хватает международных аэропортов, пересадочных узлов, автомобильных и железнодорожных вокзалов и речных портов. Данными элементами транспортной инфраструктуры должны быть обеспечены территории объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России и кандидатов на получение подобного статуса, а также территории российских курортов с развитой гостиничной сетью.

К числу важных проблем, влияющих на развитие туризма в России, следует отнести высокую стоимость на совершение внутренних перевозок. Себестоимость совершаемого трафика в России примерно в 1,2-1,5 раз выше, чем в наиболее развитых с точки зрения экономики государств. Поскольку удельный расход топлива и стоимость оплаты выше примерно на 20-40%, стоимость отдыха также серьезно возрастает.

На основании анализа по наиболее важным направлениям туристической сферы можно сделать несколько логичных выводов. Чтобы оптимизировать процессы логистики, необходимо способствовать внедрению системы мультимодальных перевозок. Это позволит различные виды транспорта объединить в единую транспортную структуру для туристов. Кроме того, добиться для туристических автобусов доступа на выделенные полосы движения общественного пассажирского транспорта (при их наличии).

Также требуется развитие инфраструктуры для туристов в речных и морских портах, аэропортах и вокзалах, где целесообразно создавать информационные центры для туристов. Не менее важны указатели и таблички в местах экскурсионных маршрутов с информацией о наиболее важных и интересных достопримечательностях, смотровых площадках и магазинов, осуществляющих беспошлинную торговлю.

Чтобы расширять въездной туризм, необходимо в большей степени использовать политику акций и скидок при осуществлении железнодорожных и авиаперевозок, применения дисконтов на международных перевозках, а также создания национальной системы скидок.

Чтобы увеличить количество туристов на Дальнем Востоке и добиться усиления позиций въездного туризма, требуется механизм предоставления субсидий авиаперевозок на Дальний Восток по нескольким важным показателям - возраст, маршрут, конкретный сезон совершения перелета. Данная программа обязательно должна касаться пассажиров, которые имеют право на совершение льготных перелетов в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении, а также тех граждан, которые добираются к месту отдыха в составе туристических групп.

Подчас объекты туристического показа находятся на значительном удалении друг от друга. В этом случае необходимо способствовать улучшению транспортной логистики, а также расширять применение средств авиации общего назначения - легкомоторных судов и дирижаблей.

Другое важное условие для развития российского туризма - обязательное внесение абсолютно всех компаний в Единый реестр российских туроператоров. Управлением по данному Реестру занимается Федеральное агентство по туризму [3]. По состоянию на 2014 г. было зарегистрировано более 4000 компаний, осуществляющих туристскую деятельность. Примерно 3 тысячи компаний из списка специализируются на внутреннем и въездном туризме, 50% работают только с внутренним туризмом. Наиболее значимые позиции среди компаний, занимающихся выездным туризмом, - у компаний с иностранным капиталом [3].

На сегодняшний день в России действует ассоциация «Турпомощь», целью которой является оказание помощи российским туристам, оказавшимся в других странах в экстренном положении. Так, в 2014 г., когда ряд туристических компаний приостановили свою деятельность, под контролем и при участии ассоциации были вывезены в Россию все пострадавшие российские туристы.

Однако в нашей стране существует еще несколько организаций, специализирующихся в туристической сфере. Наиболее крупная из них - Российский союз туриндустрии, куда входят туроператоры, туристические фирмы, турагентства и транспортные компании. Динамика роста компаний, занимающихся внутренним туризмом, представлена на рис. 5 [1].

Туризм и рекреационная география

Рис. 5. Динамика роста числа туроператоров, 2010-2016 гг.

На сегодняшний день большое количество турагентств (14 999 участников) объединено в Общероссийский генеральный реестр туристических агентств [3].

Наиболее важное направление работы для властей любого государства - увеличение количества въездных туристов и улучшение условий отдыха для людей, предпочитающих въездной туризм. С целью развития въездного туризма необходимо способствовать либерализации въездного режима. Эксперты говорят следующее: упрощение визовых формальностей приведет к увеличению въездного туризма на 20-30%. На сегодняшний день приняты следующие меры, касающиеся активизации въездного туризма:

• подписание соглашения между властями России и Китая о безвизовом характере групповых туристических поездок;

• в соответствии с постановлением № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки» от 07 мая 2009 г., те туристы, которые являются гражданами иностранных государств, могут находиться в России без визы в течение 72 часов - на борту круизного судна или в ином месте, определенном туристической программой;

• подписание указа № 484 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных соревнований».

В перспективе необходимо добиться упрощения получения визы РФ иностранным туристам. Это отличный аргумент, который станет достойной мерой на фоне контрсанкций и противодействия при принятии мер между Россией и западным сообществом. Кроме того, это важное средство для пополнения как государственного, так и региональных бюджетов на достаточно внушительную сумму.

Проведенный анализ состояния и развития туризма в Российской Федерации свидетельствует о положительной динамике его развития. Удовлетворение растущих потребностей населения страны в туризме и отдыхе становится важной государственной задачей. Ее решение связано с необходимостью разработки и внедрения механизмов устойчивого развития туризма, обеспечивающих социально-экономическое благополучие регионов. В настоящее время наблюдаются диспропорции в региональном развитии туризма, которые требуют специального изучения.

Библиографический список

1. Официальный интернет-ресурс ЕМИСС Государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 21.05.2017).

2. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 21.05.2017).

3. Сайт Федерального Агентства по туризму. URL: http://russiatourism.ru (дата обращения: 13.04.2017).

2017 Географический вестник 4(43)

Туризм и рекреационная география

4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.02.2017).

References

1. The official Internet source EMISS State statistics, Available at: https://fedstat.ru/ (Accessed 21 May 2017).

2. The official site of Ministry of Economic Development of the Russian Federation.Available at: http://economy.gov.ru/ (Accessed 21 May 2017).

3. The official site of the Federal Agency for Tourism.Available at: http://russiatourism.ru/ (Accessed 13 April 2017).

4. The official site of Federal State Statistics Service.Available at: http://www.gks.ru/ (Accessed 10 Feb 2017).

Поступила в редакцию: 12.07.2017 Сведения об авторах About the authors

Кружалин Виктор Иванович Victor I. Kruzhalin

доктор географических наук, профессор, Doctor of Geographical Sciences, Professor, Head of

заведующий кафедрой рекреационной географии the Department of Recreational Geography

и туризма, Московский государственный and Tourism, Lomonosov Moscow State University;

университет им. М.В. Ломоносова, 1, Leninskiye gory, Moscow, 119991, Russia; 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1;

e-mail: v.kruzhalin@gmail.com

Елена Гайратовна Киякбаева, аспирант Elena G. Kiyakbaeva,

кафедры рекреационной географии и туризма, Postgraduate Student, Department of Recreational

Московский государственный университет им. Geography and Tourism, Lomonosov Moscow State

М.В. Ломоносова, University;

119991, Российская Федерация, 1, Leninskiye gory, Moscow, 119991, Russia; Москва, Ленинские горы, д. 1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: ekiyakbaeva@gmail.com

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Кружалин В.И., Киякбаева Е.Г. Современные проблемы и тенденции в российском туризме // Географический вестник = Geographical bulletin. 2017. №4(43). С.146-153. doi 10.17072/2079-78772017-4-146-153

Please cite this article in English as:

Kruzhalin V.I., Kiyakbaeva E.G. Current problems and trends in tourism industry in Russia // Geographical bulletin. 2017. №4(43). P. 146-153. doi 10.17072/2079-7877-2017-4-146-153

УДК 379.85: 332.122

С.Г. Ашугатоян

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО

ТУРИЗМА В ТУРЦИИ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва

Статья посвящена процессу изменения территориальной структуры туризма в пределах страны на примере Турецкой Республики. Выделены элементы центр-периферической структуры въездного и внутреннего туризма с 1995 по 2015 г. путем проведения кластерного анализа по показателям,

© Ашугатоян А.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.