Научная статья на тему 'Современные неценовые методы конкурентной борьбы фирмы в условиях рыночной экономики'

Современные неценовые методы конкурентной борьбы фирмы в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрищенко Н. М.

В статье рассматриваются особенности современных неценовых групп методов конкурентной борьбы фирмы на современном этапе. В частности, методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет повышения ее потребительской ценности, методы влияния и давления на своих конкурентов, методы поддержания и повышения своей общественной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные неценовые методы конкурентной борьбы фирмы в условиях рыночной экономики»

Список литературы:

1. Асаул А.Н., Старинский В.Н. Рынок недвижимости ~ новая социально-экономическая реальность. - СПб, 2008. - 436 с.

2. Закон Орловской области от 05.06.2003 № 331-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области»(с изм. и доп.) // СПС «Гарант».

3. Постановление Правительства Орловской области от 22.11.10 № 400 «О нормативной цене земли на 2011 год. // СПС «Гарант»

4. www.rosreestr.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ © Петрищенко Н.М.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

В статье рассматриваются особенности современных неценовых групп методов конкурентной борьбы фирмы на современном этапе. В частности, методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет повышения ее потребительской ценности, методы влияния и давления на своих конкурентов, методы поддержания и повышения своей общественной ценности.

Конкурентная борьба является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов. Участниками конкурентной борьбы являются фирмы, которые соперничают друг с другом за рынки сбыта, лучшие условия покупки или продажи и т.д.

К современным неценовым относятся следующие группы методов конкурентной борьбы фирмы [2]:

- методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет повышения ее потребительской ценности;

- методы влияния и давления на своих конкурентов;

- методы поддержания и повышения своей общественной ценности.

Первая из указанных выше групп включает в себя действия по внедрению на рынок новых товаров и услуг, а также товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.

* Доцент кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти», кандидат экономических наук, доцент.

Принимая решение о такого рода преобразовании своего товарного предложения, фирмы должны серьезно просчитать возможные изменения издержек производства и цен, чтобы, добившись неценовых конкурентных преимуществ, не растерять ценовые выгоды. Руководству фирмы не следует забывать, что коридор возможностей данной фирмы по созданию и поддержанию конкурентных преимуществ ограничен.

Внедрение на рынок новых товаров и услуг называется дифференциацией товаров. Принимая целевую установку на дифференциацию товаров или услуг, фирмы ориентируются на текущий относительно неудовлетворенный спрос, а также на прогноз изменения совокупности клиентских предпочтений и модификации концепции выпускаемых товаров. Делая ставку на данный метод неценовой конкуренции, компании создают новую товарную корзину, либо улучшают существующую. При этом они могут дифференцировать группы клиентов и даже формировать новые секторы рынка.

Важную роль в стимулировании сбыта играет прямая и косвенная реклама товаров и услуг [1]. Рекламные усилия, безусловно, дифференцируют каналы сбыта товаров и услуг в том смысле, что они повышают их эффективность. Коммерческая пропаганда товаров с целью стимулирования их продажи, содержащая избирательную информацию о данных товарах и формирующая положительное представление покупателей о них, является специфическим и очень действенным методом неценовой конкуренции. Обеспечивая достижение осведомленности потенциального покупателя о продаваемых продуктах, и инициируя его заинтересованность в приобретении, реклама может, конечно, выступать и как метод недобросовестной конкуренции. Так происходит, когда реклама содержит заведомую ложь, а также когда ее средства направлены на дискредитацию других субъектов бизнеса.

Дифференциация каналов сбыта в качестве неценового метода конкурентных действий включает такие, к примеру, приемы, как:

- поворот каналов сбыта навстречу потребителям, например, сбыт предметов питания в местах работы;

- формирование, в зависимости от обстоятельств, сети розничной торговли через специализированные магазины или, напротив, через универмаги и супермаркеты;

- создание сетей сбыта товаров посредством торговли по приглашению, формирование особой категории VIP потребителей, мнение которых особенно важно в процессе создания общественной репутации компании;

- создание сети франшиз в дополнение к имеющейся сбытовой сети компании, которые своими самостоятельными действиями могли бы стимулировать потребительский интерес к данной компании;

- экспансия предпринимательской фирмы на новые рынки через местных агентов;

- создание сбытовой сети, состоящей из эксклюзивных дистрибьюторов, обладающих исключительно высокой репутацией в глазах местных потребителей.

Следует выделить также качественную дифференциацию предлагаемых товаров и услуг. В условиях высокой степени насыщенности рынка главным критерием конкурентоспособности товара и потребительской ценности компании оказывается именно качество. Улучшение качества товаров состоит:

- в достижении субъектом бизнеса набора качественных характеристик товара, которые превосходили бы аналогичные характеристики продукции фирм конкурентов в глазах различных групп покупателей;

- в формировании им системы качества процесса и результатов деятельности;

- в успешной реализации предпринимательской фирмой программы полного управления качеством.

Конечно, потребители заинтересованы именно в постоянном улучшении качества товаров и услуг, однако не следует забывать о том, что методы неценовых конкурентных действий применяются фирмами в сочетании с ценовой конкуренцией. Между тем, улучшение качества товаров всегда сопряжено с увеличением издержек предпринимательской фирмы на создание продукции, и это надо учитывать при формировании системы конкурентных преимуществ. Качественная дифференциация товаров и услуг всегда оборачивается и дифференциацией цен на данные товары и услуги. Поэтому, предлагая потребителям разные по качеству и ценам товары, субъекты бизнеса добиваются конкурентных преимуществ и высокой потребительской оценки на разных сегментах рынка данных товаров.

Неценовое соперничество партнеров по бизнесу выступает как предпосылка их ценового и неценового соперничества с прямыми конкурентами за внимание потребителей. Ряд отмеченных выше методов конкурентных действий в отношении контрагентов характерен и для их столкновения с прямыми и условно-прямыми конкурентами. Методы влияния и давления на них составляют следующую группу методов неценовой конкурентной борьбы.

К указанной группе методов конкуренции отнесем [3]:

- пропаганду и контрпропаганду в отношении конкурентов;

- заключение договоров с партнерами по цепочкам ценностей или с другими конкурентами о совместном противостоянии общим соперникам;

- приобретение или присоединение фирмы-конкурента в целях подавления его деловой деятельности;

- сбор важной, в том числе конфиденциальной информации о конкурентах и использование ее в своей собственной деятельности (экономическая разведка);

- переманивание наиболее ценных работников фирмы-конкурента, в том числе специалистов, владеющих профессиональными секретами, что ведет к уменьшению конкурентного потенциала фирмы-конкурента и увеличению собственного конкурентного потенциала.

Немалая часть указанных методов конкурентной борьбы обычно относится к недобросовестной конкуренции. Вышеприведенные методы могут использоваться конкурентами, и практически ими используются практически во всех видах и по всем направлениям конкурентных действий.

Последней группой методов являются методы поддержания и повышения субъектами предпринимательского бизнеса общественной репутации и общественных оценок деловой деятельности. К их числу следует отнести:

- влияние на установление и определение норм и правил взаимодействия с конкурентами на различных рынках;

- участие в различных некоммерческих мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс;

- использование разнообразных PR коммуникаций для формирования благоприятного внешнего имиджа.

Указанные методы неценового соперничества благотворно влияют на поведение потребителей и служат, хотя и косвенно, фактором привлечения их внимания, признаком конкурентного преимущества, реализовать которое можно, как мы помним, лишь вступив в сделку с таким общественно ценным субъектом предпринимательского бизнеса. Данные методы могут применяться в рамках любых видов конкурентных действий, но обычно они сопутствуют наступлению, контрнаступлению и отвлекающим конкурентным действиям.

Таким образом, любая фирма, прибегая к различным методам конкурентной борьбы, стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности. Основу соперничества составляет борьба за дифференцированный спрос и фирмы в современных условиях ориентируются в первую очередь на учет динамики потребительских ожиданий. В рамках этого определяются направления и пути снижения издержек и уменьшение цены.

Список литературы:

1. Конкуренция на товарных и финансовых рынках России. Влияние конкуренции на инновации / Под ред. М.В. Щербины. - М.: ТрансЛит, 2011.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2010.

3. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. - М., 2010.

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА © Чащин В.В.*

Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург

Адаптация персонала сегодня по праву считается одним из основных элементов как системы управления персоналом, так и системы управ-

* Ректор, доцент кафедры Социально-экономических наук, к.э.н., к.ф.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.