Научная статья на тему 'Современные научные исследования рынка образовательных услуг в контексте педагогической герменевтики'

Современные научные исследования рынка образовательных услуг в контексте педагогической герменевтики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION SERVICES / EDUCATION SERVICES MARKET / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцева Вероника Михайловна

Обобщенно охарактеризован спектр исследований проблематики рынка образовательных услуг. Результаты контент-анализа научных исследований последних полутора десятков лет представлены в контексте педагогической герменевтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовцева Вероника Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RESEARCH WORKS OF THE EDUCATION SERVICES MARKET THROUGH THE PEDAGOGICAL HERMENEUTICS

The article outlines the range of research works dealing with the education services market. The results of the content analyses of the research works published in the last 15 years is presented through the pedagogical hermeneutics.

Текст научной работы на тему «Современные научные исследования рынка образовательных услуг в контексте педагогической герменевтики»

УДК 338.46:37.014.54

В. М. Ростовцева

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Обобщенно охарактеризован спектр исследований проблематики рынка образовательных услуг. Результаты контент-анализа научных исследований последних полутора десятков лет представлены в контексте педагогической герменевтики.

Ключевые слова: образовательная услуга, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, профессиональное образование.

Появление феномена «образовательная услуга» обусловило значимость такого явления, как «рынок образовательных услуг» (РОУ). Это рынок, на котором происходит обмен образовательных услуг между теми, кто их предоставляет, и потребителями. Закономерности и особенности социально-экономического развития общества, новая образовательная парадигма, современные тенденции в системе профессионального образования позволяют заявлять не только о возрастающей роли взаимосвязи образования и науки, науки и производства, но также образования и производства [1], об «экономике знаний». Следствием этого становится проникновение рыночных отношений в сферу образования, возникает новый вектор развития образовательных учреждений, обусловленный их позиционированием на рынке образовательных услуг. Успешное освоение рынка становится залогом выживания, становления конкурентоспособности, развития его субъектов. В связи с этим современная наука откликнулась на потребность исследования феномена РОУ. Цель предлагаемой статьи заключается в том, чтобы в обобщенном виде охарактеризовать спектр исследований проблематики РОУ В качестве инструмента для достижения поставленной цели выбран контент-анализ целенаправленных научных исследований, выполненных за период последних полутора десятков лет. Интерпретация полученных результатов представлена в контексте педагогической герменевтики, которая позволяет рассматривать любые явления реальной действительности с позиции их ценности для образовательной практики и педагогики в целом.

Контент-анализ показал, что целесообразно выделить два периода в истории изучения феномена рынка образовательных услуг - до 2002 г. и с 2003 г. по настоящее время. С одной стороны, в плане продолжительности эти периоды приблизительно равны по количеству лет (7-8 лет каждый); с другой стороны, они сопоставимы относительно некоторых качественных изменений, получивших отражение в научных исследованиях РОУ. Наибольший научный интерес к этой теме прояв-

ляется в 2003-2009 гг.: по сравнению с периодом 1997-2002 гг. количество выполненных диссертаций утроилось (22 и 70). Безусловно, подавляющее большинство работ сделано в рамках экономических наук, что вполне объяснимо, так как «рынок» - явление экономическое. Тем не менее заслуживает внимания тот факт, что появляется новый «неэкономический» вектор изучения рынка образовательных услуг, выполняются научные исследования в сфере других наук.

В 2006 г. в контексте психологических наук Е. Н. Пестова обращается к вопросу о мотивах выбора молодежью вуза на рынке образовательных услуг. С позиций социологии А. В. Тимошиным (2008) и Т. Е. Макеевой (2009) рассматриваются социально-экономические аспекты и пути регулирования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. И. А. Анисимова (2009) обосновывает закономерности и особенности поведения потребителей на рынке образовательных услуг на примере вузов отдельного региона. В области технических наук Р. У. Стативко (2009) предлагает решение ряда проблем по обеспечению системы поддержки принятия решений для управления деятельностью регионального вуза на рынке образовательных услуг. В диссертациях по педагогике РОУ как объект или предмет исследования не ставился, однако те авторы, которые предлагают решение ряда вопросов в контексте компетентност-ного подхода, диверсификации образования и вариативности образовательных услуг, опираются на отдельные положения о РОУ, разработанные в рамках социально-экономических наук.

Таким образом, в хронологическом плане изучение проблематики рынка образовательных услуг сохраняет свою актуальность и характеризуется расширением спектра научных направлений.

Обратимся к содержательному аспекту выполненных исследований и перечислим ключевые вопросы научных работ. Полученные результаты могут быть сгруппированы следующим образом.

Согласно экономическим исследованиям, рынок образовательных услуг представляет собой единую иерархическую систему с прочными взаи-

мосвязями и определенными пропорциями между секторами, при этом он сам является составной частью рынка услуг, который, в свою очередь, входит в структуру товарного рынка как элемент всей рыночной системы. Одним из инструментов управления рынком труда признается определение потребности в конкретных товарах или услугах. Следовательно, определение потребности рынка в образовательных услугах призвано обеспечить повышение уровня сбалансированности между спросом и предложением. Поэтому исследуется взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг (Г Н. Макушева (2002), А. Ю. Палкин (2003)).

Место рынка образовательных услуг в системе рынков и его специфика раскрыты в работе А. А. Давыдовой (2008), а М. А. Копытов подчеркивает, что выявление перспектив развития рынка труда позволяет более четко обозначить основные направления модернизации российского начального профессионального образования, что в итоге служит повышению его качества и способствует профессиональной и социальной адаптации учащейся молодежи на рынке труда [2]. Понимание сущности взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг важно для реализации современного компетентностного подхода в образовании, создания нового программного (научно-методического, научно-технического) обеспечения учебного процесса и подготовки конкурентоспособных специалистов.

Образовательные услуги, предлагаемые высшими учебными заведениями, имеют многоуровневую природу и удовлетворяют индивидуальным потребностям обучающихся, работодателей и общественным потребностям. На практике образовательные услуги - это программы обучения, которые гарантируются соответствующими стандартами подготовки и могут предлагаться в дополнение к основной образовательной программе с целью повышения культурного, интеллектуального, общеобразовательного и профессионального уровней обучающихся. Разработка таких программ и внедрение их в образовательный процесс свидетельствуют о стремлении образовательных учреждений развивать собственное конкурентное преимущество, в том числе посредством формирования конкурентоспособности будущих выпускников на отраслевом рынке труда. Например, анализ конкурентоспособности учителя в современном обществе, предпосылки ее проявления, а также характеристику процесса ее формирования предлагает В. Н. Мезинов [3]. Организационно-экономический механизм предоставления дополнительных образовательных услуг на примере языковой подготовки показан в диссертационном исследовании О. О. Ломакиной (2000). Однако, как справед-

ливо отмечает В. А. Ковалев (2004), организационный аспект предоставления образовательных услуг не должен полностью подчиняться диктату потребителя.

Большое количество работ посвящено формированию собственно рынка образовательных услуг, методологическим аспектам, предпосылкам, факторам, механизмам этого процесса: Л. И. Гончаро -ва (1997) С. М. Немцева (1998), О. М. Тетерюкова (1998), О. И. Фокина (1998), И. Г Давыденко (2000), Д. В. Маслов (2002), М. А. Иваненко (2003), Р. М. Ху-тов (2003), А. А. Кузьмина (2006) и др. В связи с коммерциализацией образования ставятся вопросы по формированию рынка образовательных услуг негосударственной высшей школы (А. И. Щербаков, 1997) и по доступности высшего образования в условиях становления рынка образовательных услуг (Т. П. Евсеенко, 2005). Обоснование закономерностей и особенностей формирования и развития рынка образовательных услуг предлагают в своих диссертациях Л. В. Захарова (2002), А. Г. Коваленко

(2004), И. И. Газиев (2006), Е. М. Николаева (2006), А. С. Тебуева (2007) и др.

Следующая группа научных исследований затрагивает различные аспекты развития РОУ: институционально-экономическую структуру и тенденции развития (Л. А. Лозовова, 2004); сущность процесса трансформации рынка образовательных услуг (Е. В. Бурденко, 2004; В. А. Самойлов, 2005; М. В. Гречко, 2006 и др.); экономические условия (Ю. П. Каратеев, 2004; О. И. Чубарова, 2002; И. А. Волошина, 2003 и др.), вопросы стратегии и тактики (А. В. Аралов, 1999; В. Н. Зотов, 1997; Л. Ф. Мар-темьянова, 2000; Н. В. Третьякова, 2004 и др.).

Различные вопросы в отношении прогнозирования, мониторинга, оценки рынка образовательных услуг поднимают С. А. Мамонтов (1999), М. В. Маркова (2003), О. В. Прохорова (2003), А. Е. Софронов

(2003), В. М. Тигунцев (2003), И. В. Кузнецова (2004), Ю. И. Гущина (2006), В. А. Дворников (2007), Л. В. Ива-нютина (2007). А. В. Ковалев анализирует роль потребителя как субъекта рынка образовательных услуг (2004). В диссертационной работе Е. Ю. Шур-киной обоснована специфика конкурентных отношений на российском рынке образовательных услуг на примере высшего образования. Разные проблемы регулирования рынка образовательных услуг ставят Е. Г Гущина (2000), Ш. М. Алиев (2003), Т. В. Астафьева (2006), В. В. Метлюк (2006), в том числе в отношении управления интеллектуальной собственностью РОУ (М. А. Антонова, 2006).

Проблемы инноватики обусловили появление целого направления научных исследований в различных областях знаний. Диссертации, посвященные РОУ, не являются исключением. Например,

С. М. Пикин (2003) обосновывает пути и средства

осуществления инновационного управления рынком образовательных услуг в системе высшего профессионального образования; М. В. Тумашов (2006) обращает внимание на развитие РОУ для малых инновационных предприятий в Российской Федерации.

Ряд научных работ обосновывает диалектическую взаимосвязь РОУ и профессионального образования: изучению конъюнктуры рынка в сфере высшего профессионального образования посвящена научная работа А. Д. Барабановой (2007). Д. Ф. Динмухаметова (2001) исследует влияние РОУ на систему подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Достаточно большое внимание уделяется стратегии развития вузов и управления ими в условиях развития рынка образовательных услуг, в частности, это диссертации В. Н. Зотова (1997), А. В. Аралова (1999),

Н. Р. Патлис (2000), Н. И. Кравченко (2002), Э. Н. Омарова (2004), А. А. Швагиревой (2004), Е. А. Измайловой (2005), Л. Ф. Мартемьяновой (2007) и др. Т. В. Старостина (2003) предлагает анализ отдельных экономико-организационных аспектов адаптации вуза к рынку образовательных услуг.

Пути повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг являются объектом, предметом еще одной группы научных исследований. В. Н. Зотов (1997), Н. В. Кирюшкина (1994), О. А. Костенко (2000) и некоторые другие авторы исследуют стратегии поведения вузов на РОУ В условиях реформирования российской экономики высшие учебные заведения становятся субъектами рыночных отношений и превращаются в многопрофильную организацию, занимающуюся учебной, научно-исследовательской, научно-практической, консультационной, коммерческой и посреднической деятельностью. Вузы начинают проявлять повышенный интерес к идее создания малых предприятий, инновационных фирм; по отдельным видам работ возникают временные творческие коллективы. Следствием перечисленных выше обстоятельств становится появление в структуре вуза новых подразделений,

цель которых ускорить процесс адаптации к условиям рынка. Поэтому вполне закономерным является появление отдельных научных исследований в области управления предпринимательской деятельностью высших учебных заведений (Э. О. Ца-турян, 2004).

Выход образовательных учреждений на рынок ставит перед ними важную задачу обеспечения конкурентоспособности предлагаемых образовательных услуг. С этой целью Л. А. Суворовой

(2004) специально разрабатываются пути ее формирования, М. И. Поляковым (2004) - модели и методы оценки. Все чаще высказывается мнение и доказывается значимость предпринимательского аспекта деятельности. В этом плане также можно отметить диссертационные работы Н. М. Куршие -вой (2003), Е. В. Белоусовой (2005), И. А. Ивченко

(2005), О. В. Орловой (2007) и др.

В контексте педагогики проблематика РОУ поднимается косвенно. Авторы научных работ по этой теме ставят целью вопросы педагогического проектирования учебного процесса в связи с необходимостью разрабатывать, осваивать, внедрять новые образовательные программы и стандарты, содержание которых ориентируется на компетенции, востребованные современным рынком труда. Поэтому выбор компетенций, обоснование актуальности и требований к содержанию программ, интерпретация особенностей организации учебного процесса обусловлены, в сущности, потребностями рынка образовательных услуг.

В качестве заключения важно подчеркнуть, что спектр научных исследований феномена рынка образовательных услуг достаточно широк. Несмотря на то, что большинство работ выполнено в рамках экономических наук, появление диссертаций в области психологических, социологических наук свидетельствует о наличии еще не изученного потенциала РОУ, и благодаря средствам педагогической герменевтики становится возможным научно обосновывать новые пути и средства совершенствования различных уровней современного профессионального образования.

Список литературы

1. Корниенко А. А., Цапко Е. А. Технологический трансфер, современный университет и промышленность - контуры нового синтеза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 2. С. 73-75.

2. Копытов М. А. Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к трудовой и социальной адаптации на рынке труда: аналитический обзор // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10. С. 77-81.

3. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3. С. 31-35.

Ростовцева В. М., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: vico1@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.01.2012.

V M. Rostovtseva

MODERN RESEARCH WORKS OF THE EDUCATION SERVICES MARKET THROUGH THE PEDAGOGICAL HERMENEUTICS

The article outlines the range of research works dealing with the education services market. The results of the content analyses of the research works published in the last 15 years is presented through the pedagogical hermeneutics.

Key words: education services, education services market, competitiveness, professional education.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: vico1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.