Научная статья на тему 'Современные формы и методы управленческой деятельности в системе МЧС России'

Современные формы и методы управленческой деятельности в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2828
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / PUBLIC ADMINISTRATION / FORMS OF GOVERNANCE / METHODS OF MANAGEMENT / ORGANIZATION / DIRECTION / MANAGEMENT ACTIVITY / STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Наталья Викторовна, Заряева Наталья Павловна

Раскрывается содержание процесса управления, рассматриваются теория и практика управления, формы и функции управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS AND METHODS OF PERFORMANCE MANAGEMENT IN MES SYSTEM OF RUSSIA

The content management process, discusses the theory and practice of management, and forms management functions.

Текст научной работы на тему «Современные формы и методы управленческой деятельности в системе МЧС России»

Выпуск 1(18), 2016

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 351/354

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

Н.В. Полякова, Н.П. Заряева

Раскрывается содержание процесса управления, рассматриваются теория и практика управления, формы и функции управления.

Ключевые слова: государственное управление, формы управления, методы управления, организация, руководство, управленческая деятельность, государственные органы.

Процесс государственного управления осуществляется различными государственными органами в пределах возложенных на них государством полномочий. Одновременно управленческий аспект и проявляется в их внутриорганизационной деятельности. Вопросы выбора форм и методов управленческой деятельности, их совершенствование являются актуальными в любое время. Эффективность управленческой деятельности напрямую зависит от правильного и своевременного выбора научно-обоснованных форм и методов управленческой деятельности.

Форма управленческой деятельности выступает как внешнее выражение ее содержания. В связи с этим можно говорить о том, что выбор формы управленческой деятельности напрямую связан с комплексом задач, функций, организационной структуры государственного органа.

Как отмечают Д.Д. Бахрах, Б.В. Российский и Ю.Н. Старилов, форма управления - это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Раскрывая ее содержание, они поясняют, что каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия [1].

Говоря о форме государственного управления, Н.Ю. Хаманева конкретизирует ее понимание, указывая, что форма - это прием, правило выражения цели, в том числе в определенном виде правовых актов [2].

Применительно к тому, что государственное управление может быть внешним, когда государственный орган осуществляет управленческое воздействие в

пределах осуществления им властных полномочий в определенной сфере, и внутреннее (внутриорганизационное) - процесс управленческого воздействия направлен на подчиненных субъектов.

Императивное начало, которое используется во внутриоорганизацонной деятельности в органах МЧС России, реализуется в различных правовых формах: планах, приказах, распоряжениях и т.д.; организационное - находит выражение в формах инструктирования, инспектирования, проведения совещаний, распространения передового опыта; организационнотехническое - в проведении большого объема технической работы по подготовке документов, их регистрации, передаче исполнителям, контроле.

Таким образом, понимание формы в контексте внешнего управления шире. Форма внутриорганизационного управления является предпосылкой эффективного государственного управления в реализации государственных задач и функций.

Эффективность управленческой деятельности зависит и от правильного выбора и умелого сочетания используемых в ее процессе методов. Содержание механизма управленческой деятельности направлено на обеспечение сознательного, активного, творческого участия служащих в процессе управленческой деятельности.

Метод - это способ, образ действий, путь, ведущий к цели. Методы наряду с формами являются основными элементами организации управления. Они различны по своей сущности, порядку применения, однако, одновременно тесно связаны, дополняют друг друга и должны применяться целесообразно.

Как отмечает Ю.Н. Старилов, метод управления обязательно находит свое выражение в форме

46

Вестник Воронежского института ГПС МЧС России

управления, и, если бы не было формы управления, методы управления потеряли бы всякий смысл, ибо управляющее воздействие оставалось бы только идеей, желанием, но было бы лишено формального содержания [3]. Методы управления представляют собой своеобразную абстракцию, некую возможность действия в процессе управленческой деятельности. Посредством формы и абстрактная возможность методы получает выражение, реализуется практически.

Традиционно в юридической науке выделяют методы убеждения и принуждения, теперь вопросы применения различных методов в управленческой деятельности рассматриваются более широко. Получили распространение организационные, экономические, социально-психологические, математические и иные методы.

Так, коллектив авторов Академии управления МВД России, всеобщие методы воздействия подразделяет на три основные группы:

1. Организационно-распорядительные (административные).

2. Экономические.

3. Социально-психологические [4].

Учитывая, отношения «власти - подчинения»,

которые существуют в системе МЧС России, в большей степени управленческая деятельность реализуется посредством административных методов, в которых проявляется властная природа управленческой деятельности.

По форме данные методы подразделяются в свою очередь на: а) административно-правовые; б) административно-организационные методы.

Административно-правовые методы носят государственно-властный, юридический характер. Указания, распоряжения, приказы субъекта управления, издаваемые в форме правовых актов, обязательны для тех, кому они адресованы и обеспечиваются мерами юридической ответственности. Так, в системе МЧС России такие методы могут применяться и во внутриорганизационной деятельности и в сфере внешнего государственного управления.

Административно-организационные методы применяются в целях упорядочения действий, правильной и целесообразной расстановки сил и средств и основываются на авторитете государственного органа и его руководителя, который является организатором деятельности управляемых. К ним можно отнести организацию, координацию, инструктирование, инспектирование, проведение совещаний, контроль.

Экономические методы оказывают косвенное воздействие в отличие от административных. Эти методы связаны с поощрительным и иным стимулирующим воздействием.

Последнее время важную роль отводят и социально-психологическим методам, которые направлены на процессы формирования и развития служебных коллективов.

Социально-психологические методы управления направлены на управление социальнопсихологическими процессами в коллективе для дос-

тижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социальнопсихологическими процессами являются:

- личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;

- способы организации труда и рабочих мест; система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

- информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социальнобытовые условия работников; инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами включает:

- анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально - психологических процессов;

- организацию выполнения поставленных задач;

- регулирование социально-психологических процессов.

Важнейшей задачей социально-

психологических методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который способствует повышению эффективности деятельности этого коллектива как в целом так и каждого сотрудника.

Можно выделить признаки, характеризующие благоприятный социально-психологический климат в коллективе:

- отсутствие давления руководителей на подчиненных;

- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

- взаимная требовательность и общая ответственность;

- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

- доброжелательная и деловая критика;

- свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

- высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного моральнопсихологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей [5-6]. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию сотрудников, занимающих руководящие должности, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

Таким образом, можно сделать следующие

выводы:

1. Понятия «формы управления» и «методы управления» непосредственно связаны, являются основными компонентами организации управленческой деятельности, взаимно дополняют друг друга.

47

Выпуск 1(18), 2016

2. В практической деятельности методы управления постоянно изменяются. Это связано и с изменением экономических отношений и демократизацией общества, где возрастает роль человеческого фактора, поэтому больше внимания уделяется социально-психологическим методам.

3. Методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное сти-

Библиографический список

1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов - М.: Норма, 2004. - 816 с.

2. Административное право Российской Федерации / Отв. редактор Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2005. - 368 с.

3. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 2007. - 848 с.

4. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: Академия управления МВД России, 1990. - 324 с.

5. Яковлева О.И. Модель управления подготовкой кадров в вузах пожарно-технического профиля / О.И. Яковлева // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2015. - № 2. - С. 48-54.

6. Максимов И.А., Краснокутский А.В., Удилова И.Я. Тенденции развития системы антикризисного управления / И.А. Максимов, А.В. Краснокутский, И.Я. Удилова // Техносферная безопасность. - 2014. - № 1 (2). - С. 46-51.

мулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях руководители всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

References

1. Bahrah D.N., Rossinskij B.V., Starilov Ju.N. Administrativnoe pravo: Uchebnik dlja vuzov / D.N. Bahrah, B.V. Rossinskij, Ju.N. Starilov - M.: Norma, 2004. - 816 s.

2. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii / Otv. redaktor N.Ju. Hamaneva. - M.: Jurist', 2005. - 368 s.

3. Obshhee administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. Ju.N. Starilova. - Voronezh, 2007. - 848 s.

4. Teorija upravlenija v sfere pravoohraniteinoj dejatel'nosti: Uchebnik / Pod red. V.D. Malkova. - M.: Akademija upravlenija MVD Rossii, 1990. - 324 s.

5. Jakovleva O.I. Model' upravlenija podgotovkoj kadrov v vuzah pozharno-tehnicheskogo profilja / O.I. Jakovleva // Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija. - 2015. - № 2. - S. 48-54.

6. Maksimov I.A., Krasnokutskij A.V., Udilova I.Ja. Tendencii razvitija sistemy antikrizisnogo upravlenija / I.A. Maksimov, A.V. Krasnokutskij, I.Ja. Udilova // Tehnosfernaja bezopasnost'. - 2014. - № 1 (2). - S. 46-51.

MODERN FORMS AND METHODS OF PERFORMANCE MANAGEMENT IN MES SYSTEM OF RUSSIA

The content management process, discusses the theory and practice of management, and forms management functions.

Key words: public administration, forms of governance, methods of management, organization, direction, management activity, state authorities.

Полякова Наталья Викторовна,

к.ю.н., доцент,

Воронежский институт МВД России;

Россия, Воронеж. n. v.poliyakova@list.ru Polyakova N. V.,

Cand. of Jur. Sci, Assос. Prof.,

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation;

Russia, Voronezh.

Заряева Наталья Павловна,

к.ю. н.,

Воронежский институт ГПС МЧС России;

Россия, Воронеж. nzaryaeva@yandex. ru Zaryaeva N.P.,

Cand. of Jur. Sci.,

Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia,

Russia, Voronezh.

© Полякова Н.В., Заряева Н.П., 2016

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.