Научная статья на тему 'Современные измерения политики государств «Всеобщего благосостояния» в критериях социальной демократии'

Современные измерения политики государств «Всеобщего благосостояния» в критериях социальной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
538
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / ИНТЕРНЕТ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICS AND PUBLIC INSTITUTIONS / SOCIAL DEMOCRACY / POLITICAL SYSTEMS AND BELIEFS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анахин Тимур Владимирович

Проведено информационно-аналитическое изучение динамики взаимосвязей политических и государственно-правовых процессов, рассмотрены базовые проблемы и социальные реальности современных политических сообществ и тенденции развития структур существующего порядка и основ гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY POLITICS OF THE COMMON GOOD SOCIAL DEMOCRACY STATES

Authors presentation in this paper rangers over the central questions of the countries policy thesis sets the agenda for actions made by governments which demonstrate how political community gains its binding force by way of the common good of the sustainable development of civilized human society

Текст научной работы на тему «Современные измерения политики государств «Всеобщего благосостояния» в критериях социальной демократии»

2011/6

УДК 321.01

Т.В. Анахин

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ «ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ»

В КРИТЕРИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Проведено информационно-аналитическое изучение динамики взаимосвязей политических и государственно-правовых процессов, рассмотрены базовые проблемы и социальные реальности современных политических сообществ и тенденции развития структур существующего порядка и основ гражданского общества.

Ключевые слова: политическая система, правовое государство, социальная демократия, политические элиты, интернет и эволюция политики, гражданское общество.

Т.У. АпакЫп

CONTEMPORARY POLITICS OF THE “COMMON GOOD” SOCIAL DEMOCRACY STATES

Author’s presentation in this paper rangers over the central questions of the countries ’ policy thesis — sets the agenda for actions made by governments which demonstrate how political community gains its binding force by way of the common good of the sustainable development of civilized human society.

Keywords: politics and public institutions, social democracy, political systems and beliefs.

Равновесие и эффективность современного общества базируются на основополагающих принципах конституционного права - священного приоритета государства, какова бы ни была его политическая система.

Политический мир весьма чувствителен к колебаниям общественного мнения. Свое полное значение изучение проблем государственнополитического устройства обществ и особенностей их глобального и регионального развития приобретает в связи с нарастающим кризисом современных обществ, как и глубоких культурных кризисов - созидателей и разрушителей социальных и политических построений.

Советский Союз, невзирая на свой интеллектуальный потенциал и обладание огромными научными знаниями, несмотря на свои достижения в сферах равноправия наций, здравоохранения и социального обеспечения, а также в создании индустриальной и энергетической базы страны, дорожной и жилищной инфраструктур, коммуникаций, ядерных и космических технологий - весьма дорогостоящих мероприятий, оказался мало предприимчивым в сокращении высоких издержек производства и в дальнейшей модернизации структур общества, основ политической мысли, оптимизации военного бюджета.

Форма государственно-политического устройства советского общества обеспечивала справедливость и равные возможности для всех, народы стали более образованными, исчезла безработица и крайняя нищета, однако вся собственность и капитал находились в руках государства, что влекло за собой политическую коррупцию и жесткий контроль властей. Образы

общественной полезности труда и деятельного рабочего класса определяли сознание правоты политической власти, поэтому основная масса советского общества спокойно эволюционировала сама собой в пределах, которые, казалось, не ставили под сомнение нарушение общественного равновесия. Но ослабление мощи государства и уязвимость экономики, каковы бы ни были их причины, открыла дверь волнениям, что свидетельствовало о слабости политической власти, об отсутствии у народа ощущения полного умственного и социального благополучия, а идеологическое обрамление социального неповиновения общества было обращено против власти единой политической партии.

Продвижение демократии в постсоветских странах породило политический хаос в России, Украине и Киргизии. Югославия распалась в результате роста напряженности в отношениях между разными народами, населявшими страну, их различными культурными и религиозными рефлексами, приоритетами и устремлениями, приобретшими характер политического национализма и этнических чисток.

Сейчас прежний политический, социальный и культурный порядок в мире постепенно стирается. Доминирующая в «западном» мире экономика развитого капитализма, материальный прогресс, достаточный жизненный уровень породили новые мифы и безраздельную веру в будущее базовой рыночной экономики - жизнеспособной и прогрессирующей в масштабах всего мира. Прогресс научной мысли (не без огромных затрат на образование и научные исследования) привел к множеству числа инноваций в

области высоких и информационных технологий как результатов практических решений науки и превращения промышленного производства в высоко прибыльный сектор. Инновации автоматически оказываются в руках обладателей капиталов (ученые и изобретатели редко сколачивают состояния).

С наступлением 21 в. наметился более широкий процесс глобализации, который затронул все сферы человеческой деятельности; наметилось дальнейшее развитие транснациональных корпораций, получающих от развития современных производств, связанных с очень сложными технологиями, и глобальной информатизации определенные преимущества: международное разделение труда и вытекающие из него высокие прибыли. Все взаимосвязано, инвестиции капиталов в страны с низкой заработной платой и дефицит платежного баланса в промышленно развитых странах привели к нарушению конституционных прав и свобод социальнопрофессиональных категорий граждан, особенно с высокой квалификацией.

На Западе неолиберальный капитализм проходит кризисы и другие перипетии «рейганомики», главное привилегия которой заемный капитал за счет общественного строя в пользу социального неравенства - «неравенства любого порядка суть явления естественные», такого принципа ортодоксальной регулировки кризиса придерживались М.Тетчер и Р.Рейган. Сейчас национальный долг США составляет $ 13,7 трлн., уровень безработицы в стране около 9,8%, а уровень бедности - 14,3%. В США богатство сосредоточено у политической элиты - в Конгрессе заседают 237 миллионеров (44%). За время кризиса с 2008 г. благосостояние 400 богатейших американских семей выросло на 8% до $1,37 трлн., т. е. “Socialism exists only for the rich”.

Евросоюз и МВФ предоставляют Греции ссуду в 110 млрд. евро, Ирландии - 85 млрд. евро. «для спасения евровалюты и демократии». Канцлер Германии Меркель заявляет: “Euro zone should no longer be a land of milk and honey”. Рецессия в Европе предполагает безработицу, долги и дефицит бюджета.

По данным ФАО ООН, в мире 1,4 млрд. людей живут в крайней нищете. Сейчас в мире наивысший уровень безработицы - 220 млн чел. За последние 60 лет на все формы глобальной помощи были выделены более $2,5 трлн. Около 85% мировой продукции производят страны G-20. В контексте политической науки, финансовая помощь Всемирного банка проблемным странам не обеспечивает устойчивого их развития.

Мировой проблемой является коррупция, ее уровень оценивается по шкале “Transparency International” следующим образом: min-10, maх-0. Сумма взяток в мире $1 трлн. ежегодно. Наименее коррумпированы Новая Зеландия и Дания, наличие коррупции отмечено в России (2 балла), Чехии, Венгрии, Италии, США. Несоответствующее внимание на административной взятке игнорирует высокий уровень политической коррупции. Президент США Б. Обама выразил поддержку международной инициативе по искоренению коррупции в стране и за рубежом. Президент РФ Д. Медведев подписал национальную программу борьбы с коррупцией на 2010-2011 гг.

Правовые методы противодействия коррупции - это законодательство; политические меры - подлинное участие избирателей в выборах, устранение факторов деградации мотивов людей, независимость органов судебных и правоохранительных, а также средств массовой информации; административные меры - ликвидация всех привилегий и бюрократических проблем, прозрачные структуры и технологии политического управления и избирательного процесса; гуманитарно-правовая эволюция политического режима и принципов конституционного процесса; баланс всех видов властей; нравственное равноправие наций. Для Российской Федерации важна защита гуманитарных прав небольших наций из-за их ограниченной возможности, особенно при доминировании нации, политически возвысившейся над другими.

Аппарат власти, то есть сила, которая пронизывает все структуры, - это государственное регулирование, рынок и конкуренция, сосредоточение гигантских ресурсов страны и их распределение, механизмы принятия решения и контроля, а также средств принуждения, особенно «незавершенного государства», стоящего перед лицом суммы обществ и интересов, в том числе экономических, социальных, политических, культурных, а именно: добыча сырья, нефти и газа, создающая богачей; привилегированные города и классы общества; пенсионные приманки и привилегии номенклатуры власти; просвещенная, не просвещенная оппозиция; иерархия обществ, их политический престиж; пропаганда «патриотизма», охваченного политическим национализмом.

Глобализация развития электронных масс-медиа приводит, с одной стороны, к большему взаимопониманию между народами, а с другой, к возрастанию их роли в условиях утверждения информационного общества и к утрате конфи-

2011/6

денциальности. В 2010 г. наметились свидетельства, что on-line журналистка и Интернет является новой моделью формирования общественного мнения в политике. «Желтая пресса», полная сенсаций, ушла в прошлое; доходы от рекламы в газетах в 2009 г. упали на 26%, а за последние 3 года - на 43%; сокращение штата составило 47% по сравнению с 1983 г. Большинство Интернет-пользователей (59%, т.е. 519 млн) используют социальные медиа, как “Twitter”, “Facebook”, “Wikileaks. Утечка информации под названием “Afgan war diaries” приоткрыла суровые реальности афганской войны 2004-2010 гг., в том числе о недавних жестоких столкновениях в Кандагаре, разрушивших до основания сотни домов в этой провинции. Пентагон выделяет $150 млн ежегодно на ведение «кибервойны» против «незаконного по своей природе свободы выражений мнений» и в целях мониторинга средств медиа, защиты государственных «вебсайтов» и контроля Интернета.

Наряду с глобализацией средств информации, миграция как весьма древнее и универсальное явление в мире, ныне принимает большие масштабы. Главной страной, куда направляются мигранты остаются США, традиционная много-национальность которых облегчало приспособление различных наций, однако «плавильный котел» ныне работает с признаками «исламофо-бии» и обострения проблем, связанных с различием в культуре и ментальности. Сейчас в США находятся 12 млн нелегальных иммигрантам, из них только 2,1 млн предстоит натурализация согласно “Dream act”, принятым Конгрессом 8 декабря 2010 г.

Сегодня свыше 200 млн человек в мире живут в странах, не являющихся их родиной. Экономический подъем и нехватка рабочей силы открыли иммигрантам въезд в эти страны. В Германии из 82 млн населения 15 млн иммигрантов. Во Франции - 10% мусульман-

иммигрантов из 62 млн населения. Иммиграция приносит процветание и дополнительный приток налогов; это резервуар дешевой рабочей силы, обеспечивающей общий экономический подъем и низкую стоимость продукции.

В современных обществах политика базируются на основополагающих принципах науки и искусства управления жизнью общества на основе общеобязательных социальных норм. К базовым относятся следующие понятия: политические системы и режимы; выборы как механизм социальной демократии [1]; концепции устойчивого развития политического сообщества [2]; концепции политической модернизации

общества; политические проблемы международных отношений. Государство, опираясь на административные и общественные структуры, организует жизнь граждан и обеспечивает их социальную безопасность.

Центральной проблемой философии политики является нахождение приемлемого общественного баланса и социального равновесия в государстве, но современная политика не существует вне связи с экономикой и социальный порядок основывается на мощи экономики.

Согласно политической теории, вытекающей из работ классиков философии Т.Гоббса и Д.Локка, изложивших теорию государства, необходим «общественный договор», «социальный контракт» - доктрина, провозглашающая необходимость согласия граждан на учреждение формы государственного правления, гарантирующей продвижение политического сообщества к «всеобщему благу». Государства «всеобщего благосостояния», по определению, должны возложить на себя политическую ответственность за экономическое и социальное благополучие своих граждан, создание системы социальной безопасности и минимума социальных гарантий.

Приоритет духовных факторов в деятельности «слуги общественного блага» - новатора или предпринимателя, обеспечивающего наилучшее качество товаров, сохранение равенства и академической свободы, установление свободы на базовом уровне (естественное правило: инновации исходят с базового уровня) - классический путь к государству «всеобщего благосостояния» - welfare state. Экономика основана на «естественной свободе»: свобода - это мирно пользоваться дарами природы под защитой государственных законов, заниматься трудом, ремеслами, коммерцией, науками, искусствами -драгоценными преимуществами роста личности и независимости, живости и силы общества.

Современный мир весьма сложен. Философия политики изучает принципы, на которых основана политическая система государства. Принципы организации зависят от этических воззрений общества и нравственной философии. В силу самого своего благоприятствования просвещенное общественное мнение, питая его своей живительной влагой и бурными страстями, восстанет против коррупции и неправильных тенденций в развитии общества, а главное -культура, стоящая на службе политического сообщества, как источник гармонии и толерантности. Процветание всех слоев общества всегда обусловливало благополучие государства.

Итак, подведем некоторые итоги. Государства «всеобщего благосостояния» - недавняя гордость и слава западных демократий - вызвали чувства курьеза из-за современного кризиса политического сообщества. Ныне первая роль в реформировании за политикой, предохраняющей общественное благо и основанной на социальном порядке, отмеченной умеренностью, благоразумием, трудом, упорством, инициативой и профессионализмом. Анализ государственно-правовых и социально-экономических явлений показывает, что кризисы имеют позитивное значение для совершенствования общества. В России необходим государственный протекционизм для развития процветающего национального производства (ныне только 40%

которого производят инновационную продукцию). Принцип образования фонда, питаемого особыми налогами, чтобы гарантировать выплату процентов, предоставит стране необходимые инвестиции зарубежных капиталов, что станет преимуществом также для российской социальной среды, защиты гуманитарных прав небольших наций и природных богатств страны.

Литература

1. Анахин Т.В. Особенности региональных предвыборных кампаний // Прибайкалье в истории России. - Иркутск, 2008. - С. 212-217.

2. Анахина М.В., Анахин Т.В. Социальный оптимум общества и приоритет гуманитарных прав человека // Глобальные и региональные проблемы устойчивого развития мира. - Улан-Удэ, 2010. - С. 162-171.

Анахин Тимур Владимирович - студент 5 курса БГУ (ЭП), г. Улан-Удэ, e-mail: anakhin@ru. Anakhin Timur Vladimirovich - graduate BSU (EL), Ulan-Ude, e-mail: anakhin@ru.

УДК 328.185

Н.В. Устинова

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются основные проблемы борьбы с коррупцией в современной России, выявляются её причины, последствия для развития общества. Анализируется Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции». В качестве примера борьбы с коррупцией представлен опыт Финляндии и США.

Ключевые слова: политическая коррупция.

N.V. Ustinova

POLITICO-SOCIAL ASPECTS OF THE STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN MODERN RUSSIA

The article contains analysis of corrupt practices in modern Russia, of the reasons of the emergence, the mechanism of the formation, and the tendencies of the evolution of corrupt institutions in Russia politics. The author analyzes the Federal Law On counteracting to corruption. With Finland and USA as example, effective anticorrupt methods are presented.

Keywords:political corruption.

Первый официальный законопроект «О противодействии коррупции» был принят Президиумом Верховного совета РФ 13 июня 1992 года. За это время многое в российской политической системе изменилось: Россия подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию - 1998 г. и Конвенцию ООН против коррупции - 2003 г., принят Национальный план по борьбе с коррупцией. Однако до сих пор исполнение закона возлагается на чиновников низшего и среднего звена, а вся сила борьбы с коррупцией выливается в декларации, популистские обещания и лозунги. В нашей стране, единственной в Европе, в 2003 году из Уголовного кодекса была исключена самая гуманная и эффективная мера

уголовного наказания - конфискация (как утратившая силу) и введена в очень усечённом виде только через три года [1]. В результате: 1) численность чиновников государственных органов и органов местного самоуправления в России, по данным Росстата, выросла с 1163,3 тыс. человек в 2000 г. до 1670,8 тыс. в 2008 г.; 2) самыми коррумпированными отраслями оказались: распределение бюджетных расходов, государственные закупки, передача в пользование природных ресурсов, жилищно-коммунальная сфера, строительство, фармацевтика, судебная система; 3) по данным международной неправительственной организации «Transparency International» («Международная прозрачность»), Россия в рейтинге борьбы с коррупцией в 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.