Научная статья на тему 'Современные исследования проблем становления гражданского общества в России и Китае'

Современные исследования проблем становления гражданского общества в России и Китае Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров А. В.

The results of joint research carried out by scientists from China and from St. Petersburg University are given. The research was aimed at examining general and specific features in social transformation processes, causes and effects of the latter, their supposed development. The authors suggest some measures to contribute to the processes' efficiency, to both countries' cooperation in determining the fundamentals of a civic society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of investigating civic society formation in Russia and China

The results of joint research carried out by scientists from China and from St. Petersburg University are given. The research was aimed at examining general and specific features in social transformation processes, causes and effects of the latter, their supposed development. The authors suggest some measures to contribute to the processes' efficiency, to both countries' cooperation in determining the fundamentals of a civic society.

Текст научной работы на тему «Современные исследования проблем становления гражданского общества в России и Китае»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6, 2004, вып. 2

А. В. Петров

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И КИТАЕ'

Становление гражданского общества - наверное, самая дискуссионная тема и для социальных исследований, и для публицистики всех лет радикальных преобразований в России. Ее востребованность обществом и желание ученых рассмотреть связанную с ней проблематику всесторонне и во всем многообразии предполагает использование различных методов исследования. Одним из способов изучения процессов становления гражданского общества может быть сравнительный метод. Сравнение процессов формирования гражданского общества в разных странах, регионах, обществах с различными культурными и духовными традициями, экономическими и социально-политическими условиями может дать социологам представление об истинных причинах его проблем и подсказать пути развития в соответствии с национальными особенностями.

В 2003 г. ученые факультета социологии СПбГУ и Центра сравнительных политических и экономических исследований Центрального Бюро переводов при ЦК КПК (Пекин) провели совместное сравнительное исследование процессов социально-политической трансформации в России и Китае в 1980-1990-е годы1. Главной целью стало постижение общего и особенного, причин и последствий трансформационных процессов, а также определение перспектив их развертывания и предложение ряда мер по повышению эффективности политических реформ, укреплению сотрудничества между обеими странами, определение фундаментальных основ и специфики процессов становления гражданского общества в России и Китае. Основные задачи заключались в апробации методологии и методик компаративных исследований социальных процессов, формировании социологического инструментария сравнительных исследований и изучении с их помощью социальных аспектов реформ. Участники проекта остановили свой выбор, прежде всего, на инструментарии и методах социологии. Наибольшее внимание было уделено использованию метода бинарного сравнения, позволяющего выявить общее и особенное в социальном развитии. Стратегия бинарного сравнения предполагает выбор наиболее характерных различий между сравниваемыми объектами, что важно для изучения причин и последствий изменений в странах с радикально различающимися моделями социально-политического развития.

Последняя четверть XX в. характеризуется как время глубоких перемен в экономике и обществе указанных стран. В Китае, а затем и в России начались радикальные реформы, фактически изменившие к началу XXI в. социально-экономическую ситуацию в обоих государствах. Каждая страна избрала свой путь преобразований: в России - создание либерального капитализма, в Китае - формирование социалистической рыночной экономики. При общих для стран декларируемых целях трансформации - экономической и политической модернизации, создании условий для реализации обществом своего потенциала - механизмы осуществления реформ были избраны разные и результаты оказались разными.

Трансформация российского и китайского обществ - многомерный, многоплановый процесс, включающий в себя разнообразные аспекты экономических, политических,

'Статья подготовлена при содействии РГНФ (проект № 03-03-00408а). © А. В. Петров, 2004

социокультурных изменений. Центральной темой данного исследовательского проекта стали проблемы и перспективы развития гражданского общества в России и Китае. Китайские социологи большое внимание уделили формированию многогранного образа современного китайского общества со всеми его противоречиями, вызванными двадцатилетней трансформацией. Особый интерес представляет то, как китайские социологи трактуют понятие гражданского общества, определяют основные проблемы его развития в Китае и какие видят перспективы. На понятие гражданского общества как системы не- или внеправительственных общественных организаций, составляющих основу общественного самоуправления, обратили внимание многие китайские социологи. В частности, особо отмечена необходимость новой практики применения концепции разделения власти в китайском обществе и политической системе, а также важная роль пока еще молодых неправительственных организаций и признаки роста гражданского сознания. В частности китайские исследователи подчеркивают, что история становления гражданского общества в Китае - процесс постепенного ухода всемогущего государства из сферы рыночных и социальных отношений, появление и развитие такого важнейшего компонента гражданского общества, как гражданско-социальные организации.

Эволюция взаимоотношений между государством и обществом в КНР с 1949 г. прошла четыре основные стадии. Прежде всего, прошла тотальная интеграция общества в государственные структуры, подчинение его интересам государства, административной системы. Затем, с началом перехода к политике открытости в 1980-е годы, отмечены возрождение общественных объединений и появление возможностей для проявления гражданской инициативы. С 1989 г. и по конец 1990-х годов время для расширения рыночного пространства и возможностей экономической инициативы. С конца 1990-х годов по сей день в КНР реализуется политика плюрализма и постепенной институциализации гражданского общества.

На пути развития гражданского общества в Китае было и есть много препятствий. Одно из главных, отмечают китайские социологи, — отсутствие в китайской культуре традиций гражданского общества. Ключ трансформации китайского «народного общества» в «гражданское» - в превращении «народа» в «граждан», а сама эта трансформация должна быть процессом постепенного культивирования гражданского сознания и гражданской культуры. В политическом развитии Китая пробуждение гражданского сознания и выработка гражданской культуры граждан - краеугольный камень реформы политической системы и развития демократии. Поэтому китайские исследователи занимаются проблемами реализации в Китае новых тенденций в политическом и административном управлении, например «культивированием» структур гражданского общества в городе. Возможности и перспективы развития гражданского общества в китайских городах формируют городские общественные организации, существующие в микрорайонах. Именно на такие организации возлагаются большие надежды в создании основ демократического самоуправления. Впрочем, в последние годы именно в структуре политического управления Китая происходят серьезные изменения. В связи с тем, что частный сектор и неправительственные организации становятся все более значимыми в политической жизни китайского общества, государство предприняло серьезные изменения по целому ряду основных позиций политического управления. В частности, введен порядок демократических выборов партийных и правительственных руководителей в провинциях и волостях КНР. Создана обратная связь на различных уровнях управления государством. При этом особое внимание уделяется поддержанию общей политической стабильности в государстве. Коммунистическая партия Китая (КПК) взяла курс на совершенствование института собраний народных представителей путем модернизации института многопартийного сотрудничества, поощрения межпартийной конкуренции на выборах. Кроме того, КПК уделяет все большее внимание собственному внутрипартийному реформированию, пытаясь повысить свою популярность в обществе.

Особый интерес представляет мнение китайских социологов о становлении гражданского общества в России. Основным в этом процессе на современном этапе китайские ученые считают борьбу с олигархическим режимом, сложившимся за годы рыночных реформ. Именно этот режим служит, по мнению китайских социологов, основным препятствием на пути развития гражданского общества в России. При этом считается также важной особенностью и то, что российский капитализм изначально являлся бюрократическим капитализмом. Огромная армия чиновников всех рангов, принимая непосредственное участие в приватизации 1990-х годов, перераспределении государственной собственности, сформировала экономическую систему, в которой заняла привилегированное положение относительно иных социальных групп, составляющих структуру современного российского общества. Система бюрократического капитализма позволяет чиновникам путем перехода в разряд крупных предпринимателей -владельцев приватизированной госсобственности сохранять свое привилегированное положение, не допуская основную массу граждан к участию в распределении доходов от нее. Подобное неравноправие подорвало за годы неолиберальных реформ авторитет власти в российском обществе. Также китайские исследователи изучают проблемы, с которыми непосредственно сталкивается китайское общество на пути реформирования экономики, модернизации экономической системы. Одна из них - проблема бедности, поскольку создание материальной базы для проявления гражданской инициативы, экономической основы гражданского общества является одной из основных для трансформирующихся обществ и Китая и России. В частности, обращается внимание на то, что и Китай, и Россия в начале XXI в. стали странами с очень быстро возрастающей дифференциацией доходов богатых и бедных. Безусловно, борьба с бедностью - одна из важнейших задач на пути социальной трансформации. Китайские социологи называют следующие причины резкого разрыва в доходах между различными социальными группами в КНР.

Первая причина - различие между городом и деревней в уровне жизни, сложившееся в результате так называемой бинарной, урбано-аграрной структуры экономики. Вторая -межрегиональные экономические различия (восток и запад Китая). Третья - отраслевые различия в доходах. Доходы в отраслях, где действуют крупные монополии, гораздо выше, чем в иных. Четвертая — внутригородская социально-экономическая дифференциация, проявляющаяся в формировании нового слоя «городских бедных». Социальную группу «городских бедных» в Китае составляют безработные, рабочие и служащие в полностью или частично остановленных и реорганизующихся государственных предприятиях. Однако основной проблемой в Китае является проблема, присущая многим развивающимся странам, - проблема застойной бедности. Китайские социологи полагают, что большой разрыв в доходах между богатыми и бедными становится серьезной угрозой для социальной стабильности в Китае.

В России причины резкой дифференциации доходов и устойчивого состояния бедности большой части граждан в той или иной мере совпадают с теми, что характерны для современного Китая. В России также существуют серьезные различия в уровне жизни между населением городов и сел. Правда, в российском обществе они не играют столь существенную роль в социально-экономическом развитии. Для Китая эта дифференциация гораздо важнее, поскольку огромная масса китайских граждан по-прежнему проживает в малоразвитых сельских регионах. Также характерны для российской экономики межрегиональные различия в доходах граждан, отраслевая дифференциация доходов (доходы в экспортноориентированных отраслях существенно выше, чем в отраслях, ориентированных на производство товаров и услуг для национального рынка), серьезное различие в доходах горожан, работающих в крупных промышленных центрах и принадлежащих к разным социальным слоям.

В целом становление гражданского общества в Китае представляется как процесс разгосударствления (в широком смысле этого слова, а не только в смысле приватизации

госпредприятий) социальной жизни и постепенного формирования демократических структур, относящихся к гражданскому обществу, т. е. становления системы независимых от государства институтов гражданского самоуправления, например, в аграрных регионах - это сельские общины, в городах - кооперативы. Гражданская политика должна быть политикой при доминанте гражданина. Под разгосударствлением понимаются широкий социальный процесс избавления граждан от диктата аппарата госуправления и построение нового общества, основанного на учете государством независимых индивидуальных интересов. Конечно же, важным аспектом становления гражданского общества является трансформация системы государственного управления, ведь без изменений в политике государства движение в сторону демократизации жизни общества будет невозможно. Но Китай пока находится в начале этого сложного пути, и проблемы на пути становления гражданского общества в КНР неизбежны.

Петербургские социологи, анализируя социально-политический аспект трансформации российского общества, изучают возможности и динамику взаимодействия современной политической системы и системы гражданского общества России. Обсуждая степень развития гражданской инициативы в современной России, они склонны называть российское общество пока квазигражданским. То есть, формально обладая признаками гражданского общества (наличие элементов «третьего сектора» - неправительственных организаций), оно таковым не является, а его институты и структуры зачастую выполняют функции, противоположные тем, которые они должны выполнять в гражданском обществе. Существует ряд факторов, затрудняющих процесс становления гражданского общества в России, это - историческая ориентация россиян в большей степени на государство, чем на общество; отсутствие экономической независимости граждан; неэффективно действующий аппарат чиновников; коррупция; слабая развитость гражданской культуры; отчужденность значительного числа граждан от социальных процессов, происходящих в стране.

В новой политической системе, сложившейся в России за годы неолиберальных реформ, на первое место выдвинулись не демократические институты, представляющие интересы большинства граждан, а мощные «группы интересов», «группы влияния», подавляющие гражданскую инициативу и подчиняющие процесс социально-политического развития интересам узкой группы лиц. В связи с этим образ сегодняшнего Российского государства оказался размытым и непонятным большинству граждан, которые традиционно считали свое государство сильным и способным защитить их от разных социальных и экономических бед. Россияне не хотят воспринимать государство лишь как «регулирующее устройство» западного типа. И эту специфическую особенность социального сознания россиян отметили ученые. Государство должно приложить максимум усилий для формирования благоприятных условий проявления гражданской инициативы. А граждане России вполне в состоянии мобилизовать и собственные духовные ресурсы, и ресурсы общества для общенациональной консолидации и создания структур гражданского общества, которое позволит им уже самостоятельно решать многие вопросы организации созидательной деятельности.

Без изучения социокультурного аспекта развития гражданского общества в России и Китае невозможно комплексное исследование процессов его становления. Каждая страна с длительной историей и историей культурного развития имеет свои особенности. В России сформировалась своеобразная цивилизация, ментальность, ценностно-мотивационная структура деятельности людей. Россия - страна специфической цивилизации (служебно-домашней), со своей системой представлений, традиций и ценностей. Неолиберальная модель модернизации, осуществляемая ныне, мало учитывает национальное наследие, его возможности к инновациям в рамках сложившихся традиций и, в конце концов, ведет к деформации системы ценностей, разрыву постепенности, преемственности в культурных и духовных традициях. Все это оборачивается разрушением основ экономической, культурной и политической жизни,

порождает новые формы неравенства, зависимость от других. Российские реформы начались с трансформации политико-государственной системы революционными методами, тогда как реформы в Китае имели последовательный характер, учитывали специфику экономики Китая, политических институтов и сознания населения. В китайской модели реформ соблюдаются преемственность, стабильность, сохраняются традиции, т. е. движение к рынку идет «собственным путем» с учетом китайской специфики.

Общим для России и Китая стало то, что трансформационные процессы начались прежде всего с экономических реформ. Сама возможность вести дискуссии о развитии гражданского общества в наших странах во многом обусловлена именно экономическими изменениями, которые потребовали от граждан активизации их участия в хозяйственной жизни, а от государства -формирования экономической политики, направленной на реализацию всеми гражданами своих экономических прав. Именно поэтому важнейшим направлением сравнительного анализа процессов социального развития России и Китая является сравнение путей реализации экономической модернизации в последней четверти XX в. В 1990-е годы в России осуществлены радикальные неолиберальные реформы, которые привели к таким последствиям, что на первый план вышла проблема социальной эффективности неолиберальной экономической политики. На гражданское общество как систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений возложена функция обратной связи между субъектом и объектом государственного менеджмента для корректировки экономической политики в целях повышения ее социальной эффективности. Анализируя процесс реформ и экономической модернизации России, исследователи обращают внимание на то, что цели неолиберальной трансформации (стабильная, быстро развивающаяся экономика и повышение уровня жизни большинства граждан, создание условий для развития свободного предпринимательства и формирование широкого слоя частных собственников—среднего класса -социальной опоры новой России, создание современного и эффективно управляемого производства отечественных товаров и услуг и многие другие) так и не были достигнуты. Более того, в процессе их реализации в России сформировалась принципиально иная социально-экономическая система, чем та,- к созданию которой стремились реформаторы в начале трансформации. Именно эта социально-экономическая система и стала барьером на пути становления гражданского общества в России. Основным элементом данной системы является экономическая элита, ориентированная не на развитие экономики и производства в собственной стране, а на создание социально-экономических условий для функционирования механизма перераспределения большей части собственности и национального дохода в свою пользу в целях поддержания своего привилегированного положения. Экономическая эффективность этого механизма напрямую зависит от возможностей экономической элиты (олигархов и обслуживающего их персонала) удерживать под контролем собственность и процесс перераспределения прибыли от нее. Институты гражданского общества, ориентированные на защиту социальных и экономических прав большинства граждан, могут стать серьезным препятствием для осуществления подобного контроля. Для экономической элиты в подобной социально-экономической системе реально функционирующие институты гражданского общества не нужны. Изменения в экономической политике последних лет направлены на преодоление негативных последствий функционирования этой экономической системы, а значит, и на развитие гражданского общества в России.

Обзор современных исследований проблем развития гражданского общества в России и Китае, проведенный социологами университета совместно с коллегами из Пекина, демонстрирует различные мнения по вопросам его изучения. Во многом китайские ученые согласны как с нашим пониманием гражданского общества, так и с оценками проблем, которые стоят на пути его становления в России и Китае. Прежде всего, общим является смысл, который

российские и китайские ученые вкладывают в определение задач развития гражданского общества в начале XXI в. Главной задачей для России и Китая является создание благоприятной социально-политической и социально-экономической среды для становления некоммерческих неправительственных организаций. Успешное развитие основных элементов «третьего сектора» позволит гражданам России и Китая эффективнее решить проблемы защиты экономических и социальных прав человека, формирования социальной инфраструктуры, институтов социальной защиты и др. Общими являются многие проблемы, ставшие барьерами на пути становления гражданского общества, это такие проблемы, как исторически сложившаяся гипертрофированная роль государства в жизни общества, отсутствие многовековых традиций гражданского общества и ценностей гражданской культуры, малоэффективный государственный аппарат, еще не способный в условиях трансформации ко всемерной поддержке гражданской инициативы, низкий уровень жизни, застойная бедность, только усугубившаяся в процессе реформ российской и китайской экономик, отсутствие экономической независимости большинства граждан как следствие бедности, отчужденность их от участия в процессе реформирования и становления институтов гражданского общества.

Основное различие в процессах становления гражданского общества в России и Китае связано, прежде всего, с механизмами осуществления реформ и ожидаемыми результатами в виде принципиально отличающихся конечных моделей социального устройства-российского либерального капитализма и китайской социалистической рыночной экономики. Какую роль сможет реально выполнять в этих моделях гражданское общество, покажет будущее. Процесс осуществления рыночных реформ демонстрирует также, что ориентация руководства Китая на постепенность изменений, учет национальной специфики, поддержание политической и экономической стабильности в обществе в большей степени способствуют решению проблем, стоящих на пути проявления гражданской инициативы и развития институтов гражданского общества.

Предпринятое российскими и китайскими социологами исследование является лишь первым этапом на пути постижения проблем и определения перспектив развития гражданского общества. В дальнейших совместных исследованиях ученые предполагают подробно рассмотреть основные аспекты формирования благоприятной социально-политической и социально-экономической среды становления гражданского общества.

Summary

The results of joint research carried out by scientists from China and from St. Petersburg University are given. The research was aimed at examining general and specific features in social transformation processes, causes and effects of the latter, their supposed development. The authors suggest some measures to contribute to the processes' efficiency, to both countries' cooperation in determining the fundamentals of a civic society.

1 В ходе реализации проекта совместных сравнительных исследований российские и китайские ученые организовали в своих странах ряд научно-практических семинаров, посвященных проблемам становления институтов гражданского общества и изменениям социально-политической ситуации в России и Китае. По материалам семинаров опубликован сборник: «Россия и Китай: социальные и политические проблемы развития» / Под ред. В. Д. Виноградова. СПб., 2003. 160 с. Также совместными усилиями российских и китайских социологов была организована конференция на тему «Сопоставительный анализ проблем социально-экономического развития России и Китая: рыночная экономика и гражданское общество», которая прошла в Пекине в ноябре 2003 г В конференции приняли непосредственное участие с российской стороны декан факультета социологии, профессор Н. Г. Скворцов, профессор А. О. Бороноев, профессор В. Д. Виноградов, профессор В. Я. Ельмеев, старший преподаватель А. В. Петров, с китайской-руководство Центрального Бюро переводов - профессор Вэй Цзяньхуа, профессор Ю Кепин, а также специалисты в сфере социально-политических исследований - Чжэн Ифань, Ли Цицин, Сян Голань, Цзя Сицзинь, Ван Ин, Хэ Цзэнкэ, Чжан Шухуа, Сюй Сянмэй и др. На конференции участники подвели некоторые итоги совместных исследований гражданского общества, определили основные направления дальнейших компаративных исследований и выработали методологию сравнения процессов социально-политического и социально-экономического развития России и Китая.

Статья поступила в редакцию 21 января 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.