Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению языковой личности'

Современные подходы к изучению языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2341
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY’S LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / LANGUAGE PERSONALITY / SPEECH PERSONALITY / COMMUNICATIVE PERSONALITY / ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE LANGUAGE PERSONALITY / LANGUAGE CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабановская Елена Юрьевна

Данная статья посвящена изучению современных аспектов исследования языковой личности. Рассмотрены основные подходы к изучению языковой личности. Проведён сравнительный анализ основных аспектов изучения языковой личности в современной лингвистике и психолингвистике. На основе теоретического анализа исследований рассмотрен этнокультурный аспект изучения языковой личности как один из приоритетных. Проведено экспериментальное исследование этнокультурного компонента языковой личности. С точки зрения автора, изучение этнокультурного компонента языковой личности возможно благодаря исследованию её языкового сознания, изучению значений и смыслов как базовых составляющих языкового сознания личности и определяющих этнокультурную специфику языковой картины мира личности. С целью изучения языкового сознания личности в этнокультурной среде использован метод свободных ассоциаций. Полученные в исследовании материалы послужили основой для сравнительного анализа образа языкового сознания личности в русской и бурятской культурах, анализа ядра языкового сознания респондентов, анализа структуры ассоциативных полей. Определены этнокультурные особенности в языковом сознании русских и бурят, выделены их универсальные и контрастивные черты. На основе результатов теоретических и практических исследований сделан вывод о рассмотрении языковой личности как носителя устойчивых значений и смыслов, как этносемантической личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кабановская Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to the Language Personality Studying

This article is devoted to the study of modern aspects of research of the language personality. The main approaches are considered.The comparative analysis of the main aspects of studying of the language personality in modern linguistics and psycholinguistics is carried out. On the basis of the theoretical analysis of researches the ethno-cultural aspect of studying of the language personality as one of the priority is considered. The pilot study of an ethno-cultural component of the language personality is conducted.From the point of view of the author, studying of an ethno-cultural component of the language personality is possible due to research of her language consciousness, studying of values and meanings as basic components of language consciousness of the personality and defining ethnocultural specifics of a language picture of the world of the personality. For the purpose of studying of language consciousness of the personality in the ethno-cultural environment, the method of free associations is used. The materials received in research formed a basis for the comparative analysis of an image of language consciousness of the personality in the Russian and Buryat cultures, the analysis of a kernel of language consciousness of respondents, the analysis of structure of associative fields. Ethno-cultural features in language consciousness of Russians and Buryats are defined and drill, their universal and peculiar features are marked out. On the basis of results of theoretical and practical researches I drew a conclusion on consideration of the language personality as carrier of steady values and meanings, as ethno-semantic personality.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению языковой личности»

УДК 81 ББК Ш1

Елена Юрьевна Кабановская,

кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672031, Россия, г. Чита, ул. Гагарина, 8), e-mail: ms.leka1973@mail.ru

Современные подходы к изучению языковой личности

Данная статья посвящена изучению современных аспектов исследования языковой личности . Рассмотрены основные подходы к изучению языковой личности . Проведён сравнительный анализ основных аспектов изучения языковой личности в современной лингвистике и психолингвистике . На основе теоретического анализа исследований рассмотрен этнокультурный аспект изучения языковой личности как один из приоритетных . Проведено экспериментальное исследование этнокультурного компонента языковой личности . С точки зрения автора, изучение этнокультурного компонента языковой личности возможно благодаря исследованию её языкового сознания, изучению значений и смыслов как базовых составляющих языкового сознания личности и определяющих этнокультурную специфику языковой картины мира личности . С целью изучения языкового сознания личности в этнокультурной среде использован метод свободных ассоциаций . Полученные в исследовании материалы послужили основой для сравнительного анализа образа языкового сознания личности в русской и бурятской культурах, анализа ядра языкового сознания респондентов, анализа структуры ассоциативных полей . Определены этнокультурные особенности в языковом сознании русских и бурят, выделены их универсальные и контрастивные черты . На основе результатов теоретических и практических исследований сделан вывод о рассмотрении языковой личности как носителя устойчивых значений и смыслов, как этносемантической личности .

Ключевые слова: языковая личность, речевая личность, коммуникативная личность, этнокультурный компонент языковой личности, языковое сознание, языковая картина мира личности .

Elena Yurievna Kabanovskaya,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Transbaikal State University (8 Gagarin St., Chita, Russia, 672031), e-mail: ms.leka1973@mail.ru

Modern Approaches to the Language Personality Studying

This article is devoted to the study of modern aspects of research of the language personality. The main approaches are considered . The comparative analysis of the main aspects of studying of the language personality in modern linguistics and psycholinguistics is carried out . On the basis of the theoretical analysis of researches the ethno-cultural aspect of studying of the language personality as one of the priority is considered . The pilot study of an ethno-cultural component of the language personality is conducted . From the point of view of the author, studying of an ethno-cultural component of the language personality is possible due to research of her language consciousness, studying of values and meanings as basic components of language consciousness of the personality and defining ethno-cultural specifics of a language picture of the world of the personality. For the purpose of studying of language consciousness of the personality in the ethno-cultural environment, the method of free associations is used . The materials received in research formed a basis for the comparative analysis of an image of language consciousness of the personality in the Russian and Buryat cultures, the analysis of a kernel of language consciousness of respondents, the analysis of structure of associative fields . Ethno-cultural features in language consciousness of Russians and Buryats are defined and drill, their universal and peculiar features are marked out . On the basis of results of theoretical and practical researches I drew a conclusion on consideration of the language personality as carrier of steady values and meanings, as ethno-semantic personality

Keywords: language personality; speech personality; communicative personality; eth-no-cultural component of the language personality; language consciousness; personality's linguistic picture of the world .

24

© Е. Ю. Кабановская, 2015

Изучение личности в лингвистике и психолингвистике отражено в работах ряда зарубежных и отечественных исследователей . Основы теории языковой личности заложены в трудах В . фон Гумбольдта . В своей теории он рассматривает язык как средство формирования личности, её своеобразного мировидения. В исследованиях А . А . Леонтьева язык определяется как важнейший ориентир человека в его деятельности в мире. Деятельность он рассматривает как диалог человека с миром и считает, что язык - это, прежде всего, язык личности

Существуют различные аспекты изучения языковой личности . Так, например, исследование языковой и речевой личностей отражено в работах Ю . Е . Прохорова, Г И . Бо-гина и ряда других исследователей: «если языковая личность - это парадигма речевых личностей, то, наоборот, речевая личность -это языковая личность в парадигме реального общения, в деятельности» [11, с . 54] . Исследователи И . Э . Клюканов, Л . П . Кло-букова акцентируют внимание на описании способности личности к интегрированной речевой деятельности Так, И Э Клюканов рассматривает языковую личность как субъект, «способный осуществлять речевую деятельность, оперируя интегральными смысловыми образованиями» [8, с. 26] .

Л . П . Клобукова определяет языковую личность как «многослойную и многокомпонентную парадигму речевых личностей, которые дифференцируются, с одной стороны, с учётом различных уровней языка, с другой - с учётом основных видов речевой деятельности, а с третьей - с учётом тех тем, сфер и ситуаций, в рамках которых происходит речевое общение [7, с. 29] .

Г Н . Беспамятова, В . В . Красных и другие учёные исследуют коммуникативный аспект личности Так, с точки зрения Г Н . Беспамятовой (2000), ядром коммуникативной личности является её коммуникативное поведение В трактовке учёного языковая личность выступает как личность, наделённая определёнными качествами, которые обнаруживаются в её коммуникативном поведении и обеспечивают личности определённую коммуникативную индивидуальность Вводя понятие «коммуникативная личность», Г. Н . Беспамятова считает, что её необходимо рассматривать в качестве единицы коммуникативно-праг-

матического уровня в структуре языковой личности Ю . Н . Караулова, при этом оставляя за пределами данного понятия такие компоненты языковой личности, как лексикон, грамматикон, тезаурус, семантикон, прагматикон В свою очередь, С А Сухих (1996) считает, что основу языковой личности составляют языковая и коммуникативная компетенции и тезаурус Он определяет языковую личность как сложную многоуровневую функциональную систему, которая включает в себя языковую компетенцию, т. е . уровень владения языком, коммуникативную компетенцию - владение способами осуществлять речевое взаимодействие и знание мира (тезаурус)

В лингвистических и психолингвистических исследованиях большинство учёных, изучая различные аспекты языковой личности, акцентируют внимание на выделении этнокультурного компонента языковой личности . В работах последних лет коммуникативная личность всё чаще рассматривается исследователями в качестве обобщённого образа «носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных действий, ценностей, знаний,установок и поведенческих реакций [5, с . 9] .

При рассмотрении коммуникативной личности как обобщённого образа носителя культурно-языковых и коммуникатив-но-деятельностных ценностей выделяют ценностный план - этические и улитарные нормы поведения, свойственный этносу в определённый период и познавательный -вычленяемый посредством анализа свойственной картины мира личности . Изучению этнокультурного компонента посвящены работы Г И . Богина, Ю . Е . Прохорова, И В Сентенберг и ряда других исследователей Г И Богин понимает под речевой личностью носителя речи, наделённого способностью к использованию языковой системы: «под языковой личностью следует понимать закреплённый преимущественно в лексической системе этнокультурный прототип носителя определённого языка» [2, с . 154] . Выделение этнокультурного аспекта языковой личности является основой для её определения в работах И . В . Сентенберг, трактующего данный феномен как «базовый этнокультурный носитель языка, который представляет собой инвариантную часть структуры речевой личности» [12, с . 18] .

Таким образом, в работах многих исследователей этнокультурная специфика рассматривается в качестве основы языковой личности

С точки зрения автора, изучение этнокультурного компонента языковой личности возможно благодаря исследованию её языкового сознания, изучению значений и смыслов как базовых составляющих языкового сознания личности и определяющих этнокультурную специфику языковой картины мира личности С целью изучения языкового сознания личности в этнокультурной среде автором использована методика свободного ассоциативного эксперимента . Исследование проведено в 2014 г Количество участников эксперимента составило 200 чел . : 100 чел . - представители русской культуры, 100 чел . - представители бурятской культуры . Выборка представлена студентами Забайкальского государственного университета (г Чита) и студентами Бурятского государственного университета (г Улан-Удэ) . Свободный ассоциативный эксперимент был направлен на изучение эмоциональной сферы личности . Эксперимент проводился на основе эмотивной

лексики, стимульный список которой представлен следующими словами-стимулами: горе, любовь, радость, чувствовать, неприязнь, грусть, доброта, злой, страх, смирение, ощущать, дружелюбие, обида, жестокость, удивление, жалость, улыбка, терпеть, вдохновение, уважение, вера, высокомерный, наглость, смелый, лицемерие, искренность, надежда, гнев, интерес, стыд, счастье, ярость, ужас, страдать, зависть, гордый, презрение, тоска, уверенность, смех Студентам предлагалось ответить на предъявляемые 40 слов-стимулов любым словом-реакцией Полученные в исследовании материалы послужили основой для анализа структуры ассоциативных полей, на основе которого был проведён анализ ядра языкового сознания респондентов, сравнительный анализ образа языкового сознания личности в русской и бурятской культурах

На основе полученных в исследовании материалов ассоциативных полей определены наиболее частотные реакции респондентов, составляющие ядро их языкового сознания в русской и бурятской культурах (см табл )

Таблица

Ядро языкового сознания респондентов

Русские Буряты

Ранг Слова-реакции Количество Ранг Слова-реакции Количество

на стимулы респондентов, ответивших словами-реакциями на стимулы на стимулы респондентов, ответивших словами-реакциями на стимулы

1 Любовь 90 1 Боль 87

2 Дружба 89 2 Вера 85

3 Улыбка 88 3 Слёзы 80

4 Родители 86 4 Радость 78

5. 5 Согласие 77 5 Бог 77

5. 5 Радость 77 6 Родители 68

7. 5 Обида 72 7 Доброта 63

7. 5 Печаль 72 8 Одиночество 52

9 Друг 64 9 Веселье 47

10 Друзья 56 10 Мама 46

11. 5 Слёзы 54 11 Счастье 44

11. 5 Покорность 54 12 Обида 42

13 Счастье 53 13 Плакать 37

14 Война 49 14 . 5 Мужественный 33

15 .5 Восприятие 48 14 . 5 Доверие 33

15 .5 Насилие 48 16 Сильный 32

17 Любопытство 45 17 .5 Сострадание 31

18 Прикосновение 44 17 .5 Буддизм 31

19 Чувство 43 19 .5 Смех 30

20 Сильный 42 19 .5 Семья 30

21 Спокойствие 41 21 Грех 29

22 .5 Любить 40 22 Религия 28

22 .5 Смех 40 23 Добродушие 27

24.5 Восторг 34 24 Достоинство 26

24.5 Стойкость 34 25 Самолюбие 25

26 .5 Гордый 33 26 .5 Муза 24

26 .5 Оптимизм 33 26 .5 Добро 24

28 .5 Надёжность 32 28 .5 Удача 23

28 .5 Восхищаться 32 28 .5 Смелость 23

30 Милосердие 31 30 .5 Правда 22

31 Взаимопонимание 30 30 .5 Сострадание 22

32 .5 Преданность 29 32 .5 Воля 21

32 .5 Уверенность 29 32 .5 Любить 21

34 Знание 28 34 Добро 20

35 Открытость 27 35 .5 Надежда 19

36 .5 Настроение 26 35 .5 Знание 19

36 .5 Надежда 26 37 .5 Огонь 18

38 Улыбаться 24 37 .5 Гнев 18

39 Доброта 23 39 Солнце 17

40 .5 Помогать 22 40 Озарение 16

40 .5 Правдивость 22 41 Уважение 15

42 Солнце 21 42 Милосердие 14

Языковое сознание русских представлено реакциями: любовь (90), дружба (89), улыбка (88), согласие (77), радость (77), друг (64), друзья (56), счастье (53), любить (40), взаимопонимание (30), преданность (29), открытость (27), улыбаться (24), помогать (22) . Определение данных реакций в языковом сознании респондентов обусловливает рассмотрение представителей русской этнокультуры как экстравертных, коммуникабельных людей, склонных к взаимопониманию, преданности и открытости в межличностных отношениях. Ядро языкового сознания носителей бурятской культуры представлено реакциями вера (85), бог (77), буддизм (31), грех (29), религия (28), обусловливающих наличие религиозных смыслов в языковом сознании бурят. Реакции родители (68), доброта (63), мама (46), семья (30), уважение (15) позволяют сделать вывод об особенной роли семьи в культуре бурятского этноса . Реакции роди-

тели (86, 68), обида (72, 42), слёзы (54, 80), счастье (53, 44), сильный (42, 32), смех (40, 30), любить (40, 21), милосердие (31, 14), знание (28, 19), надежда (26, 19), доброта (23, 63) составляют однородность ассоциирования респондентов обеих этногрупп

Таким образом, проведённый сопоставительный анализ ядра языкового сознания респондентов позволяет определить этнокультурные особенности в языковом сознании русских и бурят, выделить их универсальные и контрастивные черты, позволяя тем самым, рассматривать языковую личность как носителя устойчивых значений и смыслов, как этносемантическую личность .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сопоставительный анализ основных аспектов изучения языковой личности в современной науке определяет этнокультурный аспект изучения языковой личности как один их приоритетных.

Список литературы

1. Беспамятова Г Н . Языковая личность телевизионного ведущего: дис . ... канд . филол . наук: 10 .00 .00. Воронеж, 1994. 217 с.

2 . Богин Г И . Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: автореф . дис . ... д-ра филол . наук: 10. 00 .00. Л . , 1984. 32 с .

3 . Воркачев С . Г Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паре-миологии // Вопр . языкознания . 1997 . № 4 . С . 115-124 .

4 . Гумбольдт В . Язык и философия культуры . М . : Прогресс, 1985 . 451 с .

5 . Карасик В . И . Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты . Архангельск: Перемена, 1996 . С . 3-16 .

6 . Караулов Ю . Н . Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность . М . : Наука, 1989 . С . 3-8 .

7 . Клобукова Л . П . Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Язык, сознание, коммуникация: сб . ст. под ред . В . В . Красных . М . : Филология, 1997. Вып . 1. С . 39 .

8 . Клюканов И . Э . Динамика межкультурного общения: системно-семиотические исследования . Тверь, 1998. 99 с .

9 . Красных В . В . Виртуальная реальность или реальная виртуальность? М . : Диалог-МГУ, 1998 . 352 с .

10 . Леонтьев А . А . Основы психолингвистики . М . : Смысл, 1999 . 287 с .

11. Прохоров Ю . Е . Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев . М . : Педогогика-пресс, 1996. 215 с .

12 Сентенберг И В Языковая личность в коммуникативно-деятельностном аспекте // Языковая личность: проблемы значения и смысла . Волгоград, 1994. С . 14-24 .

13 . Сухих С . А . Черты языковой личности: коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц . Тверь, 1993. С . 85-91.

References

I. Bespamyatova G . N . Yazykovaya lichnost' televizionnogo vedushchego: dis . ... kand . filol . nauk: 10 .00. 00 . Voronezh, 1994. 217 s .

2 . Bogin G . I . Model' yazykovoi lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam tekstov: avto-ref. dis . ... d-ra filol . nauk: 10. 00 .00. L . , 1984. 32 s .

3 . Vorkachev S . G . Bezrazlichie kak etnosemanticheskaya kharakteristika lichnosti: opyt sopo-stavitel'noi paremiologii // Vopr. yazykoznaniya . 1997 . № 4 . S . 115-124 .

4 . Gumbol'dt V. Yazyk i filosofiya kul'tury. M . : Progress, 1985. 451 s .

5 . Karasik V. I . Kul'turnye dominanty v yazyke // Yazykovaya lichnost': kul'turnye kontsepty. Arkhangel'sk: Peremena, 1996. S . 3-16 .

6 . Karaulov Yu . N . Russkaya yazykovaya lichnost' i zadachi ee izucheniya // Yazyk i lichnost' . M . : Nauka, 1989 . S 3-8

7 . Klobukova L . P Fenomen yazykovoi lichnosti v svete lingvodidaktiki // Yazyk, soznanie, kommunikatsiya: sb . st . pod red . V. V. Krasnykh. M . : Filologiya, 1997 . Vyp . 1. S . 39 .

8 . Klyukanov I . E . Dinamika mezhkul'turnogo obshcheniya: sistemno-semioticheskie issledo-vaniya. Tver', 1998. 99 s .

9 . Krasnykh V. V. Virtual'naya real'nost' ili real'naya virtual'nost'? M . : Dialog-MGU, 1998. 352 s .

10 . Leont'ev A . A . Osnovy psikholingvistiki . M . : Smysl, 1999 . 287 s .

II. Prokhorov Yu . E . Natsional'nye sotsiokul'turnye stereotipy rechevogo obshcheniya i ikh rol' v obuchenii russkomu yazyku inostrantsev. M . : Pedogogika-press, 1996 . 215 s .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Sentenberg I V Yazykovaya lichnost' v kommunikativno-deyatel'nostnom aspekte // Yazy-kovaya lichnost': problemy znacheniya i smysla . Volgograd, 1994. S . 14-24 .

13 . Sukhikh S . A . Cherty yazykovoi lichnosti: kommunikativno-funktsional'nyi aspekt yazyko-vykh edinits . Tver', 1993. S . 85-91.

Статья поступила в редакцию 15.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.