ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Л.Н. Нугуманова
В статье рассматриваются подходы к процессу трудового воспитания в профильной школе с позиций приоритета интересов и особенностей личности школьника. Наряду с теоретическими подходами к обеспечению специфики трудового воспитания в современных условиях разработан механизм практической реализации педагогической модели трудового воспитания учащихся в целях их подготовки к выбору будущей профессии на основе самосознания своего личностного потенциала и понимания ценности труда как одного из главных достояний личности и общества.
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовые умения, профессиональная компетентность, компетентностный подход, модель трудового воспитания учащегося
Current approaches to labor's education of the students in the profile's school.
The article considers approaches to the process of labor education in the specialized school, taking into account the priority of interest and peculiarities of personality of student. In addition to the theoretical approach to the providing of labor education specificity in modern conditions, the mechanism of practical realization of pedagogical model is developed. The aim of it is to prepare students to choose their future profession, based on the consciousness of their personal potential and understanding of labor's value as the main achievement of person and society.
Keywords: labor education, labor ability, professional competence, competence approach, model of the labor education of student
Процесс развития системы образования в России выдвигает на авансцену идею профильного обучения, что со всей остротой ставит проблему поиска новой философии образования, иных форм образовательной деятельности, новых средств обучения, принципиально иных технологий, направленных на развитие личности, его трудовое
воспитание, призванных подготовить человека к жизни и сделать его конкурентоспособным. Масштаб поколения с обозначенными позициями будет определять и интеллектуальный потенциал страны, и ее техническое, экономическое, моральное положение в мире.
И это, в первую очередь, определяется уровнем развития системы образо-
вания, ее ориентацией на современные социально -экономические тре бования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Концепция модернизации российского образования четко определяет цель профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности». Такое формулирование целей обучения диктует необходимость совершенствования и развития целей, содержания, принципов и методов обучения и воспитания, в том числе трудового.
Трудовое воспитание - это система организации профильной учебно-трудовой деятельности на основе выявления личностных психо-физио-логических, физических, умственных способностей учащихся, приоритета интересов и особенностей личности в его профессиональном становлении; формирование профессионального самосознания школьника на основе максимально адекватной самооценки своих возможностей; это выведение личности на уровень осознания самостоятельности, основным вектором которой выступает убежденность в способности профильного саморазвития; формирование стремления соответствовать мировому научно-техническому уровню производства.
Система трудового воспитания в России сложилась в условиях диффе-
ренциации образовательного процесса, она реформируется в духе времени с учетом вызовов общественного прогресса. В современной социально-экономической ситуации трудовое воспитание может быть эффективным в условиях профильного обучения. Успешность трудового воспитания обусловлена профессиональным становлением личности, реализацией ее субъектности, активностью личности. Трудовое воспитание в условиях профильного обучения предполагает систему воспитательных взаимодействий, предусматривающих вовлечение учащихся, в целях их общего развития, в предметно-ориентированную трудовую деятельность.
Современное развитие общества требует кардинального пересмотра подходов к трудовому воспитанию учащихся, ибо деформации общественного развития переходного периода привели к вымыванию ценностно-смысловых ориентаций труда, особенно физического, как значимой ценности для человека и вызвали перекос в сторону выбора выпускниками школ «престижных» профессий.
Постсоветский период развития российской системы образования характеризуется принципиальными изменениями требований к поиску путей, обеспечивающих становление профессионально-ценностной ориентации личности, а это, в свою очередь, требует смены образовательных парадигм.
Активные реформационные процессы в социальной, идеологической, экономической сферах общества поставили теорию обучения перед необходимостью разностороннего анализа устоявшихся теоретических положений и практических технологий. Это необходимо также и для обеспечения органичной социализации личности. Наиболее проявленными и востребо-
ванными в трудовом воспитании старшеклассников являются технологии компетентностного подхода, но они разнообразны, также как и их толкование. Поскольку в основе понятия «ком-петентностный подход» лежит термин «компетентность», определение которого тоже неоднозначно, его понимают и как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (словарь иностранных слов), и как способность к актуальному выполнению деятельности, и как потенциальная готовность решать со знанием дела (П.В. Симонов) [8]. Чошанов М.А. [10] расширяет определение до «конвертируемости» специалиста. По сути, все определения в той или другой степени интерпретируют первичный перевод с латинского -соответствующий, способный. Ориентируясь на имеющиеся определения, можно по аналогии предположить и возможность понимания компетенции как способности в профессиональной деятельности соблюдать технологию производства того или другого продукта труда. Такая трактовка компетентности позволяет понимать «компетентностный подход» как некую технологичность, позволяющую использовать педагогические средства «отработки» или доведения профессиональных умений до качества, позволяющего точное (безо всякого излишнего творчества) выполнение технологии производства того или другого продукта, еще раз подчеркивая, что в основе производства любого материального продукта лежат трудовые умения.
Итак, наукоемкий труд характеризуется трудовыми умениями, формированию и развитию которых посвящено достаточно исследований. Результаты этих исследований представлены в фундаментальных работах по физиологии труда - С.А. Косилова, Л.А. Леоновой, Л.Е. Любомирского и других,
где раскрыты закономерности тренажа динамических стереотипов как физиологической основы приобретения трудовых навыков, концентрации нервных процессов, установления ритма, появления регулятивных механизмов действия, а также обоснована необходимость введения тренирующих технологий в процесс обучения.
С учетом смысла производственных процессов и требований к умениям рабочих, инженеров, а также с учетом результатов исследований психологов -Е.А. Климова [1], Б.Ф. Ломова [2], Э.Ф. Зеер [3], К.К. Платонова [4], О.Г. Носковой [7], раскрыты психологические закономерности формирования трудовых умений, их сенситивные периоды и условия. В этой ситуации становится понятной необходимость перехода от базовой парадигмы о всеобщем среднем образовании к парадигме профильного обучения в средней школе. Вместе с тем следует обозначить следующее противоречие.
Необходимость интенсификации подготовки компетентных специалистов как на уровне рабочих, так и инженеров для усиления экономического потенциала страны общепризнанна. Труд рабочего, инженера современного производства, все более интегрирующего в мировое техническое и технологическое пространство, находится в прямой зависимости от интеллектуального потенциала личности. Профессиональная же подготовка специалистов в учебных заведениях до сих пор базируется на технологиях прошлого поколения. Отсутствует необходимое теоретическое обоснование соотношения технологий формирования теоретических знаний и трудовых умений (компетенций), не определена эффективность применения знаний в трудовой деятельности человека, не разработана модель трудового воспитания старшеклассников.
На дидактическом уровне необходимо сформулировать следующие противоречия:
- Существует объективная необходимость введения в теорию обучения категории компетентности как характеристики качества обучения и его цели.
Компетентность в социологии труда рассматривается в системе уровней профессионального мастерства, где указанная категория занимает промежуточное звено между исполнительностью и мастерством исполнения.
В экономике труда компетентность можно определить как условие конвертируемости специалиста, его горизонтальной мобильности. Однако попытка переноса этих толкований в дидактику не дает полного понимания его функционирования как дидактической категории.
Итак, если рассматривать компетентность в формате профильного обучения, то необходимо учитывать следующее:
- Во-первых, профессиональная компетентность даже на уровне профильного обучения предполагает пролонгированное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях. Приобретаемые знания должны быть оперативными и мобильными, что характеризует их усвоение на уровне осознания возможности применения в любой ситуации.
- Во-вторых, в дидактическом понимании «профессиональная компетентность» - это не просто обладание знаниями (характеристика памяти, логического мышления), а также наличие актуальной готовности учащегося что-либо делать, поэтому профессиональная компетентность включает в себя
как содержательный (знания), так и процессуальный (умения, навыки) компоненты. Таким образом, в русле дидактической категории в качестве цели профильного обучения компетентный человек должен не только знать суть, смысл, принцип действия, технологию изготовления того или иного продукта, но и уметь осуществить практически изготовление этого продукта, владеть методом изготовления. Причем, в зависимости от изменяющихся производственных обстоятельств, компетентный специалист может изменить метод или выбрать более рациональный, наиболее подходящий к данной технологии. Гибкость использования метода, мобильная его вариативность - это следующая важная цель дидактики профильного обучения. И, наконец, компетентного специалиста отличает способность среди нескольких, в принципе правильных решений, выбрать наиболее оптимальное, аргументировано отвести одни, показать неэффективность некоторых других решений. Это будет характеризовать развитость рефлексивного мышления.
Таким образом, дидактическое содержание понятия «профессиональная компетентность» предполагает горизонтальную мобильность профильных знаний, вариативность использования методов и приемов в профессиональной деятельности, рефлексивного мышления. Эти качества отличают потенциального компетентного специалиста от «стандартного». Несомненно, выпускника традиционной и даже профильной школы необходимо долго, в процессе профессиональной деятельности, «доводить» до этого уровня.
Но ни в педагогической литературе в целом, ни в дидактике в частности
не разработаны целенаправленные технологии обучения старшеклассников, которые готовили бы достойных претендентов на наукоемкие профессии.
Кроме того, профильное обучение предполагает реализацию потребностей молодых людей старшего школьного возраста осмыслить себя, найти профессиональный смысл жизни, выбрать позицию самоопределения, но для реализации таких намерений необходимо погружение в профессионально-насыщенную среду. Это предполагает наличие адекватной современному производству учебной базы, использование интерактивных технических и других средств обучения, соответствующее методическое обеспечение. Практически же современная школа не может этого предоставить, только имитирует тот или иной профиль, а в некоторых случаях просто профанирует его. Изучение существующей системы трудового воспитания в России утвердило в мысли о необходимости моделирования ее в новых социально-экономических условиях развития общества.
В процессе педагогического моделирования трудового воспитания учащихся профильной школы мы исходили из следующих принципов:
- системность (все элементы модели взаимосвязаны, взаимообусловлены);
- целостность (трудовое воспитание учащихся профильной школы является одним из ведущих направлений всей учебно-воспитательной деятельности профильной школы, модель как образ предполагаемого процесса построена на основе дедуктивного подхода, то есть, от целого, общего - к частному, конкретному);
- сочетание теоретической обос-
нованности с практической применимостью модели (модель обоснована научными идеями об асимметричном развитии личности, об использовании личностно-ориентированного, диагнос-тико-мониторингового, компетентнос-тного, проектно-модульного подходов; модель ориентирована на реализацию ее работниками образования в старших классах.
- содержательная насыщенность модели обеспечивается широким использованием не только учебного материала, но и Интернет-материалов, уеЪ-страниц, средств массовой информации, дополнительных учебно-научно-методических ресурсов;
- технологичность модели проявляется в отражении в ней технологий и механизмов реализации модели, что позволяет использовать ее во внедрении в образовательный процесс профильных школ.
Данная педагогическая модель построена так, чтобы:
а) устанавливать основные теоретико-методологические основания, закономерности, принципы и подходы, способствующие организации системы трудового воспитания на этапе обучения учащихся в профильной школе;
б) отражать как основные цели и задачи формирования профессионально ориентированной личности, так и технологии, формы, методы организации системы трудового воспитания и обучения;
в) определять организационные и социально-педагогические условия трудового воспитания в профильной среде;
г) содержать систему обеспечения качества и результативности трудового воспитания с использованием информационных технологий.
Таблица 1
Педагогическая модель трудового воспитания учащихся профильной школы
Цель трудового воспитания Формирование отношения к труду как к общественно и личностно значимой ценности, воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, самоорганизованности, профессиональная ориентация.
Задачи трудового воспитания 1. Развитие личностных качеств и способностей, необходимых для труда. 2. Развитие профессиональных интересов, намерений, предпочтений учащихся. 3. Развитие самосознания учащихся. 4. Развитие субъектностиобучающихся. 5. Подготовка социально ориентированной личности с использованием системы кластерного образования.
Закономерности 1. Аксиологические (труд есть значимая ценность общества). 2. Психолого-педагогические (асимметричное развитие личности, требующее индивидуализации и диагностики трудового воспитания и развития личности). 3. Дидактические (обеспечивается высокая мотивация учащихся и развитие общеучебных умений и трудовых компетенций).
Подходы и принципы Личностно ориентированный, компетентностный, диагнос-тико-мониторинговый, проектно-модульный подходы. Принципы: 1) системность; 2) асимметричность развития способностей; 3) субъектность развития и саморазвития; 4) преемственность и перспективность; 5) непрерывность; 6) личностная ориентация; 7) социальная значимость и полезность; 8) проблематизация и мотивация; 9) диагностичность.
Содержательное обеспечение 1. Контент учебных дисциплин профильной школы. 2. Профиленаправленное содержание внеурочной работы. 3. Информационные потоки (веб. страницы, социальные сети, э-обучение, медиатека др.). 4. Вузовские и другие ресурсы в условиях кластера.
Технологии, формы, работы • Мультимедийные и кейс-технологии (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций). • Деловые и ролевые игры. • Создание мыследеятельностных ситуаций. • Проекты профориентационной направленности. • Организация встреч с носителями профессий. • Дистанционные образовательные технологии.
Информационное обеспечение Трехуровневое информационное обеспечение (ИО) процесса трудового воспитания: 1 уровень - ИО учебного процесса (субъект учения-учащий- ся). 2 уровень - ИО научно-методической деятельности учителя (субъект-учитель). 3 уровень - ИО управления (субъект - руководители профильной школы, РОНО, министерство).
Социально-педагогические условия 1. Профильная школа как субъект кластерного образования. 2. Развитие профессиональных компетенций учащихся и учителей. 3. Сквозной мониторинг и коррекция развития профессиональных интересов, намерений и предпочтений в воспитании компетентных специалистов. 4. Соотнесение личных интересов учащихся и интересов общества.
Результат Личность выпускника профильной школы: профессионально ориентированная, трудолюбивая, уважающая людей труда, ценящая труд как общественно значимое достояние, самоорганизованная.
Педагогическая модель трудового воспитания учащихся профильной школы построена на идее профильного обучения (диагностический подход к профилированию школьников с учетом их асимметричного развития) и обосновывает закономерности, принципы, технологии, методы и формы трудового воспитания в профильной школе.
В модели отражен комплекс взаимосвязанных дидактических, психолого-педагогических, аксеологических закономерностей: осознание роли труда в жизни человека обеспечивает развитие самосознания; сквозная психодиагностика, выявление асимметричного развития учащихся способствуют раскрытию интеллектуального потенциала и правильному выбору траектории профессионального становления, а также обоснованной профилизации образовательного процесса; педагогический процесс трудового воспитания подчиняется таким закономерностям, как воспитывающий характер обучения, целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого
объекта, активная роль самого субъекта воспитания (учащегося) в трудовом самовоспитании; соответствие цели субъектов самовоспитания целям общества с условием обеспечения его действенности и эффективности.
Наряду с теоретическими подходами к обеспечению специфики трудового воспитания учащихся в современных условиях разработаны механизмы практической реализации педагогической модели трудового воспитания и подготовки учащихся к выбору будущей профессии на основе осознания своего личностного потенциала и понимания ценности труда как одного из главных достояний личности и общества. Среди механизмов реализации трудового воспитания учащихся особую значимость имеют такие, как: обеспечение непрерывности выявления профессиональных интересов, намерений и предпочтений школьников, перманентная диагностика асимметричного развития личности и проявлений профессионально важных качеств обучающихся, использование совре-
менных инновационных технологий, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса (мультимедийные и кейс-технологии, технологии дистанционного обучения, деловые игры, профессионально ориентированные проекты, ролевые игры, психологические методы - рефлексия, создание мыследеятельнос-тных ситуаций; элементы самоменеджмента - разработка планов самоорганизации и самоконтроля и др.).
При реализации модели трудового воспитания необходимо учитывать:
- психолого-педагогические аспекты асимметричного развития способностей учащихся как научной основы организации профильного обучения и трудового воспитания учащихся, психологические механизмы владения методами преодоления психологических барьеров, препятствующих профессиональному и личностному росту на этапе юношества; саморазвитие потенциала решения нестандартных профессиональных ситуаций, осознание мотивов будущей профессиональной деятельности. Идеи асимметричного развития личности ребенка как психологического феномена в сегодняшней традиционной профильной школе практически не используются. Между тем, знание асимметрии и ее поведенческих проявлений в личностном развитии может способствовать психологам, классным руководителям, родителям и руководителям образовательных учреждений на профессионально грамотном уровне организовать трудовое воспитание;
- стратегии и тенденции развития, организационно-педагогические условия, информационное обеспечение трудового воспитания учащихся в профильной школе в условиях психолого-педагогической диагностики и мониторинга динамики их профессиональных намерений и предпочтений.
Главное стратегическое направление трудового воспитания - формиро-
вание человека труда, способного найти себе применение в экономическом пространстве России, Европы и мира, личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям рыночной экономики, ориентированной на перманентное саморазвитие и самосовершенствование, обладающей профессиональной, информационной, коммуникативной, социальной компетенциями, ценящей труд как значимое личностно-обще-ственное достояние.
Литература:
1. Климов Е. А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов средних школ: изд. 2-е доп. / Е.А. Климов. -М.: Просвещение, 1990.: Введение в психологию труда. - М.: 1988.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 446 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессии.-М. - 2003.
4. Платонов К. К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М., 1972.
5. Носкова О.Г. Психология труда. / под ред. Е.А. Климова. - М. Академия. 2004.
6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. 2004.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия. 2004.
8. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения / З.А. Решетова. - М., 1985. - 253 с.
9. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность: мотивационно-эмоциональ-ный аспект / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1975. - 269 с.
10. Чебышева В. В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. - М., 1969. -326 с.
11. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
12. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. - Казань: Магариф, 2005. - 219 с.