Научная статья на тему 'Современные подходы к преподаванию информатики в педагогических вузах'

Современные подходы к преподаванию информатики в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марфутенко Т. А.

Данная статья посвящена вопросам информационной подготовки студентов педагогических вузов, где в качестве направляющих выбраны ориентация на будущую профессиональную деятельность и на формирование творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к преподаванию информатики в педагогических вузах»

2. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: методическое пособие / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.

3. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997.

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груз-дова; под ред.О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.

5. Киселева О.И. Развитие языковой личности дошкольника в условиях исследовательской деятельности // Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции (г. Томск, 31 марта 2008г.). - Томск: ЦНТИ, 2008. - С. 87-91.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

© Марфутенко Т.А.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Желе зново дек

Данная статья посвящена вопросам информационной подготовки студентов педагогических вузов, где в качестве направляющих выбраны ориентация на будущую профессиональную деятельность и на формирование творческого потенциала студентов.

В нашей стране на современном этапе происходят значительные изменения в области науки и образования, связанные с интенсивным развитием средств информатики, информационных и коммуникационных технологий. В этих условиях система высшего педагогического образования должна осуще -сгвлять опережающую подготовку педагогов в области создания и использования средств новых технологий в своей профессиональной деятельности.

Вступая в XXI в., общество переходит в век информационный, где основным достоянием является информация, поэтому современный человек должен уметь пользоваться информацией, систематизировать, анализировать, осуществлять ее обработку. Для формирования этих умений особую роль играют информационные технологии (ИТ).

Общеобразовательная область, на которой базируется учебная дисциплина «Информатика», может быть представлена такими основными аспектами [3, с. 24]:

* Старший преподаватель кафедры Естественнонаучных дисциплин.

- системно-информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования сложных информационных систем;

- методы и средства получения, обработки, хранения, передачи информации;

- решение задач с помощью компьютера и других средств современных информационных технологий.

Таким образом, изменения в обществе и системе образования вызывают потребность в повышении профессионализма, достигаемого за счет совершенствования уровня подготовки педагогов в области информатики, информационных и коммуникационных технологий.

Из вышесказанного следует, что информационная подготовка - это обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку в области информатики и использования средств ИКТ с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как ме^ду участниками образовательного процесса, так и между пользователями и интерактивным средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

Исследователями отмечается, что в информатике процесс обучения не только выполняет задачи образовательной функции, но и формирует дальнейшую учебную и производственную деятельность будущих педагогов [2, с. 16]. По этой причине вопрос совершенствования построения содержания курса и соответствующей методики преподавания информатики на различных образовательных направлениях, в том числе для обучения педагогов, имеет обоснованную актуальность для педагогической теории и практики.

Также исследования показывают, что выпускники педвузов не готовы к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Причина в плохом понимании возможностей и особенностей использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Данные трудности относятся и к подготовке студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей. Кроме того, гуманитарии считают бесполезным использование ИКТ в своей профессиональной деятельности, у многих проявляется страх и неприязнь к компьютеру, как техническому средству очень сложному и далекому от их основной деятельности [2, с. 45].

Под информационной подготовкой мы понимаем подготовку в области информатики и использования средств ИКТ для осуществления информационной деятельности. Одним из направлений информационной подготовки в педагогическом вузе является профессиональная ориентация курса информатики.

Кроме профессиональной направленности преподавания информатики в педагогическом вузе мы считаем необходимым компонентом информационной подготовки студентов педагогическое воздействие на формиро-

вание творческого потенциала будущих учителей. Информатика - молодая дисциплина, но, тем не менее, оперирует богатым материалом для актуализации, развития, становления творческого потенциала студента. Это подтверждают исследования последних лет педагогов B.C. Ваньковой, М.А. Код-жешау, Ю.М. Мартынюк, Ф.Г. Фарукшиной.

Курс информатики, на наш взгляд, должен иметь профессиональную ориентацию и направленность на формирование творческого потенциала, реализацию чего следует вести за счет наполнения самого курса современными формами, методами и моделями работы со средствами ИКТ, выступающими и в качестве объекта изучения, и в качестве инструмента для профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация в данном случае должна заключаться в формировании у студентов устойчивых навыков владения средствами ИКТ в собственной профессиональной практике, при удовлетворении собственных образовательных потребностей. К современным формам, методам и моделям работы со средствами ИКТ мы относим: работу с Интернет-ресурсами, электронными учебниками, гипермедиасочинение, мультимедиапрезентацию. Рассмотрим данные понятия более подробно.

Эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе посвящены многие научные работы последних лет (Х.Н. Гогохия, O.A. Козлов, A.B. Коледа, И.Е. Костенко, Е.Ю. Лунькова, В.П. Мозолин, Л.В. Турбина и др.). В исследованиях отмечается, что средства ИКТ позволяют эффективно использовать информационные ресурсы общества для обучения будущих специалистов, оптимизировать информационные процессы в образовании. Как отмечает Е.Ю. Лунькова, «в системе образования ИКТ становятся привычным для учителя инструментом при подготовке к занятиям и их проведении» [2, с. 26].

Возможности сети Интернет, Интернет-технологии создали дополнительные возможности оформления учебных материалов и использования новых форм обучения. В вузе традиционно процесс обучения строится с использованием лекционно-практических форм, семинаров, коллоквиумов, консультаций, лабораторных занятий.

Уроки, лекции, лабораторные занятия в Интернет организуются с использованием электронных учебников, представленных на Web-сайтах, семинары организуются через телеконференции, экскурсии по Web-сайтам (виртуальные музеи, выставки, собеседования, индивидуальные консультации) через электронную почту, домашняя учебная работа с системой заданий, выполняемая самостоятельно с использованием компьютерных технических средств и соответствующего программного обеспечения.

Как доказывают исследователи (Д.А. Донской, Л.Х. Зайнутдинова, К.Г. Кречетников, Е.Ю. Лунькова, И.В. Роберт, А.Н. Сергеев, А.Ю. Уваров и др.), Интернет-технологии применимы в самых разных областях педагогической науки.

Анализ направлений использования распределенного информационного ресурса Интернет для реализации профессиональной направленности и формирования творческого потенциала будущих педагогов в курсе информатики показал широкую популярность данного ресурса в образовании, большие возможности стимулирования познавательной, творческой и оргдеятельностной активности, необходимость расширения блока изучения и использования Интернет-технологий в качестве информационной составляющей подготовки будущих учителей.

Одним из распространенных современных методов, основанных на средствах ИКТ, является работа с электронным учебником. По определению A.B. Хуторского, «электронный учебник - элемент и форма электронного представления содержания образования в целостном учебном процессе, реализующем системно установленные образовательные цели» [4, с. 234].

Исследователи (В.Л. Иванов, Е.Ю. Лунькова, A.B. Хуторской) относят электронный учебник к одному из перспективных средств обучения, позволяющему формировать профессионально-деятельностную компетенцию учащихся. Кроме этого, A.B. Хуторской отмечает возможности электронного учебника, направленных на формирование креативных, когнитивных и оргдеятельностных качеств личности [5, с. 467].

Электронный учебник выполняется в электронном (цифровом) формате, допускающем гиперссылки, графику, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. В то же время основной формой электронного учебника, как и «бумажного», является текст, точнее, такая его форма, как гипертекст. Гипертекст позволяет организовывать деятельность учащегося по различным траекториям, переходя к требуемому элементу сразу через гиперссылку.

Таким образом, электронный учебник должен выступать средством обучения на основе ИКТ, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе самообразование студентов, включающее информативную, эмоционально-ценностную, деятельност-ную, интерактивную компоненты, репродуктивные задания и процедуры творческой деятельности.

Новейшей моделью работы со средствами ИКТ является создание ги-пермедиасочинения. Гипермедиасочинение - это аналог текстового рукописного сочинения, включающий в себя произведения, создаваемые учащимся в рамках художественного труда и изобразительного искусства [1, с. 103].

Исследователями (Е.И. Булин-Соколова, Г.М. Водопьян, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров, О.Н. Черненко) отмечается применимость данной модели для школы, описываются возможности гипермедиасочинения для развития познавательных и творческих качеств школьников.

Принципиальной новизной данной модели использования средств ИКТ в образовательном процессе является междисциплинарный характер гипермедиасочинения, ориентация на будущую профессиональную деятельность. Позиция преподавателя при этом преобразуется в конструктивно сотрудничающую, оценке подлежит весь процесс и результаты деятельности студента. Кроме этого, процесс создания такого сочинения приводит в активное состояние познавательные, творческие, оргдеятельност-ные качества личности студента, что в совокупности влечет за собой формирование творческого потенциала личности будущего педагога.

Еще одной моделью использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время является создание мультимедиапре-зентации. Подготовка мультимедиапрезентации во многом схожа с созданием гипермедиасочинения, однако презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора.

Исследователями (Е.И. Булин-Соколова, Г.М. Водопьян, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров, О.Н. Черненко) отмечена роль презентаций для подготовки и проведения мультимедиавыступлений. В ходе выступления учащийся или учитель демонстрирует подготовленный с помощью компьютера план (фрагменты) сообщения, иллюстрации (в том числе, фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию), звуковые фрагменты [1, с. 126].

Таким образом, мультимедиапрезентация является моделью использования средств ИКТ, позволяющее организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, и при этом использовать различные способы представления информации.

Список литературы:

1. Коджешау М.А. Подготовка будущего учителя информатики к развитию творческого мышления учащихся: дисс. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2004. - 266 с.

2. Лунькова Е.Ю. Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей педагогических вузов: дисс. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003. - 234 с.

3. Панина И.К. Формирование содержания курса «Информатика» для специальностей непрофильного обучения дисциплине в классическом университете: дисс. ... канд. пед. наук. - Владивосток, 2003. - 200 с.

4. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

5. Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.