Научная статья на тему 'Современные механизмы реализации демографической политики Владимирской области'

Современные механизмы реализации демографической политики Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
779
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москвитина Екатерина Ильинична, Ходжаева Ирина Григорьевна, Дорошина Ирина Павловна, Бутова Татьяна Витальевна

Данная статья посвящена вопросам демографической политики Владимирской области. Рассмотрены демографическая ситуация данного региона, основные направления демографической политики, механизмы ее разработки и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы реализации демографической политики Владимирской области»

-т

SCIENCE TIME

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Москвитина Екатерина Ильинична, Ходжаева Ирина Григорьевна, Дорошина Ирина Павловна, Бутова Татьяна Витальевна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

Е-тш!:киШ_08@тш!.ги

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам демографической политики Владимирской области. Рассмотрены демографическая ситуация данного региона, основные направления демографической политики, механизмы ее разработки и реализации.

Ключевые слова: демографическая политика Владимирской области, демографическая ситуация Владимирской области, демографические проблемы Владимирской области.

Владимирскую область можно охарактеризовать как один из самых небольших регионов в нашей стране, что обусловлено достаточно низкими показателями как по численности населения, примерно равной 1,6 млн., так и по размерам территории, которая составляет приблизительно 29,1 тыс. км. [4]. Несмотря на то, что данная область является высоко урбанизированным регионом с долей городского населения чуть превышающей 77%, крупных городов в области насчитывается немного, если быть точнее, то всего три, включая областной центр, в котором по данным на 1 января 2012 года проживает около четверти населения - это 345,9 тыс. человек или 23% от населения, проживающего в данном регионе.

В настоящее время на территории Владимирской области сложилась сложная демографическая ситуация, требующая проведения соответствующей демографической политики [1]. В связи с чем актуальным становится подробное изучение демографической картины данного региона, выявление основных проблем и рассмотрение возможных перспектив, связанных с преодолением негативных тенденций, отрицательно отражающихся на численности населения.

251

Согласно расчетам демографических показателей, проведенным на основе данных о населении России и Владимирской области за 2012 год[5, 6], численность постоянного населения Владимирской области составляет 1426837 человек, что примерно в 100 раз меньше численности постоянного населения России (143056383 чел.).

Демографическая ситуация во Владимирской области, как и по всей России, характеризуется снижением количества населения. Согласно данным отдела статистики численность населения Владимирской области с 1.01.2008 г. (1449475 чел.) по 1.01.2012г. (1431932 чел.) изменилась на 17543 чел. Сокращение численности происходило в основном из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), которая в 2012 году составила -7288 чел.; миграционный процесс повлиял незначительно.

Среднегодовая численность во Владимирской области составила 1436530,5 чел., в то время как по стране показатель был равен 142960908 чел. Темпы роста численности населения примерно одинаковые. По Владимирской области они составили 99,36%, в России 99,8%.

Общий коэффициент рождаемости во Владимирской области составил 11,4%о, что на 1,9%о ниже показателя по России(13,3%о) и несущественно отличается от показателя столицы (11,6%о).

Владимирская область относится к регионам с наивысшими уровнями смертности. Общий коэффициент смертности во Владимирской области в 2012 году составил 16,5 %о. Смертность во Владимирской области превышает уровень рождаемости и составляет на 3,3%о больше общего коэффициента смертности по всей России. Известно, что основные причины смертности -болезни органов дыхания, болезни систем органов пищеварения, травмы и отравления, инфекционные болезни, новообразования. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности населения выводит проблему здоровья и продолжительности жизни народов России в ранг общенациональных, в число тех, которые определяют перспективы сохранения и развития нации.

Нестабильная ситуация в последние годы сложилась в миграционных процессах. В 2009 году миграционный прирост населения составлял 1179 человек, в 2010 году - 785 человек. Однако в 2011 и 2012 году отмечается убыль населения. Из области в 2011 году выехало 252 человека, в 2012 году - 2858 человек.

На основании возрастно-половой структуры населения Владимирской области можно сделать вывод, что доля населения старших возрастов заметно доминирует (0,15% и 0,26%), что характерно и для всей России (0,16%и 23%). Этот процесс называется демографическим старением населения. Важно также отметить преобладание численности женщин над мужчинами. Женщин в

252

2012году проживало 786,6 тыс. человек, что на 141,3 тысячи человек (на 21,9%) больше, чем мужчин. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 34 лет и с возрастом увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин. Среди всех умерших более 26,2% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80,9% - мужчины.

Доля экономически активного населения во Владимирской области (0,59%) незначительно превышает показатель относительно России (0,53) и Москвы (0,57). Но если проследить изменение доли экономически активного населения Владимирской области по кварталам в 2012году, то можно заметить тенденцию снижения уровня экономической активности населения Владимирской области, что в большей степени связано с оттоком трудоспособного населения, трудовой миграцией в более развитые экономические регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Московская и Ленинградская области, а также на этом фоне с возрастанием количества граждан пенсионного возраста (60 - 72 года), которые имеют низкую степень экономической активности.

Плотность населения составляет 49, 37 чел/кмА2, что говорит о том, что Владимирская область является средне заселенным регионом. Достаточно высокий коэффициент урбанизации (0,77), что свидетельствует о высокой роли городов в жизни населения Владимирской области, большая часть населения живет в крупных городах Владимирской области: Владимир - 345,9; Ковров -143,6; Муром - 114,1.

Причины существующих отрицательных демографических тенденций в определенной мере связаны с прошедшими изменениями в репродуктивном поведении населения, высокой смертностью населения трудоспособного возраста, снижением удельного веса детей и подростков, незначительным миграционным приростом, а также с ухудшением психического и физического состояния здоровья населения, а именно увеличением процента больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, что способствует увеличению общей заболеваемости населения региона. Основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей.

Демографическая политика Владимирской области представляет собой сложноорганизованную систему предприятий, предпринимаемых в данном регионе с целью воздействия на естественное движение населения и достижения положительных демографических результатов, и имеет свои приоритетные направления. В связи с наблюдаемой тенденцией сокращения численности населения в последние годы возникает необходимость в создании таких условий, при которых уровень рождаемости соответствовал бы уровню простого воспроизводства или по возможности превышал его, ими являются: повышение

253

уровня жизни населения, увеличение рождаемости и максимально возможное снижение показателей, характеризующих смертность в данном регионе.. Повышение продолжительности жизни также должно способствовать улучшению демографической ситуации во Владимирской области, препятствуя процессам сокращения численности населения. В условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может стать одним из эффективных способов решения проблемы увеличения масштабов убыли населения области и омоложения возрастного состава региона. В 2007 году Губернатор Владимирской области издал указ от 19.02.2007 N 7 "О концепции демографической политики во Владимирской области до 2015 года". Для характеристики проводимой в данном регионе демографической политики необходимо проанализировать основные ее положения. Рассмотрим основные направления по улучшению демографической ситуации, представленные в концепции [3].

1. В первую очередь демографическая политика направлена на повышение жизненного уровня населения области, обеспечение полной занятости трудоспособных граждан, стимулирование роста доходов семей и предоставление установленных законодательством социальных гарантий всем жителям региона. Достижение данной цели требует реализации следующих задач: преодоление дисбаланса в размещении производительных сил по территории области и выравнивание социально-экономических потенциалов районов; разработка и осуществление мер, которые направленны на снижение уровня бедности семей, в первую очередь тех семей, в которых есть дети; сглаживание территориальных контрастов, связанных с уровнем жизни населения и отраслевой дифференциацией доходов; снижение уровня имущественного расслоения населения и проведение мер, препятствующих данному процессу; обеспечение увеличения уровня занятости населения в трудоспособном возрасте, т.к. численность незанятых в этом возрасте по-прежнему остается высокой; формирование как на областном, так и на местном уровне системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий населению; реализация адресной системы социальной поддержки нуждающихся семей на основании их материального положения.

В роли первоочередных мер должны выступить: разработка и реализация мер, способствующих повышению уровня заработной платы, полной ликвидации задолженности по выплате заработной платы, снижению численности той части населения, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума; разработка и реализация приоритетных направлений государственной и региональной политики в области занятости, направленных на улучшение демографической ситуации; оказание органами занятости населения полного спектра услуг безработным гражданам и незанятому

254

населению, содействие и поощрение предпринимательской инициативы безработных граждан; разработка и осуществление целевых программ для того, чтобы обеспечить максимальную занятость и безработных женщин, молодежи, а также способствовать трудоустройству безработных, проживающих в сельских районах и имеющих неблагоприятную ситуацию на рынке труда; организация системы гибких графиков рабочего времени, надомного труда для особо нуждающихся, в первую очередь это касается граждан, имеющих малолетних детей; разработка мер по снижению оттока трудоспособного населения из данного региона, в данном случае речь идет в основном о молодежи, уезжающий из сельской местности в города в образовательных целях, целях трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу и просто в поисках лучшей жизни; совершенствование механизма предоставления гарантий материальной поддержки менее защищенным семьям для оказания качественного медико-социального обслуживания; разработка мероприятий, направленных на улучшение материального положения семей, относящихся к категориям: малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей; создание благоприятных условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности.

2. Второе направление связано с повышением рождаемости и укрепление семьи. Целью является, как было упомянуто ранее, повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10 - 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4 - 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару репродуктивного возраста), а также сокращение числа разводов до уровня 20 - 25 на 100 браков. Здесь важно отметить следующие задачи: переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 - 4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи; создание для семей таких условий жизнедеятельности, которые бы обеспечили бы возможность воспитания в них нескольких детей; реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей; формирование гражданской, патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости; повышение ценности семьи и брака и значимости семейных ценностей, традиций.

Решение данных задач требует проведения первоочередных мер, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин, сущность которых заключается в следующем: развитии службы планирования семьи и формировании благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействии семьям,

255

которые хотели бы иметь детей, но не имеют такой возможности по причине бесплодия или проблем, связанных непосредственно с вынашиванием ребенка. Согласно концепции демографической политики другими мерами должны стать: улучшение жилищных условий молодых семей (прежде всего для многодетных семей), оказание им помощи в покупке и строительстве жилья посредством развития системы льготного кредитования семей; расширение сети учреждений, объема и совершенствование качества услуг психологического, медицинского, педагогического, юридического характера, а также развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха; повышение эффективности расходования средств бюджета, направленных на решение социальных проблем, с использованием механизма муниципального социального заказа и др.; обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления новых дополнительных форм поддержки; объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации по вопросам создания социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми.

3. В-третьих, огромные силы и средства должны направлены на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Основная цель заключается в повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 58,3 лет у мужчин и 73,1 лет у женщин посредством реализации комплекса задач: убедить людей ответственно относиться к своему здоровью, т.е. повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни населения; снизить уровень младенческой смертности насколько это представляется возможным, а также снижение процента смертности трудоспособного населения.

Список первоочередных мер достаточно хорошо продуман, разработан и представлен в концепции демографической политики, в него входят меры, касающиеся: разработки и распространения информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, которые направлены на формирование моделей здоровье-сберегающего поведения с учетом особенностей различных половозрастных и профессиональных групп населения; периодической диспансеризации населения; развития системы профилактики и службы

256

диагностики заболеваний; совершенствования механизма, обеспечивающего профилактику смертности населения от внешних причин (различных несчастных случаев); совершенствования различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению; профилактики курения, алкоголизма и наркомании (особо актуальным проектом в области запрещения курения, является законопроект о запрете курения на остановках, в электричках и т.д.); создания условий для занятий физической культурой и спортом для различных групп населения.

4. Содержание четвертого направления заключается в оптимизации миграционных процессов.

Цель - увеличить миграционный прирост до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов.

Для этого необходимо решить такие задачи, как: содействие активизации миграционных процессов, которые способствовали бы демографическому развитию области; обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий; регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения и создание необходимых условий; развитие международных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.

Эффективными мерами, позволяющими решить все поставленные задачи, могут стать: создание благоприятных условий для прибывающих мигрантов, в том числе и для беженцев и вынужденных переселенцев; осуществление контроля за миграционными потоками, происходящими на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными;

внедрение системы общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции для того чтобы привлечь население к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора; оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости; разработка эффективной системы обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе и за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.

Реализация концепции демографической политики Владимирской области до 2015 года предполагает достижение определенных результатов:

прекращение процессов, связанных с убылью населения, стабилизация

257

численности населения области к 2015 году на уровне не ниже 1,35 млн. человек, создание благоприятных условий, способствующих ее дальнейшему росту; сокращение коэффициента естественной убыли населения до 10,6; повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,44 - 1,62 (в настоящее время - 1,25); снижение младенческой смертности до 8 - 9 на 1000 родившихся живыми; увеличение показателей ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет путем сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно это касается предотвратимой смерти, в первую очередь в младенческом возрасте, а также среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности активной (здоровой) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности; увеличение коэффициента миграционного прироста населения до 42,4 на 10000 человек в основном за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР

Для того, чтобы реализация Концепции демографической политики прошла успешно и результаты соответствовали ожидаемым, требуется объединение и координация действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций.

Несмотря на тот факт, что общество по определению является саморегулирующейся системой, по каким-то причинам регулирующий механизм практически не работает в отношении к численности населения, так как не защищает его от такого явления, как перенаселение, и не спасает от вымирания населения. Следовательно, общество вынуждено прибегать к определенным мерам. Однако и здесь возникают трудности. Если с мерами борьбы с перенаселением все определено, более того они уже достаточно давно применяются в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация очень непростая. К сожалению, способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом. Безусловно, проводятся мероприятия, направленные на стимулирование рождаемости, однако они не работают или работают так, что результат практически не заметен. По данным опроса населения, большинство, а именно 86% считают, что российскому правительству следует проводить особые меры, чтобы обеспечить улучшение показателей уровня рождаемости. Для этого, по мнению участников опроса, необходимо увеличить размер детских пособий и выплат по рождению ребенка, обеспечить доступное жилье, а так же сделать доступным образование и огранизовать бесплатное и качественное медицинское обслуживание [2].

К сожалению, многие меры, которые могли бы стать эффективными и, действительно, полезными, продолжают существовать исключительно на

258

теоретическом уровне. В основном это связано с тем, что их реализация требует немалых усилий и затрат, а средств в бюджете региона не всегда бывает достаточно.

Литература:

1. Администрация Владимирской области: официальный интернет-портал: http:// www. avo. ru/region/results/demography

2. Владыкина Т.: «Иметь или не иметь? Россияне знают, как повысить рождаемость». Российская газета от 30.05.2008. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.rg.ru/2006/05/30/rozhdaemost.html

3. Виноградов Н.В. «УКАЗ Губернатора Владимирской области от 19.02.2007 N 7 "О концепции демографической политики во Владимирской области до 2015 года "»

4. Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов: «Владимирская область». Независимый институт социальной политики [Электронный ресурс]. -URL: URL: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/vlad.shtml

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://vladimirstat.gks.ru/

6. Показатели по России / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d emography/ ;

7. Общие показатели по Владимирской области / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst17/DBInet.cgi

8. «О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Российской Федерации (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года)» / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.