Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии формирования смысложизненных ориентации личности учащихся в художественном образовании'

Современные педагогические технологии формирования смысложизненных ориентации личности учащихся в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Ольга Евгеньевна

Проблема формирования культуры личности приобретает особое значение в современном российском образовании. Одним из актуальных в педагогической практике образовательных учреждений становится метод воздействия на личность учащихся искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии формирования смысложизненных ориентации личности учащихся в художественном образовании»

Библиографический список

1. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г. С. Батищев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

2. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. И. Козлов. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. - 144 с.

3. Корсаков, И.А. Рассказы о кошках, жизни, уроках добра [Текст] / И. А. Корсаков. - М.: Знание, 1989. - (Народный университет. Педагогический факультет, № 5). - 192(2) с.

4. Серова, И. А. Антропософия здоровья: тело и дух [Текст] / И. А, Серова //Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (09.00.11). - Ектрбрг., 1992. - 332 с.

УДК: 370.32

О. Е. Фомина

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В связи с обострившимся глобальными кризисам экологии, демографии, расовыми и межнациональными конфликтами, молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным мировоззрением. Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности. Для решения данной проблемы необходима педагогическая работа по формированию смысложизненных ориентаций учащихся: содействие активному усвоению детьми гуманистических ценностей, помощь в оценке своего прошлого, осознании настоящего и умении проектировать будущее исходя из реальных возможностей личности.

Ретроспективный анализ европейской и отечественной педагогической литературы показал, что феномен смысложизненных ориентаций до недавнего времени не был выделен в качестве самостоятельной дефиниции. Однако косвенно это понятие представлено в научных трудах практически всех ведущих специалистов в области гуманистического воспитания.

Е. В. Бондаревская, В. Н. Ильин, В. А. Сластенин, Г. С. Меркин,

Н. Е. Щуркова и др. обращают внимание на роль самовоспитания и саморазвития личности в образовательном процессе, на значение ориентации

учащихся на постижение ими смысла жизни, на умение ставить перед собой гуманные цели, умение нести ответственность за собственные поступки.

Смысложизненные ориентации - один из критериев развития направленности личности и ее становления, самоактуализации. Они тесно связаны с феноменом смысла жизни, который А. А. Бодалев исследуют через понятие «акме» [1]; Е. Е. Вахромов - через самоактуализацию человека [2]; В. Э. Чудновский говорит о профессиональном самоопределении, а И. В. Ульянова и Н. Е. Щуркова - о смысложизненных ориентациях личности [9], [8], [10].

Смысложизненные ориентации личности являются основой ее развития и влияют на процесс самосовершенствования, они - практическая реализация ответов на два главнейших вопроса о смысле жизни: кем я хочу быть? и что для этого делать?

Формирование смысложизненных ориентаций учащихся представляет собой двусторонний процесс: «целенаправленная деятельность учителя по созданию оптимальных условий для постижения учащимися онтологических знаний и приобретению умений, навыков их реализации; а также самостоятельная деятельность школьника по осознанию целей самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей» [8, с. 16].

Процессы самовоспитания (самоанализ, самовыражение, самопознание, самоиспытание, самостимулирование, самоутверждение, самоуважение) и саморазвития (разрешение личностных нравственных конфликтов, осознание отношения к самому себе, к миру в контексте прошлого, настоящего и будущего) тесно взаимосвязаны.

Смысложизненные ориентации личности формируются через определенные этапы: познание и интериоризация материальных и духовных ценностей общества, нации, цивилизации; осознание значения ценностей в собственной жизни как культурно-нравственных ориентиров; постановка целей самовоспитания и саморазвития (сначала - с педагогом, затем - самостоятельно); конкретизация целей-образов (смыслообразов); оформление и реализация Я - концептов, составляющих «Я - концепцию» [8, с. 17].

Современный подход к формированию смысложизненных ориентаций предполагает активное вовлечение детей в организаторскую, педагогическую, рефлексивную и художественно-творческую виды деятельности.

Занятия художественно-творческой деятельностью способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений, Как отмечает Е. Л. Яковлева [11], искусство является сложнейшей системой накопления человеческого опыта и точкой отсчета в развитии ценностных ориентиров и образцов высочайшего качества.

Специфическая особенность искусства на формирующуюся личность строится на содержании художественного образа. По мнению ряда ученых (А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, Б. М. Теплов и др.) образы позволяют воспринимать объект целостно, а образное синтетическое мышление более свойственно детям, чем аналитическое [8, с. 43]. В связи с этим мы полагаем, что в процессе формирования смысложизненных ориентаций личности необходимо использовать возможности искусства, в том числе изобразительного, развивать художественные способности учащихся.

В основе нашей педагогической технологии формирования смысложизненных ориентаций учащихся лежит концепция В. А. Сластенина [6], отражающая методику совместного творчества. Как отмечает ученый, «технологию осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования хода педагогического процесса, его текущего контроля» [6, с. 183].

Экспериментальная работа, проводимая с 2002 г. в детской художественной и средней общеобразовательной школе № 4 г. Мурома с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, показала, что использование возможностей искусства и творческой деятельности содействует формированию смысложизненных ориентаций личности, развитию качеств, необходимых для ее дальнейшей социокультурной адаптации: креативности, успешности, ответственности, толерантности и др.

В эксперименте принимали участие дети в возрасте от от 7 до 17 лет, учащиеся 1-11-х классов. Всего — 200 человек. Уроки искусства проходили по программе формирования смысложизненных ориентаций личности «Взгляд ребенка» на базе детской художественной школы, где были созданы факультативы по изучению истории искусства и мировой художественной культуры.

Содержательная основа процесса формирования смысложизненных ориентаций учащихся включает в себя знакомство учащихся с материальными и духовными ценностями жизни посредством целей-образов: семья, профессия, общество, природа, искусство, техника. Компонентная структура экспериментальной работы включала в себя учебную, воспитательную и культурно-досуговую деятельность.

Учебная деятельность реализовывалась в преподавании гуманитарных дисциплин. Она же предусматривала создание творческих мастерских, проведение семинаров по искусству, а также тренинговых программ с применением артпедагогических технологий. Воспитательная работа направлялась на обеспечение психолого-педагогической, адаптационной и профилактической функций художественно-творческой деятельности. Выставки, кон-

курсы, фестивали детского творчества отразили культурно-досуговую деятельность учащихся.

Учитывая задачи нашего исследования, мы остановились на методах, имеющих значение для формирования смысложизненяых ориентаций личности: тренинг, индивидуальная беседа, групповая беседа рефлексивного характера, самопрезентация, интерпретация мифов и легенд, создание художественного образа своих «Я», сюжетно-ролевая игра, упражнения-ассоциации, решение нравственных задач. В нашей концепции различные уровни личностного опыта ребенка соотнесены с педагогическими средствами художественного образования, что отражает (табл. 1).

Мы предлагаем начинать обучение искусству с дошкольного возраста. Игра, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и т. д.), музыка, ритмика, театральные мини-спектакли - все это ведет к развитию эстетического начала в личности ребенка. В начальной школе ребенок знакомится с основными видами искусства, его жанрами, получает навыки творческой деятельности и начинает осознавать личные и семейные ценности. Подростки овладевают языком различных видов искусства, это даёт им возможность самостоятельно постигать произведения, ценить значение «малой» родины. У старшеклассников складываются определенные приоритеты в области искусства. Они начинают понимать особенности национальной культуры и гордиться творениями своего народа, своей «большой» Родины.

Таблица 1

Соотношение уровней личностного опыта ребенка с педагогами средствами художественного образования

Уровень в структуре личностного опыта Педагогические средства художественного образования

1 2

Личностное своеобразие, «Я» - концепция 1. Создание образовательной ситуации для осознания и проявления ролей: художник (живописец, график, скульптор, дизайнер и т. д.), зритель, критик, экскурсовод, искусствовед и т. д. 2. Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной «я» - концепции), 3. Применение элементов арт-терапии для раскрытия внутреннего мира ребенка, поиска направления работы по формированию гармоничной личности. 4. Создание ситуации для проявления своей личностной позиции. «Встреча с мастером, художником, автором». 5. Участие ребенка в конкурсах детского творчества и выставках работ с обязательным указанием имени автора. 6. Публичная защита авторской концепции, проекта, реферата.

Продолжение таблицы

1 2

Мотивация, цели, ценности, убеждения 1. Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока, совместное целеполагание, использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и т. д. 2. Изучение жизни и творчества всемирно известных мастеров искусства, русских и российских художников. 3. Использование особо значимых высказываний выдающихся деятелей мировой художественной культуры. 4. Индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности. 5. Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении (индивидуальной или групповой работы, формы и вида деятельности, темы, художественных средств, сложности работы, индивидуальной или групповой деятельности и т. д.). 6. Ведение «блокнотов успеха». 7. Периодическое обсуждение с родителями и самим учеником конкретных вариантов использования результатов обучения изобразительному искусству в жизни ребенка. 8. Реализация собственной оценки учеником результатов творческой деятельности. 9. Отбор работ для участия в творческих конкурсах. 10. Награждение по итогам обучения.

Способности и стратегии 1. Моделирование урока на основе следующих стратегий: -общеучебные; - восприятия художественного произведения; - творческие: изображение формы, света и тени, создание композиции, передача перспективы и т. д.; - анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т. д.); - организаций экскурсии. 2. Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности. 3. Реализация технологии игровой, исследовательской и проектной деятельности.

Поведение и деятельность 1. Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, изучение компьютерной графики, создание дизайн — проектов и т. д. 2. Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, рефлексия, создание отзыва, написание рецензии и т, д. 3. Беседы по теории искусства. 4. Организация бесед и дискуссий. 5. Организация сюжетно-ролевых игр, 6. Организация творческих проектов. 7. Организация выставок детских работ, школьной галереи.

Окончание таблицы

1 2

Образо- вательное пространство, окружение 1. Особая организация пространства класса, наличие мольбертов, различных художественных материалов (красок, мелков, кистей, карандашей, пластилина, глины н т. д.). 2. Эстетическое оформление класса. 3. Наличие выставки детских работ. 4. Система методического оснащения, технические средства.

Дети проходят путь постижения искусства в соответствием с особенностями психического развития: от эмоций - к знаниям, а затем - к выбору жизненного пути. Формы и содержательные задачи постижения искусства в сфере художественного образования для учащихся всех возрастов представлены в (табл. 2).

Таблица 2

Этапы приобщения детей к искусству

Возраст Дошкольный Младшая школа 1-4 классы Среднее звено 5—9 классы Старшая школа 10-11 классы

1 2 3 4 5

Этап Первый Второй Третий Четвертый

Формы приобщения к искусству Интегратив- ные Эмоци- онально- образное освоение отдельных художес- твенных дисциплин. Освоение выразительности художественного языка отдельных видов искусства. Интеграция разных видов искусства в единый предмет - мировая художественная культура. Дополнительные практические занятия по выбору. Профессиональная ориентация.

Основ- ная задача Художественное развитие как основа эстетического воспитания Развитие эстетического отношения к жизни, к миру. Художественное освоение мира как единой в своём многообразии области человеческой культуры. Помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем (поиски смысла жизни, идеалов, своей индивидуальности, нравственных ориентиров).

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 . .

Содер- жатель- ные акценты Различные виды художественно -эстетической деятельности. Преобладание собственной творческой практики над работой по восприятию искусства. Равновесие между собственным творчеством и восприятием произведений искусства. Внимание к духовно — эмоциональному содержанию. Понимание специфики языка, средств, техники видов искусства. Преобладание теоретических видов художественнотворческой деятельности. Оценка явлений художественной культуры; соотнесение выраженных в них идеалов с собственным мировоззрением.

Применение интегративной технологии позволило выделить основные направления заданий, бесед и исследований по решению экзистенциальных проблем определенного возрастного периода становления личности школьника. Нами была составлена программа формирования смысложизненных ориентаций учащихся средствами искусства в соответствии с психологическими особенностями развития личности. В (табл. 3) показан тематический план формирования смысложизненных ориентаций личности старшеклассников.

Таблица 3

Тематический план формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников

Старший подростковый возраст 15—17 лет

1 2 3

Осознание своей индив иду альности, самоопределение (центральное новообразование). Развитие рефлексии. Уровень самосозна- ния Беседы «Моя уникальность», «Мои приоритеты», «Мои ресурсы». Ведение личных тетрадей, Композиции «Автопортрет», «Я и мои друзья», «Моя семья», «В школе», «Мои корни», упражнения «Воспоминания о детстве» и «10 семейных заповедей»

Мышление с точки зрения изменения отношений к собственным возможностям и реальной действительности. Наличие системы ценностей, идеала Беседы «Мои цели», «Мой разумный выбор», упражнения «Цели и ценности», «Мои мечты», композиции «Мой кумир», «Самый дорогой человек!, искусствоведческие исследования на темы истории и культуры города, области, страны

Окончание таблицы

1 2 3

Переоценка ценностей (нравственная устойчивость). Поиск своего предназначения. Эстетическое развитие Цикл занятий «Музеи мира», посещение Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, посещение концертов филармонии, упражнения «Рисуем музыку», «В свой час своя поэзия в природе», иллюстрирование произведений мировой литературы, участие в викторинах по истории искусства

Формирование самоуважения (соотнесение успеха к уровню притязаний). Наличие целей Упражнение «Переоценка ценностей», тренинг «Шестьдесят секунд», композиции «Мой автопортрет в будущем», «Кто я, какой я?», «Моя Родина - Россия», «Какой я вижу свою семью», «Добро побеждает зло»

Первоначальный выбор жизненного пути. Модель собс- твенного будущего Упражнения «К новым берегам», «Здравствуй, я - любимый!», композиции «Когда я стану...», «Город будущего», «Космос и Я», «Красота спасет мир», «Моя страна вчера, сегодня, завтра», «Мой самый лучший день»

Выбор репродукций, подлинников и фотографий осуществляется в соответствии с целью урока, его главной темой. После знакомства с произведением искусства, его обсуждения и анализа следует творческая деятельность ребенка по созданию композиции (рисунка) по данной тематике. Фантазии на тему своего будущего закрепляют в сознании ребенка образ своего «Я», отражают нравственную позицию. Принимая определенные ценности, ребенок ставит перед собой цели саморазвития и самовоспитания для реализации смыслообразов. Заключительным звеном в процессе формирования смысложизненных ориентаций становится оформление «Я - концептов» личности. Технология и этапы их формирования средствами изобразительного искусства на примере воспитания семейных ценностей представлена в (табл. 4).

Формирование смысложизненных ориентаций средствами ИЗО (на примере воспитания семейных ценностей)

1 2 3 4 5

Этапы 1. Познание к интериоризация материальных и духовных ценностей, осознание их как нравственных ориентиров 2. Постановка целей саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоосущест-вления, самоопределения 3. Конкретизация целей-образов, смыслообразов 4. Офор-мление и реализация Я — концептов

Начальная школа (дети 7-10 лет) 1. Уроки по темам: «Я и моя семья», «Образ семьи в легендах и преданиях -Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». 2. Экскурсии в Муромский историка - художественный музей на выставку «Быт и нравы русских семей XVIII века», в дом народного творчества на выставку «Народные промыслы». 3. Фотовыставка «Семейный альбом». 1. Композиции на темы: «Моя семья», «Наше семейное увлечение», «Мой выходной день», «Легенда о Петре и Февронии», «Мой самый дорогой человек», «Автопортрет», иллюстрации к произведениям детских писателей о семье. 2. Игра-путешествие «Моя семья вчера, сегодня, завтра». 1. Тренинговое упражнение «Герб.моей семьи». 2. Выставки рисунков по теме «Моя семья», 3. Художественное событие «Моя мама и я». 4. Персональные выставки рисунков «Я горжусь своей семьей». «Я - сын», «Я - дочь»

Среднее звено (дети 11—14 лет) 1. Уроки по темам: «Мужчины (Женщины) моей семьи», «Мои кумиры», «Семейные традиции императора Николая II», «Мое семейное древо». 2. Проективная беседа «Легко ли жить в неполной семье?». 3. Экскурсии в Третьяковскую галерею по теме. «Семейные портреты в истории русской живописи ХУШ-Х1Х вв.” 1. Композиции по темам: «Автопортрет с братьями или сестрами», «Что такое семейное счастье?», «Какой счастливый день!», «Наши традиции», иллюстрации к произведениям русских и советских писателей о семье. 2. Игра-путешествие «Моя семья вчера, сегодня, завтра» - продолжение. 1. Тренинговое упражнение «Диаграмма ответственности». 2. Выставки рисунков по темам «Моя семья». 3. Творческие сочинения и рефераты: «Счастье иметь семью», «Наши семейные традиции». « Я — член семьи»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ..

242

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

Стар- шие классы (дети 15-17 лет) 1. Уроки по темам: «Кем я горжусь в своей семье?», «Мой идеал семейного счастья», «Роль семьи в жизни великих людей», «Самая известная семья в моем городе, области, стране». 2. Проективные беседы: «Нравственный выбор в семье», «Почему детей оставляют в детских домах?», «Нужна ли семья в современном обществе?». 3. Экскурсии в Музеи и просмотр видеофильмов по истории искусств но теме: «Образ семьи в русской иконописи и картинах художников XIX-XXI вв.» 1. Композиции на темы: ««Автопортрет», «Моя семья», «Мои корни», «Портрет Матери (отца)», «Какойя вижу мою будущую семью», «Любовь творит добро». 2. Упражнения «Воспоминания о детстве», и «10 семейных заповедей». 3. Игра-путешествие «Моя семья вчера, сегодня, завтра» - завершение; 1. Тренинговые упражнения: «Цели и ценности», «Шестьдесят секунд». 2. Выставки и конкурсы по теме «Семья». 3. Художественное событие: «Какой я вижу семью в XXI в». 4. Творческие сочинения и рефераты по темам: «Будущее моей семьи», «Моя будущая семья», «Сколько детей нужно для счастья?» «Я - будущий муж (жена)», «Я — будущий отец (мать)»

Для оценки уровня развития личностной сферы учащихся мы использовали различные диагностические методики (табл. 5).

О. Е. Фомина

Таблица 5

Оценка уровня развития личностной сферы учащихся

Диагност» руем ы е параметры Использованные методики

самооценка личности, ценности Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».Тест «Смысложизненных ориентаций». Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Тест-опросник самоотношекия В, В. Столина и С. Р. Пантелеева. Методика ценностных ориентаций (М. Рокич).

социальная ситуация развития, взаимоотношения со сверстниками Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). Рисуночный тест «Мой друг»,

взаимоотношения в семье Тест-опросник родительского отношения (А,Я. Варга, В..В. Столин). Тест-опросник «Подростки о родителях» (Л. И, Вассерман, И .А, Горьковая). Рисуночный тест «Моя семья».

мотивация деятельности, профориентационная подготовка Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана. Шкала оценки потребности в достижении. Активизирующая методика «Опросник построения личной профессиональной перспективы» (Н. Пряжникова). Методика «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» Е. А. Климова.

особенности творческого мышления и воображения Рисуночный тест «Несуществующее животное». Тест невербального мышления Равена.

Руководствуясь исследованиям Н, Н, Акимовой, И. В. Ульяновой, Е. Ю. Ястребовой и др., мы разработали критерии оценки уровня сформированное™ смысложизненных ориентаций учащихся в системе художественного образования. За основу взяли понятие «критерий» как показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества исследуемого объекта. В результате выделили следующие критерии оценки сформирован-ности смысложизненных ориентаций учащихся:

1 - уровень самосознания;

2 - наличие системы ценностей и идеалов;

3 - эстетическое развитие;

4 - наличие целей;

5 - формирование модели собственного будущего.

Фактор «уровень самосознания» мы рассматривали как совокупность знаний ребенка о себе, его способностей к самопознанию, самообладанию, самостимулированию, самовоспитанию, самоотчету, рефлексии.

Наличие системы ценностей и идеалов предполагает сформированность внутренней шкалы ценностей. Личные ценности: «Я сам», семья, дом, Цен-

ности «малой» родины: друзья, одноклассники, двор, улица, город. Ценности «большой» Родины: страна, народ, религия, культура. Общечеловеческие: человечество, планета, мир, лгобовь, красота и гармония.

Критерий эстетического развития включают в себя целый спектр понятий: общий уровень художественной культуры, наличие определенного духовного опыта, гуманистическое отношение к жизни, понимание прекрасного, владение навыками творческого самовыражения.

Наличие целей показывает осмысленность жизни, т. е. прогнозирование своего будущего на основе анализа настоящего: своих возможностей, способностей и склонностей. Цели могут быть как отдаленные, идеальные, так и приближенные, реальные. Они содержат практический «пошаговый» алгоритм реализации составляющих цель планов.

Модель собственного будущего - это умение прогнозировать ситуацию, создание в мечтах образа своей жизни, конечное целеполагание. Конкретизация своего будущего предполагает опору на самосознание, на веру в себя, на адекватную оценку реальных возможностей и внешних жизненных обстоятельств.

Основные уровни сформированное™ смысложизненных ориентаций учащихся старшего подросткового возраста отражены в (табл. 6).

Таблица 6

Уровни сформированности смысложизнненых ориентаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Оцениваемый параметр

Уровень самосознания

1 2

высокий Полностью сформировано самосознание. Развиты навыки самовоспитания, самооценки, самоанализа, самостимулирования. Способен к само-поощрению и самонаказанию. Понимает значение смысложизненных ориентаций в процессе развития личности. Адекватно оценивает свои способности и возможности, стремится развить в себе необходимые для личностного роста качества, Рефлексивные способности развиты значительно. Анализирует события своей жизни с позиции субъекта. Испытывает ответственность них. Высокий уровень удовлетворенности самореализацией и насыщенностью жизни.

средний Самосознание сформировано частично. Способен к самонаблюдению, самооценке, самоанализу. Самостимулирование, самопоощрение и само-наказание использует редко. Осознает процесс формирования смысложизненных ориентаций как составляющую структуру личности. Иногда проявляет неуверенность в своих силах, что метает личностному развитию. Проявляет чувство жалости к себе, склонен оправдывать нежелание активно действовать внешними факторами. Рефлексивный уровень достаточно высок. Средний уровень удовлетворенности самореализацией, Насыщенностью жизни удовлетворен.

Продолжение таблицы

1 2

низкий Самосознание не развито. Не владеет навыками самонаблюдения, самоанализа, Самооценка неадекватна действительному уровню развития личностных качеств. Отсутствует самокритичность, ответственность за свои поступки. Отсутствует рефлексивный компонент, В поведении часто проявляются девиантные черты. Не осознает связи между прошлым, настоящим и будущем, живет сегодняшним днем. Не принимает обязательств, не испытывает чувства ответственности. Нуждается в постоянном педагогическом сопровождении.

Наличие системы ценностей и идеалов

высокий Понимает значение ценностей «большой» Родины и общечеловеческих, рассматривает их с, присущим возрасту максимализмом. Глубоко переживает глобальные проблемы человечества, верит в возможность разрешения конфликтов в лучшую сторону, предлагает свое решение проблем. Духовные ценности занимают главное место в их иерархии. Гуманистический идеал сформирован, стремление ему соответствовать прослеживается в конкретных планах и действиях.

средний Духовные ценности находятся в соподчинении материальным благам. Признает и понимает ценности «большой». Родины с позиций максимализма. Общечеловеческие ценности отмечает для себя как отдаленные. Идеалом является гуманистический образ, однако стремление, ему соответствовать присуще лишь в планах, не подкреплено практическими действиями.

низкий Система ценностей построена исключительно в области материального благосостояния. Общечеловеческие проблемы не интересуют. Отношение к ценностям «большой» Родины негативное, презрительное. Идеал сформирован в антигуманной системе ценностей. Стремление к нему подкрепляется поведением.

Эстетическое развитие

высокий Серьезно увлечен произведениями родного и мирового культурного наследия. Имеет глубокие знания и навыки в конкретном виде искусства. Эстетические чувства сформированы. Дает глубокую оценку произведению искусства с позиций историзма, нравственности, культурного и воспитательного значения. Увлечен собственным творчеством. Креативен, Имеет собственные понятия о красоте и гармонии, соответствующие гуманистической системе ценностей. Образное мышление развито.

средний Знаком с основными произведениями искусства и культуры в рамках школьной программы. Самостоятельно не проявляет интереса к наследию мастеров. При оценке произведений нуждается в помощи педагога. Осознает значение искусства и культуры для человечества, но не видит в нем пользы для себя лично. Художественный вкус ориентирован ка массовое искусство.

низкий Не проявляет интереса к культуре и искусству, изучает его по принуждению в рамках школьной программы, Не в состоянии объяснить значение произведений и дать им личную оценку. Отношение к творчеству негативное. Духовное развитие низкое.

Окончание таблицы

1 2

Наличие целей

высокий Целеполагание подчинено общему замыслу реализации модели собственного будущего. Хорошо прогнозирует и решает ближние и дальние цели, контролирует их воплощение. Анализирует результаты, корректирует планы в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

средний Затрудняется в проектировании дальних целей. При ближних анализирует ситуацию и свои действия, но не учитывает свои ошибки. Цели не связаны с общим представлением о собственном будущем. Вектор целей направлен на достижение материального благополучия.

низкий Целеполагание подчинено реализации основных жизненных инстинктов, направлено в сторону материально - предметной сферы. Отсутствует алгоритм пошаговой реализации целей.

Модель собственного будущего

высокий Сознательно проектирует модель своего будущего, верит в счастье и успехи в своей жизни. Осознанно готовится к поступлению в учебное заведение в соответствии со своими способностями и склонностями. Сформировал представления о семье, спутнике жизни. Прогнозирует свое благополучное будущее.

средний Фантазии о своем будущем неопределенные. Прогнозирование будущей профессий не соответствует реальному уровню способностей. Склонности и реальные обстоятельства жизни не учитываются. Будущее вызывает чувство неуверенности в себе.

низкий Не имеет четких представлений о своем будущем. Предположения о возможных событиях вызывают чувство тревоги или страха, неуверенности в собственных силах, В профессии не сориентировался. Мечты имеют декларативный характер.

Все полученные в ходе нашего исследования данные были статистически обработаны. Они показали динамику изменения смысложизненных ориентаций детей контрольной и экспериментальной групп в виде графиков и диаграмм. Учащиеся экспериментальных классов показали более высокие результаты удовлетворенности жизнью по сравнению с учащимися контрольных классов (рис. 1), Мы связываем это с развитием у детей высокой мотивации к художественной деятельности и с насыщенностью жизни.

контрольные классы

экспериментальные

классы

Осовсем не удовлетворен

□ скорее неудоволетворен

□ скорее удоволетворен

□ полностью удоволетворен

Рис. 1. Уровень удовлетворенности жизнью участников эксперимента

Динамика изменения ценностных приоритетов экспериментальной группы учащихся показана в диаграмме (рис. 2).

ЕЗ материальные ценности □духовные цеиноста

2002 год 2004 год 2006 год 1008 год

Рис, 2. Ценностные приоритеты учащихся экспериментальной группы

Наше исследование показало, что применение новых технологий формирования смысложизненных ориентаций учащихся, при проведении контрольного среза показывают устойчивую положительную динамику в повышении уровня удовлетворенностью жизнью, ее эмоциональной насыщенностью, уверенностью в счастливом завтрашнем дне, растущую потребность в саморазвитии, самореализации и самоопределению личности.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А. Проблема бессознательного: движение к диалогу [Текст] /

A. А. Бодалев // Вопросы психологии, 1987. - № 4, - С. 163-167.

2. Вахромов, Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека [Текст] / Е. Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. - С. 147-164.

3. Немёнский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. [Текст] / Б. М. Неменский. - МДО, 1995. — 320 с.

4. Ражников, В. Г. Новая профессия: детский арт-психолог [Текст] /

B. Г. Ражников. - М., 2006. - 168 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.-255 с.

6. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиннов, Е. Н. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

7. Сластенин, В. А. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. -№ 2. - С. 3-27.

8. Ульянова, И. В. Технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / И. В. Ульянова. - Владимир: ВГПУ, 2006,- 156 с.

9. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни [Текст] / В. Э. Чудновский // Избранные психологические труды. - МПСИ, 2006. - 768 с.

Ш.Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. — 366 с.

11. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

УДК 374.05

Р. А. Галимова

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Характер преобразований в обществе придает особое значение процессу переосмысления сущности и задач современного образования и самообразования. В условиях обновления политической и экономической сфер страны, реформирования государственных структур появилась потребность в ассимиляции новых достижений, которые могут быть осуществлены только на основе получения образования каждой личностью. В этой связи усиливается внимание к «человекосозидающим» смыслам образования, переориентации его функции от «человека образованного к человеку творческому» (В. С. Библер).

Новые требования к учебному процессу поставили в качестве приоритетной задачу подготовки подрастающего поколения, способного мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нестандартно. Тенденции развития профессионального образования как непрерывного ведут к возрастанию познавательной самостоятельности как смыслообразующего качества личности на протяжении всего жизненного пути. В связи с этим перед учебными заведениями встаёт проблема формирования таких сторон личности, как познавательная, творческая активность и самостоятельность в познании окружающего мира. Подобный подход к подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, безусловно, будет способствовать как повышению качества образования в вузе, так и осознанному профессиональному росту его выпускников.

Таким образом, познавательная самостоятельность выступает как наиболее значимый компонент развития личности обучающегося и рассматривается нами как важнейшая проблема современного высшего образования, решаемая в процессе подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Проведённый анализ научной литературы по проблемам формирования познавательной самостоятельной деятельности (Л. П. Аристова, Б. П. Есипов, А. С. Лында, П. И. Пидкасистый и др.), познавательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.