Научная статья на тему 'Современные подходы к работе музея с детьми и подростками: интерактивность, соавторство, сотворчество'

Современные подходы к работе музея с детьми и подростками: интерактивность, соавторство, сотворчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2927
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MUSEUM / CHILDREN AND TEENAGERS / HANDS ON! / INTERACTIVE EXHIBIT / EXPERIMENTANIUM / "MUSEUM INSPECTOR" / STATE DARWIN MUSEUM / "GO BY THE WAY OF THE EVOLUTION" / CO-AUTHORSHIP / THE PUSHKIN STATE MUSEUM OF FINE ARTS / "I'LL SHOW YOU THE MUSEUM" / МУЗЕЙ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭКСПОНАТ / ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ / "МУЗЕЙНЫЙ ИНСПЕКТОР" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ / "ПРОЙДИ ПУТЕМ ЭВОЛЮЦИИ" / СОАВТОРСТВО / ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА / "Я ПОКАЖУ ТЕБЕ МУЗЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокудина Д.А.

Проведен анализ успешного опыта внедрения идеологии «открытого музея» в работу российских музеев с детской и подростковой аудиторией. В центре внимания практики использования интерактивных экспонатов и отношение к ним юных посетителей. Анализируется модель взаимодействия музея с подростками на принципах соавторства и сотворчества. На примере акции ГМИИ им. А. С. Пушкина «Я покажу тебе музей» демонстрируется продуктивность ее применения в музейной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern approaches in the work of the museum with children and teenagers: interactivity, co-authorship, co-creation

The article is dedicated to the successful experience of the implementation of the ideology «Open museum» in the work of Russian museums with children’s and teenage audience. It focuses on the practices of using of interactive exhibits and the attitude towards them of young visitors. The model of interaction of museums with teenagers on the principles of co-authorship and co-creation is also analyzed. The author shows haw The Pushkin State Museum of Fine Arts program «I’ll show you the museum» demonstrates the productivity of its use

Текст научной работы на тему «Современные подходы к работе музея с детьми и подростками: интерактивность, соавторство, сотворчество»

УДК 383.483.12:069

Д. А. ПРОКУДИНА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ МУЗЕЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ: ИНТЕРАКТИВНОСТЬ, СОАВТОРСТВО, СОТВОРЧЕСТВО

Проведен анализ успешного опыта внедрения идеологии «открытого музея» в работу российских музеев с детской и подростковой аудиторией. В центре внимания - практики использования интерактивных экспонатов и отношение к ним юных посетителей. Анализируется модель взаимодействия музея с подростками на принципах соавторства и сотворчества. На примере акции ГМИИ им. А. С. Пушкина «Я покажу тебе музей» демонстрируется продуктивность ее применения в музейной работе. Ключевые слова: музей, дети и подростки, Hands On!, интерактивный экспонат, Экспери-ментаниум, «Музейный инспектор», Государственный Дарвиновский музей, «Пройди путем эволюции», соавторство, ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Я покажу тебе музей».

The article is dedicated to the successful experience of the implementation of the ideology «Open museum» in the work of Russian museums with children's and teenage audience. It focuses on the practices of using of interactive exhibits and the attitude towards them ofyoung visitors. The model of interaction of museums with teenagers/ on the principles of co-authorship and co-creation is also analyzed. The author shows haw The Pushkin State Museum of Fine Arts program «I'll show you the museum» demonstrates the productivity of its use.

Keywords: museum, children and teenagers, Hands On!, interactive exhibit, Experimentanium, «Museum Inspector», State Darwin Museum, «Go by the way of the evolution», co-authorship, The Pushkin State Museum of Fine Arts, «I'll show you the museum».

Существенной составляющей процесса модернизации отечественных музеев является внедрение в их работу идеологии «открытого музея». Как отмечается в разработанной Минкультуры России «Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года», ее суть состоит в радикальном изменении роли человека в музейном пространстве. Из пассивного потребителя музейной информации он должен стать полноправным участником диалога, соратником и партнером. Такие изменения возможны за счет развития

© Прокудина Д. А., 2017

интерактивных форм взаимодействия, а также соавторства и сотворчества музея с его посетителями [4, с. 5].

Обратимся к вопросу о том, как идеология «открытого музея» реализуется сегодня в работе ведущих российских музеев с детской и подростковой аудиторией.

В настоящее время интерактивные технологии все шире применяются в музейном пространстве. Интерактивность обычно трактуется как «создание максимально комфортных и продуктивных условий для диалогического общения посетителя с музейными предметами, музейной средой в реальном и вирту-

альном образовательном пространстве. Эти условия должны побуждать публику чувствовать, мыслить и действовать в связи с музейными объектами в предлагаемой или предполагаемой ситуации» [5, с. 135].

Предлагая юному посетителю возможность активного знакомства с музейной экспозицией в форме увлекательного исследования, творческой деятельности, игры, музей стремится заинтересовать и вовлечь в ее освоение. Кроме того, применение интерактивных технологий призвано повысить эффективность усвоения знаний, которые глубже осмысляются и лучше запоминаются, если добыты самостоятельно.

В рамках данной статьи обратимся к вопросу о внедрении в экспозицию интерактивных экспонатов, знакомство с которыми основано на принципе «Hands On! (руки включить)» и предполагает «ручное» их освоение.

Интерес к этому принципу в профессиональной музейной среде можно фиксировать начиная с 1990-х гг. Так, в 1994 г. возникло неформальное сообщество директоров европейских музеев «Hands On!», которое в 1998 г. преобразовалось в Европейскую, а в 2014 г. -Международную ассоциацию детских музеев. Музеи, убеждены идеологи организации, должны развивать любознательность и воображение детей, всесторонне учитывать их особенности восприятия и потребности. Организация обеспечивает обмен опытом между музеями мира, стремящимися стать увлекательными и доступными для детей [9].

В качестве примера музея, в котором принцип «Hands On!» максимально реализован, можно привести московский Музей занимательных наук «Экспери-ментаниум» [8]. Здесь представлено более 300 интерактивных экспонатов,

которые «трогать не только можно, но и нужно!». Они позволяют посетителю на собственном опыте познакомиться с акустикой, оптикой, электричеством, магнетизмом, гидродинамикой, космонавтикой и др. [5].

Востребованность таких экспонатов подтверждает то, что, по мнению детей и подростков, участников интерактивного образовательного проекта «Музейный инспектор», реализованного компанией «Экспомания», именно «Эксперимента-ниум» оказался лучшим музеем Москвы. В проекте участвовали 1030 школьников (7-16 лет), проживающих в Москве и Московской области. С 1 ноября 2012 г. по 30 апреля 2013 г. они посещали музеи в роли инспекторов и заполняли отчеты. По результатам инспекции были выявлены 10 самых интересных и дружественных юным посетителям музеев, а также составлен каталог музеев Москвы с их оценками и мнениями. Уникальность проекта состоит также в том, что музеи получили возможность посмотреть на свою работу глазами детей и подростков и внести необходимые коррективы. Приведем примеры ответов участников на вопрос об «Экспериментаниуме»: «Что ты сможешь рассказать о музее своим друзьям?»

«Музей интересен тем, что все можно потрогать и испробовать на себе. В общем, можно творить. Очень интересно было собирать человеческую голову и делать вулкан, а самое невероятное - оказалось, что можно совершенно спокойно сидеть на стуле с гвоздями и не больно». Иван Печёнкин, 13 лет.

«...Он совсем не похож на обычный музей, потому что все экспонаты там можно трогать и экспериментировать с ними. Там я смог поиграть в головоломки и попробовать сыграть на разных музыкальных инструментах. А еще там

можно было покричать в специальную трубу и измерить силу своего крика. В этом музее очень весело и интересно!» Даниил Сафронов, 13 лет.

«Ребята, там круто! Можно трогать все экспонаты руками, играть на настоящих музыкальных инструментах, гитаре, барабанах, подробнее узнать о строении человеческого тела, а больше всего запомнился зеркальный лабиринт и, конечно же, огромные-преогромные мыльные пузыри!» Полина Галаева, 12 лет [7].

Эти и многие другие ответы участников проекта ярко демонстрируют восторг и интерес, которые вызывает у юношеской аудитории применение интерактивных экспонатов. Возможность самостоятельно поставить эксперимент и получить удивительный результат, почувствовать на собственном опыте действие законов природы, приобщиться к открытиям и изобретениям людей вызывает радость и энтузиазм.

Однако у упомянутого музея есть специфика, которая и позволяет в полной мере реализовать в нем принцип «Hands On!». Специалисты по музейному делу отмечают, что «Эксперимен-таниум» не вполне корректно называть музеем, поскольку он не представляет памятников истории и культуры. Для определения такого рода интерактивной площадки правильнее использовать специальный термин, например «экспло-раториум» (от английского explore - исследовать). Так называются подобные учреждения в США. Возможности традиционного музея в применении экспонатов, которые можно трогать руками, ограничены тем, что в нем представлены предметы, обладающие историко-культурной ценностью и требующие бережного обращения [6].

То, каким образом традиционный музей все же может дать возможность

юным гостям знакомиться с экспонатами «на ощупь», проанализируем на примере Государственного Дарвиновского музея. По итогам проекта «Музейный инспектор» он занял второе место в музейном рейтинге. Обратимся к рассмотрению интерактивной экспозиции «Пройди путем эволюции» [2].

Она представляет собой лабиринт, по которому посетителю предлагают совершить путешествие во времени от зарождения жизни на Земле до появления стоянок первобытных людей. На дорожке светящимися полосами обозначены названия эр и периодов в истории планеты, указано время, когда они начались. Разработчики проекта стремились создать эффект присутствия. Так, раздел, посвященный жизни на планете до выхода животных на сушу, оформлен как подводное дно. Его разделяет стена, внутри которой течет вода. Посетитель слышит шум волн, видит изображения живых организмов того времени и видеофильмы о них.

Среди представленных экспонатов более 50 моделей древних животных и растений, сделанных в натуральную величину, их ископаемые останки, а также «живые ископаемые» - древние животные и растения, дожившие до наших дней. В схему продвижения разработчики включили интерактивный игровой элемент. На полу лабиринта написаны вопросы, и, выбирая ответ, посетитель двигается по указанной стрелке. Если ответ неверен, он упирается в тупик. Например, если на вопрос «Кто выживет в сухом климате?» он отвечает «амфибии», а не «рептилии», то упирается в стену, на которой загорается надпись «крупные амфибии вымерли, современных всего три отряда», и вспыхивают изображения их представителей.

В экспозиции активно используются экспонаты, которые можно трогать руками, например окаменевший трилобит, отпечаток на камне первой птицы на Земле - археоптерикса, зуб тираннозавра и др. Эти экспонаты преимущественно расположены низко, чтобы ребенку было удобнее до них дотрагиваться, и защищены прозрачным покрытием с отверстием для руки.

Здесь также задействованы многочисленные установки с кнопками, на которые нужно нажимать, чтобы больше узнать о древних обитателях планеты или выбрать правильный ответ на вопрос. Их работа основана на принципе «Hands On!», но непосредственного контакта с музейными экспонатами не происходит. Преимущественно установки мультимедийные, но есть и такие, в которые вмонтированы музейные экспонаты. Например, в одной установке задается вопрос: «Кто из этих животных появился в Силуре?», а внутрь в качестве вариантов ответа помещены засушенные многоножка, стрекоза, бабочка и скорпион. В другой - варианты ответа на вопрос «Какие камни можно использовать для высекания огня?» представлены в виде кусочков кремня, пирита и известняка. Если посетитель дает правильный ответ, в самой установке загорается огонек, а также вспыхивает костер в музейной инсталляции жилища древнего человека. В конце экспозиции посетителю предлагается поставить в своем буклете печать с изображением мамонта, которое создал древний художник, живший 15 тысяч лет назад.

Экспонаты, с которыми юный посетитель знакомится «на ощупь», воспринимаются с интересом и энтузиазмом. Их применение делает музей дружественным детям и подросткам, он может стать любимым местом проведения досуга.

Хотя тематика и характер коллекции могут ограничивать возможности их применения, креативное внедрение таких экспонатов представляется плодотворным и перспективным.

Согласно упомянутой идеологии «открытого музея», посетитель не только становится участником диалога в музейном пространстве благодаря внедрению интерактивных технологий. Он превращается в соратника и партнера музея и взаимодействует с ним на принципах соавторства и сотворчества.

Применительно к юным посетителям такая форма сотрудничества наиболее перспективна в работе с подростками. В этом возрасте у человека проявляется стремление к самостоятельности, самореализации, желание добиться успеха и получить признание окружающих. Образно говоря, у подростка возникает желание не играть по чужим правилам, а самому определять правила игры.

В качестве примера успешной модели привлечения подростков как полноправных соавторов музейного образовательного процесса проанализируем акцию «Я покажу тебе музей», которая 23 апреля 2017 г. в пятый раз прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина [3]. В день проведения акции управление музеем переходит в руки членов Клуба юных искусствоведов (КЮИ) - ребят в возрасте 13-18 лет.

У ГМИИ им. А. С. Пушкина накоплен многолетний опыт педагогической работы с подрастающим поколением. Музей, по замыслу его основателя И. В. Цветаева, создавался при Московском университете как образовательное и воспитательное учреждение с целью «...внести художественный элемент в образование наших средних школ и в наше семейное воспитание. дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к из-

учению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических понятий». Более 50 лет здесь работают кружки и клубы для школьников и дошкольников. В 1960 г. был создан Клуб юных искусствоведов [1].

Впервые акция «Я покажу тебе музей» прошла 8 февраля 2015 г. и благодаря успеху мероприятия теперь проводится на регулярной основе. В этот день ребята из КЮИ занимают места экскурсоводов, консультантов, администраторов. Обычно в акции участвуют 100-150 подростков. В течение всего дня посетителям предлагается насыщенная и разнообразная программа, которую ребята сами разрабатывают и проводят: экскурсии, семинары, перформансы, спектакли, лекции, квесты, игры и викторины, флешмобы. Творческая инициатива и нестандартный подход к подаче материала только приветствуются.

Так, 23 апреля 2017 г. в залах музея ребята проводили экскурсии-семинары: «Человек Средневековья», «Цвет: Видим. Понимаем?», «Два мира. Две культуры», «Эпос, высеченный в камне» и др. Здесь же проходила экскурсия-перфор-манс «Образ жизни», знакомящая с повседневностью европейцев XVI-XVII вв. Из перформанса «Говорят.» посетители узнали, что говорили об искусстве Моне, Ван Гог, Матисс и Пикассо. На экскурсиях-прогулках «Музейный городок» ребята рассказывали о зданиях музея, их архитектуре, прошлом и будущем.

Посетителям был также представлен театральный проект «Фантасмагория камерного театра» и спектакль-променад «В очередь». В десяти лекциях, прочитанных ребятами, они рассказали самое, на их взгляд, важное и интересное о коллекциях музея. Проводились игры и викторины, а также был организован флешмоб «#обнимимузей».

Гостям музея также предлагалось поучаствовать в квестах, подготовленных членами КЮИ. Квесты, рассчитанные на детскую аудиторию, были напечатаны на бумаге и раздавались администраторами. Для посетителей постарше были созданы два квеста на сторителлинг-платформе izi.TRAVEL, для прохождения которых использовался смартфон. Участвуя в квесте «Оживший Пушкинский», требовалось разгадать музейную тайну, выполняя задания и отгадывая загадки оживших экспонатов, озвученных ребятами. На улице гостям музея предлагалось пройти квест «При чем здесь Пушкин?».

Акция «Я покажу тебе музей» демонстрирует, каким продуктивным может быть предоставление подросткам возможности стать соавторами музея. Участники подходят к подготовке и проведению акции с энтузиазмом, старательно и творчески. Они креативно используют как традиционные, так и инновационные методы работы. Создание ребятами квестов на платформе izi.TRAVEL свидетельствует о том, что они готовы задействовать и новые информационные технологии. Отметим, что равноправное сотрудничество музея и подростков взаимовыгодно. Акция дает возможность подростку проявить себя и поделиться своими идеями и знаниями с посетителями. С педагогической точки зрения это важный мотивационный фактор в изучении истории искусства и стимулировании творчества. Для музея, в свою очередь, особенно важно, что такая акция способствует привлечению в него детей и подростков. Посещая музей в дни акции, они вовлекаются в музейную среду, вдохновляясь примером юных искусствоведов, благодаря которым музей начинает говорить с ними на одном языке.

■ ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Мусейон. Центр эстетического воспитания детей и юношества. URL: http://www.museyon.ru/history/index.php

2. Государственный Дарвиновский музей. Пройди путем эволюции. Интерактивная экспозиция. URL: http://www.darwinmuseum.ru/ projects/constant-exp/projdi-putem-evolyucii

3. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Я покажу тебе музей. URL: http://www.arts-museum.ru/events/ archive/2017/i_will_show/index.php

4. «Концепцияразвития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года». Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/upload/ mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf

5. Мацкевич М. В. Интерактивность в музее: прямая и обратная перспектива //

Музейный просвет: сб. статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2009. С. 134-141.

6. «Музей имеет преимущество перед другими формами образования». Интервью с искусствоведом Алексеем Лебедевым о разнице между музеем и эксплораториумом, важности музейного проектирования и заимствованиях практики торговых сетей. 30.10.2014. URL: https://postnauka.ru/talks/34943

7. Музейный инспектор. URL: http://www. museuminspector.ru/

8. Экспериментаниум. Музей занимательных наук. Экспозиция. URL: http://www. experimentanium.ru/exposition/

9. Hands On! International Association of Children in Museums. URL: http://www.hands-on-international.net/about-hands-on/organisation/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.