Научная статья на тему 'Современные концепции школьного учебника'

Современные концепции школьного учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6848
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / модернизация образования / содержание образования / школьный учебник / современные концепции школьного учебника / компетентностный подход

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниэльян Я. В.

Одним из направлений государственной политики в области модернизации образования является обновление учебного содержания в логике компетентностного подхода, которое требует создания новых школьных учебников. Реализация компетентностного подхода в учебных изданиях предполагает пересмотр сложившегося подхода к формату учебника, написанию учебных текстов, разработке вопросов и заданий для учащихся. В статье рассмотрены основные теоретические концепции построения учебника и выделены их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the directions of the state Russian policy in the sphere of educational modernization is the renovation of the studying concept in the logic of the competence approach that requires production of new school textbooks. The realization of the competence approach in textbooks implies overhauling of the present approach to a textbook"s format, educational text writing, questions and tasks making. The article reveals the main theoretical concepts of textbook building and shows their features.

Текст научной работы на тему «Современные концепции школьного учебника»

Я. В. Даниэльян

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. А. Писарева

Одним из направлений государственной политики в области модернизации образования является обновление учебного содержания в логике компетентностного подхода, которое требует создания новых школьных учебников. Реализация компетентностного подхода в учебных изданиях предполагает пересмотр сложившегося подхода к формату учебника, написанию учебных текстов, разработке вопросов и заданий для учащихся. В статье рассмотрены основные теоретические концепции построения учебника и выделены их особенности.

One of the directions of the state Russian policy in the sphere of educational modernization is the renovation of the studying concept in the logic of the competence approach that requires production of new school textbooks. The realization of the competence approach in textbooks implies overhauling of the present approach to a textbook’s format, educational text writing, questions and tasks making. The article reveals the main theoretical concepts of textbook building and shows their features.

Государственная образовательная политика на современном этапе направлена на модернизацию школьного образования. Современному обществу требуются грамотные люди, свободно владеющие и умеющие пользоваться полученными знаниями в школе. В настоящее время уже практически всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Одним из направлений государственной политики в области модернизации образования является обновление учебного содержания в логике компетентностного подхода, что требует создания новых школьных учебников, имеющих ярко выраженную практическую направленность и учитывающих1:

• возрастосообразность;

• достижение ключевых компетентное -тей;

• использование открытой образова-тельной среды;

• развитие самостоятельности у учащихся и умений взаимодействовать с другими;

• соответствие нагрузки учащегося санитарным нормам при освоении предмета.

Исходя из этих требований, становится очевидным, что учебник должен быть ори -

ентирован на развитие умений учащихся практически применять изученный материал в реальной жизни на основе полученных теоретических знаний, т. е. «жизненных» навыков.

В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, чтобы быть успешным в информационном обществе. Для человека чрезвычайно важ-на не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях, для решения проблем, возникающих в реальной деятельности.

Итак, если раньше учебник рассматривался как главный носитель содержания образования, главный источник знаний, то сегодня учебник является скорее ориентиром в поле информации, носит практикоориентированный характер. Учебник в новых условиях реализации компетентностного подхода становится основным инструментом управления учебной деятельностью учащегося. Главным направлением такого подхода является подготовка учащихся к

самостоятельной деятельности в быстро меняющемся мире, наполненном многообразием информации. Реализация компетентностного подхода в учебных изданиях предполагает пересмотр сложившегося подхода к формату учебника, написанию учебных текстов, разработке вопросов и заданий для учащихся.

Сложился прочный стереотип, согласно которому учебник имеет три компонента: параграфы с изложением учебного материала, вопросы для контроля, набор для упражнений. И это несмотря на значительные перестройки, которым подвергались учебники и учебные программы, начиная со второй половины XX в. Такая структура характерна для многих учебников разных авторов независимо от года издания. Возникает вопрос: почему содержание учебников претерпевает коренные изменения, а форма остается неизменной, почему развитие содержания учебников не должно сопровождаться изменением его формы и структуры? Разрешение этих вопросов в рамках стратегии модернизации ведет к развитию вариативной системы образования, что предполагает появление разнообразных предметно-методических линий учебных изданий2, обеспечивающих реализацию различных видов образовательных программ, применяемых в школьной практике, что приводит к вариативной форме и структуре учебника.

Создание современных учебников связано с формированием новой теоретической концепции школьного учебника. Рассмотрим некоторые из уже существующих на практике концепций учебника и выделим их основные особенности.

Учебник фиксированного формата (УФФ). Данная концепция была предложена учеными РГПУ им. А. И. Герцена, полагающими, что достижение поставленных стратегических задач возможно при наличии учебника нового типа - учебника фиксированного формата. К похожей модели пришли и участники совместного проекта «РАН-РАО-ИП - российской школе», раз-

рабатывая так называемый академический школьный учебник3. Коллектив ученых во главе с В. П. Дроновым попытался реализовать идеи компетентностного подхода в создании учебников фиксированного формата серии «Сферы»4, применяя разворотный принцип, т. е. информация представлена на специально сконструированных разворотах учебника. Параграф размещается по определенному алгоритму и определенной схеме.

Одним из принципиальных отличий учебника фиксированного формата от учебника старого типа является наличие в учебнике-навигаторе отсылок к другим пособи -ям - атласам, электронным приложениям, энциклопедиям и словарям - в виде заданий. Как показал анализ всех трех концепций, их авторы при разработке концепции учебника фиксированного формата пытались учесть, по крайней мере, следующие две основные идеи:

1) реализацию современного деятельностного подхода в образовании;

2) связь всех ступеней предметного образования в школе, т. е. удержание учебников в едином информационном поле.

Итак, по сути дела учебник нового поколения - учебник фиксированного формата, в отличие от учебников предшествующего поколения, ориентирован на решение задачи включения учащихся в информационную образовательную среду и даже в ее построение с целью приобретения учащимся индивидуального опыта решения задач по развитию ключевых компетентностей. Поэтому учебники фиксированного форма -та будут иметь свои отличительные особенности в зависимости от ведущего компонента предмета и ступени образования, от ресурсов информационной образовательной среды, они варьируются по стилю и логике изложения, способам представления материала, но в целом модель УФФ инвариантна по структурным составляющим по отношению к любому предмету (не зависит от ведущего компонента).

Технологический учебник. По мнению ученых (А. И. Архипова, И. Д. Брегеда,

Е. Н. Жужа) Кубанского государственного университета, создание учебной литературы должно идти путем интеграции трех составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, информационных технологий. Результатом этой интеграции должна быть качественно новая учебная продукция, в которой реализуется формула: «информация + дидактика + компьютер» (в традиционных учебниках присутствует одна составляющая - информация, в электронных - две: информация + компьютер). Моделью учебника нового типа является технологический учебник5 с программным сопровождением, в котором основной объем отведен не учебной информации, а нетрадиционным методикам и приемам ее активного освоения. Технологический учебник состоит из двух частей: теоретической и методической. Теоретическая часть является основой, на которой строится система дидактических блоков, предназначенных для самостоятельной работы учащихся над программным материалом, в них излагается и методика обучения предмету.

Формирование программной поддержки учебника нового типа проходит через следующие этапы:

• проектировочный - разработка традиционной составляющей в соответствии с новой моделью, отображение научных теорий в параграфах и выявление соответствия параграфов и обучающих блоков;

• конструктивный - оформление текстовой части - параграфов и инновационных дидактических технологий для построения блоков;

• технологический - формирование компьютерной поддержки на основе принципов и специальных методик.

Инструментальные средства компьютерной поддержки учебника должны обла-дать широкими функциональными возможностями, гибкостью применения в различных областях знаний и по возможности быть достаточно распространены.

С введением профильного обучения и предпрофильной подготовки оказалась ак-

туальной, перспективной и востребованной концепция многоуровневого учебника, разработанная учеными-педагогами МГУ для математического образования. Основные положения предложенной концепции заключаются в следующем:

1. Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, поэтому изложение учебного материала в учебнике должно быть выдержано с научной точки зрения.

2. Развитие материала в учебнике дол -жно отражать современные представления математиков об изучаемом в школе материале, который в учебнике должен быть изложен доступно.

3. Учебник должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала.

4. Математика едина и может быть изложена в одном учебнике для работы по разным программам.

5. Способ изложения учебного материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижения разных целей обучения при работе по разным программам.

Многоуровневый учебник может ока -зать существенную помощь, прежде всего учащимся и учителям сельских школ и небольших городов, их издание позволит сократить бюджетные расходы на издание малотиражных учебников для отдельных профилей обучения.

Реализация концепции модернизации образования приводит к появлению новых требований к учебной литературе. Одновременно следует учитывать появление и новых технических возможностей. Одна из них очевидна, она заключается в создании электронных учебников (ЭУ).

В компании ФИЗИКОН сформировалась собственная концепция электронного учебника, согласно которой ЭУ должен быть основан на передовых технических решениях, предполагающих возможность работы с компакт-диска на локальном компьютере ученика (в школе и дома), в школь-

ной сети (с использованием сетевых возможностей для работы учителя в классе) и в глобальной сети Интернет (для обновления содержания курса, обмена методическими материалами, активной работы учащихся с информацией). Электронный учебник нового поколения должен включать в себя (как минимум) следующие системы6:

• ядро (управляющий модуль) курса;

• иллюстрированный учебно-справочный комплекс;

• комплекс виртуальных лабораторий и интерактивных моделей;

• тестирующий комплекс, интегрированный с базой данных задач;

• поисковый комплекс;

• система помощи;

• система методической поддержки;

• система поиска аналогичной информации в Интернете.

Реализация концепции электронного учебника при создании учебных пособий на электронных носителях послужит решением проблем в организации дистанционного обучения, приведет к изменениям содержания, методов и организационных форм обучения с использованием информационных технологий.

Наконец, не менее интересной представляется концепция учебника, разработанная коллективом «Школа 2000»7, в основу которой положен деятельностный подход. Во всех учебниках и учебных пособиях обра-

зовательной системы «Школа 2000» используются единые технологии деятельностного метода обучения, которые построены на основе системно-деятельностного подхода и внедрены с учетом специфики возраста учащихся. Ими предложена на основе системно-деятельностного подхода целостная дидактическая концепция школьных учебников нового поколения. Эта концепция реализована в учебниках непрерывного курса математики для начальной и средней школы, подготовленных, изданных и внедренных в образовательную практику.

В заключение необходимо отметить единство взглядов ученых-педагогов на то, что главное назначение современногоучебни-ка - научить получать знания (учить учиться), что учебник обязательно должны сопровождать дополнительные пособия: хрестоматии, лабораторные практикумы, задачники, мультимедийные ресурсы - и каждый учебник, обеспечивая изучение отдельных учебных предметов, всегда должен быть построен с учетом всестороннего развития личности ученика и ориентирован на усвоение знания, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение полученных знаний и умений, т. е. при построении нового учебника необходимо учитывать и использовать возможности инновационных технологий. А какая концепция школьного учебника завоюет симпатию учителя, покажет время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2 Проблемы формирования нового поколения учебных изданий: Аналитический доклад / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2004.

3 Академический школьный учебник: Совместный проект «РАН-РАО-ИП-российской школе». Презентация. http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=3684//

4 Разработка концепции многоуровневого учебника. http://www.shevkin.ru//

5 Архипова А. И., Брегеда И. Д., Жужа Е. Н. Проблемы школьного учебника и его новая модель. Всероссийская научно-методическая конференция. Краснодар, 2002.

6 Электронный учебник нового поколения для современной российской школы. Н. Соболева, Н. Гомулина, В. Брагин, Д. Мамонтов, О. Касьянов. http://center.fio.ru/method/RESOURCES/ FILIPP0VMA/2002/PEDS0VET2002/PHYSIC0N.D0C//

7 Образовательная система «Школа 2000». http://www.sch2000.ru//

28 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.