-т
SCIENCE TIME
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Москвитина Екатерина Ильинична, Ходжаева Ирина Григорьевна, Дорошина Ирина Павловна, Бутова Татьяна Витальевна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,
Е-тш!:киШ_08@тш!.ги
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам демографической политики Владимирской области. Рассмотрены демографическая ситуация данного региона, основные направления демографической политики, механизмы ее разработки и реализации.
Ключевые слова: демографическая политика Владимирской области, демографическая ситуация Владимирской области, демографические проблемы Владимирской области.
Владимирскую область можно охарактеризовать как один из самых небольших регионов в нашей стране, что обусловлено достаточно низкими показателями как по численности населения, примерно равной 1,6 млн., так и по размерам территории, которая составляет приблизительно 29,1 тыс. км. [4]. Несмотря на то, что данная область является высоко урбанизированным регионом с долей городского населения чуть превышающей 77%, крупных городов в области насчитывается немного, если быть точнее, то всего три, включая областной центр, в котором по данным на 1 января 2012 года проживает около четверти населения - это 345,9 тыс. человек или 23% от населения, проживающего в данном регионе.
В настоящее время на территории Владимирской области сложилась сложная демографическая ситуация, требующая проведения соответствующей демографической политики [1]. В связи с чем актуальным становится подробное изучение демографической картины данного региона, выявление основных проблем и рассмотрение возможных перспектив, связанных с преодолением негативных тенденций, отрицательно отражающихся на численности населения.
251
Согласно расчетам демографических показателей, проведенным на основе данных о населении России и Владимирской области за 2012 год[5, 6], численность постоянного населения Владимирской области составляет 1426837 человек, что примерно в 100 раз меньше численности постоянного населения России (143056383 чел.).
Демографическая ситуация во Владимирской области, как и по всей России, характеризуется снижением количества населения. Согласно данным отдела статистики численность населения Владимирской области с 1.01.2008 г. (1449475 чел.) по 1.01.2012г. (1431932 чел.) изменилась на 17543 чел. Сокращение численности происходило в основном из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), которая в 2012 году составила -7288 чел.; миграционный процесс повлиял незначительно.
Среднегодовая численность во Владимирской области составила 1436530,5 чел., в то время как по стране показатель был равен 142960908 чел. Темпы роста численности населения примерно одинаковые. По Владимирской области они составили 99,36%, в России 99,8%.
Общий коэффициент рождаемости во Владимирской области составил 11,4%о, что на 1,9%о ниже показателя по России(13,3%о) и несущественно отличается от показателя столицы (11,6%о).
Владимирская область относится к регионам с наивысшими уровнями смертности. Общий коэффициент смертности во Владимирской области в 2012 году составил 16,5 %о. Смертность во Владимирской области превышает уровень рождаемости и составляет на 3,3%о больше общего коэффициента смертности по всей России. Известно, что основные причины смертности -болезни органов дыхания, болезни систем органов пищеварения, травмы и отравления, инфекционные болезни, новообразования. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности населения выводит проблему здоровья и продолжительности жизни народов России в ранг общенациональных, в число тех, которые определяют перспективы сохранения и развития нации.
Нестабильная ситуация в последние годы сложилась в миграционных процессах. В 2009 году миграционный прирост населения составлял 1179 человек, в 2010 году - 785 человек. Однако в 2011 и 2012 году отмечается убыль населения. Из области в 2011 году выехало 252 человека, в 2012 году - 2858 человек.
На основании возрастно-половой структуры населения Владимирской области можно сделать вывод, что доля населения старших возрастов заметно доминирует (0,15% и 0,26%), что характерно и для всей России (0,16%и 23%). Этот процесс называется демографическим старением населения. Важно также отметить преобладание численности женщин над мужчинами. Женщин в
252
2012году проживало 786,6 тыс. человек, что на 141,3 тысячи человек (на 21,9%) больше, чем мужчин. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 34 лет и с возрастом увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин. Среди всех умерших более 26,2% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80,9% - мужчины.
Доля экономически активного населения во Владимирской области (0,59%) незначительно превышает показатель относительно России (0,53) и Москвы (0,57). Но если проследить изменение доли экономически активного населения Владимирской области по кварталам в 2012году, то можно заметить тенденцию снижения уровня экономической активности населения Владимирской области, что в большей степени связано с оттоком трудоспособного населения, трудовой миграцией в более развитые экономические регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Московская и Ленинградская области, а также на этом фоне с возрастанием количества граждан пенсионного возраста (60 - 72 года), которые имеют низкую степень экономической активности.
Плотность населения составляет 49, 37 чел/кмА2, что говорит о том, что Владимирская область является средне заселенным регионом. Достаточно высокий коэффициент урбанизации (0,77), что свидетельствует о высокой роли городов в жизни населения Владимирской области, большая часть населения живет в крупных городах Владимирской области: Владимир - 345,9; Ковров -143,6; Муром - 114,1.
Причины существующих отрицательных демографических тенденций в определенной мере связаны с прошедшими изменениями в репродуктивном поведении населения, высокой смертностью населения трудоспособного возраста, снижением удельного веса детей и подростков, незначительным миграционным приростом, а также с ухудшением психического и физического состояния здоровья населения, а именно увеличением процента больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, что способствует увеличению общей заболеваемости населения региона. Основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей.
Демографическая политика Владимирской области представляет собой сложноорганизованную систему предприятий, предпринимаемых в данном регионе с целью воздействия на естественное движение населения и достижения положительных демографических результатов, и имеет свои приоритетные направления. В связи с наблюдаемой тенденцией сокращения численности населения в последние годы возникает необходимость в создании таких условий, при которых уровень рождаемости соответствовал бы уровню простого воспроизводства или по возможности превышал его, ими являются: повышение
253
уровня жизни населения, увеличение рождаемости и максимально возможное снижение показателей, характеризующих смертность в данном регионе.. Повышение продолжительности жизни также должно способствовать улучшению демографической ситуации во Владимирской области, препятствуя процессам сокращения численности населения. В условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может стать одним из эффективных способов решения проблемы увеличения масштабов убыли населения области и омоложения возрастного состава региона. В 2007 году Губернатор Владимирской области издал указ от 19.02.2007 N 7 "О концепции демографической политики во Владимирской области до 2015 года". Для характеристики проводимой в данном регионе демографической политики необходимо проанализировать основные ее положения. Рассмотрим основные направления по улучшению демографической ситуации, представленные в концепции [3].
1. В первую очередь демографическая политика направлена на повышение жизненного уровня населения области, обеспечение полной занятости трудоспособных граждан, стимулирование роста доходов семей и предоставление установленных законодательством социальных гарантий всем жителям региона. Достижение данной цели требует реализации следующих задач: преодоление дисбаланса в размещении производительных сил по территории области и выравнивание социально-экономических потенциалов районов; разработка и осуществление мер, которые направленны на снижение уровня бедности семей, в первую очередь тех семей, в которых есть дети; сглаживание территориальных контрастов, связанных с уровнем жизни населения и отраслевой дифференциацией доходов; снижение уровня имущественного расслоения населения и проведение мер, препятствующих данному процессу; обеспечение увеличения уровня занятости населения в трудоспособном возрасте, т.к. численность незанятых в этом возрасте по-прежнему остается высокой; формирование как на областном, так и на местном уровне системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий населению; реализация адресной системы социальной поддержки нуждающихся семей на основании их материального положения.
В роли первоочередных мер должны выступить: разработка и реализация мер, способствующих повышению уровня заработной платы, полной ликвидации задолженности по выплате заработной платы, снижению численности той части населения, которая имеет доходы ниже прожиточного минимума; разработка и реализация приоритетных направлений государственной и региональной политики в области занятости, направленных на улучшение демографической ситуации; оказание органами занятости населения полного спектра услуг безработным гражданам и незанятому
254
населению, содействие и поощрение предпринимательской инициативы безработных граждан; разработка и осуществление целевых программ для того, чтобы обеспечить максимальную занятость и безработных женщин, молодежи, а также способствовать трудоустройству безработных, проживающих в сельских районах и имеющих неблагоприятную ситуацию на рынке труда; организация системы гибких графиков рабочего времени, надомного труда для особо нуждающихся, в первую очередь это касается граждан, имеющих малолетних детей; разработка мер по снижению оттока трудоспособного населения из данного региона, в данном случае речь идет в основном о молодежи, уезжающий из сельской местности в города в образовательных целях, целях трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу и просто в поисках лучшей жизни; совершенствование механизма предоставления гарантий материальной поддержки менее защищенным семьям для оказания качественного медико-социального обслуживания; разработка мероприятий, направленных на улучшение материального положения семей, относящихся к категориям: малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей; создание благоприятных условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности.
2. Второе направление связано с повышением рождаемости и укрепление семьи. Целью является, как было упомянуто ранее, повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10 - 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4 - 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару репродуктивного возраста), а также сокращение числа разводов до уровня 20 - 25 на 100 браков. Здесь важно отметить следующие задачи: переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3 - 4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи; создание для семей таких условий жизнедеятельности, которые бы обеспечили бы возможность воспитания в них нескольких детей; реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей; формирование гражданской, патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости; повышение ценности семьи и брака и значимости семейных ценностей, традиций.
Решение данных задач требует проведения первоочередных мер, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин, сущность которых заключается в следующем: развитии службы планирования семьи и формировании благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействии семьям,
255
которые хотели бы иметь детей, но не имеют такой возможности по причине бесплодия или проблем, связанных непосредственно с вынашиванием ребенка. Согласно концепции демографической политики другими мерами должны стать: улучшение жилищных условий молодых семей (прежде всего для многодетных семей), оказание им помощи в покупке и строительстве жилья посредством развития системы льготного кредитования семей; расширение сети учреждений, объема и совершенствование качества услуг психологического, медицинского, педагогического, юридического характера, а также развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха; повышение эффективности расходования средств бюджета, направленных на решение социальных проблем, с использованием механизма муниципального социального заказа и др.; обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления новых дополнительных форм поддержки; объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации по вопросам создания социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми.
3. В-третьих, огромные силы и средства должны направлены на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Основная цель заключается в повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 58,3 лет у мужчин и 73,1 лет у женщин посредством реализации комплекса задач: убедить людей ответственно относиться к своему здоровью, т.е. повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни населения; снизить уровень младенческой смертности насколько это представляется возможным, а также снижение процента смертности трудоспособного населения.
Список первоочередных мер достаточно хорошо продуман, разработан и представлен в концепции демографической политики, в него входят меры, касающиеся: разработки и распространения информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, которые направлены на формирование моделей здоровье-сберегающего поведения с учетом особенностей различных половозрастных и профессиональных групп населения; периодической диспансеризации населения; развития системы профилактики и службы
256
диагностики заболеваний; совершенствования механизма, обеспечивающего профилактику смертности населения от внешних причин (различных несчастных случаев); совершенствования различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению; профилактики курения, алкоголизма и наркомании (особо актуальным проектом в области запрещения курения, является законопроект о запрете курения на остановках, в электричках и т.д.); создания условий для занятий физической культурой и спортом для различных групп населения.
4. Содержание четвертого направления заключается в оптимизации миграционных процессов.
Цель - увеличить миграционный прирост до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов.
Для этого необходимо решить такие задачи, как: содействие активизации миграционных процессов, которые способствовали бы демографическому развитию области; обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий; регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения и создание необходимых условий; развитие международных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.
Эффективными мерами, позволяющими решить все поставленные задачи, могут стать: создание благоприятных условий для прибывающих мигрантов, в том числе и для беженцев и вынужденных переселенцев; осуществление контроля за миграционными потоками, происходящими на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными;
внедрение системы общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции для того чтобы привлечь население к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора; оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости; разработка эффективной системы обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе и за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.
Реализация концепции демографической политики Владимирской области до 2015 года предполагает достижение определенных результатов:
прекращение процессов, связанных с убылью населения, стабилизация
257
численности населения области к 2015 году на уровне не ниже 1,35 млн. человек, создание благоприятных условий, способствующих ее дальнейшему росту; сокращение коэффициента естественной убыли населения до 10,6; повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,44 - 1,62 (в настоящее время - 1,25); снижение младенческой смертности до 8 - 9 на 1000 родившихся живыми; увеличение показателей ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет путем сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно это касается предотвратимой смерти, в первую очередь в младенческом возрасте, а также среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности активной (здоровой) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности; увеличение коэффициента миграционного прироста населения до 42,4 на 10000 человек в основном за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР
Для того, чтобы реализация Концепции демографической политики прошла успешно и результаты соответствовали ожидаемым, требуется объединение и координация действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций.
Несмотря на тот факт, что общество по определению является саморегулирующейся системой, по каким-то причинам регулирующий механизм практически не работает в отношении к численности населения, так как не защищает его от такого явления, как перенаселение, и не спасает от вымирания населения. Следовательно, общество вынуждено прибегать к определенным мерам. Однако и здесь возникают трудности. Если с мерами борьбы с перенаселением все определено, более того они уже достаточно давно применяются в разных странах, то с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация очень непростая. К сожалению, способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом. Безусловно, проводятся мероприятия, направленные на стимулирование рождаемости, однако они не работают или работают так, что результат практически не заметен. По данным опроса населения, большинство, а именно 86% считают, что российскому правительству следует проводить особые меры, чтобы обеспечить улучшение показателей уровня рождаемости. Для этого, по мнению участников опроса, необходимо увеличить размер детских пособий и выплат по рождению ребенка, обеспечить доступное жилье, а так же сделать доступным образование и огранизовать бесплатное и качественное медицинское обслуживание [2].
К сожалению, многие меры, которые могли бы стать эффективными и, действительно, полезными, продолжают существовать исключительно на
258
теоретическом уровне. В основном это связано с тем, что их реализация требует немалых усилий и затрат, а средств в бюджете региона не всегда бывает достаточно.
Литература:
1. Администрация Владимирской области: официальный интернет-портал: http:// www. avo. ru/region/results/demography
2. Владыкина Т.: «Иметь или не иметь? Россияне знают, как повысить рождаемость». Российская газета от 30.05.2008. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.rg.ru/2006/05/30/rozhdaemost.html
3. Виноградов Н.В. «УКАЗ Губернатора Владимирской области от 19.02.2007 N 7 "О концепции демографической политики во Владимирской области до 2015 года "»
4. Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов: «Владимирская область». Независимый институт социальной политики [Электронный ресурс]. -URL: URL: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/vlad.shtml
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://vladimirstat.gks.ru/
6. Показатели по России / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d emography/ ;
7. Общие показатели по Владимирской области / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst17/DBInet.cgi
8. «О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Российской Федерации (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года)» / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html
259