Научная статья на тему 'Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии'

Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2245
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ВРЕМЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / LIFE COURSE / SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE COURSE / TEMPORAL DIRECTION / MEANINGFULNESS OF LIFE / LIFE EVENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Змиевская Анастасия Александровна

В статье представлен теоретический анализ современных исследований субъективной картины жизненного пути личности (СКЖП). Приведены определение, основные функции и характеристики СКЖП, ее место в структуре самосознания личности, обозначенные в работах отечественных психологов. Кратко рассмотрены результаты исследований СКЖП за последнее десятилетие. На основе проведенного анализа предлагается авторская классификация основных параметров СКЖП: 1)временные параметры (оценка прошлого, настоящего, будущего, качественные характеристики восприятия времени жизни); 2) содержательные параметры (событийная насыщенность, значимость и эмоциональная оценка событий, межсобытийные связи, тип и вид жизненных событий); 3) личностные параметры (локус контроля, уровень субъектности, осмысленность жизни). Обозначается разноплановость психодиагностических методик, позволяющих изучать СКЖП как в отдельных ее составляющих, так и целостно. Обосновывается теоретическая и практическая значимость дальнейших исследований рассматриваемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RESEARCH ON SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE COURSE IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

This article presents the theoretical analysis of modern research on subjective picture of person's life course (SPLC). The definition, basic functions and characteristics of SPLC, its place in the structure of person's self-consciousness are described. SPLC is a mental image of person's life course, which contains the information about past, present and future major life events and their relationships. SPLC is closely related with such mental structures as self-conception, subjective picture of life world and subjective picture of self. SPLC is the dynamic formation, so it can be changed. That is the main reason for researcher's interest to this phenomenon. It is well known that even the experience of telling the story about own life make a therapeutic effect. The results of recent decade SPLC research are reviewed briefly. The classification of main SPLC parameters, based on the conducted theoretical research are offered for the first: 1) time parameters (the assessment of past, present and future lifetime, the qualitative characteristics of lifetime perception); 2) content parameters (event saturation, the significance and emotional assessment of life events, inter-events relationships, the type and sort of life events); 3) personal parameters (the locus of personal control, the level of subjectivity, meaningfulness of life). The author denoted the variety of psychodiagnostic methods for complex and partial SPLC investigation. The theoretical and practical significance for further SPLC research is substantiated.

Текст научной работы на тему «Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии»

®

www.volsu.ru

УДК 159.9.075 ББК 88.3

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Змиевская Анастасия Александровна

Аспирант кафедры психологии, Волгоградский государственный университет psi@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ современных исследований субъективной картины жизненного пути личности (СКЖП). Приведены определение, основные функции и характеристики СКЖП, ее место в структуре самосознания личности, обозначенные в работах отечественных психологов. Кратко рассмотрены результаты исследований СКЖП за последнее десятилетие. На основе проведенного анализа предлагается авторская классификация основных параметров СКЖП: 1) временные параметры (оценка прошлого, настоящего, будущего, качественные характеристики восприятия времени жизни); 2) содержательные параметры (событийная насыщенность, значимость и эмоциональная оценка событий, межсобытийные связи, тип и вид жизненных событий); 3) личностные параметры (локус контроля, уровень субъектности, осмысленность жизни). Обозначается разноплановость психодиагностических методик, позволяющих изучать СКЖП как в отдельных ее составляющих, так и целостно. Обосновывается теоретическая и практическая значимость дальнейших исследований рассматриваемого феномена.

Ключевые слова: жизненный путь, субъективная картина жизненного пути, временная направленность, осмысленность жизни, жизненное событие.

Субъективная картина жизненного пути (СКЖП) - сравнительно новый термин в психологической науке, который все чаще привлекает интерес отечественных исследователей. Впервые этот термин был упомянут Б.Г. Ананьевым (1980), а содержательное наполнение получил в трудах А.А. Кроника, Е.И. Голова-хч хи, Р.А. Ахмерова уже в 2000-х годах [2; 6;

9]. На данный момент, помимо этих, уже клас-<С сических, работ, накоплено большое количество исследований СКЖП, которые, на наш i взгляд, требуют обобщения. В данной статье

8 мы предпринимаем попытку осветить основ-к __

ные современные исследования СКЖП с це-

© лью выявления ее базовых характеристик,

представляющих интерес для дальнейших научных изысканий.

Ученые определяют СКЖП как психический образ, в котором отражены пространственно-временные параметры жизненного пути, а именно - значимые события прошлого, настоящего и будущего и их взаимосвязи (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, К.В. Карпинский). При этом СКЖП выполняет функцию саморегуляции и самодетерминации личности и является динамичным психическим образованием [9, с. 43-44].

На наш взгляд, именно эти характеристики СКЖП (изменчивость и функция мотивации/регуляции личности) обусловливают

практическую значимость исследований данного феномена: знание особенностей СКЖП позволяет эффективно корректировать ее, повышая уровень психологического благополучия личности. А.А. Кроник (2008) отмечает, что факт воспроизведения событий прошлого и объективация примерных планов на будущее (в ходе исследования СКЖП методом каузо-метрии) сам по себе может иметь психотерапевтический эффект, поскольку человек имеет возможность целостно посмотреть на свою жизнь, осмыслить события прошлого, настоящего, будущего и их взаимосвязи.

Р.А. Ахмеров (2013) рассматривает СКЖП как часть самосознания личности, которая находится в тесной связи с такими его структурами, как Я-концепция, субъективная картина жизненного мира и субъективная картина самости. Указывается, что СКЖП есть результат познания человеком себя и мира, результат поиска ответа на вопрос «куда, зачем и как я движусь в этом мире?» [4, с. 217-219].

Е.В. Кулеш (2009) обозначает следующие базовые характеристики СКЖП:

- временная направленность (ориентация на прошлое, настоящее или будущее);

- осмысленность жизни (отношение к событиям жизни, осознание их значимости, видение целей будущего);

- эмоциональная/событийная насыщенность жизни;

- удовлетворенность жизнью;

- ценностные ориентации;

- субъектность (степень осознания себя в качестве творца, автора собственной жизни);

- онтогенетическая рефлексия (способность личности «обрабатывать» прошлый жизненный опыт, учитывать его в дальнейшей жизни);

- стратегии адаптивного поведения (способы реагирования на изменения жизни).

Параметр временной направленности, как базовой характеристики СКЖП личности, является, пожалуй, одним из самых широко исследуемых аспектов СКЖП. «Фиксация» личности на прошлом, настоящем или будущем является значимым параметром гармоничности/деформации СКЖП. Однако, можно утверждать, что «временные сдвиги/фиксации» в СКЖП есть следствие глубинных психологических проблем личности, и все выше обозна-

ченные характеристики СКЖП должны изучаться целостно, в их взаимосвязи.

Так, Р.А. Ахмеров (1994) исследует «биографические кризисы» личности, которые понимаются автором как результат использования некорректной жизненной программы, а сам жизненный путь при этом оценивается как непродуктивный. Биографический кризис проявляется в отсутствии межсобытийных связей в какой-либо временной плоскости СКЖП. Другими словами, некоторая часть жизни оказывается «не нужной», бессмысленной - она не является ни причиной, ни следствием, ни целью или средством для другого этапа жизни. Неоптимальной жизненной программой, по мнению автора, обычно обладает такая личность, которая характеризуется следующими параметрами: неспособность ставить цели, планировать свою жизнь, неумение видеть перспективы развития, неспособность осознавать возможности для самореализации, фиксирован-ность восприятия только на ближайшем будущем, без учета долгосрочных перспектив, жесткость суждений относительно причин и следствий в своей жизни, неумение извлекать опыт из негативных жизненных событий.

Особую типологию стратегий жизни и соответствующую им временную направленность личности описал В.Н. Дружинин (2010). Так, например, стратегия «жизнь как предисловие» характеризуется восприятием настоящего момента как некой подготовки к будущей «настоящей» жизни. То, что происходит сейчас, оказывается не очень ценным, так как эта жизнь еще не подлинная, по мнению человека. Он хочет, чтобы время шло быстрее, приближая наступление светлого будущего, упуская при этом значимость «здесь и сейчас». «Жизнь как достижение» также характеризуется фиксацией на будущем - человек, живущий в таком режиме, стремится достигать все новые и новые цели, не успевая осознать настоящее, и задуматься о смысле происходящего в его жизни [7].

Обратная тенденция, фиксация на прошлом, характеризует человека, живущего в режиме «жизнь как сон». Прошлое воспринимается им как спокойное и приятное, тогда как настоящее и будущее настолько субъективно невыносимы, что человек предпочитает «уходить» от реальности в мир иллюзий, сериа-

лов, музыки или алкоголя (спектр вариантов «ухода» достаточно широк) [7].

«Жизнь как трата времени» характерна для людей, не имеющих надобности выполнять какие бы то ни было важные задачи, решать проблемы - у них есть все, что необходимо, и даже больше, остается лишь чем-то заполнить огромное количество свободного времени. Наиболее выражено здесь настоящее - оно кажется бесконечным, отсутствует какое-либо стремление к будущему, как и связь с прошлым, поскольку каждый день похож на предыдущий. Как видно, В.Н. Дружинин рассматривает фиксацию человека на прошлом, настоящем или будущем как характеристику определенного образа жизни, возникшего под влиянием факторов внешней среды и собственных установок личности [7].

К.А. Абульханова и Т.Н. Березина (2001) отмечают, что представленность в сознании прошлого, настоящего и будущего - есть обязательный компонент психического здоровья личности. Однако указывается, что современный российский человек сталкивается с трудностями восприятия прошлого и будущего, он вынужден жить в настоящем без опоры на другие временные отрезки. Опыт прошлого оказывается непригодным в новых постоянно меняющихся условиях, а будущее остается неопределенным и закрытым для восприятия. Таким образом, исследователи делают акцент на влиянии внешних социальных, экономических, политических факторов, определяющих способность личности адекватно воспринимать время своей жизни [1].

Так, в исследовании М.Ё. Шариповой (2013) была обнаружена специфика временной ориентации личности в зависимости от этнокультурной идентичности. Сравнивая СКЖП русских и таджиков, М.Ё. Шарипова установила, что русские в гораздо большей степени ориентированы на будущее, а прошлое в их сознании наполнено грустными событиями. Эти результаты согласуются с имеющимися социальными стереотипами о «нелегкой жизни» русского народа и неумирающей надежде на улучшения в будущем.

Однако не только «глобальные» факторы, такие как социальный строй, культура, устойчивые личностные характеристики и установки могут обусловливать «временной

сдвиг» в СКЖП. Одно-единственное событие или ситуация способны деформировать временную ориентацию личности. Так, например, Т.Д. Василенко (2012) установила, что хроническое заболевание может существенно сузить перспективу будущего в сознании болеющего человека, при этом прошлое оказывается субъективно наполнено в большей степени грустными событиями.

Особый интерес исследователей привлекает рождение ребенка, как событие, трансформирующее СКЖП женщины, в том числе ее временную направленность. Данной проблемой занимались такие исследователи, как И.А. Раль-никова и С.С. Шмакова (2008), Е.Н. Костарева

(2013), Л.Ф. Фатихова и Е.Ф. Сайфутдиярова

(2014) и др. Обнаружено, что не только сам факт рождения ребенка оказывает влияние на СКЖП женщины, но и различные аспекты этого события играют немаловажную роль. Возраст женщины при рождении ребенка уже на этапе беременности определяет специфику ее СКЖП, что может быть тесно связано, в том числе, с имеющимися у нее демографическими установками [3, с. 212-214]. Существенные различия обнаружены в СКЖП женщин, имеющих здоровых и больных детей. Эти различия касаются таких базовых характеристик СКЖП, как временная направленность, событийная насыщенность, осмысленность жизни и пр.

Взаимосвязь осмысленности жизни и различных показателей СКЖП изучала Л.И. Габ-дулина (2011). Было установлено, что люди, которые верят в свои силы в плане управления своей жизнью, демонстрируют гораздо более высокие показатели осмысленности своего жизненного пути, чем те, кто считают, что все происходящее в жизни от них не зависит. Существенное влияние на осмысленность жизни также оказывает образование человека: так, респонденты с высшим образованием склонны считать себя творцами собственной жизни, а ведущими смыслами в их СКЖП являются желание делать добро и быть нужными семье и обществу. Таким образом, субъектность личности оказывается значимым фактором осмысленности жизни. В свою очередь, высокие показатели осмысленности жизненного пути положительно связаны с удовлетворенностью жизнью в целом.

Особый интерес представляют данные о содержательном наполнении СКЖП, то есть

о тех сферах жизни, в рамках которых представлено наибольшее количество значимых событий. Так, изучая взаимосвязь ценностных ориентаций личности и особенностей СКЖП, Я.А. Сурикова (2012) обнаружила, что для людей, назвавших в структуре СКЖП большое количество событий, относящихся к сфере «учеба» и «работа», наибольшую ценность представляет возможность активно действовать, а также достижения в профессиональной сфере, тогда как ценности «созерцания» (природа, искусство) оказываются не значимыми. Наполненность событиями сферы семьи и быта положительно коррелирует с высокими показателями ценности своего здоровья и здоровья близких. Люди, для которых значимой оказывается сфера семьи, демонстрируют более высокие показатели «гармоничности» СКЖП в целом, а именно - большую мотивационную насыщенность настоящего и будущего, при гармоничном сочетании событий разных сфер жизни, в том числе досуга, общения и др.

К.В. Костенко (2005) установил, что удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте положительно коррелирует с большим количеством событий СКЖП в следующих сферах жизни: «отдых», «значимые люди», «семья» (при этом акцент делается на супружеских отношениях), «главное дело жизни». Для не удовлетворенных жизнью людей в меньшей степени характерно упоминание таких тем, как «история стремлений, жизненных целей и смысл жизни», а также - «Я и религия». Помимо этого, события в рамках данных тем оценивались негативнее, чем у удовлетворенных жизнью людей. Автор также указывает, что удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте практически не имеет отношения к событиям, которые связаны с такими сферами, как: история страны, материальные факторы жизни, дети, внуки и др. В целом событийная насыщенность жизни оказывается тесно связанной с параметром удовлетворенности жизнью.

При этом отмечается (Л.И. Габдулина, 2011), что в благоприятные периоды жизни человек склонен «наполнять» субъективную картину жизненного пути событиями внешней жизни, такими как свадьба, повышение по службе и пр. Тогда как события внутренней

жизни, которые характерны для кризисных переломных моментов жизни, представлены в СКЖП в меньшей степени. Установлено, что для женщин, имеющих хронически больных детей, характерно насыщение СКЖП событиями внутреннего мира, по большей части позитивного характера. То есть духовная жизнь становится для матерей своеобразной отдушиной, когда внешняя жизнь оказывается чрезмерно травмирующей.

Примечательно, что в СКЖП могут включаться не только события личной жизни, но и исторические события. Исследуя этот феномен, И.А. Трегубенко (2013) установил, что чем больше исторических событий охватывает память человека, тем выше осмысленность им собственного жизненного пути, уровень субъектно-сти, событийная насыщенность жизни, антиципация событий будущего и др. И.А. Трегубенко приходит к выводу, что достаточно развитая «историческая память» (понимается автором как совокупность исторических воспоминаний, значимых событий истории, образ истории в целом, сформированный у данной личности) способствует лучшему пониманию человеком своего места в обществе, его истории, позволяет расширить картину жизненного пути. При этом наличие в исторической памяти положительных религиозных событий связано с более высоким уровнем субъектности и наличием жизненных целей. Тогда как упоминание экономических кризисов, напротив, «парализует» личность - эти события мешают развитию таких показателей, как «изменчивость», «освоение внутреннего мира», что, как отмечает автор, связано с потребностью в стабильности и страхом перемен. Также было обнаружено, что наличие в исторической памяти положительных культурных событий является ресурсом для преодоления личных проблем.

М.Я. Дворецкая и Т.В. Улитенко (2014) обратились к проблеме сложности СКЖП. В качестве критериев сложности СКЖП авторы рассматривают: сетевидность (диффуз-ность), многомерность, дифференцирован-ность, протяженность пространственно-временной перспективы, структурированность (упорядоченность). В целом сложность СКЖП определяется исследователями как совокупность разнородных связей между событиями жизненного пути. В результате М.Я. Дворец-

кая и Т.В. Улитенко описали несколько уровней сложности СКЖП, и соответствующие им временную направленность (на прошлое, настоящее или будущее), уровень осмысленности жизни и прочие характеристики СКЖП.

Как показывает теоретический анализ имеющихся исследований, СКЖП - это сложный многоуровневый/многоаспектный психологический феномен. При этом, несмотря на относительную новизну изучаемой проблемы, в отечественной психологии накоплено достаточно большое количество интересных разнородных данных о ее сущности. Резюмируя опыт исследований СКЖП, можно обнаружить некоторые базовые параметры СКЖП, которые, уже традиционно, рассматриваются в работах большинства ученых:

1. Временные параметры СКЖП:

- оценка будущего - выражается в наличии или отсутствии целей в будущем. При этом важно различать - является ли будущее для человека ориентиром, направляющим его настоящее, или же он просто живет мечтами о будущем, бездействуя в настоящем (Д.А. Леонтьев, 2000) [10];

- оценка настоящего - выражается в субъективном ощущении наполненности жизни «здесь и сейчас» эмоциональными, интересными событиями. Также важно различать чрезмерную поглощенность настоящим моментом, без соотнесения с прошлым и будущим, и нормальную тенденцию человека жить настоящим (Д.А. Леонтьев, 2000). Ф. Зимбар-до (1997) называет негативную фиксацию на настоящем «гедонистической», что выражается в чрезмерном стремлении получать удовольствие от жизни, игнорируя опыт прошлого и задачи будущего [10];

- оценка прошлого - восприятие продуктивности прожитого времени, удовлетворенность самореализацией (Д.А. Леонтьев, 2000). А.А. Кроник (2008) использует термин «реа-лизованность» жизни, под которым понимается соотношение насыщенности прожитых лет и ожидаемой насыщенности жизни в целом. Здесь также важен показатель психологического возраста личности - субъективная оценка человеком своего психологического прошлого, тесно связанная с ощущением реали-зованности и ожидаемой продолжительностью жизни [9, с. 78-80].

Применительно ко всем трем временным модусам жизни, Л.И. Вассерман (2009) предлагает изучать следующие характеристики психологического времени:

- активность времени жизни - насыщенность, напряженность жизни/отдельного периода жизни, связанная с психической активностью человека, отражает динамические характеристики психологического времени;

- эмоциональная окраска времени - восприятие времени жизни как негативного или позитивного (аффективные характеристики времени);

- величина времени - чувство «глубины», «объемности», смысловой и мотиваци-онной насыщенности жизни;

- структура времени - представления человека о ясности и упорядоченности того или иного этапа своей жизни, связанные с чувством прогнозируемости и контролируемости событий;

- ощущаемость времени - интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в события некоторого периода жизни, восприятие этих событий как «близких/далеких», «реальных/кажущихся» [6].

2. Содержательные параметры СКЖП:

- событийная насыщенность - общее количество значимых событий в жизни. Е.Ю. Коржова (1998) отмечает, что чем больше событий называет человек, тем выше продуктивность его жизни. Важно при этом учитывать, к какому временному периоду (прошлому, настоящему или будущему) относятся те или иные события [8];

- значимость и эмоциональная оценка события - отражает степень важности события для человека, а также оценивание этого события (событие может восприниматься как положительное, нейтральное, отрицательное);

- межсобытийные связи - восприятие человеком взаимосвязей между событиями своей жизни. А.А. Кроник (2008) указывает, что событие может выступать в качестве цели, средства, причины или следствия других событий жизни. При этом, чем больше в СКЖП человека «событий-авантюр» (событий, которые оказываются не связанными с остальными, но при этом все же значимыми), тем выше вероятность возникновения психологического кризиса [9];

- тип и вид событий - принадлежность события к той или иной сфере жизни. Е.Ю. Коржова (1998) предлагает следующую классификацию жизненных сфер, к которым может относиться событие: родительская семья, брак, дети, место жительства, здоровье, «Я», общество, межличностные отношения, материальное положение, учеба, повышение квалификации, работа, природа [8].

3. Личностные параметры СКЖП:

- локус контроля - уверенность/неуверенность в своих силах в плане осуществления намеченных целей, реализации планов жизни (Д.А. Леонтьев, 2000) [10];

- субъектность (по Д.А. Леонтьеву этот параметр обозначается как «Локус контроля - жизнь») - восприятие себя как творца, автора собственной жизни, способного управлять ей, либо установка на невозможность контролировать события жизни, фатализм (Д.А. Леонтьев, 2000) [10]. Этот параметр созвучен с тем, что Ф. Зимбардо (1997) называет «восприятием фаталистического настоящего», когда человек склонен подчиняться судьбе, не проявляя воли, инициативы;

- осмысленность жизни - суммарный показатель гармоничности всех предыдущих параметров. Д. А. Леонтьев (2000) отмечает, что ясное видение целей в будущем, эмоциональная насыщенность настоящего, удовлетворенность достигнутыми результатами в прошлом, уверенность в своей способности быть хозяином жизни и реализовывать себя и составляют содержание осмысленности жизни [10]. Как установлено в исследованиях, этот параметр тесно связан с удовлетворенностью жизнью.

Нами перечислены лишь некоторые современные исследования СКЖП, а также предпринята попытка проанализировать основные параметры, изучаемые в них. Однако даже такой краткий обзор позволяет сделать вывод о большой перспективности и значимости дальнейших исследований СКЖП как в теоретическом смысле, так и с целью практического использования данных. Интересен доступный арсенал методик для изучения СКЖП (психобиографический метод, в том числе каузометрия, личностные опросники, методы психосемантики и др.), возможность получения как количественного, так и качественного материала в зависимости от пред-

мета исследования. Таким образом, СКЖП представляет собой весьма ресурсный исследовательский феномен, позволяющий изучить самый широкий спектр проблем - от глубинных личностных образований (ценностные ориентации, Я-концепция и др.), взаимосвязи самосознания личности и культурной среды, до влияния конкретных событий на восприятие жизни и себя. В свою очередь, достаточное количество данных об особенностях СКЖП позволит психологическим службам эффективнее оказывать помощь людям, находящимся в кризисной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. -СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980.- Т. 1. - 232 с.

3. Антонов, Г. В. Демографические установки категорий населения г. Волгограда, ответственных за воспроизводство поколений / Г. В. Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия, социология и социальные технологии. - 2012. - № 3 (18). - С. 212-220.

4. Ахмеров, Р. А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р. А. Ахмеров // В мире научных открытий. - 2013. - №7.3 (43). - С. 190-220.

5. Вассерман, Л. И. Семантический дифференциал времени / Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская. - СПб. : С.-Петерб. психо-неврол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 2009. - 43 с.

6. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - М. : Смысл, 2008. - 267 с.

7. Дружинин, В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. -СПб. : Питер, 2010. - 156 с.

8. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 336 с.

9. Кроник, А. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ах-меров. - М. : Смысл, 2008. - 294 с.

10. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.

REFERENCES

1. Abulkhanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni [The Time of Person and the Time of Life]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2001. 304 p.

2. Ananyev B.G. Izbrannyepsikhologicheskie trudy. V21. T. 1 [The Selected Psychological Works. In 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 232 p.

3. Antonov G.V., Laktyukhina E.G. Demograficheskie ustanovki kategoriy naseleniya g. Volgograda, otvetstvennykh za vosproizvodstvo pokoleniy [Demographic Aims of Volgograd Population Categories Responsible for Generation Reproduction]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya, sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2012, no. 3 (18), pp. 212-220.

4. Akhmerov R.A. Subyektivnaya kartina zhiznennogo puti v strukture samosoznaniya [Subjective Picture of Life Course in the Self-Consciousness Structure]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2013, no. 7.3 (43), pp. 190-220.

5. Vasserman L.I., Trifonova E.A., Chervinskaya K.R. Semanticheskiy differentsial vremeni [The Semantic Time Differential]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskiy psikhonevrologicheskiy in-t im. V.M. Bekhtereva Publ., 2009. 43 p.

6. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological Time of Person]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 267 p.

7. Druzhinin V.N. Varianty zhizni. Ocherki ekzistentsialnoy psikhologii [Life Variants. Essays on Existential Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2010. 156 p.

8. Korzhova E.Yu. Psikhologicheskoe poznanie sudby cheloveka [Psychological Cognition of Man's Destiny]. Saint Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2002. 336 p.

9. Kronik A.A., Akhmerov R.A. Kauzometriya: metody samopoznaniya, psikhodiagnostiki i psikhoterapii v psikhologii zhiznennogo puti [Cause-Measurement: the Methods of Self-Cognition, Psychological Testing and Psychotherapy in the Life Course Psychology]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 294 p.

10. Leontyev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [The Life Meaning's Directions Test]. Moscow, Smysl Publ., 2000. 18 p.

MODERN RESEARCH ON SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE COURSE IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

Zmievskaya Anastasiya Aleksandrovna

Postgraduate Student, Department of Psychology,

Volgograd State University

psi@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article presents the theoretical analysis of modern research on subjective picture of person's life course (SPLC). The definition, basic functions and characteristics of SPLC, its place in the structure of person's self-consciousness are described. SPLC is a mental image of person's life course, which contains the information about past, present and future major life events and their relationships. SPLC is closely related with such mental structures as self-conception, subjective picture of life world and subjective picture of self. SPLC is the dynamic formation, so it can be changed. That is the main reason for researcher's interest to this phenomenon. It is well known that even the experience of telling the story about own life make a therapeutic effect. The results of recent decade SPLC research are reviewed briefly. The classification of main SPLC parameters, based on the conducted theoretical research are offered for the first: 1) time parameters (the assessment of past, present and future lifetime, the qualitative characteristics of lifetime perception); 2) content parameters (event saturation, the significance and emotional assessment of life events, inter-events relationships, the type and sort of life events); 3) personal parameters (the locus of personal control, the level of subjectivity, meaningfulness of life). The author denoted the variety of psychodiagnostic methods for complex and partial SPLC investigation. The theoretical and practical significance for further SPLC research is substantiated.

Key words: life course, subjective picture of life course, temporal direction, meaningfulness of life, life event.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.