ные теоретические методы (моделирование, выборочный метод, контент-анализ).
Итак, представленные методологические подходы и методы научного исследования составили базис историко-педагогического поиска, основу его концептуального аппарата. Они позволили всесторонне изучить и проанализировать исследуемую историкопедагогическую проблему становления и развития педагогических экспериментов в отечественной педагогической науке (1943-1991 гг.), исходя из изучения сущности и взаимодействия бытия и сознания, рассмотреть явления в развитии и взаимосвязи. описанный комплекс методологических подходов и система методов ориентировали нас на научно обоснованный подход к изучению педагогических экспериментов в свете ретроспективного анализа, оценку современного состояния исследуемой проблемы и определения перспектив ее развития.
литература
1. Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного похода. М. : Наука, 1973.
2. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. Ставрополь : Изд-во СКСИ, 2006.
3. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М. : Лабиринт, 2005 .
4. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск : Изд. В.М. Скакун, 1998.
5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М. : Наука, 1974.
6. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М. : Политиздат, 1989.
* * *
1. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i suschnost sistemnogo pohoda. M. : Nauka, 1973.
2. Bobryishov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya. Stavropol : Izd-vo SKSI, 2006.
3. Brudnyiy A.A. Psihologicheskaya germenevtika. M. : Labirint, 2005 .
4. Noveyshiy filosofskiy slovar / sost. A.A. Gri-tsanov. Minsk : Izd. V.M. Skakun, 1998.
5. Sadovskiy V.N. Osnovaniya obschey teorii sistem. Logiko-metodologicheskiy analiz. M. : Nauka, 1974.
6. Shvyirev V.S. Nauchnoe poznanie kak deya-telnost. M. : Politizdat, 1989.
Theoretical and methodological foundations of the experiment method study by the examples of pedagogic research works by Ukrainian scientists (1943—1991)
There is considered the methodology of complex research of theses grounded by the ideas of scientists in various fields of knowledge: philosophy, sociology, history, pedagogy, pedagogy history. It allowed integral and systemic consideration of the methodological and theoretical foundations of the experiment method study represented in scientific and pedagogic works by the Ukrainian scientists of the 1943-1991. In the context of methodology there is specified the categorial and conceptual apparatus of research.
Key words: methodology, methods of scientific research, pedagogic experiment, thesis.
М.Ю. бирюков (луганск)
современные подходы к формированию художественного вкуса
В художественном вкусе отражены критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает инвариантной основой для создания уникальных индивидуальноличностных форм поведения, мышления и художественно-творческой деятельности человека. В статье представлена классификация разновидностей художественного вкуса, основанная на взглядах ученых относительно данного вопроса и культурно-исторических условиях его возникновения и развития.
Ключевые слова: эстетический и художественный вкус, искусство, личность, критерии, художественная образованность, художественнотворческая деятельность.
Формирование художественного вкуса человека - важный момент развития духовной культуры общества и одна из наиболее сложных задач современной педагогики и эстетики, от решения которой зависит художественноэстетическое воспитание личности. Воплощение принципов демократии, гуманистических приоритетов в развитии художественной культуры России и Украины определяет глу-
© Бирюков М.Ю., 2013
известия вгпу
бокие изменения в сфере формирования художественного вкуса личности.
Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых Л. Когана, О. Лар-мина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых Р. Шульги, В. Стрилько, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных - Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey). Однако классификация разновидностей художественного вкуса не была предметом исследования современных ученых и потому требует тщательного рассмотрения.
В художественном вкусе отражены критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает инвариантной основой для создания уникальных индивидуально-личностных форм его поведения, мышления и художественно-творческой деятельности. Именно поэтому нашей целью стало представление классификации разновидностей художественного вкуса как одной из составляющих его формирования с учетом мнений ученых относительно этого вопроса и культурно-исторических условий его возникновения.
Как известно, слово «вкус» как в русском, так и в украинском языке используется в разных значениях. Когда мы говорим о вкусе пищи, то имеем в виду те физиологические ощущения, которые она вызывает в наших органах чувств своими химическими качествами. Иное значение оно имеет в том случае, когда мы характеризуем способность человека сознательно судить о прекрасном и некрасивом в жизни - такой вкус называется эстетическим. Он выражает оценку действительности с позиций выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Если же предметом этой оценки является искусство, которое создано людьми как особый способ общения друг с другом, как средство образной передачи мыслей, эмоций, знаний, то способность выражать их называют художественным вкусом [8, с. 42].
Немецкие просветители XVIII в. рассматривали вкус как одну из познавательных способностей человека. Из немецких эстетов XVIII в., на наш взгляд, следует обратить внимание на идеологию немецкого историка искусства И. Винкельмана, автора «Истории искусства древности», который считал, что вкус -это «способность чувствовать прекрасное,
подаренная всем разумным существам небесами, но в разной степени» [3, с. 105].
Особенно интересно и нравственно в этом ракурсе творчество основоположника немецкой философии И. Канта, у которого эстетический вкус, и как его составляющая - художественный вкус (курсив мой. - М.Б.), выступал главной категорией его эстетики. кант утверждал, что хороший вкус проявляется только в период формирования здорового, а не утонченного вкуса. Развитый вкус делает чувства универсальными, направляя их к пониманию всеобщего в духовном опыте и отношениях, и в то же время индивидуализирует их [4, с. 212]. Богатство их ценностного содержания и совершенство художественного образа его бытия предопределяют эффективность формирующих возможностей в сфере духа, по мнению Канта, хороший вкус выделяет то, что соответствует «понятию вещи», а смысл выбора -это способность выбирать то, что всем нравится, т.е. чувствами осуществлять выбор, который был бы всеобщим. обратим внимание также на то, что предметом чувств и ценностных суждений вкуса является не предмет как таковой (материально-вещественная реальность), а его духовно-ценностный смысл. Носители развитого вкуса способны обнаруживать то, что, по выражению И. Канта, «нравится в течение длительного времени» [4, с. 491].
Французский философ-материалист Клод Андриан Гельвеций в трактате «Об уме» (1758) разделяет вкусы на два типа: «вкус привычки» и «вкус сознательный», по распространенной ныне классификации, вкус ограниченный и развитый соответственно. Для теории и практики воспитания развитого вкуса большое значение имеют соображения Гельвеция о разнице между этими двумя уровнями. Философ видит ее в различии представлений о сущности красоты, при этом оба типа опираются на эстетический опыт.
Выдающийся французский писатель и философ-просветитель XVIII в. Вольтер в труде «Вкус» (1757) характеризует художественный вкус как чувственное реагирование на красивое и некрасивое, исходя из способности интеллекта различать объективные качества предметного мира. Он пишет: «Вкусу мало видеть и понимать красоту произведения, ему необходимо эту красоту почувствовать <...> ему нужно разобраться во всех оттенках и ничто не имеет права избежать мгновенного распознавания», и далее «...недостатки ума - истоки искаженного вкуса. <...> Вкус подобный философии, он - наследство ограниченного круга
людей» [2, с. 279]. Вольтер разделяет вкусы на хорошие, плохие и искаженные. «Искаженный вкус в искусстве, - пишет Вольтер, - проявляется в любви к сюжетам, которые возмущают просвещенный разум, в превосходстве бурлескного над благородным, претенциозного и чопорного над красотой простой и естественной; это болезнь духа» [1, с. 268]. Такая характеристика звучит очень актуально и сегодня, в условиях подчиненности художественной культуры современным требованиям.
Подлинным образцам хорошего вкуса учили французские просветители, в частности Жан-Жак Руссо, они определяются своей близостью к природе и ее явлениям. Выражая концепцию абсолютного «природного художественного вкуса», Руссо писал: «...хороший художественный вкус чрезвычайно уникальная вещь, потому что, будучи дарованный всем от природы, он становится действительным лишь в результате воспитания и влияния социальной среды» [7, с. 104].
Из вышесказанного следует, что хороший художественный вкус проявляет человек, который не только наслаждается красотой формы и чувствует ее выразительность, но и видит ее несоответствие идейно-художественному содержанию произведения. Вкус проявляется в чувстве соразмерности и гармонии, в чувстве меры во всем, что делает и потребляет человек. Всякое нарушение меры - как в сторону излишеств, так и в сторону недостатка -выступает как антиэстетический феномен, порождает ощущение уродливого и эстетической неполноценности. Отсутствие художественного вкуса может обернуться в конечном итоге и отсутствием гуманности.
Наряду с развитым вкусом эстетическая теория выделяет плохой, или испорченный (обезображенный), тип вкуса. Носители его получают наслаждение от созерцания уродливых явлений и равнодушны к красоте. Опасность таких ценностных представлений заключена в том, что их носители привносят отрицательное в человеческие отношения, в художественное и эстетическое, закрепляют его как должное, как норму в понимании природы ценного. К тому же способ, которым утверждаются псевдоценности, имеет агрессивный характер, что соответствует самому предмету утверждения. Опасность такого содержания ценностных представлений и оценочных суждений в том, что они способны портить общественные вкусы, распространяя интерес к уродливому и аморальному под лозунгами «модного», «оригинального» [5, с. 56-58]. Од-
нако, следует отметить, что неразвитый вкус поддается воспитанию и при условии систематического общения с эстетическими ценностями и носителями развитого вкуса может формироваться и совершенствоваться. Профессор Л. Левчук считает, что «возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта человека шлифуют и оттачивают его вкус, <...> они способны сделать человека многогранным» [Там же].
Следует отметить, что художественный вкус дифференцируется не только исторически, с точки зрения его развития, но и согласно социальным группам. Он может быть на уровне общественных нужд, но может иметь и личностный, индивидуальный характер. Человек занимает по отношению к действительности определенную позицию, что имманентно эстетическому переживанию. Духовно-формирующую функцию выполняет лишь «хороший», «здоровый», развитый вкус, который основывается на богатом опыте общения с эстетическими и художественными ценностями. Наиболее эффективное воспитательное воздействие имеет художественная культура, прежде всего, классическое художественное наследие, которое представляется совершенным олицетворением высокого уровня эстетического опыта.
Вместе с тем, как мы отмечали, в художественном вкусе личности есть и такие индивидуально-субъективные элементы, к которым необходимо применять другие понятия -вкус развитый и неразвитый; всесторонний и ограниченный; обычный и изысканный; целостный и эклектический. Эти понятия характеризуют уровень развития художественного вкуса личности и не всегда относятся к его качественной определенности. Вкус может быть правильным, хорошим, но еще неразвитым и несформированным; вместе с тем направление его развития и формирования должно опираться на существующую уже здоровую основу. Утонченный вкус не всегда здоровый, а эклектичный еще не всегда искажен. В основе противоположные по своим идейным установкам художественные вкусы находятся, так сказать, в состоянии борьбы. Равно здоровые, позитивные в социальном плане и в то же время разные в индивидуальном, художественные вкусы миллионов личностей сосуществуют, обогащаясь и взаимодействуя друг с другом, потому что у них общая объективная основа, они лежат в общей системе эстетического сознания. Такие художественные вкусы являются общими в социальном плане и разнообраз-
ными, индивидуальными в плане личностном, представляя гармоничную систему вкуса того или иного общества.
Говоря о вкусе как об отражении целостности жизненных явлений, как о чувстве соразмерности и соответствия, уместно подчеркнуть комплексный характер вкусового отражения прекрасного. Хороший художественный вкус состоит в непременном сравнении части с целым, а целого - с составляющими его частями. Красота предмета, художественного произведения воспринимается в сложном контексте как различных элементов структуры самого явления, так и разнообразных свойств среды, в которую это явление «вписывается». В отражение, познание красоты конкретных единичных явлений художественный вкус включает более широкое отражение эстетической значимости целого комплекса явлений, эстетической ситуации в целом, красоты как единства в многообразии и многообразия в единстве. Художественный вкус соотносит красоту предмета с красотой и его частей, и окружающей среды с красотой мира в целом, и в этом причина устойчивости и обоснованности суждений здорового вкуса. Художественный вкус отражает наличие в явлениях действительности черт и элементов гармонии. Правильность этого отражения выступает как критерий объективности самого эстетического вкуса, что позволяет характеризовать этот вкус как истинный или ложный, нормальный или извращенный, а в оценочном смысле как хороший или плохой.
Классификация разновидностей художественного вкуса представлена на рисунке.
Вопрос о разнообразии художественных вкусов находит свое решение, прежде всего, уже при рассмотрении объективности их содержания; многообразие конкретных проявлений красоты предполагает и разнообразие вкусовых предпочтений. На основе анализа исторической и современной теории эстетики мы сделали попытку классификации разновидностей художественного вкуса. В верхней части рисунка приведены позитивные виды художественного вкуса, в нижней - негативные.
Профессор В. Разумный считает, что «в суждении вкуса выражается индивидуальное своеобразие личности, особенности ее психофизиологического вида, преломленные через индивидуальную практику, через жизненный опыт, который делает личность неповторимой и одновременно социально типичной. Выражается в суждении вкуса и общая культура человека, как интеллектуальная, так и эмоциональная» [6, с. 73]. Мы полностью поддерживаем мнение ученого.
Таким образом, нельзя дать единый и четкий рецепт для достижения художественной образованности, которая является одной из составляющих формирования истинного и всестороннего художественного вкуса, но некоторые принципы художественного воспитания и самовоспитания, однако, можно выделить. Полноценное суждение о произведении искусства возможно только тогда, когда зритель понимает художественно-эстетические принципы, на которых оно было создано, как, например, общие принципы того или иного художественного направления прошлого (классицизма, романтизма и т.п.), но, конечно, их усво-
Рис. 1
ением не ограничивается художественная образованность личности. Не менее важно, чтобы каждый человек был утонченным ценителем искусства, своеобразия его видов, родов и жанров. Здесь стоит напомнить о необходимости осмысленного восприятия художественных произведений. Конечно, радость непосредственного эмоционального потрясения, которое мы получаем от произведений изобразительного искусства, не должна заменяться сухим теоретизированием о нем. Но эта радость окажется гораздо глубже, сильнее, если мы сумеем увидеть такие его достоинства, которые не доступны человеку без соответствующей подготовки. Однако сами по себе занятия искусством не обеспечивают художественной образованности. Необходимо читать литературу по истории и теории искусства, вопросам творчества, знать высказывания великих художников, посещать художественные музеи и выставки, встречаться, разговаривать и дискутировать с современными художниками.
Перспективами дальнейших исследований являются разработка критериев, уровней и показателей сформированности художественного вкуса на основе данной классификации и последующее внедрение данных исследования в учебный процесс высших учебных заведений художественных специальностей.
литература
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М. : Худож. лит., 1990.
2. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М. : Искусство, 1974.
3. Громов Е.С. Начала эстетических знаний : популярный очерк. М. : Знание, 1971.
4. Кант И. Сочинения : в 6 т. Т. 5 : Сочинения по эстетике: критика способности суждения / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзерма-на. М. : Мысль, 1964.
5. Левчук Л.Т. Естетика : тдруч. для студ. вищ. навч. закл. Киев : Вища шк., 2000.
6. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М. : Мысль, 1969.
7. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве : статьи, высказывания, отрывки из произведений / пер. с фр. и вступ. ст. Т.Э. Барской. Л. ; М. : Искусство, 1959.
8. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989.
* * *
1. Bahtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura srednevekovya i Renessansa. 2-e izd. M. : Hudozh. lit., 1990.
2. Volter. Estetika. Stati. Pisma. Predisloviya i rassuzhdeniya. M. : Iskusstvo, 1974.
3. Gromov E.S. Nachala esteticheskih znaniy : populyarnyiy ocherk. M. : Znanie, 1971.
4. Kant I. Sochineniya : v 6 t. T. 5 : Sochineniya po estetike: kritika sposobnosti suzhdeniya / pod obsch. red. V.F. Asmusa, A.V. Gulyigi, T.I. Oyzermana. M. : Myisl, 1964.
5. Levchuk L.T. Estetika : pIdruch. dlya stud. visch. navch. zakl. Kiev : Vischa shk., 2000.
6. Razumnyiy V.A. Esteticheskoe vospitanie. Suschnost. Formyi. Metodyi. M. : Myisl, 1969.
7. Russo Zh.-Zh. Ob iskusstve : stati, vyiska-zyivaniya, otryivki iz proizvedeniy / per. s fr. i vstup. st. T.E. Barskoy. L. ; M. : Iskusstvo, 1959.
8. Estetika : slovar / pod obsch. red. A.A. Belyaeva i dr. M. : Politizdat, 1989.
Modern approaches to development of artistic taste
The artistic taste reflects the criteria of aesthetic evaluation of all the spheres of human vital activity, it is the invariant foundation for creating the unique individual and personal form of behavior, thinking and artistic and creative work of a person. There is represented the classification of the varieties of the artistic taste, which is based on scientists’ views regarding the issue and cultural and historical conditions of its originating and development.
Key words: aesthetic and artistic taste, arts, personality, criteria, artistic education, artistic and creative work.