Научная статья на тему 'Современные особенности обеспечения законности в подразделениях органов внутренних дел и их регулирование'

Современные особенности обеспечения законности в подразделениях органов внутренних дел и их регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4652
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕДОМСТВО / ГРАЖДАНИН / ДИСЦИПЛИНА / ЗАКОН / ЗАКОННОСТЬ / МВД РОССИИ / МОНИТОРИНГ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН / ОВД / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОТДЕЛЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОРЯДОК / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРОБЛЕМА / РЕГИОН / РЕГЛАМЕНТ / РАЙОН / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СОТРУДНИК / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Смирнов Андрей Владимирович

В статье авторами рассмотрены основные аспекты обеспечения законности и их регулирование в системе МВД России (полиции), а также деятельности территориальных ОВД РФ по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности в России в условиях проведения реформирования МВД России. В процессе изложения ими раскрываются причинная связь нарушений законности сотрудниками полиции. Существенными являются позиции авторов по рассматриваемой теме, проведенный анализ соответствующих нормативных правовых актов, и фактов нарушений по конкретному региону – Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Смирнов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rule of law in the units of internal affairs bodies and their regulation

In this article the authors address the fundamental aspects of the rule of law and regulation system in the Ministry of Internal Affairs (police), as well as the activity of the territorial DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS of RUSSIA on the rule of law and security in Russia in the context of the reform of the Russian Interior Ministry. Explanation of causation are revealed breaches of the law by the police. Significant are the sponsors, position on the topic, the analysis of normative legal acts and violations in a particular region, Kurgan oblast.

Текст научной работы на тему «Современные особенности обеспечения законности в подразделениях органов внутренних дел и их регулирование»

12. РАЗНОЕ

12.1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Васильев Федор Петрович, доцент кафедры Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук (РАЮН)

Место работы: Академия управления МВД России

vasilevl 7@mail.ru

Смирнов Андрей Владимирович, магистрант Академии управления МВД России. Начальник полиции УМВД по Курганской области, полковник полиции.

Место работы: полиция УМВД по Курганской области

Аннотация: В статье авторами рассмотрены основные аспекты обеспечения законности и их регулирование в системе МВД России (полиции), а также деятельности территориальных ОВД РФ по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности в России в условиях проведения реформирования МВД России. В процессе изложения ими раскрываются причинная связь нарушений законности сотрудниками полиции. Существенными являются позиции авторов по рассматриваемой теме, проведенный анализ соответствующих нормативных правовых актов, и фактов нарушений по конкретному региону - Курганской области.

Ключевые слова: административный, безопасность, ведомство, гражданин, дисциплина, закон, законность, МВД России, мониторинг, территориальный орган, ОВД, общественность, объединения, отделение, ответственность, планирование, порядок, полиция, правопорядок, проблема, регион, регламент, район, совершенствование, сотрудник, территориальный.

THE RULE OF LAW IN THE UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND THEIR REGULATION

Vasilyev Feodor Petrovich, the senior lecturer of Faculty of the Academy of management of Russia, PhD, Associate Professor, Member of the Russian Academy of Science (RAUN)

Place of employment: Academy of management of Russia

vasilevl 7@mail.ru

Smirnov Andrey Vladimirovic, undergraduate Management Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs-Chief of police on AMIA Kurgan region, police Col.

Place of employment: police on AMIA Kurgan region

e-mail

Annotation: in this article the authors address the fundamental aspects of the rule of law and regulation system in the Ministry of Internal Affairs (police), as well as the activity of the territorial DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS of RUSSIA on the rule of law and security in Russia in the context of the reform of the Russian Interior Ministry. Explanation of causation are revealed breaches of the law by the police. Significant are the sponsors, position on the topic, the analysis of normative legal acts and violations in a particular region, Kurgan oblast.

Keywords: administrative, safety, department, citizen, discipline, law, legality, MVD of Russia, monitoring, territorial organ, [OVD], community, association, department, responsibility, planning, order, the police, law, problem, region, regulations, region, improvement, colleague, territorial.

Любые противоправные действия с участием сотрудников ОВД РФ (полицейским) вызывает определенный негативный общественный резонанс. В связи с этим, проблемы обеспечения законности в деятельности полиции в системе МВД России (далее -Министерство) всегда находится в центре внимания общественности, а также всех государственных органов власти и управления (федеральных, местных и муниципальных). В системе ОВД РФ в различные исторические периоды (дореволюционный, советский и постсоветский) создавались структуры, которые были призваны заниматься вопросами укрепления законности и дисциплины, осуществлять кадровую политику и воспитательную работу1. Но, однако, социально-экономические и политические изменения в стране, а также развитие информационнокоммуникационных систем поставили перед МВД России новые задачи, к решению которых оно оказалось не подготовленным. Вследствие этого произошло падение уровня законности и дисциплины среди личного состава, увеличение происшествий с участием сотрудников и руководителей ОВД, грубое нарушение прав граждан. Все это самым негативным образом отразилось на формировании имиджа сотрудников полиции, сказалось на престиже службы. Возникла необходимость совершенствования форм и методов работы с кадрами, осуществления системной воспитательной работы. Эти и другие аспекты затрагиваются и в посланиях Президента России2.

В связи с чем, в сфере внутренних дел в настоящее время в рамках проводимой реформы и требований Президента России Министерством разработан проект Концепции кадровой политики МВД России. Одной из целей которой является - формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, укрепление служебной дисциплины, соблюдение этических норм3 и законности в служебных коллективах, искоренение причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в ОВД.

1 При этом нельзя не учитывать контрольные (надзорные) полномочия - Президента и Председателя Правительства России, прокурора, и законодательными и исполнительными органами исполнительной власти, а также с общественностью (гражданами).

2 В частности по вопросам пресечении коррупции в Послании от 12 декабря 2012 года.

3 Хотя в данном документе не уделяется внимание вопросам соблюдения этических норм сотрудниками ОВД. При этом эти проблемы присутствуют, о которых отмечаются в трудах А.С. Дугенца,

Н.Ф. Бережковой, Ф.П. Васильева и др. например см.: Дугенец А.С., Бережкова Н.Ф. Роль этических норм в противостоянии коррупции в системе исполнительной власти // Административное право и процесс.

2011. № 3. С. 18 - 20; Бережкова Н.Ф. Присяга в системе правоохранительных органов и ее толкование // жур. Право и государство, М.:2008 г. С. 102-103; Баранов В.В., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Современные аспекты регламентирования деятельности государственных органов и пресечения коррупции в системе власти, М.: издательство: ООО «Пресс2010» 2008, С. 6-12.

Мероприятия по укреплению законности в

подразделениях ОВД должны носить не хаотичный, а планомерный характер, на основе обобщения научных и практических достижений. Так, теоретические основы исследовались учеными страны: Н.А.

Овчинниковым, С.С. Алексеевым, С.П. Булавиным, В.М. Безденежных, К.С. Бельским, И.И. Веремеенко, В.Я. Кикотем и мн. др.

На современном этапе законность - это

общественно-политический режим в гражданском обществе - правовом государстве, состоящий в верховенстве права (закона) в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний норм всеми правоприменительными субъектами, а также участниками правоотношения в процессе обеспечении порядка (безопасности).

Понимаемая как метод государственного руководства в гражданском обществе, законность предполагает, что свои функции государство

(субъекты управления, правоприменители) осуществляет исключительно правовыми средствами

- путем принятия нормативных правовых актов и обеспечения их неукоснительной реализации4. Поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. То государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

Сегодня законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что

предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов. Она требует, чтобы любые отступления от предписаний закона (регламента - административных требований, процессуальных - норм УПК и ГПК, КоАП РФ и др.) своевременно вскрывались, последствия

правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности (зависимости от характера деяний и последствий). Или же современная законность есть антипод произвола -деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях, т.е. должностным лицам (уполномоченным), принимая властное решение, следует руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми все дозволенными интересами, а в соответствии предписанных требованиям. Надо учитывать интересы гражданского общества, государства, правовые принципы и требования морали (этики). Установленные правила обращены не только к правоприменительным, но и к нормотворческим субъектам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма. И в современном Российском праве в качестве принципов законности следует указывать5: всеобщность

4 При этом в соответствующих случаях обязательное соблюдение международных стандартов (договорных).

5 По мнению авторов, при этом все они нуждаются в информационном

обеспечения - доведение до участников правоотношении.

требований законности; верховенство закона; единство (единообразие) законности;

гарантированность основных прав и свобод граждан; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления; связь законности и культуры.

Фактором недопущения (снижения) того или иного произвола является всестороннее изучение причин несоблюдения законности сотрудниками ОВД -важное условие преодоления имеющихся нарушений. Условно причины нарушения законности можно разделить на два вида. К первому относятся объективные причины: экономические неурядицы,

социальная напряженность, всеобщие проблемы борьбы с коррупцией, региональный сепаратизм,

морально-психологическая неустойчивость общества, недостатки в воспитательной работе руководителей и кадрового аппарата, выраженные в слабой

требовательности к личному составу, отсутствие надлежащего порядка в подразделениях органов внутренних дел6. Второй, включает субъективные причины, которые непосредственно связаны с индивидуальными особенностями сотрудников полиции. Например, это может быть низкий уровень правового сознания и правовой культуры,

недостаточное или искаженное понимание служебного долга (клятвы - присяги), отличительные черты характера, вредные привычки и т.д.

Рассматривая общее состояние законности в

подразделениях полиции вообще и в УМВД России по Курганской области в частности можно отметить, что несмотря на принимаемые меры анализ состояния служебной (в том числе дорожно-транспортной) дисциплины и законности в территориальных органах и подразделениях внутренних дел в 2012 году показал, что положение в данном направлении остается сложным. Например, в УМВД России по Курганской области на 70,6 % увеличилось количество нарушений служебной дисциплины (с 1240 до 2115), на 46,2 % -число сотрудников, их допустивших (с 1058 до 1547); на 10,0% увеличилось количество дорожнотранспортных происшествий по вине сотрудников ОВД (со 130 до 143), в т.ч. на 12,5 процентов - по вине сотрудников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения (с 8 до 9); на 55,6 % увеличилось число нарушений законности (с 695 до 1081); на 47,3 % сократилось количество совершенных сотрудниками преступлений (с 74 до 39).

Рост показателей дисциплинарной практики в первую очередь обусловлен ужесточением спроса руководства УМВД России по Курганской области с руководителей всех уровней за конечные результаты оперативно - служебной деятельности, в том числе и работу с личным составом по укреплению служебной дисциплины и законности, профилактике чрезвычайных происшествий и преступлений. За упущения в организации работы с личным составом в

6 По мнению Васильева Ф.П. определенным важным фактором является и раздробление силовой структуры - создание дополнительных федеральных органов исполнительной власти, создание в них собственных служб безопасности (все контрольные функции передать ФСБ России). А также одностороннее копирование вопросов привилегий госчиновникам с зарубежных стран - без учета и копирования системы и механизмов ответственности «випперсон».

данном направлении, к дисциплинарной ответственности привлечено 66 руководителей различного уровня (в том числе 9 из отделов и подразделений областного аппарата, 57 из террайорганов). Это в свою очередь, повлекло ужесточение спроса с подчиненных сотрудников со стороны руководителей всех уровней, усиление контроля за служебной деятельностью. В структуре 95,5% составляют нарушения, связанные с низкой исполнительской дисциплиной. Указанные цифры свидетельствуют либо о низкой профессиональной подготовке сотрудников, либо нежелании исполнять добросовестно свои служебные обязанности.

Серьезный урон авторитету полиции наносят нарушения служебной дисциплины, совершенные сотрудниками в состоянии алкогольного опьянения. Учитывая наиболее схожие социально -демографические характеристики, в диссертации проведен сравнительный анализ некоторых показателей состояния служебной дисциплины и законности ТОВД по Курганской области с соседним регионом, а именно с ТОВД по Ямало-Ненецкому автономному округу. Данный анализ показал, что в том и другом из рассматриваемых регионах имеют место нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности, количественная характеристика состояния служебной дисциплины и законности в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу превышает показатели в сравнении с УМВД России по Курганской области, однако качественная сторона рассматриваемого вопроса свидетельствует о том, что состояние дорожно-транспортной дисциплины среди сотрудников УМВД по Курганской области значительно ниже.

В Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка -решающие факторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, результативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Но с другой стороны, в обеспечении законности в системе ОВД, по мнению авторов, следует учитывать и вопросы правового воспитания не только граждан России, но и самих сотрудников ОВД (полиции). Они должны осуществляться в рамках требованиями Президента России (утверждено 28 апреля 2011 г. Пр-1168 «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»7). Хотя с другой стороны, в

7 В данном случае определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Главные задачи -формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также преодоление правового нигилизма в обществе. На формирование правовой культуры влияют такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень обучения в образовательных учреждениях; понятность, доступность и эффективность законодательства. Существенное значение имеют строгое соблюдение чиновниками норм закона и профессиональной этики, доступность правосудия и квалифицированной юридической помощи. Начинать правовое воспитание следует с дошкольного возраста. Необходимо приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к

исполнении этих требований отсутствует концепция МВД России о мерах правового воспитания граждан, когда МВД России является основным субъектом по поддержанию правопорядка в стране (на местах).

Безусловно, мы не можем говорить сегодня о законности без учета новых явлений особенно 20112013 гг. Это ратификация международных договоров (признание роли и места Европейского Суда), и гарантирование прав и свобод граждан на территории России в соответствии международных стандартов.

Или же установление обязательного проведение мониторинга о состоянии правоприменительной деятельности как в целом, так и отдельным субъектом управления (территориальным ОВД, в том числе и МВД России). В данном случае мы находим часть ответов только на основе перечислении основных нормативных правовых актов, в частности: Указ Президента России от 20.05.2011 № 657 «О

мониторинге правоприменения в Российской Федерации»8 (Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 г.9)

Постановления Правительства России: от

19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики

осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»10 (см. также и Методику

сотрудничеству и дружбе, оказание помощи нуждающимся, уважение к окружающим). Следует развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях. Помочь в формировании позитивного правосознания должны СМИ, теле- и радиоканалы, учреждения культуры. Планируется распространять социальную рекламу правовой направленности; создавать творческие проекты по предоставлению базовых юридических знаний. Следует отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров социального поведения. Предусмотрены меры по развитию системы правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы. Планируется внедрить практику оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг. Особое внимание уделяется повышению правовой культуры чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Среди предусмотренных мер - повышение их квалификации, моральное и материальное поощрение образцового исполнения служебного долга (Российская газета 14.07.2011).

8 Федеральным органам исполнительной власти и региональным властям поручено осуществлять мониторинг правоприменения. Его цели - ликвидация противоречий между нормативно-правовыми актами; устранение коррупциогенных факторов; совершенствование правовой системы. Регламентирован порядок его проведения. К ведению Минюста России отнесен мониторинг правоприменения для выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека. Речь идет о случаях, когда требуется принять, изменить или отменить нормативно-правовые акты. На Министерство также возложены координация мониторинга, осуществляемого федеральными органами власти, и его методическое обеспечение. Минюст России будет ежегодно разрабатывать проект плана мониторинга. За основу берутся послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; решения КС РФ, ЕСПЧ, ВС РФ, ВАС РФ; предложения органов госвласти и госкорпораций. Также учитываются национальный план противодействия коррупции, программа социально-экономического развития страны; предложения институтов гражданского общества и СМИ. План мониторинга утверждается Правительством РФ. Органы власти обязаны ежегодно докладывать о результатах мониторинга в прошлом году. Сводный доклад представляется Президенту РФ на утверждение. После этого он публикуется в СМИ, а также размещается на официальных сайтах Президента РФ, Правительства РФ и Минюста России (СЗ РФ от 23 мая 2011 г. № 21 ст. 2930).

9 Российская газета от 29 марта 2013 г.

10 Федееральные органы исполнительной власти и органы госвласти регионов обязаны осуществлять мониторинг правоприменения в России. Утверждена его методика. Мониторинг может быть текущим и оперативным. Первый осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы

мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции); от 27.12.2012 № 1443 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольнонадзорных органов»11. Дополнительно см. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ за

2011 г. (Российская газета 27.03.2013); Приказ МВД России от 20.10.2011 № 1090 «Вопросы

информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России»12 (эти основные аспекты не учтены в учебниках ведомственных образовательных учреждениях МВД России).

Таким образом, к основным факторам, способствующим нарушению законности в деятельности сотрудников полиции, следует отнести: правовые (в том числе и международные),

нормативных правовых актов. Оперативный мониторинг проводится в течение первого года действия нормативных правовых актов России, выполнения решений КС РФ и постановлений ЕСПЧ. Мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, законов, основ законодательства, постановлений Правительства, Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ, постановлений и указов Президиума последнего, указов Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных госорганов и организаций. При осуществлении мониторинга учитывается также практика применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих действие на территории России. В рамках мониторинга по вопросам выполнения решений КС РФ и постановлений ЕСПЧ обобщается, анализируется и оценивается практика выполнения данных судебных актов. При осуществлении мониторинга используется практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, деятельности госорганов, информация о практике применения нормативных правовых актов РФ от Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при ЕСПЧ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, а также из Общественной палаты РФ, организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона, сведения из иных источников (СЗ РФ от 29 августа 2011 г. № 35 ст. 5081).

11 Для защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля создается федеральная государственная информационная система «Мониторинг деятельности контрольнонадзорных органов». Регламентирован порядок ее формирования и ведения. Оператором системы является Минэкономразвития России. В системе размещаются отчеты и доклады органов власти об осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора) и его эффективности, а также иные материалы по этой теме. Данные хранятся в системе 10 лет. Прописан порядок обеспечения доступа органов власти к материалам, содержащимся в системе. Предусмотрены меры по защите данных от повреждений или утраты. Текст опубликован в СЗ РФ от 7 января 2013 г. № 1 ст. 39.

12 Данным же приказом утверждены: Положение о мониторинге правоприменения в системе МВД России; Инструкция по работе с автоматизированной аналитической информационной системой мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности ОВД РФ и ВВ МВД России; Инструкция по работе с автоматизированной информационно-поисковой системой ведения контрольнонаблюдательных дел по сопровождению проектов НПА и планов правоподготовительных работ; Инструкция о порядке эксплуатации специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Юрист»; Инструкция о порядке эксплуатации специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Юрист-Регион»; Типовая инструкция о порядке эксплуатации автоматизированной информационно-поисковой системы «Правовые акты МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам РФ»; Инструкция о порядке представления информации для формирования и использования автоматизированной информационно-поисковой системы «Юридические консультации»; Инструкция о порядке ведения систематизированного учета правовых актов в системе МВД России; Классификатор систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России.

политические, экономические, организационные, интеллектуальные, социально-психологические

факторы.

Тем самым, в ходе реформирования МВД России произошли значительные позитивные изменения. И понятия о законности на 2013 год в России совершенствовались закономерно (в любых вариантах их толкования (определение)). Что же касается практики, то проведенный анализ обзоров состояния служебной (в том числе дорожно-транспортной) дисциплины и законности в территориальных органах УОВД по Курганской области и подразделениях ТОВД по данной области за последние годы показывает, что основными причинами роста количества нарушений служебной дисциплины, высокого уровня правонарушений среди личного состава ОВД области являются: отсутствие действенного контроля со

стороны непосредственных руководителей за служебной деятельностью подчиненных сотрудников, их поведением на службе и в быту. Ряд руководителей не замечают негативные тенденции происходящих в подчиненных подразделениях, не могут принять действенных управленческих решений по мобилизации подчиненных на добросовестное исполнение служебных обязанностей; низкий уровень организации работы с личным составом по укреплению законности и служебной дисциплины, присутствие поверхностного анализа состояния дисциплинарной практики, формальный подход к выработке управленческих мер по предупреждению правонарушений среди личного состава.

Например, за упущения в организации работы с личным составом по укреплению служебной

дисциплины и законности, профилактике правонарушений в данном регионе к дисциплинарной ответственности в 2012 году привлечено 66

руководителей различного уровня (из них: 9 из отделов и подразделений областного аппарата, 57 из территориальных ОВД).

Слабые знание сотрудниками подразделений ОВД области нормативно-правовых документов, регламентирующих их служебную деятельность. Так, в августе и сентябре 2012 г. проведено тестирование сотрудников, за которыми закреплен служебный автотранспорт, по знанию правил дорожного

движения. Из 1060 человек тестирование прошли 1047. Сотрудники, получившие неудовлетворительные оценки отстранены от управления служебным автотранспортом. Отсутствие принципиальной оценки действий подчиненных со стороны непосредственных руководителей, нежелание разбираться в причинах и условиях происходящих чрезвычайных происшествий среди личного состава. А также неэффективное использование потенциала комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике, серьезные упущения в оценке деловых и личных качеств кандидатов при приеме на службу в ОВД, отсутствие системы работы по своевременному выявлению нравственно-психологической деформации личности сотрудников. Так, по отрицательным основаниям из ОВД УМВД России по Курганской области уволено 44 сотрудника, из них 13 за нарушения служебной дисциплины, связанные с употреблением спиртных напитков.

Несомненно, основанием для разработки мероприятий по укреплению служебной дисциплины и

законности в ОВД РФ послужило решение коллегии МВД России от 15.03.2012 № 2 КМ «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации», объявленного приказом от 26.03.2012 № 211. Министерством в 2012 году разработан комплекс мероприятий, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности. К ним относятся: мероприятия, направленные на нормативнометодическое обеспечение работы по укреплению служебной дисциплины и законности в ОВД РФ: разработаны и вступили в действие: Указ Президента России от 14.10.2012 № 1377 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ», приказы МВД России: от 10.08.2012 № 777 «Об организации морально-психологической подготовки органах внутренних дел РФ», от 18.05.2012 № 522 «Об утверждении порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство», от 25.06.2012 № 630 «Об утверждении порядка временного отстранения сотрудников органов внутренних дел РФ от выполнения служебных обязанностей»;

разрабатываются проекты приказов МВД России: «Об утверждении Типового положения о собраниях рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел РФ», «Об утверждении порядка

приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел РФ», «О порядке применения к сотрудникам органов внутренних дел РФ мер поощрения»; подготовлен комплект учебных пособий для сотрудников и методических рекомендаций для руководителей по вопросам работы по укреплению служебной дисциплины и законности в ОВД: «Организация работы с личным составом: документы и материалы», по заказу ДГСК МВД России Академией управления МВД России в семи частях выпущены учебные пособия «Административное

регламентирование деятельности МВД России», «Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел РФ», «Организация работы по

укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел РФ», «Организация профилактики суицидных происшествий среди личного состава органов внутренних дел РФ», «Психологопедагогические основы и методики работы по

укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел РФ» и др.

В развитии законности (правосознания) играют также и мероприятия, обеспечивающие разработку и внедрение: методики изучения, анализа и оценки морально-психологического состояния личного состава, состояния психологического климата в служебных коллективах; программы моральнопсихологического обеспечения учебно-

воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России и центрах профподготовки на весь период обучения; мероприятия, обеспечивающие работу портала ДГСК МВД России в единой информационной телекоммуникационной системе ОВД с еженедельным обновлением информации по вопросам организации работы по укреплению служебной дисциплины и законности; создание электронной библиотеки научных и учебнометодических изданий, диссертационных

исследований, обзоров научной информации и иных публикаций по вопросам укрепления служебной дисциплины и законности в системе МВД России и правоохранительных органов зарубежных государств. И мероприятия, направленные на совершенствование работы с кадрами органов, организаций и подразделений оВд.

В целях укрепления профессионального кадрового ядра органов, организаций и подразделений системы МВД России, совершенствования организационноштатной структуры подразделений по работе с личным составом, осуществляющих реализацию задач в сфере организации и проведения работы по профилактике и предупреждению правонарушений и чрезвычайных происшествий среди сотрудников, укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава проанализирован качественный состав подразделений по работе с личным составом органов, организаций и подразделений системы ОВД РФ, разработаны и представлены предложения по формированию в 2012-2013 годах кадрового резерва МВД России для назначения на должности начальников территориальных ОВД на районном уровне.

Таким образом, проблема укрепления служебной дисциплины и законности в ОВД имеет непреходящую актуальность и требует постоянного анализа и осмысления. И институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Так, анализ всех поступивших в подразделения УМВД и территориальные органы МВД России на районном уровне обращений граждан показал, что количество жалоб на неправомерные действия сотрудников ОВД в

2012 году возросло на 16,3% и составило 1915 (АППГ

- 1646). Однако, эффективная организация

своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, направленная на реализацию их законных интересов, позволила выявлять наиболее острые проблемы, складывающихся на тех или иных участках служебной деятельности способствовала поднятию престижа полиции среди населения.

В настоящее время укрепление законности, дисциплины и уставного порядка являются решающими факторами повышения эффективности управления в системе ОВД и соблюдения всеми сотрудниками полиции требований Приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России». Они обеспечивают результативность оперативнослужебной и служебно-боевой деятельности, определяют направление деятельности каждого руководителя в современных условиях, что является необходимым условием развития авторитета власти на местах - полиции (ОВД РФ).

Список литературы:

1. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. Курс лекций. М.: МВД России. Департамент кадрового обеспечения. 2009. 231 с.

2. Административное право России. Курс лекций. Под ред. дот. юр. наук. Профессора Н.Ю. Хаманевой. Изд-во Проспект, 2007. 704 с.

3. Адаминистративно-процессуальное право Германии. Закон об административном производстве. Книга 4. М.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007. 243 с.

4. Васильев Ф.П., Булатова Л.А. - зам. директора по

учебно-воспитательной работе Средней

образовательной школы № 11 г. Рубцовска (Алтайский край), Проблемы правового воспитания детей в современной России. // М.: Журнал № 3 2012 г. Защити меня. С. 34-36.

5. Васильев Ф.П., Булатова Л.А., Мусаев М.Г. Правовое воспитание в России и как его преодолеть?//Ежемес. жур. Вестник Московского университета МВД России. № 1-2013. С. 54-58.

6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: изд-во Омега-Л, 2006. 586 с.

7. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 3. Исполнение государственных функций // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012. - 271 с.

8. Дашко М.Н., Бережкова Н.Ф. Этические нормы военнослужащего внутренних войск МВД России // Полиция России: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции Том 1. Нижний Новгород. 2012. С. 277-286.

9. Бережкова Н.Ф. Совершенствование административноправовых норм современной России.

Административное право и процесс (Журн. ВАК) № 7 2012. С. 67-69.

10. Бережкова Н.Ф. Этические нормы в противостоянии коррупции в условиях глобализации. // Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации: материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: Пограничная академия ФСБ России,

2012. С. 235-235.

11. Бережклва Н.Ф.Присяга в системе правоохранительных органов и её толкование. /Право и государство: теория и практика. Научно-практический и информационноаналитический ежемесячный журнал (ВАК). М.: № 3.,

2008. С. 102-103.

12. Совместно с Васильевым Ф.П. Становление и развитие процесса принятия присяги в системе государственных органов в России. /Журнал Государственная власть и местное самоуправление № 3. 2005. М.: С. 24-25.

13. Дерешко Б.Ю., Кибакин С.М. Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. Под общ. ред. канд. пед. наук. В.Л. Кубышко. 2008. 312 с.

14. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. 2003. 420 с.

15. Кубышко В.Л., Дерешко Б.Ю. Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2008-2009 гг.): Сборник. /Под общ. ред. Доктора пед. наук. док. юр. наук, профессора В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 368 с.

16. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: «Наука», 1986. 448 с.

17. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М.: Изд-во СГУ, 2009. 550 с.

Reference list:

1. Guarantee of rights and freedoms of man and citizen in the activity of the organs of internal affairs. Course of lectures. M.: MVD of Russia. Department of cadre guarantee. 2009. 231 s.

2. Administrative right of Russia. Course of lectures. Edited by. reinforced-concrete pillbox. Jurassic. sciences. Professors OF N.YU. Khamanevoy. Publishing house is prospectus, 2007. 704 s.

3. Adaministrativno- processual right of Germany. Law about the administrative production. Book 4. M., 2007. 243 s.

4. Vasil'yev F.P., bulatova L.A. - the substitute director from the education and teaching work of the average educational

school of № 11 g. [Rubtsovska] (Altai edge), the problems of the lawful training of children in modern Russia. // M.: Periodical of № of 3 2012 g. Protect me. S. 34-36.

5. Vasil'yev F.P., Bulatova L.A., Musaev M.G. Lawful training in Russia and as it to overcome? //[Ezhemes]. [zhur]. Herald of Moscow University MVD of Russia. № 1-2013. S. 54-58.

6. Atamanchuk G.V. Theory of state administration. Course of lectures. M.: publishing house Omega- L, 2006. 586 s.

7. Vasil'yev F.P. Administrative regulation of the activity MVD of Russia. Teaching aid. Seven parts. Part of 3. Performance of state functions // M.: [tSoKR] [DGSK] MVD of Russia, 2012. - 271 s.

8. Dashko M.N., Berezhkova N.F. Ethical standards of the soldier of the internal troop of Ministry of Internal Affairs of Russia // the police of Russia: yesterday, today, tomorrow. Collection of the scientific works based on materials of international practical-scientific conference Tom 1. Nizhniy Novgorod. 2012. S. 277-286.

9. Berezhkova N.F. Improvement of the administrative-legal standards of modern Russia. Administrative right and process (jour. [VAK]) № 7 2012. S. 67-69.

10. Berezhkova N.F. Ethical standards in the opposition to corruption under the conditions of globalization. // globalization as multidimensional process and its influence on the national security of the Russian Federation: the materials of intercollegiate practical-scientific conference. -M.: Boundary academy the FSB of Russia, 2012. S. 235235.

11. Berezhklva Of n. F. Prisyaga in the system of law-enforcement agencies and its interpretation. /[Pravo] and the state: theory and practice. Practical-scientific and information- analytical monthly periodical ([VAK]). M.: № 3,

2008. S. 102-103.

12. Together with Vasil'yev F.P. Formation and the development of the process of adopting the oath in the system of public organs in Russia. /[Zhurnal] power of the state and the local self-guidance of № 3. 2005. M.: S. 2425.

13. Dereshko B.YU., Kibakin S.M. Reformation of the system of educational work in the educational establishments MVD of Russia. Hearth is general. ed. Cand. [ped]. sciences. [V].[L]. Money box. 2008. 312 s.

14. Korkunov N.M. Lectures on the general theory of right. St. Petersburg. 2003. 420 s.

15. Money box V.L., Dereshko B.YU. Work with the personnel in the organs of internal affairs (documents and materials 2008-2009 yr.): Collector. /[Pod] is general. ed. Doctors of [ped]. sciences. doc. Jurassic. sciences, the professor OF [V].[YA].

16. Kikotya. M.: [TSOKR] MVD of Russia, 2009. 368 s.

17. Kudryavtsev V.N. Law, act, responsibility. M.: «Science», 1986. 448 s.

18. Maltsev G.V. Moral basis of right. M.: Publishing house [SGU], 2009. 550 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.