Научная статья на тему 'Современные подходы к пониманию сущности феномена профессиональной речи психолога'

Современные подходы к пониманию сущности феномена профессиональной речи психолога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
418
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ПСИХОЛОГА / МЕТОДОЛОГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / АКМЕОЛОГИЯ / PROFESSIONAL SPEECH PSYCHOLOGIST / METHODOLOGY / AKMEOLOHYYA / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каменева Татьяна Витальевна

В статье осуществляется анализ основных современных подходов к исследованию сущности профессиональной речи психолога. Характеризуются основные положения системного, деятельностного, акмеологического, синергетического, вариативного подходов к определению его природы. Предлагается собственная интепретация определения профессиональной речи психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to understanding the essence of the phenomenon of professional speech psychologist

The analysis is carried out major contemporary approaches to the study of the essence of professional speech psychologist. Characterized the main provisions of the system, the activity, akmeological, synergistic, variability approaches to determine its nature. We interpret the definition is suggested a professional speech psychologist.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к пониманию сущности феномена профессиональной речи психолога»

Секция 7. Психология

персонологических инструментальных исследований ко определит развитие методов борьбы с неврозами, позволит глубже понять природу невроза и не толь- но и предложит стратегию их профилактики.

Список литературы:

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону, - 1996.

2. Карвасарский Б. Д. Неврозы. - М.: Медицина, - 1980. - 448 с.

3. Клиническая психология/Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, - 2006. - 959 с.

4. Мельченко Н. И. Клиническая психология. - Самара: Сам ГМУ - 2002. - 584 с.

5. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М..: МЕДпресс-ин-форм, - 2002. - 608 с. (с. 360-376).

6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, - 1960. - 426 с.

7. Свядощ А. М. Неврозы. - М.: Медицина, - 1982. - 368 с.

Kameneva Tatiana Vitalievna, Zaporozhye National University, professor of psychology, the Faculty of Psychology E-mail: [email protected]

Modern approaches to understanding the essence of the phenomenon of professional speech psychologist

Abstract: The analysis is carried out major contemporary approaches to the study of the essence of professional speech psychologist. Characterized the main provisions of the system, the activity, akmeological, synergistic, variability approaches to determine its nature. We interpret the definition is suggested a professional speech psychologist. Keywords: professional speech psychologist, methodology, akmeolohyya, synergetics.

Каменева Татьяна Витальевна, Запорожский национальный университет, преподаватель психологии, психологический факультет E-mail: [email protected]

Современные подходы к пониманию сущности феномена профессиональной речи психолога

Аннотация: В статье осуществляется анализ основных современных подходов к исследованию сущности профессиональной речи психолога. Характеризуются основные положения системного, деятельностного, ак-меологического, синергетического, вариативного подходов к определению его природы. Предлагается собственная интепретация определения профессиональной речи психолога.

Ключевые слова: профессиональная речь психолога, методология, акмеология, синергетика.

Актуальность исследования. Неопределенность феномена профессиональной речи психолога в современной психологии, неоднозначность научных интерпретаций структуры и составляющих речевой деятельности психолога определили необходимость углубленного исследования и обобщения положений основных общенаучных подходов к исследованию сущности профессиональной речи психолога. Такой анализ поможет нам наилучшим образом осознать современную структуру знаний о профессиональной

речи психолога, понять компоненты, всесторонние связи исследуемого явления.

Цель исследования состоит в определении основных методологических подходов к пониманию сущности профессиональной речи психолога.

Методология исследования. Были проанализированы современные подходы к исследованию профессиональной речи психологов [1-6], использован собственный опыт работы автора статьи. Среди методов были использованы следующие теоретические

151

Section 7. Psychology

методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение научно-теоретический источников; среди эмпирических: наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов.

Анализ научных источников и изложение основного материала. Анализ истории развития научных исследований речи дает основание говорить, что владение словом интерпретировалось черезвычай-но широко. Его связывали с ораторским искусством, с процессом общения.

Первые попытки выделить речь как самостоятельный предмет психологического анализа были сделаны немецкими учеными В. Вундтом, В. Гумбольдтом, Г. Штейнталем в конце XIX-го столетия. Выходя из лингвистического анализа В. Гумбольдт определил речь как определенную активность (деятельность) [1]. Важным источником знаний о психолингвистике стала гипотеза лингвистической относительности Уорфа-Сепира [10].

В Америке в 40-60 годы ХХ-го столетия Ч. Осгудом была создана одна из основных лингвистических концепций речи [9]. Другим американцем, Дж. Миллером были рассмотрены психические процессы, взаемосвязанные с речью и коммуникацией [8]. Н. Хомский разработал теорию трансформационной грамматики глубинной структуры высказывания [7].

В Украине исследованию термина «речь» служили наработки института языкознания им. О. По-тебни, психолингвистические исследования О. Леонтьева, наработки Г. Костюка в психологии обучения. Общие теоретические вопросы проблемы речевой подготовки специалистов были исследованы Л. Выготским. О. Лурией, С. Рубинштейном. Тем не мение, существует немного специально направленных современных исследований профессиональной речи психолога: О. Бондаренко, Н. Шевченко, В. Семиченко, Ю. Паскевской, Н. Калиной.

Представляется, что современная методология исследований в психологии четырехуровневая: философский, общенаучный, конкретно-научный и методологический уровни. Чтобы наиболее полноценным образом исследовать психическое явление, ученые используют все уровни методологии, ищут новые принципы, методы. Мы рассмотрим методологические основы нашего понимания профессиональной речи будущих психологов на общенаучном и конкретно-научном уровнях.

Наиболее распространены системный, синергетический, акмеологический (общенаучные), деятельностный (психологический), подходы к исследованию феномена профессиональной речи психолога,

структуры речевой деятельности. Психологические исследования, связанные с тем или иным подходом интересуются вопросами определения сущности профессиональной речи психолога, взаимосвязи личностного развития и развития профессиональной речи, взаимосвязи и взаимовлияния структурных компонентов профессиональной речи психолога.

В соответствии с деятельностным подходом, профессиональная речь психолога рассматривается как процесс, речевая деятельность, речевой акт. Основные положения этого подхода сформулированы в теориях В. Гумбольдта, а в отечественной психологии

О. Леонтьева [3]. Теория деятельностного подхода акцентирует внимание, что речь — это определенная активность (деятельность), это вербальное общение с помощью речевых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто с помощью невербальных способов. В границах такого понимания профессиональной речи психолога исследуются: физиологические основы речевой деятельности; механизмы речи в соответствии с его видами: механизм говорения (устная речь), механизм аудирования (восприятие и понимание устной речи); кодовые переходы; взаимосвязь мышления и речевой деятельности психолога; реализация функций языка в речевой деятельности; формирование речевой интуиции, речевого имиджа и т. д..

Второй подход к пониманию сущности профессиональной речи психолога — системный. Он предполагает поиск и средства фиксации интегративных свойств данной системы синтетическим способом, расскрывает свойства, отношения и связи, которые имеет система с другими системами, подсистемами, частями и элементами. В рамках этого подхода говорят о профессиональной речи психолога, как определенной системе. Рассматривают речь не как процесс, а как результат, текст. Этот подход исследует: макроструктуру текста (текст — это часть психического); ряд подсистем текста, его компоненты, связи; стили речевой деятельности; использование речевых средств (лексических, грамматических) в тексте; средства устной выразительности. Профессиональную речь психолога в этой интерпретации связывают с исполнением профессиональных заданий и рассматривают в контексте принадлежности к системе профессиональной деятельности. Системный подход предполагает реализацию принципа детерминизма: внешние условия действуют на личность через внутренние условия (психику), которые являются основным источником развития качеств личности.

152

Секция 7. Психология

Подобное понимание речевой деятельности психолога изложено в работах Н. Жинкина [2].

На сегодняшний день осуществляются попытки использования синергетического подхода к исследованию профессиональной речи психолога. Исходный постулат синергетики — это идея о самоорганизации системы. С такой позиции текст как синергетический объект преобретает свойство спонтанной активности, которая реализуется не только как способность к самоорганизации, но и свойство организации окружающей среды.

Об акмеологическом подходе к пониманию проблемы профессиональной речи психолога говорят многие исследования. Акмеология объединила ученых, которые сосредоточились на изучении личностных, психофизиологических характеристик зрелой личности психолога, на определении объективных и субъективных факторов, внутренних и внешних условий, которые дают ей возможность лучше реализовать себя.

В педагогической теории, по определению О. Степанова, М. Фицулы, речь — это вербальная коммуникация, средством которой есть слова. По уровню экстериоризации речь бывает внутренняя и внешняя. Внешняя речь включает все виды устной и письменной речи. Устной называют звуковую речь, которая воспринимается другими людьми с помощью слуха. Ее разновидностями являются диалог и монолог. Письменная речь — процесс общения с отсуству-ющим собеседником с помощью письменных текстов. Внутренняя речь является видоизменением внешней. Она является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Профессиональная речь связана с функциональной деятельностью специалиста [4].

Существует также вариативный подход к исследованию профессиональной речи психолога, который предполагает разные трактовки сущности речи разными науками. Комплексный подход объединяет несколько подходов к пониманию сущности профессиональной речи психолога.

Мы пришли к выводу, что один из подходов к пониманию профессиональной речи психолога говорит о том, что его можно определить и как способ общения психолога. Профессиональное общение

представляет собой основу речевой научно-педагогической, консультативной, практической деятельности психолога; оно является одним из наиболее важных аспектов профессионализма, мастерства, компетентности специалиста.

Мы согласны с мнением современных украинских психологов Н. Шевченко, Т. Ханецкой, которые феномен профессиональной речи психолога в исследованиях интерпретируют шире, чем речевую культуру психолога. Она была рассмотрена ними, как важный элемент профессиональной подготовки будущих психологов. Ее формирование основывается на совершенствовании речевой деятельности будущего психолога на развитии его профессионально важных свойств личности [5].

Обобщая результаты вышеперечисленных исследований, в контексте системного, деятельностного, акмеологического подходов мы пришли к выводу, что профессиональная речь психолога — это вид речевой деятельности людей психологической отрасли знаний (функционально-содержательный признак), которая находит проявление в использовании языка. Профессиональная речь психолога может быть как процессом так и результатом деятельности. С одной стороны, профессиональная речь психолога — это многоуровневая, сложноорганизованная структурная система, которая действует в соответствии с законами психического; исполняет коммуникативную, формирующую, коррекционную, развивающую, сиг-никативную, обучающую функции. С другой стороны, как психический процесс, профессиональная речь психолога характеризуется стадиальностью. Главными признаками ее есть структурированность, целенаправленность и научность. Она исполняет профессиональные задачи, содержит в себе профессиональные высказывания и термины.

Выводы. Имеют перспективу углубленные исследования профессионального речевого сознания психолога, профессионального речевого имиджа, стилевых особенностей профессиональной речевой деятельности психолога. Также важно исследовать развитие профессиональной речи психологов как на разных этапах обучения в ВУЗе, так и в процессе реальной профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию/В. Гумбольдт - М.:, - 1984.

2. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова. - М.: Просвещение, -1966. - с. 5-25.

3. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. - М., - 1975. - 304 с.

153

Section 7. Psychology

4. Фщула М. М., Степанов О. М. Основи психологи i педагопки: Навчальний поабник. - К.: «Академви-дав», - 2006. - 520 с.

5. Шевченко Н. Ф. Формування професшно! сшдомосп практичних психологiв у OTCTeMi вищо! освiти. Дисертацiя доктора психолопчних наук: 19.00.07. - iнститут психологи iM. Костюка; Ки1в, - 2006. - 230 арк.

6. Bandura A. Social learning theory. - Englewood Cliffs, NJ: Pentice-Hall, - 1977. - 375 p.

7. Chomsky N. Explanatory Models in Linguistics//Logic, Methodology, and Philosophy of Science. Stanford, Califor.: Stanford University Press, - 1962.

8. Miller G. Language and speech. - San Francisco: Freeman, - 1981.

9. Osgood Ch. Psycholinguistics, Cross-Cultural Universals, and Prospects for Mankind. Praeger Publishers, - 1988. ISBN 0-03-059433-2

10. Whorf B. The relation of habitual thought and behavior to language/New-York, - 1956.

Sobirova Dilafruz Abdurozikovna, Bukhara State University, Doctoral student in psychology and sociology E-mail: [email protected]

Social intelligence: general defining moment

Abstract: This article discusses general aspects of definitions of social intelligence. This phenomenon is interpreted as a person’s ability to properly understand their own behavior and the behavior of other people in society.

Keywords: social intelligence and social nature, the concept of the scientific approach, understanding, social environment, social contact, socialization.

At various times, supporters of various schools of psychology in their own interpreted the concept of “social intelligence”: as the ability to get along with others (Moss F. & Hunt, T., 1927); as the ability to deal with others (Hunt, T., 1928); knowledge about people (Strang R., 1930); the ability to easily get along with others, the ability to enter their position to put yourself in the other (VernonP. E., 1933); ability to critically evaluate and correct feeling, mood and motivation of other people (Wedeck J., 1947).

Summarizing these views, the famous American psychologist David Wexler proposed to define social intelligence as to the fitness of the individual human being (Vechsler D., 1958). Active interest in this phenomenon, many psychologists and in the middle of the XX century. Created his famous multi-factor model of intelligence J. Guilford devotes a special place to the social intelligence. He predicts that in his model of intelligence is not less than 30 abilities related to social intelligence. Some of them belong to the understanding of the behavior of some in productive thinking and behavior in some — to its evaluation. It is also important that J. Guilford emphasizes that understanding the behavior of others and itself has largely nonverbal. Before researchers always had the task of determining the boundaries of social intelligence. Its solution required

to separate from the abstract social intelligence (IQ) and academic interpretation.

Human activity in all spheres has a social character. It manifests itself or in cooperation with the social environment, or professional activities. As if the person was not isolated professional environment, as if not avoided live communication with other people, it will still have to engage in social contacts. Moreover, professional activity in the system of subject-subject relations requires special ability, which is necessary for successful interaction with people. This ability of specialists called “social intelligence.”

Social intelligence — the ability property understanding the behavior of people. This ability is essential for effective interpersonal interaction and successful social adaptation.

The ability of another person to understand is that the interests of others, empathy, establish contacts, to predict the development of communication processes, the ability to assess the social situation and properly understand their role in her understanding of their rights and obligations of moral duty. Social intelligence is considered to be the basis of socialization.

Considering intelligence as individual, personal property rights, we may note that the content of functions is reflected double conditionality of social intelligence,

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.