Научная статья на тему 'Современные проблемы гигиенического нормирования физических факторов, воздействующих на персонал и пассажиров метрополитена'

Современные проблемы гигиенического нормирования физических факторов, воздействующих на персонал и пассажиров метрополитена Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
414
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЕРСОНАЛ И ПАССАЖИРЫ МЕТРО­ПОЛИТЕНА / HARMFUL PHYSICAL FACTORS / NORMATIVE DOCUMENT / STAFF AND PASSENGERS OF SUBWAY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Свижевский Вадим Антонович, Стовбур Николай Николаевич

В метрополитене встречаются все группы вредных факторов, но наиболее значимое место среди них занимают физические факторы. В документах нормирующих физические факторы в метрополитене выявлены разночтения, что на практике затрудняет выявление несоответствия их нормативам и как следствие определение эффективных мероприятий по снижению воздействия на персонал и пассажиров метрополитена вредных физических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Свижевский Вадим Антонович, Стовбур Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHYSICAL FACTORS, INFLUENCING STAFF AND PASSENGERS IN SUBWAY

the subway, Moscow There are all groups of harmful factors in subway, but the most important of them are physical factors. In documents, controlling physical factors had been indentified discrepancies, what makes difficulties to detect contradictions standards on practice. As a consequence it makes difficulties in determining effective steps for reduction the influence of harmful physical factors on staff and passengers in subway.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гигиенического нормирования физических факторов, воздействующих на персонал и пассажиров метрополитена»

УДК 613.64

В.А. Свижевский, Н.Н. Стовбур

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПЕРСОНАЛ И ПАССАЖИРОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и

эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене (Москва)

В метрополитене встречаются все группы вредных факторов, но наиболее значимое место среди них занимают, физические факторы. В документах нормирующих физические факторы, в метрополитене выявлены разночтения, что на практике затрудняет выявление несоответствия их нормативам и как следствие определение эффективных мероприятий по снижению воздействия на персонал и пассажиров метрополитена вредных физических факторов.

Ключевые слова: вредные физические факторы, нормативные документы, персонал и пассажиры метрополитена

MODERN PROBLEMS OF HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHYSICAL FACTORS, INFLUENCING STAFF AND PASSENGERS IN SUBWAY

У.А. Svizhevskiy, N.N. Stovbur

Branch of Federal State Healthcare Institution «Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow» on

the subway, Moscow

There are all groups of harmful factors in subway, but the most important of them, are physical factors. In documents, controlling physical factors had. been indentified discrepancies, what makes difficulties to detect contradictions standards on practice. As a consequence it makes difficulties in determining effective steps for reduction the influence of harmful physical factors on staff and passengers in subway.

Key words: harmful physical factors, normative document, staff and passengers of subway

Санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей и гостей города Москвы складывается из множества составляющих. Ежедневно не менее 10 миллионов жителей Москвы и Подмосковья, гостей и туристов пользуются услугами Московского метрополитена. В среднем каждый из них проводит в пассажирских помещениях метрополитена, а это 188 станций (в том числе 6 монорельсовой линии) и 537 составов (4,5 тысячи вагонов), не менее 40 минут в день. И все это время человека окружает множество вредных факторов. Человеческий организм адаптирован к факторам среды обитания

— физическим (температуре, влажности, другим климатическим факторам, к различным диапазонам фоновых электромагнитных излучений, к механическим колебаниям и др.), химическим, биологическим. В то же время любой из названных факторов, с которым организм человека до определенного времени находится в экологическом равновесии, может стать патогенным, или вредным, т.е. гигиенически значимым [4]. От санитарно-эпидемиологического состояния метрополитена напрямую зависит здоровье большинства жителей и гостей Москвы.

ГУП «Московский метрополитен» включает в себя 30 специализированных служб и депо электро-подвижного состава, в которых постоянно работает 39 тысяч человек. Кроме этого на территории ГУП «Московский метрополитен» расположено более 300 других организаций и учреждений (предприятия торговли, общепита, связи и вспомогатель-

ного обслуживания), на которых работает более 10 тысяч человек. То есть не менее 50 тысяч человек постоянно работают на территории Московского метрополитена. Сложность и множественность технологических процессов на этих предприятиях приводит к большому разнообразию вредных производственных факторов.

На предприятиях ГУП «Московский метрополитен», включая станции, подземные переходы, пассажирские составы встречаются все группы вредных факторов окружающей среды (физические; химические, биологические), а также трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) [3].

Наиболее значимое место среди этих факторов занимают вредные физические факторы. Прежде всего, это шум, параметры микроклимата и электромагнитные излучения.

Последние годы шум стал одной из основных проблем москвичей. Шум в квартирах, шум на улице, шум на работе и, наконец, шум в метрополитене. Сегодня пассажиропоток в Московском метрополитене в часы «пик» превышает проектный показатель в 1,5, а на некоторых станциях и в 2 раза, все это приводит к укорачиванию интервалов движения подвижного состава. Значительный пассажиропоток, высокая частота движения в основном, устаревших электросоставов приводит к тому, что в часы «пик» на платформах станций эквивалентные и максимальные уровни звука превышают допустимые уровни в соответствии с санитарными правилами почти в 100 % случаев.

Сегодня в Москве с каждым днем увеличивается электромагнитная нагрузка на людей. Электромагнитные излучения радиочастот — дома, на улице, на работе, в общественных зданиях и сооружениях. Количество всевозможных источников электромагнитного излучения радиочастот на каждой станции и в тоннелях измеряются десятками (сотовая связь, радио- и видео наблюдение, всевозможные защитные системы). И количество этих источников продолжает расти. Несмотря на это, уровни электромагнитных излучений удается удержать в допустимых пределах.

Вместе с тем шум, электромагнитные поля, высокие температуры, влажность воздуха в пассажирских помещениях в совокупности с высокой психологической нагрузкой людей в превышенном пассажиропотоке могут влиять на здоровье пассажиров. Также отмечаются несоответствия нормативам по шуму, вибрации, освещению и микроклимату на предприятиях метрополитена (механические, столярные и слесарные мастерские, машинные залы эскалаторов, кабины машинистов).

Несмотря на проблемы с финансированием ГУП «Московский метрополитен» постоянно проводит работы по снижению воздействия указанных выше физических факторов на пассажиров и персонал (при аттестации рабочих мест, производственном контроле, реконструкции станций, ремонте, модернизации и замене оборудования и составов).

При этом следует отметить, что нормативные документы, регламентирующие требования к состоянию метрополитенов (санитарно-эпидемиологические правила, строительные нормы и правила, стандарты, ведомственные документы) по многим параметрам не только не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, но и не соответствуют друг другу. Особенно это относится к оценке воздействия вредных физических факторов.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования стали основные действующие государственные нормативные документы, в которых нормируются физические факторы, по метрополитену и базовые документы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в которых нормируются физические факторы.

Сегодня существует три основных государственных документа, в которых определено нормирование физических факторов, воздействующих на персонал и пассажиров метрополитена:

• Санитарные правила эксплуатации метрополитенов СП 2.5.1337 (утверждены 29.05.2003 г. и введены в действие 30.06.2003 г.) с Изменениями и дополнениями № 1 к СП 2.5.1337-03. СП 2.5.2623-10 (утверждены и введены в действие 30.04.2010 г.);

• Строительные нормы и правила. СНиП 3202-2003 Метрополитены (утверждены 27.06.2003 г., введены в действие с 01.01.2004 г.);

• Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 5085096 Вагоны метрополитена. Общие технические условия (утвержден и введен в действие 17.01.1996 г.),

а также базовые документы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, в которых нормируются физические факторы:

• СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»;

• СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»;

• СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»;

• СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»;

• СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

• СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

• СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».

Внесенные в 2010 г. изменения и дополнения в СП 2.5.1337-03 касаются только искусственного освещения (глава 3.1. дополнена пунктами 3.1.22, 3.1.23, 3.1.24, п 3.2. изложен в новой редакции, изменены пункты 4.1.6, 4.6.8, 4.6.30 и 4.6.34) [2].

Также проанализированы протоколы исследований (измерений) вредных физических факторов, проведенных специалистами филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене в 2007 — 2009 гг. в Московском метрополитене, с целью определения наиболее распространенных вредные физических факторов с учетом их превышения существующих нормативов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

При изучении материалов (протоколов исследований, измерений) нами определено, что в Московском метрополитене наиболее распространенным вредным физическим фактором с учетом превышения нормативов (табл. 1) является, прежде всего, шум.

Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене ежегодно проводит исследования шума на 50 — 60 станциях метрополитена в целях обеспечения санитарноэпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля. Проанализировав протоколы исследований шума на станциях метрополитена, в 86 % случаев обнаружено превышение допустимых уровней (в соответствии с СП 2.5.1337-03), а в часы пик — в 98 % случаев (табл. 1). Если же учитывать результаты исследований шума только на платформах (а исследования проводятся еще в вестибюлях, на эскалаторах, в переходах) станций, то в 97 % случаев обнаруживается превышение допустимых уровней (в соответствии с СП 2.5.1337-03), а в часы пик — в 100 % случаев. Необходимо отметить, что при отсутствии на платформе или вблизи ее электросоставов уровни звука составляют 40 — 50 дБА,

Таблица 1

Исследования физических факторов на рабочих местах и в пассажирских помещениях в Московском метрополитене в 2007-2009 гг.

Наименование измерений Количество измерений Не отвечают гигиеническим нормативам в %

2009 г. 2008 г. 2007 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г.

шум 403 551 433 46,2 54,4 42,2

вибрация 226 268 304 3,5 4,1 3,9

электромагнитные излучения 9990 6874 3 338 0,15 0,2 0,2

параметры освещения 5735 3924 2 348 5,3 8,4 10,6

микроклимат 13316 6409 3 726 14,7 18,6 21,0

ионизирующие излучения 114 65 226 0 0 0

Таблица 2

Средние эквивалентные уровни звука в салонах вагонов (2007-2009 гг.)

Типы электросоставов Московского метрополитена Измеренные эквивалентные уровни звука в дБА Допустимый уровень в дБА (СП 2.5.1337-03) Превышение допустимого уровня в дБА

ЕЖ-3 87,1 70 +17,1

Номерные (81.714, 81.717, 81.717-5М) 83,9 70 +13,9

Яуза 77,8 70 +7,8

Русич 74,5 70 +4,5

Русич (с кондиционером) 76,7 70 +6,7

а в часы пик (с максимальным пассажиропотоком) достигают 70 дбА. Это говорит о том что, несмотря на то, что подвижные составы являются основным источником шума, вклад их составляет не более 1/2 от общего уровня звука на станциях, а в час пик — не более 1/3.

Анализ протоколов исследований шума в салонах вагонов (в соответствии с СП 2.5.1337-03) показал, что результаты зависят, прежде всего, от типа электросостава (табл. 2) и расположения линии (подземная, открытая, смешанная), в меньшей мере — от года выпуска и последнего капитального ремонта. Но в любом случае практически в 100 % исследований уровней звука в салонах обнаруживается превышение допустимых уровней (в соответствии с СП 2.5.1337-03).

Определив значимость физических факторов в осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора на объектах Московского метрополитена, рассмотрим как обстоят дела с нормативными документами их нормирующими.

Хотя СП 2.5.1337-03 (за исключением изменений и дополнений по искусственной освещенности) и СНиП 32-02-2003 утверждены практически в одно время нормы (допустимые значения) уровней звука, эквивалентных и максимальных уровней звука в пассажирских помещениях, значительно отличаются. Так согласно СП 2.5. 1337-03 в пассажирских помещениях (станции метрополитена) допустимые уровни звука (эквивалентные) составляют 60 дБА, а допустимые максимальные — 75 дБА [6]. Согласно СНиП 32-02-2003 в пассажирских помещениях на станциях допустимые уровни звука (эквивалент-

ные) составляют 85 дБА на подземных станциях и 80 дБА — на открытых наземных станциях, а допустимые максимальные составляют 100 и 95 дБА соответственно [7]. Несоответствие нормируемых величин в действующих СП 2.5. 1337-03 и СНиП 32-02-2003 приводит к тому, что уже на этапе проектирования станций метрополитена закладываются уровни звука значительно выше, чем допустимые уровни по СП 2.5.1337-03. В итоге даже на новых станциях уровни шума превышают нормируемые уровни в соответствии с СП 2.5.1337-03 (табл. 2).

В соответствии с ГОСТ Р 50850-96 «Вагоны метрополитена. Общие технические условия» основным требованием экологической чистоты вагонов является уровень звука (в дБА) при движении вагона со скоростью 70 км/ч не более:

• в салоне вагона — 90 дБА (75 дБА — для вновь проектируемых);

• в кабине управления — 80 дБА (70 дБА — для вновь проектируемых);

• уровень наружного звука — 90 дБА (т.е. на платформе во время движения состава максимальный уровень звука) [1].

Если в кабине машиниста допустимые уровни звука во всех трех документах одинаковы, то в салонах допустимые уровни во всех трех вышеперечисленных документах — разные.

Таким образом добиться уровней звука (особенно эквивалентного) ниже допустимых СП 2.5.1337-03, особенно в часы пик сегодня просто не представляется возможным.

Проанализировав и сравнив результаты исследований шума с нормативами, видим, что в соответ-

ствии с СНиП 32-02-2003 уровни звука на станциях превышают допустимые уровни только в 2,5 % исследований, а в соответствии с СП 2.5.1337-03 — в 86 % случаев. Уровни звука в вагонах в соответствии с ГОСТ Р 50850-96 превышают допустимые уровни в 9 % исследований, а в соответствии с СП 2.5.133703 — в 93 % случаев.

Кроме того, что СП 2.5.1337-03 входит в противоречие с СНиП 32-02-2003 и ГОСТ Р 50850-96, СП

2.5.1337-03 в части физических факторов противоречит и большинству действующих документов государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Например, таких как:

• СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»;

• СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»;

• СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»;

• СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи»;

• СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

• СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

• СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;

Эти противоречия условно можно разделить на две группы:

1. Различие в наименовании нормируемых показателей;

2. Несоответствие нормируемых величин.

По первой группе противоречий, например в

главе «Требования к пассажирским помещениям метрополитенов» СП 2.5.1337-03:

• Вместо «допустимые значения уровня звукового давления...» необходимо указывать — «допустимые уровни звукового давления.» (п. 3.1.3. СП 2.5.1337-03);

• Вместо «уровни воздействия электромагнитных излучений» необходимо указывать — «уровни электромагнитных излучений» (п. 3.1.5 СП 2.5.133703);

• Вместо «должны быть обеспечены параметры освещенности» необходимо указывать — «должны быть обеспечены параметры освещения» (значения п. 3.2.1 СП 2.5.1337-03).

Подобное встречается и в других главах и разделах СП 2.5.1337-03. Если для обывателей разница между этими понятиями незаметна, то для специалистов это имеет принципиальное значение, так понятие освещенность — это только один из нормируемых показателей (параметров) искусственного и совмещенного освещения.

Что касается второй группы противоречий, то нагляден пример нормирования ионизирующего излучения. Если в действующих сегодня СанПиН

2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009) мощность эффективной дозы (МЭД) гамма-излучения не должна превышать для населения МЭД на открытой местности более чем 0,2 мкЗв/час, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность дочерних изотопов радона и торона (ЭРОА) не должна превышать 200 Бк/м3 [5], то в СП 2.5.1337-03 эти нормируемые показатели (для пассажирских, бытовых и производственных помещений) уже

0,3 мкЗв/час и 100 Бк/м3 (п. 3.1.6., п. 4.1.11 и приложение № 4 СП 2.5.1337-03).

Что касается нормирования вибрации в СП

2.5.1337-03, то для производственных и бытовых помещений метрополитенов нормируется только общая вибрация, а нормирование локальной вибрации вообще отсутствует. Отсутствуют отдельно выделенные нормативы физических факторов для рабочих мест машинистов и помощников машинистов в кабинах вагонов. Почему-то в СП 2.5.1337-03 из всех нормируемых показателей освещения нормируется только освещенность, хотя при довольно высокой обеспеченности метрополитена газоразрядными лампами вообще не нормируется такой важный показатель как коэффициент пульсации.

Согласно Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384 совместно с ОАО «Метрогипро-транс» и другими заинтересованными ведомствами нами начаты работы по актуализации СНиП 32-022003 «Метрополитены».

В статье рассмотрены только вопросы нормирования физических факторов, но и в других разделах действующих СП 2.5.1337-03 имеются нестыковки и противоречия.

ВЫВОДЫ

1. Назрела острая необходимость создания новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для метрополитенов, а также методических рекомендаций по их использованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Новые санитарные правила и нормативы не должны входить в противоречие с другими государственными нормативными документами.

3. Введенные новые санитарные правила и нормы, а также методические рекомендации к ним позволят:

— обновить программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятиях и объектах метрополитенов;

— совместно с руководством метрополитенов разработать новые планы мероприятий, направленных на снижение воздействия вредных факторов на пассажиров и персонал;

— специалистам лечебно-профилактических учреждений целенаправленнее проводить мероприятия по медицинскому обслуживанию работников метрополитенов;

— специалистам ФС Роспотребнадзора осуществлять более направленный и качественный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий на объектах российских метрополитенов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50850-96 Вагоны метрополитена. Общие технические условия. — М.: Госстандарт России, 1996. — 19 с.

2. Изменения и дополнения № 1 к СП 2.5.133703 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов» СП 2.5.2623-10. — М.: Минздравсоцразвития России, 2010. — 2 с.

3. Косова Н.Н. Правовые основы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах метрополитенов. Санитарногигиеническая характеристика промышленных объектов // Информационный бюллетень «Об организации государственного санитарно-эпиде-

миологического надзора на объектах метрополитенов. — М.: Министерство путей сообщения РФ,

2002. - 76 с.

4. Кривуля С.Д., Капцов В.А., Суворов С.В. Железнодорожная гигиена. — М., 2001. — 435 с.

5. Санитарные правила и нормативы Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). СанПиН 2.6.1.2523-09. — М.: ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора», 2009, — 115 с.

6. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337. — М.: Минздрав России,

2003. — 22 с.

7. Строительные нормы и правила РФ. Метрополитены. СНиП 32-02-2003. — М.: Госстрой России, 2004. — 24 с.

Сведения об авторах

Свижевский Вадим Антонович - врач по общей гигиене высшей категории, соискатель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Государственного института усовершенствования врачей МО РФ, заведующий санитарноэпидемиологическим отделом Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене (115304, г. Москва, ул. Луганская, д. 13; тел./факс: (495) 622-76-11, тел.: (495) 622-72-17; e-mail: fguzmetro@bk.ru) Стовбур Николай Николаевич - к.м.н., доцент, главный врач Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на метрополитене, государственный советник РФ 3 класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.