Научная статья на тему 'Современные методики обучения иностранному языку студентов СПО'

Современные методики обучения иностранному языку студентов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методики обучения иностранному языку студентов СПО»

Басистая В.М.,

преподаватель иностранного языка ГБПОУ «Новороссийский медицинский колледж»,

г. Новороссийск, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО

В условиях перехода среднего профессионального образования к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) остается актуальным вопрос целесообразного отбора методов профессионального обучения. Стандарты третьего поколения в основе своей имеют компетентностный подход, предполагающий нацеленность на результат в виде обязательного опыта практической деятельности. В контексте компетентностного подхода метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленный на освоение последними общих и профессиональных компетенций.

Процесс отбора и конструирования методов обучения носит комплексный характер и проявляется в умении систематизировать традиционные и инновационные методические конструкты и соотносить их с требованиями ФГОС. Критерием эффективности отбора методов обучения является уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов.

На сегодняшний день существует множество современных форм обучения, характеризующихся высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность. Одной из таких форм является кейс-технология. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс - это максимально реальное описание ситуации с конкретными фактами, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Задача обучающихся - осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, четко сформулировать проблему и выработать определенный алгоритм деятельности, который ведет к решению проблемы.

Применение кейс-технологии на занятиях по английскому языку преследует три взаимодополняющие цели, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции, лингвистической

компетенции и социокультурной компетенции. Для того, чтобы студенты могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы.

В условиях преподавания иностранного языка в медицинском колледже технология сase-study используется на этапе управления тренировкой в овладении материалом, причем как в групповой, так и в индивидуальной форме. Упражнения, предложенные студентам, включают в себя прочтение текста, перевод, если это необходимо, обсуждение в команде, составление монологического высказывания, содержащего решение проблемы. Применение сase-study на занятиях по английскому языку в колледже целесообразно еще и потому, что студенты уже имеют не только определенный запас знаний, но и достаточный общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки.

Отмечено, что пик активности у студентов наблюдался именно на тех этапах занятия, где были включены кейсы, так как это достаточно новый вид работы, при котором каждый имел возможность выразить свою точку зрения, предложить свой вариант решения проблемы, а также получить немаловажный опыт работы в команде.

Апробированные занятия позволяют прийти к выводу о том, что кейс-технологии помогают развить умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации; развивают такие компетенции, как поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности, работа в коллективе и команде, самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития. Это проявляется в том, что студенты демонстрируют способность к проведению анализа и диагностике проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме с помощью иностранного языка.

Таким образом, кейс-стади - метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение занятий по иностранному языку, но и позволяющий обучающимся выйти на качественно новый уровень мышления, а следовательно, и формирования личности. Это позволяет сформировать у студентов такие компетенции, без

которых невозможно представить современных высококлассных специалистов.

Список использованной литературы

1. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.casemethod.ru

2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2009.

3. Демиденко Л.Д., Захараш Т.Б. Конструирование и отбор форм и методов обучения в системе начального и среднего профессионального образования // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 66-71.

© Басистая В.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.