Научная статья на тему 'Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области)'

Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевцев Н.А.

Введение различных форм организации совместной деятельности в условиях областных детских центров (во временные молодежные коллективы), оказывает положительное влияние на формирование групповой и индивидуальной субъектности. В статье рассматриваются основные виды форм организации совместной деятельности. Дается их описание и характеристика. Представляются результаты экспериментального исследования временных молодежных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котелевцев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области)»

УДК 159.9.075

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2018 Н. А. Котелевцев

канд. психол. наук, доц. каф. специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: apv-78@yandex.ru

Курский государственный университет

Введение различных форм организации совместной деятельности в условиях областных детских центров (во временные молодежные коллективы), оказывает положительное влияние на формирование групповой и индивидуальной субъектности. В статье рассматриваются основные виды форм организации совместной деятельности. Дается их описание и характеристика. Представляются результаты экспериментального исследования временных молодежных коллективов.

Ключевые слова: групповой субъект, индивидуальный субъект, формы организации совместной деятельности.

В настоящее время социально-экономическая ситуация, находящаяся на стыке экономического и идеологического кризиса, приводит к тому, что современный человек неспособен к реализации себя в условиях временных и постоянных коллективов. Так, если исходить из концепции субъектно-деятельностного подхода, наивысшей вершиной развития человека как личности и группы как коллектива является становление их субъектности.

В отечественной психологии, категориям субъекта и субъектности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.И. Донцова, Б.Ф. Ломова, А.С. Чернышева и др.

В отечественной психологической науке на данный момент нет общепринятого понятия категорий «субъект» и «субъектность». Так, в своих работах А.Л. Журавлев, систематизирует подходы к пониманию группового субъекта. По его мнению, в общепсихологическом смысле групповой субъект может пониматься:

- как объект познания, в противопоставлении субъекту (в гносеологическом смысле);

- как альтернатива субъекту индивидуальному, что приводит к пониманию группового субъекта как суммы взаимосвязанных и взаимозависимых индивидов, в конечном итоге позволяя изучать коллектив (группу) как в онтологическом, так и гносеологическом смысле;

- как более широкое толкование понятия коллективного субъекта (любая общность людей, способная проявить себя через большой спектр разнообразных форм поведения, общения, деятельности и т.д.);

- как качество, свойственное определенным коллективам и отражающее их уровень развития (что определяется через категорию субъектности) [Журавлев 2000].

В нашем исследовании мы опираемся на понимание субъектности как некоторого психологического качества индивида (или группы), которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также

высшей нервной деятельности) для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием.

Заметим, что субъектность может выступать и качеством и свойством личности, тем самым охватывая все структуры личности человека. С такой позиции можно говорить о том, что субъектность на индивидуальном уровне отражает наиболее высокий уровень развития личности человека, тем самым позволяя ему не только полноценно включиться в социум, но и активно изменять окружающую действительность для достижения целей, направленных на развитие общества в целом.

Нами было установлено, что одним из условий формирования субъектных качеств на групповом и индивидуальном уровнях, выступает обязательное включение индивида и группы в совместную деятельность. При этом такая деятельность в обязательном порядке должна обладать следующими характеристиками:

• носить высокий уровень организованности, которая в последующем будет способствовать развитию как самих индивидов, так и группы в целом;

• обладать новизной;

• вызывать интерес у её участников;

• иметь конкретный (ощутимый) результат;

• отражать индивидуальный вклад каждого из участников.

Совместная деятельность может носить как постоянный, так и временно-ситуационный характер, что обусловливается, с одной стороны, конкретными требованиями решаемой задачи-ситуации, а с другой - «полем деятельности», на котором происходит её реализация. В современной отечественной психологии существует много определений совместной деятельности, её структуры, которые представлены в рамках структурного и динамического подходов, но все они отмечают, что структура совместной деятельности основывается на структуре индивидуальной деятельности, преобразуя и трансформируя её в новый вид (отличающийся качественными характеристиками).

По Уманскому-Чернышеву, существуют следующие виды форм организации совместной деятельности (далее ФОСД).

Совместно-индивидуальный вид ФОСД. Данный вид организации совместной деятельности предполагает, что между участниками в группе присутствует минимальное количество контактов, тем не менее индивидуальный вклад каждого отражается в конечном результате. В то же время непосредственный личный контакт между участниками может быть опосредован или отсутствовать вовсе. Ярким примером такой деятельности (в данном случае приведен пример для группы обучающихся) является подготовка общей мультимедийной презентации, где каждому из членов группы дается конкретное задание с четким определением срока его выполнения. В этом случае каждый член группы отвечает только за свой объем выполненной работы: один собирает информацию, второй проводит анализ данных, третий выбирает шаблон презентации; четвертый занимается её дизайном, оформлением и т.д. Совместно-индивидуальная ФОСД позволяет руководителю получить обобщенный результат деятельности, четко контролируя вклад каждого из членов коллектива, тем самым определяя наиболее продуктивных из них. Также следует заметить, что использовать совместно-индивидуальную форму организации совместной деятельности можно и в качестве инструмента, позволяющего определить индивидуальные виды активности для каждого члена группы, приводящие к повышению общей результативности деятельности.

Совместно-последовательный вид ФОСД. Такой вид организации совместной деятельности уже в большей степени отражает вклад каждого члена группы в достижение итогового результата. Заметим, что от того, как будет выполнена работа на каждом из этапов, зависит уровень качества конечного продукта. Данный вид

Котелевцев Н. А. Современные представления о формах организации совместной деятельности

в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области)

деятельности в классификации Л.И. Уманского приравнивается к работе на конвейере, когда в процессе прохождения по конвейеру у каждого из работников предмет видоизменяется, тем самым отражая индивидуальный вклад [Уманский 1977]. Из ранее приведенного примера такой вид деятельности представлялся бы так: один член группы готовит материал; второй, после него, данный материал редактирует; третий приводит полученный материал к правильному формату; четвертый добавляет в него наглядность; пятый преобразовывает полученный материал в презентацию и т.д.

Совместно-взаимозависимый вид ФОСД. Данный вид организации совместной деятельности оказывается предпочтительным для формирования коллективов с высоким уровнем внутренней организации и в то же время позволяет определить уровень развития группы. Чем выше данный уровень, тем чаще используется именно этот вид формы организации совместной деятельности в ходе жизнедеятельности коллектива. Общая характеристика этого вида ФОСД заключается в том, что равный уровень интенсивности её исполнения отмечается у каждого члена; каждый челн группы вносит равный вклад в рамках выполнения поставленной задачи ; снижение степени включенности в ход выполнения задания хотя бы одного из членов группы отражается в увеличении сложности её выполнения для остальных (с возможным уменьшением общей результативности). В таких условиях результат деятельности группы зависит от каждого её члена и складывается не столько из суммы индивидуальных вкладов, сколько из совместного (посильного) вклада каждого.

Проводя исследования по изучению социально-психологических условий становления индивидуальной и групповой субъектности на примере изучения временных и постоянных молодежных коллективов (в том числе и учебных групп), мы установили, что в зависимости от степени формирования субъектных качеств изменяется и вид используемой ФОСД (от совместно-индивидуальной до совместно-взаимозависимой). Тем не менее в таких группах редко встречаются «чистые» виды используемых ФОСД.

Следуя концепции Л.И Уманского о формах организации совместной деятельности, заметим, что в настоящее время в ходе практических исследований нами были выделены новые её виды.

Изучив в 2018 г. более 345 испытуемых (всего 12 молодежных групп) в условиях детских оздоровительных центров Курской области (областной детский центр «Гайдаровец» и городской комплексный оздоровительно-досуговый центр детей и молодежи «Орленок») в возрасте от 12 до 16 лет, мы выявили промежуточные виды форм организации совместной деятельности.

Совместно-распределенный вид формы организации совместной деятельности. Представляет собой такой вид ФОСД, в ходе которого итог выполнения конкретного задания представляет из себя сумму индивидуальных вкладов каждого члена группы на общем «поле» деятельности. Такая деятельность может быть выполнена как в ходе личного контакта, так и без него, тем не менее каждый член группы остается ответственен за свой объем работы и в ходе выполнения своей части задания может ориентироваться только на свое видение конечного результата или на уже выполненные другими членами группы части задания. Главным условием для такого вида ФОСД является задача руководителя четко распределить ответственность среди членов группы, с последующим выполнением на общей площадке.

Пример - подготовка группой (отрядом) общей стенгазеты. При совместно-индивидуальной ФОСД каждый член группы выполняет посильное задание (один рисует, второй разукрашивает и т.д.). При совместно-распределенной ФОСД каждый член группы также выполняет посильные виды деятельности, но сам процесс

происходит распределено: один рисует на ватмане название, второй готовит заметку и тут же размещает её нам том же самом ватмане, третий смешивает краски и т.д.

Мы считаем, что такой вид ФОСД является промежуточным между совместно-индивидуальной и совместно-последовательной ФОСД, включая в себя еще и некоторые элементы взаимозависимого вида, отражая развитие процессов коммуникации и взаимодействия в группе.

Следует отметить, что при переходе группой от совместно-последовательной ФОСД к совместно-взаимозависимой отмечается промежуточный вид организации совместной деятельности (который мы не стали выделять в отдельный вид), включающий в свою структуру элементы последовательного и взаимозависимого вида совместной активности.

Ранее в своих работах мы представляли научному сообществу предлагаемую нами классификацию групп субъектов, которая отражает степень сформированности субъектных качеств и уровень развития субъектности [Котелевцев 2013]. Так, по нашему мнению можно выделить три типа групп, отличающихся степенью проявления субъектных качеств:

• собственно субъекты - группы, отличающиеся высоким уровнем развития их социально-психологической зрелости на фоне устойчивого проявления положительных динамических сдвигов субъектных качеств в условиях экспериментального исследования;

• потенциальные субъекты - это такие коллективы, в которых динамические сдвиги в ходе развития субъектных качеств происходят неравномерно, изменяя свою направленность с положительной на отрицательную и обратно, но, тем не менее, такое явление не оказывают значительного влияния на ход развития социально-психологической зрелости группы;

• ситуационные субъекты - группы, в которых проявление субъектных качеств носит ситуационный характер. В таких группах при изначально высоком уровне их организованности и развития могу наблюдаться процессы отрицательных динамических сдвигов (что обусловливается преимущественно конфликтом между более высокоорганизованной группой и менее организованной социальной средой).

Для изучения форм организации совместной деятельности во временных коллективах нами использовались технологии построения развивающей социальной среды по Л.И. Уманскому, А.С. Чернышеву, С.В. Сарычеву, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для развития субъектных качеств как изучаемых групп, так и включенных в них индивидов [Психология лидерства... 2018].

Экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов: первичной диагностики изучаемых феноменов; включения экспериментальных групп в условия высокоорганизованной социальной среды (с сохранением элементов естественной жизнедеятельности); повторная диагностика уровня развития изучаемых феноменов.

В результате мы можем отметить следующие тенденции.

Во всех изученных группах отмечается изменение уровня социально-психологической зрелости на фоне повышения частоты коммуникативных контактов между членами группы в условиях осуществления совместной (направленной) активности. При этом на начальном этапе экспериментального исследования (до включения в условия высокоорганизованного социума) количество конфликтных ситуаций в большинстве групп составляло более 63% от всего коммуникативного процесса, а после изменения социальных условий - не более 7-13%.

На первом этапе отмечается следующая дифференциация распределения видов форм организации совместной деятельности: у 58,3% экспериментальных групп преобладает совместно-индивидуальный вид ФОСД; 41,67% групп проявляют

Котелевцев Н. А. Современные представления о формах организации совместной деятельности

в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров Курской области)

совместно-распределенный вид организации совместной деятельности. В рамках параметрической концепции Уманского-Чернышева все группы находились на уровне развития групп ассоциаций и проявляли признаки потенциальных субъектов.

После изменения условий жизнедеятельности групп (создания развивающей социальной среды) в исследуемых группах отмечается следующее распределение уровня развития субъектных качеств и форм организации совместной деятельности:

- 6 групп представляют собой коллективы высокой степени организованности (отнесенные нами к категории групп собственно субъектов), в которых в большинстве ситуаций необходимости осуществления совместной активности проявляется совместно-взаимозависимая ФОСД (93,2%). Такие группы проявляют высокую степень организованности, высокое развитие коммуникативных навыков, а также в таких группах отмечается высокая степень сближения индивидуального и группового сознания;

- 4 группы представляют собой группы - потенциальные субъекты, и в их жизнедеятельности формы организации совместной деятельности проявляются в следующем соотношении: совместно-взаимозависимая (73,5%), совместно-последовательная (22,4%), совместно-распределенная (4,1%). В данных группах отмечалось наличие четкой структуры распределения руководящих микрогрупп, что отражалось в волнообразном проявлении развития социально-психологической зрелости (подъем-спад-подъем);

- 2 группы проявили себя как группы - ситуационные субъекты, и в условиях направленной совместной активности проявляли следующее распределение видов форм организации совместной деятельности: совместно-последовательный (46,7%), совместно-распределенный (23,8%), совместно-взаимозависимый (17,6%) и совместно-индивидуальный (11,9%). В данных группах отмечалась серьезная дифференциация мнений, приводящая к возникновению конфликтных ситуаций. Степень близости индивидуального и группового сознания в таких группах находится на достаточно низком уровне.

Как видно из полученных результатов, можно говорить о том, что чем выше уровень развития коллектива (его субъектности), тем больше в ходе совместной деятельности группа начинает использовать совместно-взаимозависимый вид формы организации совместной деятельности, так как такой вид ФОСД позволяет им добиться высокой продуктивности. В то же время в группах, находящихся на пути становления субъектных качеств, присутствует всё многообразие видов форм организации совместной деятельности, тем самым позволяя группе на практическом уровне решать поставленные задачи достаточно результативно.

Библиографический список

Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке: «Академический проект» (Санкт-Петербург), 2000. С. 133-151. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/a-l-juravlev.html (дата обращения: 14.11.2018).

Котелевцев Н.А. Социально-психологические факторы и условия становления субъектности группы // Дискуссия. 2013. № 10 (40). С. 155-161.

Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.С. Чернышев [и др.]; под общ. ред. А С. Чернышева. М.: Юрайт, 2018. 159 с.

Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.