Научная статья на тему 'Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной промышленности в России'

Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной промышленности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9391
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной промышленности в России»

Иткинд А.Н.

ИГУПИТ (Москва), Смоляков А.С.

РОСЗИТЛП (Москва), Айсина Ф.Ш.

МИГКУ (Москва)

Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной

промышленности в России

Легкая промышленность - старейшая отрасль промышленного производства с большим потенциалом и богатыми трудовыми традициями. Используя термин «легкая промышленность», мы подразумеваем совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья и осуществляющих как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия легкой промышленности производят также продукцию производственно -технического и специального назначения. Эта продукция используется, например, в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.

Легкая промышленность объединяет несколько основных отраслей, к ним относятся:

1) текстильная (включает 9 подотраслей: хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, пенько-джутовую, трикотажную, валяльно-войлочную, сетевязальную, нетканых материалов);

2) швейная; 3)галантерейная; 4)кожевенная; 5)меховая; 6)обувная.

Мировая практика показывает, что текстильная и легкая промышленности по сути своей наиболее рыночные отрасли, где максимально высока оборачиваемость капитала, а выпускаемая продукция относится к товарам первой необходимости, следовательно, спрос на нее неограничен.

На сегодняшний день легкая промышленность России - это крупный народнохозяйственный комплекс, работающий на благо граждан Российской Федерации и насчитывающий более 22 тысяч разнообразных предприятий и организаций. Устойчивое развитие отрасли чрезвычайно важно и в социальном плане: в легкой промышленности России занято более 550 тыс. человек, причем более 80% из них - женщины. Около 70% предприятий являются градообразующими для малых городов, обеспечивая занятость большинства населения.1

На данный момент в отрасли действуют более 3000 средних и крупных акционерных обществ, из которых только единицы перешли к организационным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования. Как показывает анализ, продукция всего 10 предприятий хлопчатобумажной промышленности составляет 62% производства этой отрасли, в производстве льняных и пенько-джутовых тканей 7 предприятий дают 71% общего выпуска, в шерстяной промышленности таких базовых предприятий 11 (56%), в шелковой - 4 (54%), в трикотажной - 9 (58%), в меховой - 4 (59%), в производстве искусственных кож - 3 (69%), в производстве пленочных материалов - 3 (69%), кож хромовых - 8 (55%), жестких - 5 (52%), юфтевых - 5 (74%), в обувной промышленности - 27 (58%), из которых 11 предприятий производят 33% общего объема продукции. Все эти предприятия находятся в 34 регионах, в том числе предприятия текстильной промышленности - в 19 регионах, обувной - в 20 регионах, меховой - в Москве и Татарстане, предприятия по производству натуральных кож - в 12 регионах, искусственных кож и пленочных материалов - в 3 регионах. Таким образом, около 140 предприятий легкой промышленности (из 3000) фактически определяют ее основной производственный потенциал, на которых количество замещенных рабочих мест составляет около 6000. В 2008 году по виду экономической деятельности «текстильное и швейное производство» отгружено товаров на сумму 592,9 млн. рублей. Индекс производства составил 64,9% к 2007 году. Предприятиями произведено льняных тканей 4173 тыс. кв. м, выпуск волокна льняного составил 622 тонны. Индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви в 2008 году составил 61,3% от уровня 2007 года.2

Но современное состояние отечественной текстильной и легкой промышленности и смежных отраслей оценивается как кризисное. Макроскопический подъем их, действительно наметившийся в последнее время, пока не дает оснований для оптимизма. Например, сегодня россияне

1 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень, № 161.-М., 2009.

2 http://www.legprominfo.ru-news.ttml.

на 80% одеты и обуты в импорт. Такая большая страна по определению не может не иметь сильную, современную текстильную и легкую индустрию. Это не только гарантия национальной безопасности, но и наполнение бюджета, и занятость наших граждан и обеспечение современного развития всех видов техники и широкое применение для производства этой продукции высоких технологий, как это имеет место в развитых странах.

Некогда СССР входил в ведущие страны мира по объему производства текстильной продукции, одежды, обуви, волокон, красителей и др., например, до перестройки занимал 3-е место по производству химических волокон и нитей, а сегодня Россия не входит даже в первую сотню государств по данному показателю! Минимальную долю в госбюджете составляет доход от реализации отечественной продукции, а львиная доля в бюджет страны поступает от налогов по продаже на внутреннем рынке импортной продукции. Отмечаются невысокие показатели экспорта этого сектора экономики как в советский период -менее 5%, так и сейчас.3 Экспортируется главным образом сырье (лен, шкуры, х/б пряжа, суровые ткани, кожа и т.п.), а импортируются уже «подорожавшие» после переработки российского сырья за рубежом готовые изделия. Та же разорительная схема, что при экспорте газа и нефти, леса, металла и импорта готовой продукции их глубокой переработки (автомобили, самолеты, волокна, лекарства, пластмассы, стройматериалы, мебель, бумага, лаки и краски и т.д.).

Предприятия легкой и текстильной промышленности выпускают продукцию по ассортименту и качеству предыдущих поколений (т.е. не конкурентных на внешнем и даже на внутреннем рынке) на устаревшем оборудовании. Кроме того, при собственных энергоносителях очень велика доля их в себестоимости конечной продукции (20-25%). И как результат, например, объем производства химических волокон в России сократился более чем в 4 раза и падает из года в год в среднем на 2-5% (об этом в последние годы нас информирует периодическая научная пресса, в том числе журнал «Текстильная промышленность», №№ 1,2,3 за 2008г.). Доля же импорта составляет более 50%4

Количественная оценка сегодняшней ситуации всей отрасли еще более мрачная. Доля легкой и текстильной промышленности России в ВВП за последние 15 лет снизилась в 30 раз - с 12 до 0,4%. Вклад в госбюджет СССР составлял около 20%, а сейчас менее 1% (для сравнения, доля продукции легкой промышленности в ВВП, в %: Китай - 21, Италия - 12, Германия - 6, США - 4 и т.д.). Доля российской продукции на внутреннем

3 http://www.roslegprom.ru. Э.М. Айзенштейн. Текстиль @ легпром: новый Комитет и антикризисная концепция.

4 http://www.lp-magazine.ru

рынке составляет только 18%, что ниже пороговых значений (около 50%), определяющих безопасность страны. В целом, за последние 15 лет доля продукции в промышленном производстве сократилась в 8 раз: с 11,9 до 1,4%.5

В 2009 году производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось по отношению даже к 2008 году на 15-30%.6 По некоторым экспертным оценкам, контрафактная российская продукция, прошедшая мимо налоговых служб и нелегальный импорт, например в последние годы, более чем в 2 раза превышает уровень легального производства и импорта. В основном это продукция дешевая, некачественная, предназначенная для низкооплачиваемых слоев населения. Самое страшное в этой ситуации то, что объемы нелегальной продукции растут, а легальной падают, не смотря на предпринимаемые властями меры! Так, в данный момент потребительский рынок товаров легкой промышленности выглядит следующим образом: 20% - товары отечественного производства, 32% - легальный импорт и 48% рынка составляют нелегально ввезенные и произведенные товары.7 Борьба с контрафактом и контрабандой товаров легкой промышленности привела к закрытию Черкизовского рынка в Москве. Но это лишь локальные, точечные меры. Главное, эта работа должна быть доведена до логического завершения с тем, чтобы максимально ограничить возможность возникновения феномена новых «черкизовских рынков» вместо цивилизованных каналов сбыта.

Доля убыточно работающих предприятий в текстильном и швейном производстве увеличилась с 29% в январе-октябре 2008 года до 37,1% в январе-октябре 2009 года.8

На 1 декабря 2009 года просроченная кредиторская задолженность в текстильном и швейном производстве составила 5,8 млрд.руб., 127,6% к предыдущему месяцу.9

Среднесписочная численность работников в январе-ноябре 2009 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 333,4 тыс.чел. (86,9% к уровню января-ноября 2008 года).10

5 http://www.roslegprom.ru. Э.М. Айзенштейн. Текстиль @ легпром: новый Комитет и антикризисная концепция.

6 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень, № 161.-М., 2009.

7 http://www.legprominfo.ru-news.ttml.

8 http://www.legprominfo.ru-news.ttml. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009г.

9 Там же.

10 Там же.

Среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве в январе-ноябре 2009 года составила 8871 руб. (106,7% к январю-ноябрю 2008 года).11

На 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате в текстильном и швейном производстве составила 40 млн.руб., 88,4% к величине данного показателя на 1 декабря 2009 года.12 Инвестиционная активность в отраслях легкой промышленности за 9 месяцев 2009 года снизилась: в текстильном и швейном производстве индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям (к соответствующему периоду 2008 года) составил 79,7%.13

Физический износ оборудования катастрофически велик - более 50%, доля оборудования возраста выше 15 лет составляет около 20%. За рубежом, например, парк оборудования меняют каждые 5-7 лет.14 Доля импорта продукции легкой промышленности за 11 месяцев 2009 года составила 6,4% от российского импорта (за 11 месяцев 2008 года -4,8%). Цены на импортные товары увеличились на 7-20%. Цены же на экспортируемые товары снизились на 10-30%!15

Таким образом, цифры, которые я привел выше, говорят о многом -динамика просто ужасная! Падает выпуск трикотажных, швейных изделий, обуви, т.е. товаров, которые легко завозятся на территорию России по «серым» таможенным схемам, контрабандой или изготавливается в подпольных цехах и производствах.

Поэтому отечественная текстильная промышленность не может выйти из кризиса из-за дефицита сырья, нехватки оборотных средств, падения спроса со стороны отраслей-покупателей. И на все это накладывается и обострение конкуренции на внутреннем рынке из-за притока импортных товаров, в частности китайского, турецкого производства, способных по соотношению «цена-качество» привлечь покупателя даже со средним достатком.

il

Там же

12 http://www.legprominfo.ru-news.ttml. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе 2010г.

13 http ://www. le gprominfo .ru-news. ttml. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009г.

14 http://www.roslegprom.ru. Э.М. Айзенштейн. Текстиль @ легпром: новый Комитет и антикризисная концепция.

15 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень, № 160.-М.,2008, №161.-М.,2009, № 162.-М.,2010.

Факторы, ограничивающие рост производства в текстильном и швейном производстве, январь 2006-январь 2009 г., %

Факторы Январь 2006 г. Январь 2007 г. январь 2008 г. январь 2009 г.

Недостаточный спрос на продукцию ятия на внутреннем рынке предпри- 61 60 58

Недостаточный спрос на продукцию ятия на внешнем рынке предпри- 24 20 27

Конкурирующий импорт 57 62 50

Источник: Росстат

Причин тяжелейшей кризисной ситуации, характерной именно для текстильной отрасли, несколько:

1) Кризис финансового положения предприятий, вызванный недостатком собственных оборотных средств и неплатежами. В настоящее время в условиях роста цен на сырье, энергоресурсы, взаимных неплатежей, высоких налогов и процентных ставок за кредит предприятиям не хватает получаемой прибыли для формирования необходимых оборотных средств.

2) Технологическая отсталость подавляющего большинства предприятий. Только 1% из них укомплектован современным оборудованием, 30% от общего количества частично имеют новое оборудование. Около 75% оборудования предприятий легкой промышленности находятся в эксплуатации более 10 лет.16 Как следствие, мы имеем низкую производительность труда, низкую заработную плату и непривлекательность отрасли для новых кадров.

3) Разрыв сложившихся хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, возникшие при этом трудности с приобретением сырья и материалов, не производимых в России, и сбытом готовых изделий.

4) Внутренний рынок многих товаров в стране формируется благодаря поставкам их по импорту, в связи, с чем возникает угроза экономической зависимости России. Внутренний рынок необходимо завоевывать при поддержке правительства РФ. В общем объеме продажи товаров оптимальная доля отечественных должна составлять 60-70%.17

Основные предпосылки экономического и социального кризиса

16

http://www.lp-magazine.ru

17 http://www.roslegprom.ru. Э.М. Айзенштейн. Текстиль @ легпром: новый Комитет и

антикризисная концепция.

отрасли заложены в политике реформ, налогово-кредитной системе. По мере нарастания общего экономического кризиса наиболее глубоко они проявились именно в текстильной промышленности в виде острой нехватки собственных оборотных средств, роста числа убыточных предприятий, невозможности содержания социальной инфраструктуры.

В связи с переходом на рыночные условия существования российская экономика стала более открытой для мирового рынка, и правительство отказалось от политики государственного протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. Таким образом, отечественная текстильная промышленность была брошена в водоворот конкуренции со 160 странами мира. Конечно же, эта борьба сложилась не в нашу пользу.

Несмотря на тяжелейшее положение в отрасли, всю глубину ее падения, она еще может подняться, может возродиться. Стабилизация производства, дальнейшее его развитие, сопутствующее этому развитию улучшение социальной интеграции в текстильной промышленности во многом зависят от успеха структурных преобразований в экономике. Правильно выбранные ориентиры структурной перестройки являются основой для будущего экономического роста, обеспечивающего полную занятость и стабильный уровень цен.

Для стабилизации производства и постепенного его наращивания нужно применить комплекс мер, которые будут реализовываться по трем направлениям: экономическое стимулирование, таможенно - тарифное регулирование и меры административного характера.

Во-первых, обеспечить предприятия оборотными средствами. Для оздоровления финансового положения предприятий отрасли необходимо: списать пени, начисленные за несвоевременные расчеты и по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по платежам за электроэнергию.

Во-вторых, необходимо ввести строгие квоты на импорт продукции из развивающихся стран и чтобы не «убить» окончательно отечественного производителя таможенные пошлины на эту продукцию не должны снижаться. Но сегодня эта работа, к сожалению, носит не системный характер. Минпромэнерго поднимает проблему закрытия границ (особенно на Дальнем Востоке) для «серого» импорта. Но быстро эту проблему решить не удастся.

В-третьих, создать условия заинтересованности оптовых и розничных предприятий в реализации отечественных товаров, предоставление им льгот и по аренде помещений, кредитованию и по налогам. Проблема кредитов очень важна. Однако еще более важным представляется создание стимулирующей системы налогообложения, которая заставит «дешевые» деньги наиболее эффективно оборачиваться в сфере производства. Российским производителям нужны «длинные» кредиты на перевооружение и льготы на период становления производства, необходима

долгосрочная программа развития легкой промышленности с упором на средний бизнес и малое предпринимательство. Было бы целесообразным после покупки промышленными предприятиями оборудования и ввода новых мощностей в течение первых 2-3 лет освободить основные средства от налога, а начинать его взимать в тот момент, когда оборудование начинает эффективно работать (с 3 - 4-го года). Затем ежегодно увеличивать ставку налога на 0,5 - 1,0 процентных пункта до максимального значения на седьмой год эксплуатации актива. Это позволит не только окупить оборудование, но и стимулировать постоянный технический прогресс производства.18

В-четвертых, одной из основных задач отрасли с целью превращения ее в конкурентоспособную, инновационную является техническое перевооружение ее современным оборудованием. Но за счет отечественного машиностроения в ближайшее время (5-10 лет) эту проблему не решить, но начинать эту работу нужно немедленно с помощью господдержки и машиностроителей. А сегодня необходимо срочная замена парка оборудования импортными машинами, аппаратами, агрегатами и т.п. И мне кажется, что эффективным может оказаться создание совместных предприятий в рамках имеющихся международных соглашений. Кроме того, можно попытаться, как в отечественном автомобилестроении, создавать совместные предприятия под контролем зарубежных фирм и по сборке оборудования и приборов (печатные машины, ткацкие станки, трикотажные машины, отделочные агрегаты и т.п.) в России из импортных частей.

В-пятых, стимулировать привлечение инвестиций. Инвестиции -решающий фактор осуществления реструктуризации экономики. Уже сегодня необходимо обеспечить привлекательность инвестиций в текстильной промышленности для отечественных и иностранных инвесторов, в том числе за счет предоставления правительством налоговых льгот и других мер.

В-шестых, переориентировать внутренний рынок потребления, по крайней мере, до объема 60-70%, что соответствует пороговой величине, ниже которой, возникает опасность потери национальной безопасности. Для этого необходимо значительно поднять качество отечественной продукции до мирового уровня, соблюдая при этом оптимальный ценовой баланс, таможня должна работать в постоянном контакте с действующей системой российской сертификации и в своем составе иметь современные испытательные лаборатории. Целесообразно ввести для импортной и отечественной продукции систему сертификации «ЭКОТЕСТ», что

18 http://www.legprominfo.ru-news.ttml. А.В. Разбродин. Тезисы выступления на встрече

предпринимателей с первым зам.Председателя правительства РФ И.И. Шуваловым 13 октября 2009г.

воспрепятствует проникновению некачественной продукции.

В-седьмых, крайне актуально восстановление отраслевых НИИ, некогда лидирующих, в научно-техническом прогрессе текстильной и легкой индустрии. Можно в настоящее время ограничиться созданием по широкому профилю мощных отраслевых Центров. Через эти Центры отраслевая, ВУЗовская и академическая наука общими усилиями будут решать технологические проблемы, отвечая за их внедрение в промышленность, которая в свою очередь будет отчислять средства от прибыли на развитие науки и оборудования в соответствующей сфере. На данном этапе остро стоит вопрос переоснащенности НИИ, ВУЗов современной приборной и технологической базой, как это предусмотрено нацпроектом «образование» для других отраслей, а текстильная и легкая промышленность там почему-то отсутствуют. По оценкам исследователей, средний уровень развития информационных технологий на предприятиях легкой промышленности классификации СоЫТ соответствует второй модели зрелости («регулярной»).19 Это означает, что на предприятиях отечественного легпрома не развит механизм обмена знаниями между участниками ИТ-процессов; управление информационными технологиями преимущественно «завязано» на знаниях отдельных сотрудников компании; нет четко выработанной стратегии развития ИТ и т.д. На большинстве предприятий легкой промышленности бизнес предъявляет не слишком высокие требования к развитию информационных технологий. На сегодняшний день лишь небольшая часть предприятий российской легкой промышленности способна и готова осуществлять (или осуществляет) комплексную автоматизацию своих бизнес-процессов.

В-восьмых, необходимо в срочном порядке приступить к восстановлению собственной перерабатывающей индустрии, обязать использовать собственное сырье. А для большей эффективности необходимо активно использовать мировую практику, когда в ряде стран заинтересованных в подъеме собственной экономики, существуют поощрительные и запретительные меры, стимулирующие к переработке собственного сырья. Ведь, Россия, будучи одним из мировых лидеров по добыче нефти, газа и угля, все больше теряет свои позиции как нефтехимическая, газохимическая, коксохимическая держава, став фактически сырьевым придатком не только развитых, но уже и развивающихся стран. Мы ввозим из-за границы многочисленные продукты переработки российского первичного сырья.

В-девятых, ведущим и заинтересованным заказчиком текстильной продукции должно стать государство. Как показал мировой опыт, текстильная и легкая промышленность успешно развивается через частную

http://www.legprominfo.ru-news.ttml.

19

инициативу, которой государство должно помогать различными экономическими мерами всем формам производителей: малым и средним предприятиям, крупным холдингам и др. Бизнес и государство должны стать партнерами в решении проблем легпрома. Необходимы согласованные действия правительства и предпринимателей в целях развития легкой промышленности. В первую очередь государство должно внести необходимые предложения и поправки в существующее законодательство, которое вызывает массу претензий и критики со стороны бизнес - сообщества.

В-десятых, необходимо подготовить и утвердить средне- и долгосрочную программы развития текстильной и легкой промышленности, обсужденной и принятой на самом высоком уровне исполнительной и законодательной властей РФ с активным участием, в первую очередь, высококвалифицированных и опытных экспертов. Такая общегосударственная программа в Китае позволила из далеко неспокойного благосостояния выйти в лидеры по экспорту текстиля в мировом масштабе.

Кроме того, государство должно в рамках такой программы курировать и развивать отраслевую науку, профессиональное образование и подготовку кадров. Текстильная и легкая промышленность, как и все отрасли, не связанные с добычей и сырьевым экспортом испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, которые, как известно «решают все». Численность работающих в текстильной промышленности РФ сократилась в 2,67 раза.20 В отрасли происходит катастрофическое старение работников, большинство рабочих основных профессий -предпенсионного и пенсионного возраста. Можно говорить о многих причинах существующей проблемы с кадрами, но основная - это материальная. Пока мы не будем платить, люди к нам не вернутся.

Практически никто не готовит рабочих основных и вспомогательных профессий, рухнула система подготовки кадров через ПТУ. Сохранившиеся училища в отдельных регионах страны лишь подтверждают данное утверждение.

Низок уровень подготовки специалистов в вузах, да и те выпускники, что есть, из-за мизерной зарплаты не идут на предприятия и НИИ, а покидают отрасль. Никто не считает, сколько инженеров, технологов, экономистов и так далее выпускается в год, а, сколько их доходит до предприятий легкой промышленности. При этом парадокс, - в новых крупных холдингах, объединяющих большое количество предприятий, работает огромное количество людей (в том числе и на руководящих должностях), которые не имеют профильного образования. Беда нашей страны в том, что люди учатся одному, а работают совсем в других

http://www.magazine.rbc.ru

20

областях знаний.

Престиж заводской и фабричной работы в обществе низок, способные и активные люди уходят в другие сферы занятости, оставляя заводам и фабрикам тех, кто не может претендовать ни на что другое. Предприятия, где дефицит кадров наиболее велик, меньше всего обучают своих работников. Между тем кадровая проблема в нашей стране рискует стать критической в ближайшие годы. По прогнозам Росстата, в следующие 15 лет трудоспособное население страны может сократиться на 14 млн.,

поэтому можно предположить, что встанет вопрос о повышении

21

пенсионного возраста.21

Характерно, что за последние 20 лет в России и во всем мире существенно изменилась структура потребности в кадрах действующих предприятий легкой промышленности. В сегодняшних условиях значительно увеличилась потребность в кадрах с высшим инженерным образованием I ступени (бакалаврах и дипломированных специалистах). Это вызвано современным технологическим оснащением предприятий: компьютеризированные производственные машины и линии, автоматизированные логистические и производственные комплексы требуют соответствующих навыков. Соответственно система высшего и среднего специального образования требует новой конструкции, которую не сможет обеспечить механически возрожденные принципы образования советского образца. В частности, профессионально-техническое обучение специальностям, требующим специфических навыков, следует организовывать в местах сосредоточения соответствующего производства, например, в Ивановской области - для текстильной промышленности, подготовку же обслуживающего персонала целесообразно производить в учреждениях общетехнического профиля, обучающих

квалифицированному обращению с машинами и механизмами определенного класса.

Согласно Концепции программы развития текстильной и легкой промышленности РФ на период до 2020 года, в свете проблемы подъема отечественной легкой промышленности, целевой задачей развития отраслевого высшего образования представляется создание центрального университета текстильной и легкой промышленности с филиалами в местах концентрации текстильного производства - Ивановской области и, возможно, Санкт-Петербурге.22 Идея заключается в выдвижении факультетов специальной производственно-технической направленности, например, ткацкой, прядильной и химической технологии и менеджмента ближе к современной и успешно работающей производственной базе, в то

21 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень, № 161.-М., 2009.

22 http://www.opptlp.ru.

время как факультеты машиноведения, автоматики, энергетики, экономики, прикладного искусства (дизайна) и кафедры гуманитарного профиля дислоцируются в Центре, где сосредоточены соответствующие знания и исследовательские центры. Создание подобного университета вовсе не означает автоматическое закрытие всех прочих отраслевых учебных заведений, однако, государство осуществляет целевое финансирование только этого университета, формирует его программу и обеспечивает его сотрудничество с крупнейшими зарубежными образовательными учреждениями аналогичного профиля.

Но стратегия развития науки легкой промышленности требует особого подхода, так как основные отраслевые НИИ расположены в Москве, где «земля дороже золота», и существующая пока программа приватизации научно-исследовательских институтов ведет к их ликвидации. Выиграть на торгах коллективу института практически невозможно, побеждают те, кто имеет средства, но не имеют желания развивать науку легкой промышленности. По мнению Министерства необходимо идти по пути создания крупных межотраслевых центров, сохранив за ними статус государственных.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время стабилизация производства может быть достигнута только за счет расширения производства для тех ниш на отечественном рынке, которые еще не заняты импортом, ниш, в которых наша продукция может конкурировать с импортом. Конкурировать с изделиями высокой моды, поставляемыми, например, из Италии или Франции, наша текстильная промышленность пока еще не в состоянии.

Координация действий предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, подчинение их одной единой цели позволяет не только ускорить оборачиваемость и более эффективно использовать средства, но и договариваться о регламентации рентабельности и цен, что повысит конкурентоспособность конечной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценивая социальные последствия проводимых реформ, не трудно понять, что нынешний курс реформ нуждается в изменении: кризис в отрасли продолжает углубляться, падает уровень жизни отечественных текстильщиков, предприятия находятся в крайне трудных условиях из-за хронического отсутствия оборотных средств; численность работающих сократилась до предела, скрытая безработица перерастает в открытую.

Правительство РФ должно определить роль и место текстильной промышленности в системе промышленной экономики страны, утвердить программу структурной перестройки.

Органы государственной власти субъектов РФ должны оказать поддержку предприятиям текстильной и легкой промышленности в виде кредитов, льготного налогообложения, льготных тарифов на тепло-,

энергоресурсы и водоснабжение.

Для возрождения текстильной промышленности нужна поддержка государства, которая быстро окупится. Правительством уже рассмотрен комплекс мер, направленных на стабилизацию положения текстильных предприятий. Но, к сожалению, даже принимаемые правительством решения по поддержке отрасли зачастую становятся простой формальностью.

Основными целями структурных преобразований в отрасли являются: наращивание выпуска конкурентоспособной продукции, переориентация предприятий на использование отечественного сырья, расширение переработки льна, химволокна, применение современных технологий.

Нельзя считать, что выхода из кризиса нет. Он существует. Предприятия потенциально готовы к наращиванию объема выпуска продукции. Отечественная текстильная промышленность имеет необходимые мощности и квалифицированную рабочую силу. При защите внутреннего рынка и создании необходимых экономических условий для работы отрасль могла бы не только прекратить спад производства, но и увеличить выпуск продукции. Легкая промышленность России обладает мощным потенциалом. В частности, по официальным данным, оборот розничной торговли обувью, тканями и одеждой в 2005 г. составил 1,2 трлн. руб. (более $44 млрд.).23 По уровню потребления продукция легкой промышленности намного опережает рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и многих других товаров. Например, такие отраслевые рынки, как российский рынок одежды и рынок обуви, вплоть до 2008 года стабильно показывали ежегодный рост потребительской активности на 15-20%24 Так, по оценке маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, объем российского рынка обуви в 2007 году (с учетом теневого сектора, представленного в основном нелегальным импортом) находился в диапазоне 362,3-437 млн. пар; среднее потребление обуви на душу населения составило 2,4 пары. Что касается лидирующего по объемам рынка одежды, то, согласно расчетам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка одежды в 2007 году достиг $40 млрд. (к сожалению, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4-3,7 %). Ожидалось, что в 2008 году данные темпы роста сохраняться и объем рынка достигнет $46-48 млрд. Однако в результате наступления кризисных явлений в экономике России за последние 4-5 месяцев 2008 года продажи одежды упали на 15-25%, в результате чего объем российского рынка одежды в 2008 году практически

23 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень, № 157.-М., 2005.

24 Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень. М., 2005-2009.

не изменился по сравнению с 2007г.25 По мнению ключевых игроков отрасли, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента.

Судьба отрасли зависит от поддержки не только на федеральном, но и на региональном уровне.

При выполнении перечисленных выше предложений по поддержке отрасли можно ожидать, что существующий кризис отрасли может быть преодолен, а Россия станет более самообеспеченной и самодостаточной. На данный момент малый бизнес по сравнению с крупными предприятиями имеет значительно больше возможностей по диверсификации производства и прежде всего по выпуску продукции. Кроме того, и госзаказ теперь будет распределяться на малые предприятия, что дает им дополнительные перспективы развития. Что касается крупных предприятий, то господдержкой будут обеспечены только те предприятия, годовой оборот которых превышает 15 млрд. руб. К сожалению, среди предприятий текстильной и легкой промышленности с таким объемом не существует ни одного производства.

И, конечно же, в таких условиях каждое предприятие предусматривает введение антикризисного управления, что выражается в управлении, носящем программный характер с четко выверенным планом действий, совпадающим с общей стратегией предприятия и внешними факторами.

Так, по экспертной оценке, до 90% российских предприятий легкой промышленности имеют потенциальные возможности повышения эффективности на 20-25% только за счет повышения эффективности системы управления предприятием.26

Степень важности стратегического управления предприятием возрастает в разы в условиях мирового финансового кризиса. Собственникам и менеджерам всех уровней необходимо оперативно реагировать на все изменения внешней среды, негативно влияющие на деятельность бизнес-субъектов. Антикризисная стратегия управления и развития компании носит индивидуальный характер и не может быть шаблонным решением. Существует множество экспертов и столько же предложений по преодолению последствий кризиса. Но, в большинстве случаев, как показывает практика, антикризисное управление разрушает компанию и в абсолютном большинстве случаев не приводит к положительным результатам, и активы предприятия

25 Там же.

26 http://www.legprominfo.ru-news.ttml. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009г.

реализуются по низкой стоимости.

Таким образом, путь к становлению отечественной легкой промышленности и повышению ее конкурентоспособности напрямую зависит от политики государства, которое должно разработать комплекс мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики и разработать грамотную программу финансирования инновационной модернизации отрасли на базе привлечения прямых иностранных инвестиций. На сегодня легкая промышленность располагает возможностями для удержания ведущих позиций на внутреннем рынке тканей и уступает иностранным производителям на рынках трикотажа, обуви, швейных изделий. На внешних рынках наше присутствие ограничивается, в основном, суровыми тканями, трикотажными изделиями и швейной продукцией, изготовленной на давальческой основе. Для повышения конкурентоспособности продукции легкой промышленности должны быть решены общие задачи технологического обновления отрасли, пополнения оборотных средств предприятий, организационного реформирования предприятий, повышения эффективности научно-технического обеспечения производства, а также задачи отраслей, обусловленные их спецификой.

Наиболее актуальной и финансово емкой является задача технологического обновления отрасли, которая может быть решена поэтапно, в первую очередь для группы базовых предприятий, выпускающих в сумме больше половины отраслевого производства и имеющих положительное сальдо своего бюджета. Целесообразна разработка программы технологического обновления легкой промышленности.

В результате реализации Концепции объем выпуска продукции легкой промышленности должен увеличиться в 2 раза. Это соответствует среднегодовому индексу физического объема производства 107 %. В этом случае доля отечественной продукции на внутреннем рынке составит не менее 55%.27 Экспортный потенциал отрасли увеличится до уровня, превышающего импорт товаров легкой промышленности. Реализация данной Концепции развития легкой промышленности позволит российским производителям занять превалирующее положение на внутреннем рынке и стать конкурентом иностранных производителей на рынках других государств. Не только нефтью и сырьевыми ресурсами должна позиционироваться Россия на международном и внутреннем рынке. Сегодня сложно производить продукцию легкой промышленности, которая была бы конкурентоспособной на внутреннем рынке. Об экспорте местной продукции на внешний рынок не может быть и речи - его просто нет.

http://www.opptlp.ru.

27

Однако необходимо понимать, что подобное состояние легкой промышленности - состояния имиджа всей России в целом.

Список использованных источников

1. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №157.-М., 2005.

2. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №158.-М., 2006.

3. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №159.-М., 2007.

4. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №160.-М., 2008.

5. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №161.-М., 2009.

6. Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень №162.-М., 2010.

Интернет-ресурсы

1.www.legprominfo.ru-news.ttml. Информационный портал легкой

промышленности. Журналы «Кожевенно-обувная промышленность» и

«Швейная промышленность».

2.http:www.lp-magazine.ru

3. http :magazine.rbc.ru

4.http:www.roslegprom.ru

5. http: www.opptlp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.