Научная статья на тему 'Современные концепции конкурентоспособности'

Современные концепции конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1886
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕСУРС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / AGRICULTURE / COMPETITION / RESOURCE / GOODS COMPETITIVENESS / MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кендюх Е. И., Цугленок Н. Н.

Определены теоретические аспекты концепции конкурентоспособности АПК. Показаны основные элементы для достижения конкурентного преимущества производственной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPTS OF COMPETITIVENESS

Theoretical aspects of the agrarian and industrial complex competitiveness concept are determined. Basic elements for the industrial system competitive advantage achievement as a whole are shown.

Текст научной работы на тему «Современные концепции конкурентоспособности»

ве становится создание четкого механизма возмещения вреда заказчикам-клиентам, причиненного третьими лицами - строительными организациями. Каждая саморегулирующая организация в строительстве, проектировании, изысканиях (СРОС, СРОП, СРОИ) формирует из взносов членов СРО компенсационный фонд, средства которого могут быть направлены на возмещение вреда. Саморегулируемые организации в строительстве, проектировании, изысканиях предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО. Вступление в СРО становится обязательным шагом для большинства компаний строительной отрасли России.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Экономика, 1993. - 356 с.

УДК 339.137.2 Е.И. Кендюх, Н.Н. Цугленок

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Определены теоретические аспекты концепции конкурентоспособности АПК. Показаны основные элементы для достижения конкурентного преимущества производственной системы в целом.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкуренция, ресурс, конкурентоспособность товара, модель управления.

E.I. Kendyukh, N.N. Tsuglenok MODERN CONCEPTS OF COMPETITIVENESS

Theoretical aspects of the agrarian and industrial complex competitiveness concept are determined. Basic elements for the industrial system competitive advantage achievement as a whole are shown.

Key words: agriculture, competition, resource, goods competitiveness, management model.

Конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений. От состояния ее развития зависит количество и качество производимой продукции, стремление товаропроизводителей максимально использовать достижения науки и техники, оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, повышать культуру производства, снижать индивидуальные издержки. Но для ее функционирования необходима соответствующая среда, предусматривающая свободное вхождение и выход хозяйствующих субъектов на рынках, свободу предпринимательства, свободу ценообразования, свободный доступ к ресурсам и так далее.

Слово конкуренция происходит от латинского «concurrent^a», означающего столкновение, состязание. Именно это состояние положено в основу определения «конкуренция» отечественными и зарубежными авторами.

«Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю».

«Конкуренция - обусловленная общественным разделением труда и обособленностью производителей борьба между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров».

«Конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели».

«Конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку».

«Конкуренция - тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения на рынке, а также тип взаимоотношений потребителей по поводу формирования цен и объема

спроса на рынке» [1, с.15]. Обобщая вышеизложенные понятия, можно определить конкуренцию как соперничество, состязательность, борьбу, соревнование между участниками рынка, заинтересованными единой целью с точки зрения достижения лидерства, превосходства, удовлетворения экономического интереса.

Каждый составляющий элемент ресурсов представляет собой совокупность возможностей достижения конкурентного преимущества производственной системы в целом. Соответственно, именно эта совокупность возможностей достижения «конкурентного преимущества» каждого сформированного элемента ресурсов отражает действенный потенциал производственной системы и «экономическую надежность ресурсов» промышленной организации [4, с. 40-44]. Отсюда, «экономическая надежность организации» определяется как совокупность рационального распределения и взаимодействия между собой технических, технологических, кадровых, пространственных, организационных, информационных, финансовых ресурсов промышленной организации [2]. Это означает, что каждый отдельный ресурс не может раскрыться полностью вне связи с другими ресурсами. Только взаимодействие всех возможных стратегически важных ресурсов промышленной организации позволяет произвести и реализовать продукцию (услуги) и получить положительный результат. А эффективным результатом при этом считается такой результат, при котором промышленная организация будет постоянно наращивать темпы роста производства и сбыта продукции в одной плоскости с рациональным распределением ресурсов, а не получением сиюминутной прибыли.

Для решения такого рода вопроса предлагается использовать сбалансированную систему показателей, представленную на рисунке в виде модели, основанную на балансировки пяти наиболее важных направляющих «перспектив» развития конкурентных преимуществ относительно управления экономической надежностью промышленной организации по ресурсной концепции с учетом влияния внутренних и внешних факторов.

Модель управления надежностью промышленной организации на основе сбалансированной

системы показателей

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспо-

собности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это много аспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка), исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.

Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной [2].

Следовательно, конкуренция предусматривает наличие не одного, а множества субъектов рынка, которые могут выступать субъектами и объектами конкуренции.

Субъектами конкуренции являются товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования. Цель любого из них иметь максимальную прибыль, лучшие рынки сбыта, способы реализации и, конечно, удовлетворение своей продукцией наибольшего числа потребителей. Борьба за потребителя -непременное условие существования любого предприятия в обстановке конкуренции.

Объектом конкуренции выступает товар (услуги). Именно товар (услуги) определяет конечную цель любого производства. Если товар не продан, если потребитель выбрал другие компании и проигнорировал продукцию данной, ее не спасут ни низкие издержки, ни высокая производительность труда. Если же товар (услуги) может быть реализован, то, естественно, встает вопрос о затратах на его производство. Ведь доход, полученный от продажи товаров, должен быть достаточным и для оплаты труда работников, и для обеспечения устойчивых перспектив развития предприятия, и для формирования резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Поэтому постоянное повышение эффективности производства - еще одно обязательное требование к предприятию, действующему в условиях конкуренции.

Экономической основой формирования конкурентной среды на аграрном рынке являются:

реформирование и приватизация предприятий и организаций всех отраслей АПК;

создание многосекторной аграрной экономики;

развитие рыночной инфраструктуры;

создание юридической базы антимонопольного регулирования;

В настоящее время в результате реорганизации и приватизации аграрных предприятий созданы условия для равноправного существования различных форм собственности и соответственно им форм хозяйствования.

Процесс реорганизации и перерегистрации пока еще не закончен, и это является особенностью формирующейся конкурентной среды на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия Казахстана. Так, существующие агроформирования по своей сущности представляют собой предприятия, основанные на частной собственности и государственными (унитарными) быть не могут. То же самое можно сказать относительно различных видов кооперативов.

В этой связи представляется целесообразным остановиться подробнее на особенностях вышеназванных организационных структурах в сельском хозяйстве.

Унитарные предприятия основаны на государственной собственности на имущество. Земля им передается в бессрочное пользование. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. При данной организационной структуре государство наделяет правами собственности определенные государственные организации и учреждения, которые и распоряжаются от лица государства вверенным ему имуществом. Представителями такой организационной формы в аграрном секторе являются племенные заводы, учебно-опытные (опытнопроизводственные) хозяйства, селекционно-гибридные центры, семеноводческие инспекции, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, предприятия по воспроизводству ценных рыб [3, с.123].

Сфера деятельности унитарных предприятий и организаций включает в себя производство товарной продукции, прежде всего, для государственных нужд, проведение государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства, освоение передовых технологий, проведение научных исследований и подготовку кадров, осуществление карантинно-ветеринарных и других государственных мероприятий.

Товарищества с ограниченной ответственностью в сельском хозяйстве получили широкое распространение. В основном они создавались в результате реорганизации бывших колхозов, совхозов и других государственных предприятий. В уставный капитал включались основные фонды по остаточной стоимости, оборотные средства, в том числе деньги в кассе, на счетах и в расчетах (за вычетом задолженности банку и кредиторам) и нематериальные активы.

Уставный капитал распределялся между участниками в соответствии с долями, учитывающими трудовой вклад в создание имущества предприятия. В товарищество в обязательном порядке включали работников реорганизуемого предприятия, пенсионеров, а также, по решению собрания, работников социальной сферы и временно выбывших на учебу или службу в армии.

В сельском хозяйстве в форме товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью могут работать небольшие и средние по численности предпринимательские коллективы, занятые, например, производством овощей, откормом скота, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, выращиванием пушных зверей, коневодством, рыболовством, оказанием ремонтных и других сервисных услуг.

Данный юридический статус привлекателен для агробизнеса тем, что предприятия могут быть образованы одним или несколькими учредителями, располагающими инвестиционными ресурсами, при этом не требуется их личного участия в деятельности предприятия. Что же касается основной массы товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданных на селе, то они в дальнейшем должны быть преобразованы либо в производственные кооперативы, либо в акционерные общества. Преобразование их в полное товарищество исключено, так как такая форма предусматривает личное участие членов предприятия в его хозяйственной деятельности. Кроме того, полная ответственность личным имуществом отпугивает сельских товаропроизводителей от создания такой структуры.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) отличается от полного тем, что в нем предусмотрено два типа участников. Участники, которые непосредственно занимаются хозяйственной деятельностью и несут ответственность своим имуществом за результаты деятельности (полные товарищи), и участники-вкладчики (коммандитисты), которые не принимают участия в деятельности товарищества, а только

вкладывают свои средства в складочный капитал и несут риск потерять этот вклад в случае несостоятельности предприятия [4].

Данная форма начинает приобретать в хозяйственной практике большую значимость, так как ориентирована на сочетание трудового участия и привлечение свободных финансовых ресурсов в агробизнес. Концентрация основной доли капитала у небольшой группы участников ориентирована на повышение ответственности и дисциплины. Коммандитные товарищества могут использовать имущественные и земельные паи пенсионеров и работников социальной сферы, проживающих на территории реорганизованного предприятия.

Специфические особенности функционирования агропроизводства, психологическая адаптация работников, сочетание индивидуального и коллективного труда, управление производством на демократических началах в большей мере проявляются в сельскохозяйственных кооперативах.

Сельскохозяйственные кооперативы создаются путем добровольного объединения граждан на основе обязательного личного трудового участия в их деятельности с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного сельскохозяйственного производства. В зависимости от целей кооперативы подразделяются на производственные и потребительские.

Производственный кооператив создается для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, то есть основная цель данного формирования не извлечение прибыли от деятельности предприятия, а удовлетворение своих хозяйственных потребностей.

Выводы

1. В сельском хозяйстве в форме товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью могут работать небольшие и средние по численности предпринимательские коллективы.

2. Взаимодействие всех возможных стратегически важных ресурсов промышленной организации позволяет произвести и реализовать продукцию (услуги) и получить положительный результат.

Литература

1. Завалов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Рос. экон. журн. - 1995. - №12. - С. 15.

2. Концепция научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на период до 2000 года (проект).

3. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. - 1997. - №5. - С. 123.

4. Кабанов В.Н. Обеспечение долгосрочной устойчивости промышленного предприятия на основе критерия «системности» // Глобализация экономики и российские производственные предприятия. - СПб.: ЮРГТУ (НПИ), 2006. - Ч. 3. - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.