Научная статья на тему 'Современные подходы к профилактике репродуктивного здоровья учениц старших классов г. Красноярска'

Современные подходы к профилактике репродуктивного здоровья учениц старших классов г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЛЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / GIRLS-TEENAGERS / PREVENTION / REPRODUCTIVE HEALTH / LECTURE-EDUCATIONAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонова Наталья Владимировна, Приходько Елена Анатольевна, Масленникова Светлана Андреевна, Ваемиллер Оксана Александровна

В статье приводится анализ эффективности проведенного лекционно-образовательного курса по вопросам репродуктивного поведения девушек 14-18 лет г. Красноярска. Исследование проводилось в сравнении с группой девушек, которым данный курс не проводился. Выявлено: в результате проведенных мероприятий наблюдается повышение уровня знаний в области личной гигиены, профилактики инфекций предаваемых половым путем, ранних беременностей, абортов и контрацепции Даны рекомендации по оптимизации профилактической работы в сфере репродуктивного здоровья в данной возрастной группе девушек-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонова Наталья Владимировна, Приходько Елена Анатольевна, Масленникова Светлана Андреевна, Ваемиллер Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the prevention of reproductive health disturbances in senior class students of Krasnoyarsk (Russia)

The article is devoted to the analysis of the conducted lecture educational course about the reproductive behavior of girls at the age of 14-18 in Krasnoyarsk. The research was conducted by comparison to the group of girls, who did not attend this course. As a result of the conducted measures it was found: an increase of level of knowledge in the area of the personal hygiene, prevention of sexually transmitted infections, early pregnancies, abortions and contraception. The recommendations for an optimization of preventive measures in the field of the reproductive behavior in this group of girls teenagers were given.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к профилактике репродуктивного здоровья учениц старших классов г. Красноярска»

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_______________

© ТИХОНОВА Н.В., ПРИХОДЬКО Е.А., МАСЛЕННИКОВА С.А., ВАЗЕМИЛЛЕР О.А. - 2012 УДК 618.179-053.7-084(571.51-201)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИЦ СТАРШИХ КЛАССОВ Г. КРАСНОЯРСКА

Наталья Владимировна Тихонова1, Елена Анатольевна Приходько2,

Светлана Андреевна Масленникова3, Оксана Александровна Ваемиллер4 ('Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО,

зав. - к.м.н., доц. А.В. Шульмин)

Резюме. В статье приводится анализ эффективности проведенного лекционно-образовательного курса по вопросам репродуктивного поведения девушек 14-18 лет г. Красноярска. Исследование проводилось в сравнении с группой девушек, которым данный курс не проводился. Выявлено: в результате проведенных мероприятий наблюдается повышение уровня знаний в области личной гигиены, профилактики инфекций предаваемых половым путем, ранних беременностей, абортов и контрацепции Даны рекомендации по оптимизации профилактической работы в сфере репродуктивного здоровья в данной возрастной группе девушек-подростков.

Ключевые слова: девушки-подростки, профилактика, репродуктивное здоровье, лекционно-образовательный курс.

MODERN APPROACHES TO THE PREVENTION OF REPRODUCTIVE HEALTH DISTURBANCES IN SENIOR CLASS STUDENTS OF KRASNOYARSK

N.V. Tikhonova1, E.A. Prikhodko2, S.A. Maslennikova3, O.A. Vazemiller4 ^Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky)

Summary. The article is devoted to the analysis of the conducted lecture - educational course about the reproductive behavior of girls at the age of 14-18 in Krasnoyarsk. The research was conducted by comparison to the group of girls, who did not attend this course. As a result of the conducted measures it was found: an increase of level of knowledge in the area of the personal hygiene, prevention of sexually transmitted infections, early pregnancies, abortions and contraception. The recommendations for an optimization of preventive measures in the field of the reproductive behavior in this group of girls - teenagers were given.

Key words: girls-teenagers, prevention, reproductive health, lecture-educational courses.

В отечественной и зарубежной научной медицинской литературе все больше внимания уделяется медикосоциальным факторам формирования репродуктивного здоровья и репродуктивного потенциала девушек подростков как будущих матерей.

В условиях социально-экономических и экологических проблем, здоровье подростков является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в окружающей среде и обществе, поэтому изучению состояния здоровья подрастающего поколения придается особая значимость. Особенно это касается репродуктивного здоровья девочек-подростков, представляющих собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, политический и культурный резерв общества [3,4,8].

Анализ показателей официальной статистики свидетельствует, что за период 1999-2008 гг. доля детей и подростков в возрасте 0-17 лет в общей структуре населения России снизилась на 22,3% (с 23,8% в 1999 г. до 18,5% в 2008 г., р<0,01). При этом темп ее снижения имеет четкую тенденцию к прогрессу: в 1997-2000 гг. он составил 6,8%, в 2001-2004 гг. - 7,5%, в 2005-2008 гг. - 8,4%. Вместе с тем показатель общей заболеваемости на 100000 человек соответствующего возраста среди детей 0-14 лет вырос в 1,3 раза (со 176 в 1999 г. до 234 в 2008 г., р<0,05), среди подростков - в 1,4 раза (со 144 в 1999 г. до 197 в 2008 г., р<0,05). Число выпускниц школ, имеющих хронические болезни, к началу XXI в. возросло почти вдвое и составило 75-80%. В ходе всероссийской переписи населения России (2002 г.) было выявлено, что доля здоровых девочек и девушек в стране не превышает 6%. Это побуждает медицинскую науку ко всестороннему изучению аспектов проблемы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков с учетом предстоящего им материнства. Актуальность информационно-образовательной работы с подростками, несомненно, прежде всего потому, что в РФ доля абортов в возрастной группе до 19 лет в их общей структуре остается высокой. По-прежнему каждый одиннадцатый аборт (по данным Росстата, - 9,8% в 2009 г.) производится у женщин

до 19 лет, что существенно ухудшает прогноз качества репродуктивного здоровья и повышает риск смертности после абортов [5,7].

В связи с вышеизложенным, проведение исследований в отношении профилактики репродуктивного здоровья данной целевой группы представляет особую актуальность.

Цель работы: оценить эффективность проведения образовательных мероприятий в сфере репродуктивного здоровья и разработать рекомендации по оптимизации профилактической работы в сфере репродуктивного здоровья среди школьниц 14-18 лет г. Красноярска.

Материалы и методы

Объект исследования - 84 школьницы 14-18 лет МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №2» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5» г. Красноярска.

Для сравнительного анализа все девушки-подростки были разделены на две группы. В первую (основную) группу вошли 42 девушки МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №2», которым был прочитан лекционно-образовательный курс по проблемам профилактики, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Вторую группу (сравнения) составили 42 девушки МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5», с которыми не проводился данный курс.

Исследование проводилось на основе анонимного анкетирования и интервьюирования с октября 2010 г. по октябрь 2011 г. Перед началом исследования респонденты подписывали информированное согласие.

Показатели обработаны с помощью непараметрических методов статистики, представлены в виде средней арифметической и отклонения от средней, статистическая значимость результатов оценивалась с помощью критерия хи-квадрат. Критический уровень значимости при проверке статических гипотез р=0,05.

Результаты и обсуждение

Социально-гигиеническая характеристика опрошенных девушек показала, что средний возраст начала курения и употребления спиртных напитков в обеих группах 14±0,4 лет. Доля курящих девушек в лицее №2 - 24,0%, в школе №5 -31,0% (р<0,05). Из числа всех опрошенных школьниц - 5,0% девушек лицея №2 и 7,0% школы №5 ответили, что употребляли наркотические препараты, фактором, способствующим приобщению к вредным привычкам, в 70,0% случаев является пример друзей.

В связи с современными стереотипами о внешности и фигуре, 55,0% девушек первой группы и 60,0% второй, используют различные виды диет, причем 10,0% из них - постоянно (р<0,05).

Важной характеристикой репродуктивного здоровья девушек является менструальная функция, средний возраст начала менструации - 12,7±0,88 лет, средняя продолжительность менструации - 5-6 дней, длительность менструального цикла - 26-30 дней. В настоящее время производители предлагают огромный ассортимент гигиенических средств, которые помогают девушке чувствовать себя максимально комфортно в критические дни. Среди проанкетированных девушек, наиболее предпочитаемым средствами гигиены являются прокладки: 88,0% - лицей №2, 90,0% - школа №5. Многие девушки, считают, что во время менструации необходимо ограничить все физические нагрузки, но по данным различных источников сказано, что если менструация не нарушает обычный жизненный ритм девушки, то занятия физической культурой способствуют более благоприятному протеканию таких дней: 41,0% девушек лицея №2 и 19,0% школы №5 не меняют свой образ жизни в критические дни.

Среди респондентов школы №5 92,8% знают, что такое менструальный календарь и только 45,2% используют его. В лицее №2 знают о существовании менструальных календарей и используют их 95,2% девушек, что свидетельствует об эффективности проведенного лекционно-образовательного курса среди девушек первой группы.

Средний возраст начала половой жизни школьниц -14,5±0,6 лет, способствует раннему началу половой жизни не столько потребность, сколько любопытство и влияние

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова Т.Г. Гендерное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье // Здравоохр. Рос. Федерации. - 2004. - №3. - С.49-51.

2. Кротин П.Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек - подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - №4.

- С.52-59.

3. Максименко Л.Л., Магуй Е.Д. Организация гинекологической помощи и состояние репродуктивного здоровья детей и подростков // Здоровье как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. - Ставрополь, 2002. - С.92-93.

4. Поблинкова Е.И., Калягин А.Н., Рафальский В.В. и др. Итоги всероссийского многоцентрового исследования «Стереотипы поведения молодых женщин при развитии симптомов острого цистита» (проект «Сонар») в г. Иркутске // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2006. - Т. 61. №3. - С.62-65.

5. Радзинский В.Е., Хамошина М.Б., Лебедева М.Г. и др. Девушки-подростки РФ: Современные тенденции формирования репродуктивного потенциала // Сибирский медицин-

окружающих. Анализ эффективности показал, что прирост числа девушек, живущих половой жизнью, в лицее №2 после проведения образовательных занятий по репродуктивному здоровью, изменился незначительно и составил 18,0%, во второй группе - 69,0% (p<0,05). Основным средством контрацепции среди девушек, живущих половой жизнью, является презерватив, но 39,0% не отметили, какими средствами контрацепции они пользуются, таким образом, можно предположить, что они используют прерванный половой акт, таким образом подвергая свое репродуктивное здоровье ряду рисков. Респонденты второй группы из средств контрацепции знают лишь о таких, как презервативы - в 100,0% и гормональные препараты - в 35,0% случаев. После проведения лекционно-образовательного курса, кругозор девушек лицея №2 стал шире, и они ориентируются в следующих методах контрацепции: диафрагма - 71,0%, гормональное кольцо -32,0%, контрацептивный пластырь - 56,0%, ВМС - 44,0%, КОК - 73,0%, презервативы - 100,0%.

В настоящее время актуальна проблема инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), поэтому важно знать насколько подрастающее поколение грамотно в данном вопросе. Среди анкетируемых школы №5 знают о профилактике

- 57,1%, а в лицее №2 - 97,6%(р<0,05).

Количество обращений респондентов обеих школ к гинекологу за исследуемый период представлено следующим образом: в 2010 году: до 1 раза - 26%, более 1 раза - 4%; в 2011 году - 35% и 8% соответственно. В основном девушки обеих групп обращались с целью профилактического осмотра.

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствует о необходимости проведения подобных лекционно-образовательных курсов, т.к. большинство респондентов обеих групп: школа №5 и лицей №2 - в 66,6% и 88,1% соответственно, заинтересованы в дальнейшем проведении классных часов по профилактике, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья. Это обусловлено получением новой информации в данной области на основе доверительного общения со студентами-медиками и возможностью задать интересующие их вопросы. Современные подходы к профилактике репродуктивного здоровья через повышение уровня образованности способствует сохранению и укреплению репродуктивного потенциала страны.

ский журнал. - Томск, 2010. - Т. 25. №4. - С.9-13.

6. Радзинский В.Е., Хамошина М.Б., Лебедева М.Г. и др. Аборт - проблема национальной безопасности страны // Охрана репродуктивного здоровья - будущее России: матер. Всерос. конф. с международн. участием, посвящ. десятилетию кафедры акуш. и гинек. медицинского факультета Белгородского государственного университета. - Белгород, 2010. - С.165-167.

7. Резер Т.М. Медико-социальные подходы организации полового воспитания и сексуального образования // СОЦИС. - 2003. - №1. - С.102-108.

8. Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - №4.

- С.6-10.

9. Ушакова Г.А., Елагина С.Е., Назаренко М.Ю. Репродуктивное здоровье современной популяции девочек // Акуш. и гинекол. - 2006. - №1. - С.34-38.

10. Medical eligibility criteria for contraceptive use. - 4th ed.

- World Health Organization, 2009.

Информация об авторах: Тихонова Наталья Владимировна - к.м.н., доцент; Приходько Елена Анатольевна - к.м.н., доцент; Масленникова Светлана Андреевна - студент, e-mail: Barvenkov_99@mail.ru; Ваземиллер Оксана Александровна - студент.

в АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., БЕЛЫХ С.П. - 2012 УДК: 617.51 -001.4-06-053.2-08-039.72-07

УРОВЕНЬ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ, СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ПОСТРАДАВШИХ И ИСХОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.