Научная статья на тему 'Современные проблемы формирования технологических зон в Российской Федерации'

Современные проблемы формирования технологических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК / ИННОВАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНКУБАТОР / ТЕХНОПОЛИС / ВЕНЧУРНЫЕ ФИРМЫ / ИНВЕСТОР / НИОКР / БИЗНЕС / RESEARCH AND DEVELOPMENT (R&D) / FREE TRADE ZONE / TECHNOLOGY PARK / INNOVATION / TERRITORIAL DEVELOPMENT / INCUBATOR / TECHNOPOLIS / VENTURE CAPITAL FIRMS / INVESTOR / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнова Инна Владимировна

Критерий наукоемкости производства, активное внедрение новых достижений науки в жизнь синонимы успешной экономики постиндустриального общества. В статье рассмотрена важная роль университетских технологических парков в процессе взаимодействия науки и производства. На фоне зарубежного опыта охарактеризованы основные особенности создания «наукоградов» в 1950-е гг. и современных технологических парков в 1990-е гг. ХХ века в России. Рассмотрены главные аспекты, определяющие проблемы территориального развития технологических парков в России на данный момент. Показаны способы более эффективного участия государства и университетов в территориальном развитии технологических парков. Библиогр. 9 назв. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of technology zone formation in Russian Federation

The important impact of technology zones for the development of national science, economy and society is considered. The main factors which have an influence on the erritorial development of technology parks in Russia are examined. The ways to make the participation of government and universities more effective in territorial organization of technology parks are described.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы формирования технологических зон в Российской Федерации»

УДК 911.3 И. В. Семёнова

современные проблемы формирования технологических зон в российской федерации

Проблема создания и территориального развития технологических зон в России на данный момент не имеет однозначного решения. Для того чтобы найти понимание этой проблемы и подходы к ее решению, необходимо дать уточнение понятия «технологическая зона».

Под технологической зоной подразумевается новое поколение свободных экономических зон (СЭЗ), соединивших науку и производство высоких технологий. Примером технологических зон могут служить технополисы, технологические парки (технопарки), инновационные центры.

Появление понятия «технополис» связано с реализацией конкретных программ регионального развития в Японии, с формированием долгосрочной стратегии по вхождению этой страны в новую технологическую эпоху. Технополис — это свободная зона эпохи новых технологий, где осуществляется сочетание науки и технологии с мировой и традиционной национальной культурой. В результате создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей. Используя путь создания технополисов, в Японии предпринята попытка реализовать стратегию интеллектуализации всего японского хозяйства с учетом национального (исторического, этнического, культурного) многообразия.

Инновационные центры или инкубаторы — это центры поддержки малого инновационного предпринимательства, где создается благоприятная среда для подготовки кадров инновационных фирм (помещение, оборудование, маркетинг, консалтинг, средства связи и др.), предоставляются фонды венчурного капитала. Средний срок пребывания фирмы в инкубаторе составляет 1-2 года. Организация технологического парка (технопарка) на базе университета (исследовательского центра) сегодня наиболее актуальна для российской действительности и потому представляет для нас наибольший интерес из всех вышеперечисленных структур. Деятельность технопарка направлена на обеспечение возможности внедрения в бизнес самых последних научных разработок и достижений. На базе технопарка профессорско-преподавательский коллектив может гарантировать проведение высококвалифицированной экспертной оценки предлагаемых идей, а также оказывается способным довести отобранные экспертами перспективные идеи до «инновационного продукта», имеющего потенциальные возможности быть использованным в производстве (подготовка бизнес-плана, консалтинговые услуги и др.). На наш взгляд, только при таком понимании технопарк полностью может отвечать своему назначению, которое состоит:

• в привлечении инвестиций в сферу инновационного предпринимательства, связанного с высокими технологиями (hi-tech);

© И. В. Семёнова, 2009

• в создании окружающей технологической среды для генерирования и реализации инновационных продуктов;

• в удержании в стране высококвалифицированных кадров путем создания новых рабочих мест.

Технопарк — это центр, в котором объединяются интересы государства, общества, науки и малого предпринимательства. Учитывая емкость этого понятия, можно сделать вывод: создание технопарка и его развитие — модель многофакторная, и успешность ее развития зависит от заинтересованности всех сторон. Это возможность реализации научных разработок, получения новых знаний и дополнительного материального заработка сотрудниками конкретного университета и его студентами.

Создание технопарков, как видно из рис. 1, с одной стороны, способствует развитию наукоемких отраслей, а с другой — привлечению новых инвесторов на рынок. Надо отметить, что привлечение инвестиций будет стимулировать развитие региона, где располагается технопарк.

История создания технопарков в России в отличие от США, Индии или Китая имеет свои специфические особенности. Зарождались они еще в пятидесятые годы XX столетия и получили тогда воплощение в качестве известных всему миру «наукоградов» [2]. Наиболее яркий пример — академгородок, построенный в 20 км от Новосибирска. Он сконцентрировал около 40 научных и учебных заведений. В свое время в СССР сложилась целая система наукоградов, которые формировались вокруг профильного научного заведения, например, такие города, как Фрязино, Зеленоград, Дубна. Однако наукограды — это центры теоретических исследований, в то время как технопарки конвертируют прикладные знания в конкретный экономический эффект. Слово «технопарк» окончательно закрепилось в нашем лексиконе, после того как в 1990 г. правительство РСФСР приняло разработанную Министерством экономики программу «Технопарки России», рассчитанную на пять лет. Цель ее — повысить отдачу от разработок научно-технических вузов, накопленных за советский период. Таких парков, которые, по сути, представляли собой

Рис. 1. Схема взаимосвязей, в которой участвует технопарк:

1 — налоговые отчисления; 2 — налоговые и таможенные преференции; 3 — производство инновационных товаров и услуг, развитие инноваций, международного бизнеса, сокращение процесса «утечки мозгов» за счет освоения аутсорсинговых систем; 4 — субсидии, создание необходимой инфраструктуры для работы фирм на территории технопарка [1]; 5 — инвестиционные потоки; 6 — прибыль; 7 — инновационные знания и разработки;

8 — возможность реализации научных разработок, получения новых знаний и дополнительного материального заработка сотрудниками университета и студентами

отделения вузов, появилось в стране несколько десятков. Это, в частности, технопарки Московского государственного инженерно-физического института (МИФИ), Саратовского государственного университета, Марийского политехнического института, Самарского аэрокосмического университета и т. д. Все они входят в Российскую ассоциацию технопарков. Первый же отечественный технопарк был создан в Томске — «Томский научнотехнологический парк».

В начале 1990-х годов наблюдался бурный рост числа организованных и зарегистрированных научных парков в РФ (1990 г. — 2, 1991 г. — 8, 1992 г. — 24, 1993 г. — 43). В середине 1990-х годов продолжается дальнейшее увеличение их числа, появились технопарки, организуемые на базе государственных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях: московские научный парки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», научный парки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовка, Троицк, Дубна, «Технопарк-Новосибирск» и инновационно-технологический центр при Региональном фонде научно-технического развития Санкт-Петербурга, технопарк в Обнинске. В их организации значительную роль играли региональные и местные органы управления.

В настоящее время в России насчитывается около 40 технопарков, среди которых только 8-10 можно отнести к числу успешно работающих. Это, прежде всего, технопарки, созданные на базе МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного технического университета электронной техники (г. Зеленоград), Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Московского энергетического института (МЭИ), МИФИ, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Саратовского государственного технического университета, Уральского государственного технического университета.

По данным американской статистики, в США на настоящее время насчитывается около 160 успешно действующих технопарков, что составляет около 1/3 всех технопарков мира (порядка 500) [3]; по материалам, опубликованным в интернете, в Китае активно ведут работу около 80 технопарков, в Финляндии их насчитывается около 20 [4].

Такие показатели дают право сделать вывод, что существующие в нашей стране технопарки не обеспечивают в полном объеме реализацию имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Главными ограничивающими факторами является слабая материальная и финансовая база технопарков, а так же: отсутствие подготовленных команд менеджеров, слабая инженерная и транспортная инфраструктура, отсутствие заинтересованности у инвесторов.

В нашей стране технопарки не нашли полноценной материально-технической поддержки ни со стороны федеральных, ни со стороны региональных органов управления, ни со стороны бизнеса. Небольшие финансовые возможности университетов, при которых в 1990-е годы создавались технопарки, определили их скромные масштабы и скромные результаты, за исключением технопарков, которые перечислены выше. Со дня своего создания университетские технопарки развивались практически без всякой финансовой, материально-технической, законодательной, нормативной поддержки. Основное бремя легло на плечи университетов-учредителей технопарков. Министерство образования России хотя и оказывало помощь университетским технопаркам через объявляемые научно-технические программы развития инновационной деятельности в высшей школе России, но и таковых, начиная с 2004 г., не стало.

Министерство экономического развития решило исправить эту проблему и представило проект развития технопарков. Утвержденная в 2006 г. программа «Создание

в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» предусматривает появление пилотных проектов в семи регионах: Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. Каждый из технопарков имеет свою специализацию, обусловленную структурой спроса и наличием в регионе образовательного, научного и кадрового потенциала. В рамках программы предполагается создать сеть инновационных технопарков в сфере нанотехнологий и ядерной физики, инновационной энергетики, биотехнологий и медицины. Основная часть средств в дело реализации проекта создания технопарков будет выделена из федерального и региональных бюджетов, остальная часть средств будет вложена частными инвесторами. Идея технопарков предусматривает соединение в одном центре науки, образования и бизнеса. В каждом технопарке предполагается реализовать комплекс социальных программ, включая строительство жилья, медицинское страхование, доступ к спортивным сооружениям и досуг [5].

Согласно законопроекту, технопарки будут размещены в особых экономических зонах (ОЭЗ). В законопроекте об ОЭЗ предусмотрено создание двух видов зон: технико-внедренческих, где будут разрабатываться и производиться опытные образцы, и промышленно-производственных, где будет налажено серийное производство. В ОЭЗ будут действовать льготы в отношении налогов на прибыль, имущество организаций, земельного налога. Для разработок в области информационных технологий (ИТ-отрасли) предусмотрено льготное налогообложение. Что касается особых таможенных условий, то ввоз на территорию зоны материалов и оборудования будет осуществляться без уплаты соответствующих налогов и сборов, если предприятие использует это оборудование и материалы для производства продукции на экспорт. Если же продукция будет реализовываться внутри России, то все налоги и таможенные сборы должны быть уплачены. Управление в технопарковых зонах будет осуществляться единым органом, в который войдут представители всех уровней власти — федеральной, региональной и муниципальной, и администрация зоны будет принимать все решения самостоятельно.

Несмотря на то, что Министерство экономического развития и торговли РФ в проекте нового закона об особых экономических зонах постаралось учесть ошибки предыдущих лет, Россия все-таки пошла «своим» путем в деле создания технопарков. Площадь технико-внедренческих зон, где будут генерироваться новые идеи, определена и составит не более 2 кв. км (объем инвестиций неограничен); площадь промышленнопроизводственных зон, где будут производиться товары, ограничена 10 кв. км (инвестиции должны здесь составить не менее 10 млн евро в течение всего срока и не менее 1 млн евро в первый год).

В отличие от западных аналогов технопарков, представляющих собой довольно обширные зоны коммерциализации технологий, расположенные в привлекательном парковом ландшафте университета, как это и положено для мест занятия деятельностью, связанной не с переработкой сырья и не с ручным трудом, а с использованием творческих сил человеческого коллектива, российские технопарки, действуя в условиях свободных экономических зон (СЭЗ), «оторваны» от основного источника инноваций — университетов [6, 7]. С одной стороны, СЭЗ территориально расширяют границы технопарков, способствуя развитию инфраструктуры и привлечению инвестиций в соответствующий регион (это особенно важно для отстающих и депрессивных субъектов РФ). С другой стороны, нельзя не согласиться с экспертами в области экономики труда С. М. Гурьевым, Ю. В. Андриенко, которые говорят об относительно низкой мобильности российских

специалистов, что может стать причиной неэффективности деятельности технопарков на Северо-Западе РФ. Высококвалифицированные кадры (ученые, сотрудники университетов, выпускники вузов) приезжают в Москву и Петербург с целью попасть в большие города с развитой социальной инфраструктурой. Этот факт подтверждается массовым оттоком квалифицированных разработчиков из Новосибирска, где с зарплатами, телекоммуникациями и интересными проектами все обстоит благополучно. Остается сделать вывод: технопарки в регионах необходимы, но не перспективны, в Москве и Петербурге — перспективны, но не необходимы. Между тем опыт изучения западных технопарков, прежде всего в США и Франции, показывает, что технопарки создаются в окраинных регионах, расположенных в удалении от столиц [8].

Проведенный анализ программ и положений по развитию технопарков в России позволяет констатировать следующее: необходимые планы и программы создания новых технопарков есть, и некоторые этапы этих планов уже довольно успешно реализуются, но в них игнорируется опыт развития уже существующих технопарков. Университетские технопарки в России имеют 17-летнюю историю, лучшие из них накопили большой опыт работы по созданию малых инновационных фирм, развитию инновационного предпринимательства, коммерциализации интеллектуальной собственности и технологическому трансферту.

ценным достижением университетских технопарков является наличие квалифицированных команд управленцев технопарков, умение работать с венчурными фирмами — клиентами технопарков, в умении находить потребителей наукоемкой продукции, оказывать практически все виды услуг, в которых нуждаются начинающие развиваться под крышей технопарка малые инновационные фирмы.

Наряду с созданием в России новых технопарков в СЭЗах, совершенно целесообразным кажется развитие и продвижение уже действующих университетских технопарков, однако об этом в программах и проектах даже не упоминается.

Российская проблема состоит в том, что когда речь заходит о зонах развития высоких технологий, почему-то забывают о самом главном, о людях, которые, по сути, и являются носителями идей, источниками новых знаний. Одна из главных целей создания технопарков состоит в поддержании инноваторов, начинающих предпринимателей. Критерием эффективной работы технопарка является количество и качество выпущенных ими малых и средних фирм, количество успешных предпринимателей, известных в стране и за рубежом. Невозможно переоценить роль технопарков для молодых специалистов, выпускников и преподавателей ВУЗов. Для них это не только реализация своих знаний, но прежде всего, возможность создания своего бизнеса в наукоемкой сфере, превращение идей, рожденных на кафедрах университета в конкретный наукоемкий товар. Вот почему необходимо, чтобы Правительство РФ, Министерство образования и науки России поддержали те университетские технопарки, которые уже функционируют в России 15-17 лет. Нельзя при наличии отечественных технопарков игнорировать их опыт, не замечать их, начинать создавать новые технопарки, «забывая» об уже действующих структурах. Необходимо обратить внимание на их финансирование, опыт и существующие проблемы, чтобы не повторять уже совершенных ошибок.

Как уже было сказано выше, создание новых технологических зон требует сильной стимуляции их создателей и участников. Любая участвующая сторона должна почувствовать реальную отдачу от реализации проекта (рис. 1), тем самым замыкая круг, центром которого и является технопарк.

Камнем преткновения в успешной работе технопарков является слабое развитие внутреннего рынка наукоемкой продукции. Выход на международный уровень нашим, даже перспективным предпринимателям, затруднен. Но это проблема тоже имеет свое решение. Создание виртуального межвузовского технопарка может послужить неким инструментом расширения пространства и вовлечения в него не только российских, но и зарубежных инвесторов и университетов.

Еще одна трудность, с которой столкнулись в России — это слабые экономические знания потенциальных научно-технических предпринимателей, их неспособность уверенно ориентироваться в вопросах бухгалтерского учета, маркетинга, менеджмента, международной хозяйственной кооперации. Создание сильной команды из заинтересованных, обладающих техническими и экономическими знаниями людей в совокупности может способствовать успешному продвижению деятельности технопарков, и наоборот отсутствие или недооценивание какой-либо из этих составляющих заранее обрекает дело на провал. В настоящее время эти и другие ограничения не способствуют созданию при российских ВУЗах технопарков западного образца.

Одним из путей воссоздания предпринимательства в сфере науки и техники в России представляется путь создания межвузовских предпринимательских комплексов [9]. Такое предложение уже было выдвинуто со стороны создателей ассоциации «Технопарк», но в силу каких-то причин не нашло отклика в правительственных кругах. Ассоциация «Технопарк» была образована в 1990 г. для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов. Она является некоммерческой общественной организацией, объединяющей на добровольных началах трудовые коллективы и специалистов научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса, инновационных центров, научных и учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений, занимающихся вопросами инновационной деятельности.

На наш взгляд, нельзя считать эту идею безнадежной, ведь речь идет о включении в процесс создания технопарка активной части населения — студентов, аспирантов, молодых ученых. По сути этот проект может опираться на возможности нескольких университетов, расположенных не только в конкретном городе, но и в регионе, потенциал местных и региональных НИИ, КБ и предприятий, финансовых организаций и органов власти и управления. Единый межвузовский технопарк может способствовать развитию творчества и предпринимательства в инновационной сфере, позволит повысить эффективность практической направленности проводимых в вузах-учредителях НИОКР. Нельзя не учитывать и то, что, к сожалению, российские вузы обладают скромными финансовыми возможностями для развертывания полноценного технопарка. Одним из выходов является создание виртуальной среды поддержки предпринимательства.

В настоящее время вузы неплохо вооружены информационными технологиями и компьютерной техникой, что в свою очередь может позволить создавать не только виртуальные учебные курсы, фирмы, но и виртуальный технопарк, который может широко использовать компьютерные сети вузов-учредителей, глобальную сеть, квалифицированную поддержку сотрудников, усилия сразу нескольких университетов через киберпространство для решения тех или иных научных, научно-технических задач, технологических или коммерческих проблем.

Создание виртуального технопарка способствует решению всех выше названных проблем. И в первую очередь, экономит время на пути развития высоких технологий,

которых, к сожалению, в нашей стране явно не хватает. Конечно, межвузовский виртуальный технопарк не может, да и не должен быть панацеей для преодоления технологической отсталости страны. Его создание, безусловно, потребует вливания средств со стороны государства и бизнеса, однако, главным в деле создания технопарка остается то, что его деятельность может дать толчок социально-экономическому развитию России.

Литература

1. Государственное регулирование размещения производительных сил в капиталистических и развивающихся странах / под ред. В. В. Вольского. М., 1975.

2. Stastical Abstract of the USA. New York, 2005.

3. http://www.chemrar.ru/files/texts/WWW0406.pdf

4. Шукшунов В. Е., Сенин А. А. Межвузовские предпринимательские комплексы // URL: http://technoparki.narod. ru/association_mezhvuz_complex.htm

5. Марек А. И., Семёнов А. И. Научно-производственные комплексы: формирование и развитие / под ред. Д. С. Львова. М., 1985.

6. Сенин А. А. Некоторые вопросы российского «Технопаркостроения». М., 2007.

7. Шукшунов В. Е. Технопарки в России. М., 1996.

8. Ткачева Н. В. Технопарки — российский шанс для ИТ-прорыва // Меди@льманах. 2005. № 2.

9. Шукшунов В. Е. Через тернии к российким технопаркам // URL: http://technoparki.narod.ru/association_shu_ statya_2007.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.