Научная статья на тему 'Современные особенности управления проектами в сетевых образованиях в промышленном комплексе экономики'

Современные особенности управления проектами в сетевых образованиях в промышленном комплексе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / INDUSTRY / NETWORK ENTITY / INTEGRATION / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов С. Ю.

В статье определена сущность управления проектами в сетевых образованиях в промышленном комплексе экономики; выявлена взаимосвязь между стратегическим планированием и управлением проектами в промышленном комплексе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF PROJECT MANAGEMENT IN NETWORK ENTITIES IN THE INDUSTRIAL SECTOR

The article defines the essence of project management in network entities in the industrial sector; reveals the interconnection between strategic planning and project management entities in the industrial sector.

Текст научной работы на тему «Современные особенности управления проектами в сетевых образованиях в промышленном комплексе экономики»

УДК 330.1

С.Ю. ЕВДОКИМОВ, кандидат экономических наук, доцент

НОУ ВПО «Международная академия бизнеса и управления», г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ЭКОНОМИКИ

В статье определена сущность управления проектами в сетевых образованиях в промышленном комплексе экономики; выявлена взаимосвязь между стратегическим планированием и управлением проектами в промышленном комплексе экономики.

Дальнейшее развитие российской экономики и повышение ее конкурентоспособности и эффективности во многом связаны с перенесением центра тяжести во взаимодействии с мировой хозяйственной системой на инновационный сектор, что диктует необходимость ускорения развития национальных высокотехнологичных, наукоемких и интеллектуалоемких сфер [1]. Все это обусловливает необходимость развития сетевых образований, которые обеспечивают глубокое взаимопроникновение различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами, при этом производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44% [2, с. 223]. Такие образования характеризуются более высоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с вертикально интегрированными предприятиями, которым свойственна функциональная организация деятельности. Сетевая форма организации обеспечивает разнообразие различных источников технологических знаний и связей, обусловливает комбинацию факторов достижения конкурентных преимуществ и становится предпосылкой продуктовых и процессных инноваций. Сетеви-зация реального сектора экономики формирует определенную систему распространения новых знаний и технологий, выступает необходимым условием эффективной трансформации инноваций в конкурентные преимущества. Формирование качественно новых организационных структур обеспечивает увеличение объема производства товаров и услуг за счет обновления ресурсного

потенциала отраслей и внедрения информационных технологий; развитие инфраструктуры как основы для воспроизводства национальных информационных ресурсов; создание гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.

Сетевое образование - форма реализации совокупности отношений по согласованию взаимодействий экономических субъектов (промышленных предприятий, предприятий смежных и вспомогательных отраслей) как сети долгосрочных двусторонних контрактов между агентами и принципалами, предполагающей развитие устойчивых повторяющихся отношений между ними и делегирование правомочия управления при отсутствии регистрации юридического лица и оформленного в соответствии с действующим законодательством трансфера титула собственности. В соответствии с критериями типа квазиинтеграции; наличием (отсутствием) внутренней конкуренции; наличием (отсутствием) административных ограничений вхождения в сеть; размером и соотношением степени взаимовлияния агентов-участников сетевого взаимодействия; уровнем стабильности сетевого образования; содержанием задач, решаемых посредством объединения ресурсов и компетенции; ролью в развитии национальной (региональной экономики) и в формировании ВВП (ВРП), можно выделить следующие типы сетевых образований: стратегический альянс (банковские холдинги (финансовая группа «КИТ Финанс»); финансово-промышленные группы (ОАО «Татнефть»); цепочка (сеть) создания ценности (ОАО «ТАИФ»,

инновационно-производственный технопарк «Идея»); фокальная сеть поставок (дилерская и сервисная сеть ОАО «КамАЗ»); динамическая фокальная сеть (Metro Group - торговая сеть «Metro Cash&Carry»), «Real»); виртуальная организация (сеть исследователей проблематики информационного общества, охватывающей около 50 участников из различных регионов России и других государств «Russian In-for-ma-tion Society Network»); кластер. Для более гибкого выполнения производственных программ в сетевых образованиях выделяются самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли), которые в некоторых случаях объединяются со ставшими самостоятельными подразделениями предприятий-субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы). Цепочка создания благ превращается в совокупность услуг: договорные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования и отдельных сотрудников, что выражается в заключении лизинговых договоров (спецификация прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере занятости [3, с. 24]. Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей компенсаций, зависящих от результата выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала предприятиями, договоров со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями, что обусловливает потерю актуальности пространственного сосредоточения персонала. Эффективность рассматриваемых организаций гарантируется низким уровнем занятости и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование компетентных трудовых ресурсов и мощностей в различных подразделениях, что позволяет избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами.

Если на отдельном предприятии объектом управления выступает один проект или программа, в рамках которых взаимодействуют несколько участников, то в сетевом образовании объектом

управления являются несколько проектов, выполняемых при ресурсных ограничениях. Механизмы управления проектами являются процедурами принятия решений относительно изменений (перехода от существующих к оптимальным) отдельных параметров сетевой организации - состава, структуры, функций, обеспеченности ресурсами и др. [4, с. 60]. Основные задачи управления проектами (прогнозирование и оценка результатов, планирование, распределение ресурсов, стимулирование исполнителей, оперативное управление) соответствуют четырем фазам жизненного цикла проекта: разработка концепции, планирование и разработка, реализация (осуществление) и завершение.

Крупные проекты в сетевых образованиях являются распределенными в пространстве и во времени. При этом распределенность во времени является характерной чертой всех проектов, тогда как распределенность в пространстве требует разработки специальных методов управления, обеспечивающих взаимосвязь реализуемых проектов и программ со стратегическими целями сетевого образования и его участников при условии эффективного распределения ограниченных ресурсов по проектам с целью получения максимальной выгоды. Решением данной проблемы является применение методов управления портфелями проектов, которые обеспечивают циклический процесс выбора и управления оптимальным набором проектно-ориентированных инвестиций, обеспечивающих максимальную полезность. Процесс управления портфелем проектов в сетевом образовании представлен четырьмя этапами (табл. 1).

В ходе реализации портфеля проектов в сетевом образовании определяются приоритеты в распределении бюджета и ресурсов, а также разрабатывается график по ключевым событиям, что находит отражение в графике проекта, смете, таблице трудозатрат и отчетах о статусе (табл. 2).

Управление портфелями проектов увеличивает степень прозрачности стратегических целей сетевого образования и его участников посредством совершенствования коммуникаций и формирования унифицированной структуры планирования.

Таблица 1

Процесс управления портфелем проектов в сетевом образовании*

Этапы процесса управления портфелем проектов в сетевом образовании

Определение перечня проектов Анализ Оптимизация Реализация

1. Определение стратегических целей. 2. Определение категории проектов. 3. Сопоставление проектов с целями 1. Анализ соответствия проектов стратегии. 2. Агрегирование данных отдельных проектов по срокам, стоимости, ресурсам 1. Определение баланса между потребностями в ресурсах и их наличием. 2. Максимизация полезности портфеля 1. Извещение об изменениях в портфеле. 2. Отчет о степени соответствия стратегии приоритетам

4. Распределение проектов и ресурсов по категориям. 5. Определение и фиксация атрибутов проектов, приоритетов и бюджетов 3. Определение доступности ресурсов, их доступности и избыточности. 4. Анализ финансовых потоков 5. Выявление межпроектных зависимостей и конфликтов 3. Перераспределение критических ресурсов 4. Применение проектов и ресурсов в соответствии со стратегией. 5. Моделирование альтернативных вариантов портфеля. 6. Сокращение избыточных ресурсов. 7. Ускорение, приостановка, перепланирование и аннулирование отдельных проектов 3. Обновление детальных планов. 4. Перераспределение исполнителей. 5. Расторжение отдельных договоров. 6. Пересмотр графиков проектов и бюджетов. 7. Инициация новых проектов. 8. Отчет о полезности портфеля инвесторам и контрагентам

*Источник: составлено автором.

Таблица 2

Выходы составляющих процесса управления портфелем проектов в сетевых организациях*

Составляющие процесса управления портфелем проектов Выходы составляющих процесса управления портфелем проектов

Определение перечня проектов Сбор актуальной информации, обеспечивающей «прозрачность» портфеля проектов

Анализ Анализ проектов по ключевым показателям с использованием альтернативного аналитического инструментария

Оптимизация Выбор оптимального портфеля проектов

Реализация Выполнение портфеля проектов и отчетность о показателях его выполнения

*Источник: составлено автором.

Список литературы

1. Абдульманов И.М. Проблемы и перспективы роста конкурентоспособности на основе инноваций и инвестиций // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. -№ 3 (19). - С. 41.

2. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: РУСАКИ, 2010. - 498 с.

3. Шукшин М.А., Забаева М.Н. Оценка конкурентоспособности предприятий с дивизиональной структурой управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. -№ 1. - С. 58-63.

4. Юхнович В. Без вертикальной интеграции работать эффективно невозможно // Экономист. - 2001. - № 10. -С. 20-28.

В редакцию материал поступил 23.11.11

Ключевые слова: управление проектами; промышленность; сетевое образование; интеграция; стратегическое планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.