Научная статья на тему 'Современные модульные технологии подготовки квалифицированных специалистов'

Современные модульные технологии подготовки квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуляков Л.В., Жаренков П.В.

Рассматривается проблема оптимизации подготовки студентов, использования активных форм обучения. Модульное обучение направлено на индивидуализацию учебного процесса, его основой является обучающий модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий студента, рекомендации преподавателя по ее успешной реализации. Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг усвоения студентами содержания учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные модульные технологии подготовки квалифицированных специалистов»

Список литературы:

1. Абдулов Р.М., Абдулова Е.В.Применение современных информационных коммуникационных технологий при формировании инженерного мышления в процессе обучения физике [Электронный ресурс] // Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы международ. научно-практич. конференции, апрель 2016 г. - Режим доступа: http://ifit. uspu.ru/konferencii/137-sekcii/875-primenenie-sovremennyh-informacionnyh-kommunikacionnyh-tehnologij-pri-formirovanii-inzhenernogo-myshlenija-v-pro-cesse-obuchenija-fizike.

2. Бальцер Э.П., Портнягин И.А., Шарипова Э.Ф. Развитие логического мышления у учащихся начальных классов в секции «Робототехника» при изучении программирования роботов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 47. - С. 101-105.

3. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: III ПУ 2010. - 56 с.

4. Ершов М.Г. Использование элементов робототехники при изучении физики в общеобразовательной школе // Пермский педагогический журнал. -2011. - № 2. - С. 86-90.

5. Малых Г.И., Осипов В.Е. История и философия науки и техники: методические указания. - Иркутск: ИрГУПС, 2008. - 91 с.

6. Петрова А.А., Петрова И.А. Самостоятельная работа студентов в условиях информационнообразовательной среды // «Молодежь и наука XXI века. XV (Международный) форум студентов, аспирантов и молодых ученых Материалы научно-практической конференции Красноярск, 19-26 мая 2014 г. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 514 с. -С. 342-349.

7. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления -основа повышения качества образования: учебное пособие / МАДИ (ГТУ). -М., 2007. - 295 с.

СОВРЕМЕННЫЕ МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Шуляков Л.В.1, Жаренков П.В.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Республика Беларусь, г. Горки

Рассматривается проблема оптимизации подготовки студентов, использования активных форм обучения. Модульное обучение направле-

1 Доцент кафедры Сельского строительства и обустройства территорий.

но на индивидуализацию учебного процесса, его основой является обучающий модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий студента, рекомендации преподавателя по ее успешной реализации. Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг усвоения студентами содержания учебного материала.

Ключевые слова: инновации, модульное обучение, модуль, компьютерные технологии, мониторинг.

Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения. Модульное обучение - это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

В отечественной литературе наиболее полно основы модульного обучения изложены П. Юцявичене в монографии [2], а в книге [3] П.И.Третьякова сущность модульного обучения. К его ведущим принципам относятся принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов.

Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм

осуществления процесса обучения [4]. Учебные модули могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для развития и самовыражения личности.

Цель технологии модульного обучения, создание условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. К специфическим особенностям модульного обучения можно отнести следующие:

- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях);

- наличие возможности выбора уровня;

- возрастание самостоятельности работы учащихся;

- деятельность педагога в большей степени становится информационной и консультативной и т.д.

Система модульного обучения становится популярной, что обусловлено ее отличительными особенностями: индивидуализация процесса обучения; активизация познавательной деятельности; творческое развитие и самовыражение личности и другие. Следовательно стоит обратить на нее более пристальное внимание в высшей школе. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

В комплексе проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов сельского хозяйства в старейшем в Европе вузе, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии [4], применение инновационных технологий, в том числе и модульного обучения включено в число приоритетных [5]. Целью инновационной деятельности в рассматриваемом направлении обучения является внедрение в учебный процесс современных технологий, создание и реализация модели непрерывного образования. Для ее построения и реализации осуществлен всесторонний анализ наиболее эффективных методов и средств обучения.

Преподавание основано на максимальном использовании активных форм обучения и самостоятельной работы студентов. Для этого разработаны и разрабатываются необходимые образовательные технологии представляющие собой модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, информационно-диагностирующую, организационно-развивающую, деятельностно-эвристическую, духовно-гуманитарную и мотивационно-управленческую составляющие. Они включают в себя конкретное пред-

ставление планируемых результатов обучения, форму обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, методики и средства обучения, систему диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обу-ченности студента [5-8].

Одним из основных направлений Болонского процесса это применение системы зачётных единиц. Именно внедрение в процесс обучения модульной технологии учебному заведению в кратчайшие сроки следовать данному направлению и как следствие повысит привлекательность и конкурентоспособность национального образования в современном мире [9]. Современное глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин, необходимость идти в ногу со временем и готовить профессионалов высокого уровня, которые необходимы обществу, диктует необходимость применения технологии модульного обучения.

Модульное обучение - это такая педагогическая технология, при которой студенты работают с учебной программой, составленной из модулей [10]. Сущность её состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Педагоги-исследователи в области модульного обучения, осуществив анализ разнообразных определений понятия «модуль», выделяют следующие его составляющие:

- модуль как учебная единица, как блок информации, включающий в себя логически завершенную одну, две или более единиц учебного материала в рамках одной учебной единицы;

- модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, представляющая набор тем из разных учебных дисциплин, необходимых в рамках одной специальности;

- модуль как набор учебных дисциплин, необходимых для обучения той или иной специальности или специализации в процессе модульного обучения;

- модуль как модульная программа профессионального обучения конкретной профессии.

Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми модулем. Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятель-

ностной) частях модуля. Задача первой - формирование теоретических знаний, функции второй - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая заменяет традиционный дискретно-сессионный контроль на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой. Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека.

Это сумма баллов, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение вышеуказанного промежутка. Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Методики их определения разнообразны, различна и степень сложности этих методик.

Аналогично используются системы рейтинговых оценок и при модульном обучении. В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же случаях оценочный показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний студента, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин.

При блочно-модульном подходе вопросы учебных программ каждой дисциплины сгруппированы в отдельные, логически завершенные блоки, которые объединяются в модули. В учебном семестре оптимальным является наличие 2-3 модулей и в каждом модуле по несколько блоков. Изучение вопросов каждого блока осуществляется на лекциях, семинарских, лабора-торно-практических занятиях.

Основной упор должен делаться преподавателем на творческую самостоятельную работу студентов в течение семестра. Полученные знания и умения студенты показывают при сдаче блоков или модулей, которые оцениваются рейтинговыми баллами (0-10). Сумма баллов, полученных каждым студентом при сдаче материала блоков и модулей, образует величину его модульного предметного рейтинга.

Успеваемость студентов по данной дисциплине подразделяется на текущую и итоговую. Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия - это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения им предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем: он описывает, при каком количестве выполнения данного задания какая студенту положена оценка. Сумма всех макси-

мально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимальную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма - предметный рейтинг студента.

К примеру, в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии рейтинговые баллы по итогам и модулям учебной программы выставляются по десятибалльной шкале [7]. Модульная оценка по предмету определяется путем деления суммарного модульного рейтинга на количество блоков в модуле и выставляется в журнале и зачетно-экзаменационной ведомости (с точностью до 0,1).

Преподаватели дисциплин определяют в конце семестра итоговую оценку, для чего необходимо сделать следующее:

- выставить в соответствующей графе журнала преподавателя семестровую оценку по дисциплине каждому студенту;

- выставить в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку итоговую семестровую оценку (7 и более баллов) без сдачи экзамена, при условии получения студентом в деканате допуска к сессии;

- итоговые оценки без сдачи экзамена выставлять не позднее дня экзамена по расписанию, т.е. дня закрытия зачетно-экзаменационной ведомости по дисциплине;

- обязать студента сдавать экзамен по расписанию, если он имеет семестровую оценку ниже 7 баллов;

- предложить студенту, если он имеет семестровую рейтинговую оценку не менее 7 баллов, сдавать экзамен по расписанию с целью повышения оценки;

- в случае сдачи экзамена с целью повышения оценки итоговая оценка должна выставляться не ниже семестровой (независимо от экзаменационной оценки), если она больше или равна 7 баллам;

- в случае когда семестровая оценка менее 7 баллов и студент обязан сдавать экзамен, приоритетной должна быть экзаменационная оценка (независимо от семестровой).

Контроль знаний студентов - это одна из составляющих управленческой деятельности преподавателя и является одним из инструментов осуществления обратной связи в системе обучающий - обучаемый. Данный вид деятельности преподавателя позволяет получить оперативную информацию о ходе обучения, степени и качестве усвоения знаний. Модульный принцип дает возможность выйти на качественно новый уровень применения аттестационных технологий в процессе обучения, позволяя осуществлять не только текущую, но и промежуточную проверку качества освоения студентами материала учебной дисциплины.

Текущий и промежуточный контроль становятся компонентами действенного мониторинга усвоения студентами содержания учебного материала.

Современные технологии позволяют осуществлять контроль процесса обучения в форме компьютерного тестирования. Таким образом, внедрение модульно-рейтинговой системы оценки качества образования позволяет развивать стремление к регулярным занятиям.

Межвузовская научно-исследовательская лаборатория мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования с 2000-01 учебного года в течение ряда лет проводит мониторинг успеваемости студентов УО «БГСХА» и эффективности применения модульно-рейтинговой системы [5]. Опыт работы с использованием модульно-рейтинговой системы позволяет утверждать, что эта система более эффективна, чем традиционная, так как имеет ряд преимуществ. Абсолютная успеваемость студентов находится на достаточно высоком уровне и остается относительно стабильной.

Качественная успеваемость на протяжении десяти лет варьировала в пределах от 28,7 до 46,4 %. Повышению мотивации к учебе в результате модульно-рейтинговой системы способствует создание здоровой конкуренции в студенческой среде, в том числе включая возможность сдачи зачетов и экзаменов «автоматом» по результатам учебы в течение семестра. Следует отметить, что своевременное внедрение модульного обучения, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку студентов к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстроменяющегося общества.

Список литературы:

1. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - 1995. - № 2.

2. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М., Новая школа, 1997.

4. Герасимович А.А. Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (1840-2015 гг.) / А.А. Герасимович, В.М. Лившиц. -6-е изд., перераб. и доп. - Горки: БГСХА, 2015. - 212 с.

5. Шуляков Л.В. Инновационные технологии подготовки специалистов переработки и хранения сельскохозяйственной продукции / Л.В. Шуляков // Труды XII международной научно-практической конференции «Пища. Экология. Качество». - Новосибирск, 2015. - Т. 2. - С. 459-462.

6. Добролюбов Н.Н. Блочно-модульная система и рейтинговый контроль: рекомендации по внедрению / Н.Н. Добролюбов, В.В. Горбачев, В.П. Круковский. - Горки: БГСХА, 2001. - 9 с.

7. Положение о модульно-рейтинговой технологии обучения студентов на I ступени высшего образования. - Горки: БГСХА, 2016. - 8 с.

8. Сарвиро Е.И. Мониторинг эффективности модульно-рейтинговой системы обучения в УО «БГСХА» / Е.И. Сарвиро // Педагогика высшей школы: сб. статей. - Горки: БГСХА, 2010. - С. 108-113.

9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.

10. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.