Современные информационные технологии на службе таможенных органов
В.В. КУЛЕШОВ, заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по экономической деятельности, полковник таможенной службы
Сегодня нельзя отрицать, что таможенное регулирование как элемент государственного регулирования внешнеторговой деятельности усилило свое влияние на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Масштабы страны, объем внешнеторгового оборота, сложность и важность задач, поставленных перед таможенной службой Правительством и президентом страны, не позволяют обойтись без применения новейших информационных технологий в повседневной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Как отмечается в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации в декабре 2005 года, новые информационные технологии «позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации».
Нелишним будет напомнить, что в соответствии с Соглашением о займе от 31.10.2003 № 4б89-Ии между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития таможенной службе Российской Федерации было выделено 140 млн. долларов США на реализацию проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов». Цель данного проекта — проведение комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, в том числе с целью усовершенствования порядка работы таможенных органов. В рамках этого направления планируется оптимизировать и, при необходимости, разработать новые процедуры таможенного оформления и контроля, взаимодействия с участниками ВЭД.
Поговорим об основных мероприятиях, направленных на реализацию поставленных перед таможенными органами задач, формирующих это нап-
равление в комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации.
Пожалуй, следует начать, как в театре, с вешалки. Согласно действующему таможенному законодательству, любой товар, перемещаемый через таможенную границу России, должен быть задекларирован согласно ст. 124 Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 01.01.2004 (далее — ТК РФ, Кодекс), «путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным... Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме.».
Однако декларирование, в нашем случае, это уже «театр» о котором мы поговорим чуть ниже, а «вешалкой», с полным правом можно назвать
Предварительное информирование
Несмотря на то, что новый Кодекс направлен на значительное упрощение существовавших процессов таможенного оформления и контроля, действующая в настоящее время система отличается сложностью, трудоемкостью и затратностью, в том числе во временном отношении. Время, как известно, деньги, а время на таможне — большие деньги, так как оно связано с простоем транспортных средств — от автомобилей до многотоннажных пароходов, и от самолетов до длинносоставных поездов.
Одна из задач, стоящих перед таможенными органами, — ускорение това-
рооборота, увеличение пропускной способности действующих пунктов пропуска, сокращение непроизводительных простоев транспортных средств и задержек товаров. Отдельными правовыми актами таможенного ведомства установлены даже нормативы для сотрудников на проведение тех или иных операций или действий, которые исчисляются в минутах и часах.
Стандартная процедура движения товара через таможенную границу России такова, что он попадает на пункт пропуска, где его ждет целый букет контролирующих органов. Среди них: пограничники, таможенники, фитоса-нитары, следящие за тем, чтобы в страну с товарами растительного происхождения не попали вредные насекомые; ветеринары, наблюдающие за тем, чтобы с товаром животного происхождения мы не «обогатились» ящуром или коровьим бешенством; транспортная инспекция, проверяющая транспортные средства на соответствие российским правилам эксплуатации машин и дорог; врачи, следящие за тем, чтобы и экзотические человеческие болезни, отсутствующие у нас, не попали в страну; миграционная служба, контролирующая легальность перемещения рабочего люда из-за рубежа к нам. Понятно, что не все эти службы одновременно устремляют свой взгляд на ввозимый товар, и их комбинация зависит от самого товара, но, тем не менее, контролеров хватает.
Затем товар с границы направляется во внутреннюю таможню, где происходит основное таможенное оформление в виде многоступенчатого контроля. На внутренней таможне, в частности, осуществляются проверка условий принятия таможенной декларации, оформление принятия таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера и проведение документального контроля, заключающееся в проверке:
• правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России;
• правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;
• соблюдения актов российского законодательства, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Россию и на вывоз из России отдельных товаров;
• таможенной стоимости;
• статистической стоимости;
• правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, а также внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и его размера;
• соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима и процедуры перемещения товара;
а также:
• в выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в соответствующий реестр и обладающих признаками контрафактных;
• в проведении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.
Каждый этап может осуществляться разными должностными лицами. Совокупность этих факторов значительно замедляет скорость таможенного оформления, создает предпосылки для коррупционных проявлений и характеризуется значительным субъективизмом.
Применение предварительного информирования позволяет сотруднику таможенного органа заранее знать характеристики товара и способствует принятию решения о необходимости участия иных контролирующих органов в оформлении конкретных товаров.
Упрощенно, система предварительного информирования выглядит следующим образом:
• до прибытия товара в вычислительный центр таможенного органа поступает информация о нем от владельца товара (экспедитора, таможенного брокера) или таможни отправления;
• вычислительный центр направляет данную информацию на пункт пропуска товара на границе и в таможню назначения, где предполагается проводить основное таможенное оформление;
• после анализа информации сотрудниками таможенного органа принимаются соответствующие решения (производить ли таможенный досмотр товара, направлять ли товар к иным контролирующим органам и т.п.).
Если в отношении товара и перевозящего его транспортного средства нет никаких замечаний, они беспрепятственно пропускаются на территорию России.
Предварительное информирование является одним из «китов», на которых строится новая идеология таможенного контроля, позволяющая реально повысить и качество контроля, и скорость таможенного оформления.
Использование предварительного информирования позволяет переходить на более высокий уровень организации таможенного контроля и таможенного оформления. Им является
Электронное декларирование
История электронного декларирования уходит корнями в лето 2002 года, когда в Приволжском и Центральном таможенных управлениях был проведен эксперимент по декларированию товаров в электронной форме. Эксперимент удался. Его внедрение привело к повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора, что чрезвычайно важно для законопослушных участников ВЭД. Время проверки электронной грузовой тамо-
женной декларации и выпуска товаров сократилось до 30 минут.
Электронное декларирование ориентировано на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки данных, заявляемых в декларации, с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.
Наиболее выгодно его применение при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациями, имеющими собственные информационные автоматизированные системы учета, а также при оформлении деклараций с большим количеством наименований товаров. Электронное декларирование осуществляется за считанные минуты, минимизирует контакт участника ВЭД с таможенником, мешает возможности создания коррупционных связей.
Несмотря на сложность, новизну и большой объем задач, связанных с внедрением данной системы, на существенные материальные затраты, которые ограничивают число участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования, — за электронным декларированием будущее. В настоящее время уже более 100 таможенных постов по всей России работают в этом режиме.
При использовании этой формы декларирования сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, представляются в электронной форме и удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта.
Электронная таможенная декларация (ЭД) является электронным документом, представляющим собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках установленной формы в формате, определенном таможенной службой, и подписанных ЭЦП.
Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в специально оговоренных случаях.
В свою очередь, таможенными органами формируются в виде электронных документов акт таможенного досмотра (осмотра); уведомления и требования по утвержденным формам, а
также иные документы, формируемые при проведении таможенного контроля.
Одновременно с ЭД подается в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Соответствия ЭД установленным структуре и формату данных проверяется форматно-логическим контролем (ФЛК) после установления в автоматическом режиме подлинности ЭЦП декларанта.
В случае успешного прохождения ФЛК, электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. С этого момента ЭД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 3 ст. 132 ТК РФ).
Практическая реализация электронных информационных проектов в области таможенного оформления осуществляется в стране уже не первый год. В частности, с мая 2004 года таможенное оформление российских товаров, перемещаемых по суше между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики, происходит с использованием автоматизированной системы
«Калининградский транзит»
В данном случае используется специальный таможенный режим перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства.
Таможенный орган, в котором товары помещаются под специальный таможенный режим, уведомляет заинтересованное лицо (перевозчика) о возможности предоставить в электронном виде в установленном формате информацию о перемещаемых товарах, а также документ, подтверждающий наличие гарантии уплаты таможенных платежей, необходимых для получения разрешения контролирующих органов Литовской Республики на перемещение товаров по ее территории. Информация и гарантия могут быть представлены любым заинтересованным лицом, в том числе таможенным брокером.
После предоставления информации сотрудник таможенного органа загружает ее в базу данных автоматизиро-
ванной системы (АС) «Калининградский транзит» и проверяет соответствие сведений, указанных в представленных перевозчиком документах, данным, представленным в электронном виде. Затем при помощи программных средств АС «Калининградский транзит», входящей в состав ЕАИС Федеральной таможенной службы России, осуществляется передача электронных данных таможенной службе Литовской Республики через вычислительный центр (ВЦ) ФТС России в соответствии с согласованным с литовской стороной «Перечнем данных, подлежащих передаче в таможенный департамент Литовской Республики». После чего сотрудник таможни принимает с литовской стороны результаты обработки электронного сообщения и его идентификационный номер, возвращенный ВЦ ФТС России в случае успешной обработки сообщения, и проставляет его на транспортных, коммерческих и таможенных документах, принятых в качестве таможенной декларации.
Если перевозчик представил информацию о товарах не в электронном виде, то сотрудник таможенного органа самостоятельно осуществляет ввод информации о перемещаемых товарах в электронном виде на основании представленных документов, после чего также осуществляет передачу электронных данных таможенной службе Литовской Республики через ВЦ ФТС России, и производит все необходимые действия.
«Калининградский транзит» не был первым направлением, удостоившимся столь пристального внимания со стороны таможенных органов в плане внедрения электронных технологий. В декабре 2002 года между таможенными администрациями России, Финляндии и Швеции был заключен особый договор об упрощенном пересечении границы, давший старт реализации программы
«Зеленый коридор»
Необходимость реализации данной программы была продиктована самой жизнью. Пропускная способность международных автомобильных пунктов, спроектированных и построенных в середине 90-х годов прошлого века, значительно снижала возможности реального товарооборота, что провоцировало многокилометровые очереди на границе с Финляндией — единственной границе России с Европейским Сообществом — и многодневные простои товаров и транспортных средств, что, в
свою очередь, приводило к колоссальным финансовым потерям всех участников ВЭД.
Внедрение «Зеленого коридора» позволило сократить время прохождения грузов участников данного проекта через границу в десятки раз.
Принцип действия «Зеленого коридора» следующий: российская таможня заключает особое соглашение с крупными компаниями — грузоотправителями, деятельность которых не вызывает сомнений с точки зрения соблюдения таможенного законодательства, имеющих положительную репутацию на рынке внешнеторговой деятельности.
В основу скоростных показателей «Зеленого коридора» положена автоматическая обработка данных, которые в электронном виде еще до прибытия груза на пункт пропуска на российско-финляндской границе передаются в ВЦ ФТС России, где преобразуются в особую форму документа, которая направляется на границу, и одновременно — в таможню назначения.
После прибытия транспортного средства с товаром в пограничную таможню сотруднику лишь остается с помощью электронного устройства считать нанесенный в стране отправления штрих-код на документе перевозчика.
Средние затраты времени на проведение таможенных процедур перевозчика, следующего через границу по «зеленому коридору», в пункте пропуска составляет не более 10-15 минут. Таможенное оформление в конечном пункте назначения занимает для Северо-Западного региона не более часа, для других регионов — около 4 часов.
Одно из главных достоинств этой системы, по мнению таможенников, заключается в том, что она полностью исключает возможность подмены сопроводительных документов.
Практическая деятельность в рамках реализации «Зеленого коридора» пока-
зала значительный интерес к данному проекту со стороны Норвегии и стран Балтии.
Федеральная таможенная служба России рассматривает возможность подключения к «коридору» не только сухопутных таможен, но и морских, в первую очередь Балтийской, а также перенесения данной технологии на морские перевозки, что позволит повысить привлекательность российских портов на Балтике.
Говоря о таможенных информационных технологиях, нельзя не остановиться на технологиях, связанных с финансовой стороной таможенной деятельности.
С 1 февраля 2002 года в таможенных органах страны началось внедрение новой электронной системы расчетов по таможенным платежам, получившей название
«Таможенная карта»
Принципиально дело обстоит следующим образом. С целью сокращения времени на осуществление оплаты сумм таможенных платежей была введена система расчетов по специальным микропроцессорным пластиковым таможенным картам.
Терминалы для использования карт размещены практически на всех таможенных постах. Операции с картой физически осуществляет сотрудник таможенного органа с использованием РШ-кода, набираемого участником ВЭД. Вводится сумма платежа и проводится трансакция. При получении информации о прохождении платежа из процессингового центра, терминал печатает чек, владелец карты его подписывает, а таможенник заверяет. С этого момента оплата считается состоявшейся.
В отличие от обычной банковской операции, занимающей несколько дней, срок оплаты сокращается до нескольких минут.
Преимущество расчетов с использованием таможенной карты перед обычной банковской операцией заключается еще и в том, что отпадает необходимость авансирования таможенных платежей, то есть преждевременного выведения из хозяйственного оборота денежных средств. Кроме того, имеется возможность оплаты именно той суммы, которая необходима по конкретной таможенной декларации.
В настоящее время таможенные карты применяются не только для фактической уплаты таможенных платежей,
но и для обеспечения их уплаты, когда на «карточном» счете участника ВЭД блокируется сумма, необходимая в будущем для уплаты таможенных платежей.
Серьезно рассматривается вопрос использования таможенных карт и в сфере межгосударственного сотрудничества. В частности, в июне прошлого года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств рассматривался вопрос внедрения пластиковых карт для осуществления таможенных платежей и обеспечения транзита. Было подписано Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей с внесением на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств — членов ЕврАзЭС.
Еще до широкого внедрения таможенных карт, начиная с 1999 года, в Северо-Западном таможенном управлении в Петербурге применялась уникальная, единственная в таможенной службе страны
Система единых лицевых счетов
Эта система построена на основе автоматизированной информационной системы «АИСТ РТ-21».
Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом не только Северо-Запада, но и всей России, в котором сходятся все виды транспортных артерий: автомобильные дороги, железнодорожные пути, авиационные линии, один из крупнейших в стране и балтийском регионе морских портов, трубопроводная артерия, по которой через порты Приморск и Высоцк перекачиваются миллионы тонн нефти и нефтепродуктов. Бесперебойную работу транспортников и участников ВЭД обеспечивают несколько крупных таможен: Балтийская, Выборгская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Северо-Западная акцизная.
Перед участниками ВЭД всегда стояла необходимость иметь предварительную информацию о том, каким видом транспорта придет груз и на какую таможню необходимо перечислять денежные средства в уплату таможенных платежей. Нередко предварительная информация оказывалась недостоверной и возникала необходимость «переброса» денежных средств со счета одной таможни на счет другой, что
приводило к задержкам таможенного оформления и простоям транспортных средств.
Использование системы единых лицевых счетов решило этот вопрос. Участник ВЭД, зарегистрированный в группе лицевых счетов, имеет возможность просто платить денежные средства на счет таможенного управления без указания конкретной таможни и производить таможенное оформление в любой таможне, работающей в рамках программного продукта «АИСТ РТ-21». Перечисленные выше таможни Петербурга и его окрестностей включены в данную систему.
Преимущества данной электронной технологии давно поняли такие известные фирмы, как пивоваренные заводы «Балтика», «Вена», производители сигарет «Бритиш Американ Тобакко», «Филип Моррис Ижора», продовольственные фирмы «Пепси Кола», «Валио» и многие другие. В условиях разнообразия путей доставки грузов, больших товарных потоков и, соответственно, объемов декларирования и подлежащих уплате таможенных платежей, использование единого лицевого счета является хорошим подспорьем в работе участников ВЭД, использующих данную технологию.
К сожалению, в рамках журнальной публикации невозможно рассказать о всех реализованных, реализуемых или перспективных технологиях, используемых в таможенном деле. На эту тему пишут отдельные диссертации. Таможенные органы России в настоящее время находятся, пожалуй, на самом интенсивном участке своего развития за последнее десятилетие.
Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (так называемая Киотская конвенция 1999 года), присоединиться к которой стремится и Российская Федерация. Конвенция предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур, устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.
Впереди у всех нас еще много работы!