Научная статья на тему 'Современные педагогические подходы в системе последипломного образования врачей'

Современные педагогические подходы в системе последипломного образования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Анна Анатольевна, Ульянова Ольга Владимировна

Качество медицинского образования, в том числе послевузовского, это обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, умеющих использовать полученные знания при решении профессиональных задач. В статье освещены основные подходы к использованию педагогических технологий и методов в системе последипломного медицинского образования. Описаны преимущества использования дистанционного обучения при проведении циклов повышения квалификации врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Анна Анатольевна, Ульянова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL APPROACHES IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION OF PHYSICIANS

The quality of medical education, including postgraduate education, is providing of necessary training level of specialists who are able to use acquired knowledge during solvation of professional problems. The article highlights the main approaches to educational technologies using and postgraduate medical education methods. The advantages of using of the distance education during the cycles of medical training are described.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические подходы в системе последипломного образования врачей»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Дудина Анна Анатольевна

канд. мед. наук, ассистент кафедры неврологии института дополнительного профессионального образования Воронежской государственной медицинской

академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

E-mail: vadd77@mail.ru Ульянова Ольга Владимировна канд. мед. наук, ассистент кафедры неврологии института дополнительного профессионального образования Воронежской государственной медицинской

академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

E-mail: alatau08@mail.ru

MODERN PEDAGOGICAL APPROACHES IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION OF PHYSICIANS

Dudina Anna

candidate of medical Sciences, assistant of the Department of neurology Institute of additional professional education of the Voronezh state medical Academy named.

N.N. Burdenko, Russia, Voronezh Ulyanova Olga

candidate of medical Sciences, assistant of the Department of neurology Institute of additional professional education of the Voronezh state medical Academy named.

N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Качество медицинского образования, в том числе послевузовского, это обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, умеющих использовать полученные знания при решении профессиональных задач. В статье освещены основные подходы к использованию педагогических технологий и методов в системе последипломного медицинского образования. Описаны преимущества использования дистанционного обучения при проведении циклов повышения квалификации врачей.

ABSTRACT

The quality of medical education, including postgraduate education, is providing of necessary training level of specialists who are able to use acquired knowledge during solvation of professional problems. The article highlights the main approaches to educational technologies using and postgraduate medical education methods. The

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

advantages of using of the distance education during the cycles of medical training are described.

Ключевые слова: последипломное медицинское образование; педагогические технологии; дистанционное обучение.

Keywords: postgraduate medical education; educational technology; distance learning.

Образование, особенно высшее, является одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса. Профессия врача была и остается динамичной не только в силу своей специфики, но и самой природы человека. Вопросы высшего медицинского образования и проблемы подготовки врачебных кадров постоянно находятся в центре внимания, так как именно медицинские кадры являются наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, по уровню их подготовки и квалификации можно судить об эффективности всей системы здравоохранения в целом. Увеличение потребности в высококвалифицированных врачебных кадрах способствует изменению концепции образования, и ставит перед высшими учебными заведениями задачу повышения эффективности педагогической работы, в том числе при проведении циклов повышения квалификации врачей.

Для того чтобы быть допущенным к профессиональной деятельности, выпускник медицинского ВУЗа должен пройти послевузовское профессиональное образование в виде интернатуры, ординатуры, или аспирантуры. Врач информирован о тех методах лечения и том наборе лекарственных средств, которые использовались в медицине на момент его обучения в ВУЗе. Однако уже через пять-семь лет эти знания устаревают, их недостаточно для поддержания профессиональной компетентности. Дальнейшая подготовка и усовершенствование знаний врачей проходят на аттестационных циклах факультетов повышения квалификации или института дополнительного профессионального образования каждые 5 лет. Подписание

Болонской декларации и вхождение Российской Федерации в единое Европейское образовательное пространство внесло ряд изменений в послевузовское образование врачей. Главенствующим звеном национальной системы образования стало непрерывное профессиональное обучение. Помимо прохождения сертификационных циклов, в течение 5 лет врачам необходимо набрать определенное количество кредитов. Кредиты начисляются за участие в работе научно-практических конференций, проведение научно-исследовательской работы, за работу на образовательных сайтах, посещение краткосрочных тематических усовершенствований. В связи с этим, современное последипломное образование нуждается в разработке новой методологии [1].

По данным многочисленных исследований, в ВУЗах России по прежнему доминируют традиционные подходы к организации и осуществлению процесса обучения не только студентов, но и врачей, проходящих циклы повышения квалификации. Они заключаются в преобладании лекционно-семинарской системы занятий над исследовательскими формами организации. Чаще всего используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения. Преподаватель, стремясь дать слушателям как можно больше теоретической информации, часто забывает о необходимости формирования профессионального мышления и подготовке врача как всесторонне развитой личности, готовой к работе в условиях современного общества.

Проблемы и эффективность обучения взрослых людей необходимо рассматривать с учетом теории обучения взрослых — андрогогики. Специфика обучения определяется социальными и психологическими особенностями обучающихся. Мотивация к обучению у взрослого человека определяется его стремлением решить свои жизненно важные проблемы и достичь определенной цели: приобретение новых профессиональных знаний и получение сертификата, позволяющего продолжить свою врачебную деятельность. Сформировавшиеся личности не могут эффективно обучаться посредством традиционных педагогических технологий, методов и форм. Взрослый человек

обладает определенным запасом жизненного опыта, не только профессионального, но и социального. Этот опыт может стать важным источником обучения слушателей на циклах повышения квалификации. Поэтому одной из тенденций современного последипломного образования является использование диалога в учебном процессе. Примером может быть проведение лекций-диалогов и семинаров-дискуссий. Такие формы проведения занятий способствуют установлению доверительных отношений между преподавателем и слушателями, позволяют обмениваться практическим опытом. Важным направлением является внедрение проблемного обучения на курсах повышения квалификации. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед слушателями проблемные задачи, побуждая искать пути их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия [3].

Интенсификация обучения остается одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать слушателям за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения за счет новых педагогических приемов. Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала или методов обучения. Одним из вариантов решения этой проблемы является увеличение самостоятельной работы слушателей вне аудитории и разработка пакетов заданий для самостоятельной работы. Задачами преподавателя при этом являются как формирование у обучающихся потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, так и оказание помощи в обучении и поиске новой информации.

Последипломное образование и повышение квалификации медицинских кадров в современных условиях невозможно без внедрения информационно-коммуникационных технологий. Дистанционные образовательные технологии с каждым годом находят все более широкое применение в педагогическом

процессе. Сегодня практически на базе каждого ВУЗа имеется информационный ресурс для дистанционного обучения. Такая форма обучения проводится в ИДПО ВГМА имени Н.Н. Бурденко с использованием системы МооШе. Дистанционное обучение проходит по следующему алгоритму: при помощи вводного тестирования оценивается уровень знаний обучающегося, затем ему предоставляется доступ в систему с образовательным контентом (электронные учебники, видео-лекции, виртуальные практикумы и т. д.) Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата. По окончании изучения отдельных модулей обучающиеся выполняют контрольные задания, которые проверяются преподавателями. Moodle ориентирована на совместную работу. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. В личных сообщениях и комментариях — обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме.

Применение технологий дистанционного обучения позволяет организовать учебный процесс таким образом, что у врачей появляется возможность учиться без отрыва от работы в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Возможно повышение качества образования за счет применения современных средств обучения, одновременное обращение ко многим источникам информации (электронные библиотеки) большого количества обучающихся, общение обучающихся через сети друг с другом и преподавателем. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на подготовку специалистов за счет эффективного использования учебных площадей, технических средств, концентрированного представления учебной информации. Кроме этого не требуется затрат на поездки к месту учебы как

учащихся, так и преподавателей. Дистанционное обучение позволяет эффективно контролировать учебный процесс, накапливать кредиты и засчитывать их при сертификационном подтверждении профессиональной компетенции врача [2]. Однако внедрение методов дистанционного обучения требует определенных усилий со стороны преподавателя. Необходимо создавать компьютерные обучающие программы, электронные учебники и тестовые программы. Важным условием при этом является наличие практических заданий интересных для врача и ориентированных на его повседневную профессиональную деятельность. Преподаватель должен не только подготовить большой объем учебных материалов, но и быть постоянным контактным лицом для обучающихся, консультировать их, поддерживать мотивацию к обучению, а точнее к самообучению. Определенные трудности возникают и у слушателей, проходящих обучение на курсах повышения квалификации, так как не все врачи имеют достаточный опыт работы с компьютером либо не готовы к самостоятельной работе. У многих нет технических возможностей для реализации дистанционного обучения. Также дистанционное обучение не может полностью заменить традиционные формы обучения медицинским специальностям, требующим умения выполнять различного рода манипуляции и операции (хирургия, стоматология).

Таким образом, современная система подготовки врачей на циклах повышения квалификации, должна формировать у обучающихся потребность в самостоятельном, непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками в течение жизни. Уровень профессиональной подготовки врача напрямую зависит от профессионально-психологической подготовленности преподавателей ВУЗа. Особо актуальной задачей для преподавателей высшей школы становится постоянное повышение своей профессиональной компетенции и использование в образовательном процессе новых педагогических технологий. Внедрение таких форм обучения, как

дистанционное, открывает новые перспективы для решения вопросов

подготовки врачебных кадров.

Список литературы:

1. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 12. — С. 30—31.

2. Плотникова И.Е. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского ВУЗа / И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, С.Ю. Комова // Наука и бизнес: пути развития. — 2014. — № 6 (36) — С. 11—14.

3. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения / И.Е. Плотникова // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 4 (46). — С. 99—101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.