Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей'

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38981
2239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей»

5. Трофимов А. 12 самых громких художественных акций протеста в России // Forbes. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.forbes.ru / sobytiya-photogallery / lyudi / 84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii / photo / 1 (14.11.2012).

6. Никовская Л.И. Гражданское общество и протесты: что за ними стоит? / Л.И. Никовская // Мониторинг общественного мнения. - 2012. -№ 4 (110). - С.5-13.

В.А. Кавера

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Добровольные взаимоотношения учащихся в таких учреждениях, адаптация их интересов к любой сфере человеческой деятельности и комфортность условий для творческого и индивидуального развития, создают особые и благоприятные условия для внедрения современных педагогических личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология») ; технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.

Традиционно технология личностно-ориентированного обучения сочетает в себе обучение (нормативно-сообразную деятельность) и учение (индивидуальную деятельность ребенка). В этой связи, можно обозначить и основную цель технологии личностно-ориентированного обучения - это максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности [9: 13].

В качестве исходного понятия необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не формирует насильно. Напротив, оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, обеспечивает питательную среду для непосредственного развития. Этот факт определяет содержание, методы и приемы техноло-

159

гии личностно-ориентированного обучения, которые направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать индивидуальный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

В учреждении дополнительного образования никто не заставляет ребенка учиться, ему там только создают условия для грамотного и самостоятельного выбора содержания им изучаемого предмета и темпов его освоения. Таким образом, выстраивается ситуация в которой ребенок сам приходит в такое учреждение, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

В этой связи, задача педагога дополнительного образования - не просто дать материал для изучения, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную и творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией составляется индивидуальная образовательная программа для каждого ученика. Она, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих конкретному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает, что центр всей образовательной системы - это индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу такой технологии одновременно составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Проведение занятий в системе дифференцированного обучения предполагает прохождение нескольких этапов:

• ориентационный этап (договорной), на этом этапе педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут, здесь каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

• подготовительный этап, на этом этапе дидактическая задача -обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения.

• основной этап - усвоение знаний и умений, на этом этапе учебная информация излагается кратко, ясно и четко, с опорой на образцы.

• итоговый этап - оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятиях.

При таком контроле знаний дифференциация углубляется и переходит непосредственно в индивидуализацию обучения . Это означает, что происходит организация учебного процесса, при которой выбор темпа, приемов, способов, обучения обусловлен непосредственно индивидуальными особенностями ребенка. Таким образом, индивидуализация обучения является отличительной чертой дополнительного образования детей.

Главным образом, в силу применяемых в нем организационных форм и иной природы мотивации.

Разнообразные личностно-ориентированные практики стали принципиальной особенностью системы дополнительного образования. Отсюда формируется и главная цель дополнительного образования - персонифицировать (приспособить) стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

Рассматривая технологию индивидуализации обучения (адаптационной) необходимо вначале дать определение этой технологии с точки зрения приоритетности индивидуального подхода. Индивидуальный подход, как принцип обучения, осуществляется в определенной мере почти во всех педагогических технологиях, поэтому его справедливо считают всепроникающей технологией. В сложившейся системе дополнительного образования детей индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое, прежде всего, ему интересно.

Поэтому, в соответствии с обозначенными положениями в детском учреждении дополнительного образования могут применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся [8: 21]:

• комплектование учебных групп однородного состава с начала обучения на основе собеседования, диагностики и других динамических характеристик личности.

• внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

• профильное обучение, которое предполагает начальную профессиональную и допрофессиональную подготовку в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

• создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Несомненным и главным достоинством такого вида обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Кроме того есть возможность наблюдать за его продвижением в обучении и вносить необходимую коррекцию.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, эта педагогическая технология предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. В результате использования этой технологии происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс стро-

ится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде [5: 34].

Технология проблемного обучения выстраивается следующим образом: педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения; ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью такого подхода является реализация идеи обучения через открытие: ребенок должен сам открыть закон, закономерность, явление, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом в своей деятельности он может опираться на конкретные инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и самостоятельно находить путь к верному решению.

К основным принципам проблемного обучения относится: интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; развивающий характер обучения; самостоятельность обучающихся; использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методически приемы создания проблемных ситуаций могут быть организованы следующим образом - педагог самостоятельно подводит детей к противоречию и предлагает им найти оптимальный способ его разрешения. Он также излагает различные точки зрения на вопрос и предлагает рассмотреть явление с различных позиций, это непосредственно побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы. Кроме того педагог ставит проблемные вопросы, задачи, дает проблемные задания.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения предполагает: ознакомление обучающихся с планом занятий и постановку проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала; анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Технология программированного обучения появилась в начале 1950-хх годов. Именно тогда американский психолог Б. Скиннер впервые предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, предварительно построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью определенных обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмированном порядке относительно небольшими порциями. Впоследствии Н. Краудер разработал так называемые разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля, предлагали ученику различный материал для само-

стоятельной работы. В отечественной педагогической школе эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ [2: 17]:

• линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);

• разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая должна помочь выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);

• адаптивные программы предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);

• комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как самостоятельная разновидность программированного обучения, впоследствии, возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение традиционно осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы: информационный блок; тестовоинформационный блок, который предполагает проверку усвоенного; коррекционно-информационный блок; проблемный блок, который содержит в себе решение задач на основе полученных знаний; блок проверки и коррекции.

Модульное обучение (Л. Трамп, П.Ю. Цявиене, М. А. Чошанов) - индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это своеобразный функциональный узел, в качестве которого выступает непосредственно программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Обучающийся сам выбирает для себя любой уровень. В этом варианте содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал. Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что бы обучающийся самостоятельно достигал конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем [7: 54].

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний, которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон. Они выдвинули гипотезу о том, что способности обучающегося, главным образом, определяются при оптимально подобранных для конкретного ребенка условиях. Поэтому здесь необходима адаптивная система обучения, позволяющая

всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но одновременно делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Б. Блум, один из авторов технологии полного усвоения, предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся: 1

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня даже при больших затратах времени;

• обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению материала определяются средними затратами учебного времени (90%);

• талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; их темп обучения может быть достаточно высоким (5%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 95% учащихся в состоянии полностью осваивать все содержание обучения.

Главной особенностью использования этой системы является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Применительно к сфере дополнительного образования педагоги при создании своих учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить.

Проектирование технологии полного усвоения предполагает применение пошаговой стратегии:

• подготовка учебного материала, деление его на фрагменты - учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения; после выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения, таким образом, текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение - «усвоил - не усвоил».

• подготовка учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий, здесь первостепенное значение отводится ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

• подготовка детей к работе, разъяснение основных правил работы: при которых хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь; затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения.

• организация текущей проверки знаний, оценивание текущих результатов по схеме «усвоил - не усвоил».

• организация коррекционной работы: по результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения, первые изучают дополнительный материал, со вторыми педагог ор-

ганизует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом или контрольным заданием.

• заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.

Благодаря выходу на конечные результаты, определению «эталона» обучения, можно говорить о придании дополнительному образованию осмысленности. При таком подходе обучающийся сам знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем педагогики. Поэтому задачей педагогов дополнительного образования является разработка программы, содержащей фиксированные образовательные результаты. В принципе, обязательная аттестация в дополнительном образовании отсутствует.

Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.

Контроль проводится в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, собеседование, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п. Кроме того, в практике педагогов дополнительного образования используются всевозможные смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий. Такие традиционные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

В условиях дополнительного образования детей сегодня существует уникальная возможность каждому ребенку отвести необходимое время для усвоения материала, скомплектовать уровневые учебные группы, или организовать внутри такой группы работу по индивидуальным планам.

Другая, весьма распространенная педагогическая технология, активно используемая в учреждениях дополнительного образования - технология коллективной творческой деятельности. Она относится к разряду педагогических технологий, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе этой технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; творчество и романтизм.

К основным педагогическим целям технологии коллективной творческой деятельности можно отнести: выявление, учет и развитие творческих способностей детей, и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.), воспитание общественно активной творческой личности.

Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности обучающихся, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей здесь является, прежде всего, стремление к самовыражению и самоусовершенствования, также широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск и конкретное изобретение. Такая деятельность имеет, прежде всего, ярко выраженную социальную значимость [3: 57-58].

Основным методом обучения становится диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность такой технологии - субъектная позиция личности. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (художественные, технические и т.д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. В качестве оценивания результатов выступает похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются индивидуальные достижения и успехи.

Применительно к данной технологии, можно выделить основные возрастные этапы, которые необходимо учитывать в организации творческой деятельности детей и подростков:

• младшие школьники: для них предполагается использовать игровые формы творческой деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности;

• средние школьники, для которых уместно использовать творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.)], а также участие в массовых мероприятиях;

• старшие школьники - к ним применимо выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира, исследовательские работы, сочинения.

К характерным чертам технологии творчества относятся свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно. Этому способствует и педагогика сотрудничества, сотворчества; применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия; стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технологически цепочку группового творческого воспитательного дела можно выстроить следующим образом:

• подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

• психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

• коллективное планирование (его можно выстроить в виде «мозгового штурма»).

• коллективная подготовка дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

• собственно деятельность, осуществление разработанного плана.

• завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). результаты коллективного дела.

Технология «ТРИЗ». Как одно из направлений педагогики творчества принято рассматривать технологию «ТРИЗ» - Теорию Решения Изобретательских Задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно [1: 17]. Целью данной технологии является формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению оригинальных и нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

К основным принципам технологии ТРИЗ можно отнести: гуманистический характер обучения; снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; формирование нестандартного образа мышления; практико-ориентированное внедрение идей.

В свое время технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

• умение обобщать, делать выводы;

• умение оригинально и гибко мыслить;

• умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

• умение активно использовать воображение.

В данной методике используются как индивидуальные, так и коллективные приемы, такие как эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем - наиболее оптимальные.

Особое место в системе дополнительного образования занимают игровые технологии; они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена пе-

дагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта различают следующие классификации педагогических игр:

• по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

• по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

• по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

• по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.) [6: 145].

К основным принципам игровых технологий относятся: природо- и культуросооборазность; умение моделировать, драматизировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость и равноправие. Обширен и круг целей игровых технологий, обычно выделяют такие цели как: дидактические: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Как справедливо было замечено многими авторами, способность включаться в игру напрямую не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе многие педагоги дополнительного образования используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. В ходе занятия создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют только игровые технологии [10].

Технология проведения учебного занятия-игры обычно состоит из следующих этапов:

• этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разра-

ботка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

• этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Новые педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ.

Еще одной отличительной чертой системы дополнительного образования является тот факт, что здесь осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе.

Современные педагогические технологии в работе учреждений детского дополнительного образования сочетаются со всем тем ценным, что уже было накоплено в отечественном и зарубежном опыте, что подвергалось многолетней проверке в области семейной и народной педагогики.

Педагогические технологии позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей, и помогают создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. На сегодняшний день, организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет, прежде всего, личностно-ориентированную направленность, направленную на полноценное развитие тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социальноценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни. Личностно-ориентированные технологии запускают внутренние механизмы развития личности.

Всестороннее исследование использования новых педагогических технологий в организации деятельности учреждения дополнительного

образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований, как активность, самостоятельность и коммуникативность.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, при внедрении новой педагогической технологии в образовательный процесс нужно уметь применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии научить детей новым методам работы; оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Литература

1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - Теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. - Альпина Бизнес Букс, 2007. - 202 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Просвещение, 1989. - 154 с.

3. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - Москва: Просвещение, 1986. - 142 с.

4. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В. Кларин. - Москва: Просвещение, 1989. - 234 с.

5. Лернер, И.Я. Болевые точки процесса обучения / И.Я. Лернер // Советская педагогика. - 1991. - № 5. - С.24-29.

6. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - Челябинск: Два Комсомольца, 2011. - С. 140-146.

7. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методич. пос. / М. А. Чошанов. - Москва: Народное образование, 1996. - 160 с.

8. Шадриков, В. Д. развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков. - Москва: Логос, 2011. - 189 с.

9. Якиманская, И.С. Основы личностно-ориентированного образования / И.С.Якиманская. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. - 221 с.

10. Игровые интенсивные технологии обучения : [Электронный ресурс] - URL: . http: // rudocs.exdat.com / docs / index-225605.html (14.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.