Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию физичекой культуры личности студентов технического вуза'

Современные подходы к формированию физичекой культуры личности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА ОСОБИ / ПРИНЦИПИ / РОЗВИТОК / ДОСЛіДЖЕННЯ / ПЕДАГОГіЧНА ТЕХНОЛОГіЯ / PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / PRINCIPLES / STUDENT / DEVELOPMENT / RESEARCHES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонтарь О. П.

В статье изложены основополагающие принципы формирования физической культуры личности, основные составляющие физкультурного воспитания и факторы формирования мотивации и активного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Содержательная сущность физкультурного воспитания определяется необходимостью целенаправленно формировать потребность в занятиях физическими упражнениями, закреплять привычку заботиться о своем здоровье самостоятельно. В ходе этого процесса важно заложить основы непрерывного физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern going near forming physical culture of personality of student of technical higher educational establishment

The article deals with the basic principles of forming physical culture of the personality, the basic constituents of physical education and the factors of creating motivation, and active attitude of the students to physical culture activity. The substantial nature of sports education is defined by necessity purposefully to form necessity of occupations by physical exercises, to fix a habit to care of the health independently. During this process it is important to put in pawn fundamentals of continuous sports education.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию физичекой культуры личности студентов технического вуза»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Г онтарь О.П.

Институт цветных металлов и золота. Сибирский Федеральный У ниверситет

Аннотация. В статье изложены основополагающие принципы формирования физической культурыличности, основные составляющие физкультурного воспитания и факторы формирования мотивации и активного отношения студентов к физкультурнэспортивной деятельности. Содержательная сущность физкультурного воспитания определяется необходимостью целенаправленно формировать потребность в занятиях физическими упражнениями, закреплять привычку заботиться о своем здоровье самостоятельно. В ходе этого процесса важно заложить основы непрерывного физкультурногообразования.

Ключевые слова: физическая культураличности, принципы, студент, развитие, исследования, педагогическая технология.

Анотація. Г онтарь О.П. Сучасні подходи до формування фізичної культури особистості студента технічного вищого учбового закладу. У статті викладені основоположні принципи формування фізичної культури особи, основні складові фізкультурного виховання і чинники формування мотивації і активного відношення студентів до фізкультурно-спортивної діяльності. Змістовна сутність фізкультурноговиховання визначається необхідністю цілеспрямовано формувати потреба в заняттях фізичними вправами, закріплювати звичку піклуватися про своє здоров'я самостійно. У ході цього процесу важливо закласти основи безперервного фізку льтурногоутворення

Ключові слова: фізична культураособи, принципи, студент розвиток, дослідження, педагогічна технологія Annotation. Gontar О^. The modern going near forming physical culture of personality of student of technical higher educational establishment. The article deals with the basic principles of forming physical culture of the personality, the basic constituents of physical education and the factors of creating motivation, and active attitude of the students to physical culture activity. The substantial nature of sports education is defined by necessity purposefully to form necessity of occupations by physical exercises, to fix a habit to care of the health independently. During this process it is important to put in pawn fundamentals of continuous sports education.

Keywords: physical culture of personality, principles, student, development, researches, pedagogical technology.

Введение.

Систематическая деятельность по воспитанию, образованию и обучению населения страны представляет собою важнейшую и всепроникающую форму социальной деятельности, и чем лучше общество и государство осознают смысл и миссию этой деятельности; чем больше ресурсов и внимания ей уделяется тем жизнеспособнее само общество и тем результативнее осуществляемые в нем перемены. Современные экономические и политические проекты по улучшению социального порядка могут быть реализованы, при условии, если они не игнорируют педагогику, педагогическую науку и реализуют этот мощнейший потенциал как необходимое средство осуществления общественных перемен. Процесс освоения ценностей спортивной культуры происходит в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива Спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности [1].

Центральной идеей совершенствования физической культурыличности является смена физического, телесного акцента, развития человека на формирование его культуры здоровья, воспитания у него привычек здорового стиля жизни, следствием чего станет потребность человека постоянно совершенствовать свои физические и духовные качества, свой двигательный опыт [2].

Интеллектуальное воспитание в сфере физической культуры представляет собой целенаправленный процесс обогащения людей широким кругом знаний, формирующих их образовательную и специальную теоретическую подготовленностьв этой области знаний и обеспечивающий развитие способности познавать и творчески использовать ее физкультурноспортивной деятельности

Правомерность такого подхода к воспитанию телесной культуры подтверждается суждениями

Н. Н.Визитея /1989/, согласно которым занятия физическими упражнениями могут действительно стать процессом развития человеческой телесности, но для этого «необходимо чтобы эти упражнения стали в известной мере основным делом индивида, смогли, как минимум, воплотить полноценно ее основные смыслы» [З].

В.Н. Компаниченко выдвигает идею создания центров самоорганизации. Автор закладывает в это название научно обоснованный смысл: центр должен способствовать усилению процесса самоорганизации в людях [4], предупреждению заболеваний; деятельность центров должна быть пронизана ясной и свободной научной мыслью. Особое внимание должно быть уделено телесной организации как основе для выявления высших человеческих способностей. Деятельность центра должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны предоставить студенту возможность принять воздействия, с другой - помочь ему самому составить индивидуальную программу саморазвития. Только добровольно, комплексно и избирательно можно привить физическую культуруи поместить ее достояния не в память, а в душу и интеллект.

Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания, отраженные в концепции физкультурногообразования студентов предусматривают кардинальные изменения содержания физического воспитания [5].

Включение в учебный план вузов дисциплины "Физическая культура' обусловлено задачами подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень как специальной, так и физической подготовленности Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности студента Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуреличности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и культурой широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурноспортивной деятельности

Многие студенты 1 курса приходят слабо подготовленные имеют неудовлетворительнуюфизическую подготовленность отсутствие мотивации к занятиям физической культуройи спортом, не имеют стремления улучшить свой физический статус, и повысит физкультурную грамотность. Они считают, что физическая культура является необязательным элементом учебного процесса, так как в общеобразовательной школе отношение к урокам физической культуры преподавательского состава, как правило, носило формальный характер. Несмотря на сложности, проблема обучения и развития является одной из важнейших. Анализируя наиболее рациональные способы формирования учебной мотивации (в том числе и по физической культуре,

С.Л. Рубинштейн (1973) подчеркивал: "Правильное решение вопроса о соотношенииразвития и обучения имеет центральное значение не только для психологии но и для педагогики". Наличие одной лишь потребности, которая переживается человеком в виде желаний и влечений, еще недостаточно чтобы деятельность осуществлялась Доминирующим направлением совершенствования системы физического воспитания студентов является использование в структуре занятий популярных среди молодежи видов спорта. Учебная программа занятий должна составляться с учетом особенностей мотивационной сферы, физкультурно спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности студентов Особую популярность среди молодежи сегодня приобретают силовые виды спорта (атлетическая гимнастика, бодибилдинг, пауэрлифтинг и др.). Занятия ими способствуют развитию силы, коррекции фигуры. По последней причине все большую значимость данные виды спорта приобретают для девушек. На современном этапе успехи высшей школы в области физической культуры зависят от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине. Но вместе с тем существуют определенные издержки в организации учебного процесса, оказывающие негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий, их активность и инициативность на них. Становится очевидной актуальность рассматриваемой проблемы, эффективность решения которой, на наш взгляд, зависит от применения на практике комплекса психолого-педагогических воздействий.

Решению данной проблемы посвящено исследование, проведенное на кафедре физического воспитания Института Цветных Металлов и Золота Сибирского Федерального Университета В качестве исходного положения было принято, что несоответствие элементов субъективного образа необходимых условий для успешного освоения требований учебной программы с реально существующими является одной из основных причин, снижающих активность на занятиях.

Исследование проводилось в течение двух лет на базе Института Цветных Металлов и Золота Сибирского Федерального Университета Всего было привлечено к работе 250 студентов обучающихсяна 1-2 курсах. Данный контингентбыл выбран не случайно. Результатыпервокурсниковпринимаются как исходные данные к моменту поступления в вуз, а ко второму году обучения студенты получают почти полную информацию об особенностях физического воспитания в вузе, а также о предстоящей трудовой деятельности по выбранной специальности.

Работа выполнена по плану НИР института цветных металлов и золота Сибирского Федерального У ниверситета

Формулирование целей работы

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы сформировать теоретические, методологические и организационные основы физкультурноговоспитания в вузе.

Под теоретико-методологическими основами подразумеваются теоретические положения на которых базируется концепция формирования физической культуры человека, и принципы, отражающие ряд обязательных технологических условий, определяющих конструктивный смысл ее построения. Организационные основы рассматриваются в связи с реализацией педагогической технологии, формирующей деятельностное отношение студентак освоению всей совокупности физкультурныхценностей

Задачи исследования:

1. Изучить философско-культурологические аспекты феномена физической культуры с теоретических, методологическихорганизационно-методических позиций.

2. Выявить влияние факторов, определяющих содержание и формы физкультурно-спортивной деятельности, связанные с половозрастными, социально-психологическими и демографическими особенностями студенческогоконтингента

3. Разработать научно-технологическую концепцию формирования физической культуры студентов на основе общих теоретических и методологических подходов к организации процесса физкультурного воспитания человека.

4. Обосновать педагогическую технологию построения многовариантных учебных программ, учитывающих профессиональную направленность вуза.

Результаты исследо ваний.

Сравнивая результаты анкетирования первокурсников и студентоввторого курса, наблюдается тенденция изменения личностных ориентаций на занятиях физической культурой Снижается процентное значение таких установок, как привычка к систематическим занятиям (с 37,2% до 21,4%), личная внешняя привлекательность (с 18,2% до 16,7%), развитие физических качеств (с 67,8% до 55,3%).

При сопоставлении результатов тестирования по основным физическим показателям с результатами проведенного анкетирования было выявлено, что у студентов с низкими показателями физической подготовленностисреди мотивов отмечается возрастание роли такого фактора, как получение зачета с 2,8% до 23,5% анкетированных

При выявлении причин, снижающих интерес и активность на занятиях по физической культуре в основу были приняты результаты анкетирования студентов второго курса. Причины, называемые студентами по своему характеру можно разделить на три группы группа причин организационного характера, группа причин методического характера и группа причин личностного характера. Среди причин методического характера 41,3% опрошенных выделили несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям Среди личностных причин 37,5% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам - 41,6%.

При подборе методов педагогического воздействия мы исходили из положения что выделенная нами группа причин может быть решена путем внедрению в практику индивидуально-дифференцированного подхода на основе либерализации учебного процесса, который был направлен на активизацию самостоятельной целенаправленной двигательной и образовательной деятельности студентов а также на повышение социальной значимости физической культуры Стремясь реализовать эту задачу мы строили учебный процесс с учетом специфических особенностей студентов факультета Изучение и обобщение этого материала позволили выделить ряд особенностей студентов факультета. Прежде всего, к ним мы относим низкий уровень физической подготовленностии функциональногосостояния, малый опыт в спортивной деятельности, а так же чрезвычайно низкий уровень знаний в данной области спортивной деятельности Анализ собранного материал позволил нам чётче определить направления, которые были заложены в осуществляемую программу.

1. Повышенная требовательность к самоподготовки каждого студента к сдачи теоретической части ежегодногозачёта и экзамена.

2. Демократичность выбора основных средств физической подготовки Занимающиеся сами выбирают ту форму и вид занятий по физической культуре, которые в большей степени отвечают их интересам (обязательные занятия, спортивные секции, самостоятельные занятия по индивидуальной программе, платные группы нетрадиционных видов физических упражнений).

3. Усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью повышения мотивации студентовк занятия физкультуры, а также навыков ЗОЖ и использованием средств физической культуры

4. Ориентация на индивидуализацию обучения с последующим предоставлением возможностей на некоторые формы самостоятельных занятий в учебном процессе, а также выбор и освоение средств реализации собственной программы физкультурнойактивности

5. Усиление методической направленности учебного процесса с целью обучения студентов навыкам самосовершенствования для возможного последующего свободного выбора и посещения учебных занятий по спортивным интересам.

6. Для повышения активности студентов на занятиях, мы в основу оценки контрольных нормативов, ввели положение, при котором главным является не показанный результат, а его динамика в процессе повторного тестирования.

7. Особое внимание уделяется внеурочной форме занятий. Помимо традиционных соревнований, спартакиад увеличили число доступных, одноступенчатых соревнований (без предварительного отбора) по массовым видам спорта (армреслинг, гиревой, н/т, шахматы, шашки). Задача этих соревнований -стимулировать стремление студентов к ежедневной физкультурно-спортивной деятельности, вовлечение в соревновательную деятельность.

Выводы.

Таким образом, анализ современного состояния формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза позволяет утверждать, что в настоящее время отчетливо выделяются противоречия на методологическом теоретическом и прикладном уровне:

1. Между реальными запросами общества на специалиста технического вуза, обладающего определенным уровнем физической культуры и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ процесса ее формирования.

2. Между имеющимися современными педагогическими технологиями и отсутствием разработанных, научнообоснованных технологий, модели формирования физической культурыстудентовтехнического вуза.

3. Между потребностью практики физического воспитания студентов технического вуза в методических практикоориентированныхматериалах по формированию физической культурыличности студентови их отсутствием.

Выводы.

Подводя итоги анализа состояния физического воспитания в вузах, различных подходах к его организации, структуре и содержанию учебного процесса в интересах повышения его эффективности, вполне правомерно заключить, что сложившаяся ситуация требует кардинального реформирования этого процесса изменения целевой направленности, обоснования теоретических, методологических и организационных инноваций, смещения акцентов его содержательной сущности от профессионально-прикладной к воспитательно-образовательной. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценный вклад физического воспитания в подготовку высококультурногоспециалиста, способного к самоорганизации здорового стиля жизни.

Преобразования в организации и содержании физического воспитания должны быть направлены на реализацию его культурообразующих и гуманизирующих функций. Необходимо разработать концепцию физкультурного воспитания, которая позволит преобразовать систему представлений о целях, методах и педагогических технологиях физического совершенствования человека, существенно расширяя границы познания феномена физической культуры и создавая новые теоретико-методологические и организационные предпосылки для формирования физической ку льтурыличности.

Физкультурное воспитание в вузе как радикальная педагогическая инновация должна вводиться в вузовскую практику не в противовес физическому воспитанию, а в интересах его фундаментализации, обеспечивающей расширение и углубление представительства в нем общекультурного, философского и психолого-педагогическогосодержания.

Физкультурное воспитание в вузе как педагогическая система целенаправленного формирования физической культуры личности должна обеспечиваться органическим единством компонентов телесного, социально-психологического и интеллектуального воспитания, а также воздействием на мотивационно -потребностную сферу с целью воспитания устойчивой потребности студента к самоорганизации здорового стиля жизни.

Необходиморазработать педагогическую технологию построения многовариантных учебных программ, в основе которой будет лежать концепция физкультурноговоспитания, стимулировать творческую активность преподавателей, обеспечивать с большей вероятностью по сравнению с ранее принятыми типовыми программами физического воспитания дифференцированный и индивидуальный подходы к занимающимся.

Содержательная сущность физкультурноговоспитания определяется необходимостью целенаправленно формировать потребность в занятиях физическими упражнениями, закреплять привычку заботиться о своем здоровье самостоятельно, способствуя тем самым трансформации обязательного учебного процесса в процесс физического самосовершенствования студентов Вместе с тем, в ходе этого процесса немаловажно заложить основы непрерывного физкультурного образования, начав с обязательного: научить студента заботиться о своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение всей жизни.

Литература

1. Лубышева Л.И.. Концепция спортивного образования в старшей школе;/ Физическая культура и спорт: проектирование реализация. эффективность.: Сб. матер. Всеросс. научпракт. конф. - СПб.: РГПУ им. А.И. Г ерцена 2005.- С.394.

2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособ.- М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 240 с.

3. Визитей Н.Н. «Физическая культура личности: (Проблемы человеческой телесности: методол, социал-филос., пед. аспекты).- Кишинев: Штиинца, 1989.

4. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества Хабаровск, 1994.

5. Лубышева Л.И. К концепции физкультурноговоспитания студентов // Теория и практика физической культуры 1991. - №12. - С.15

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.