Научная статья на тему 'Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства'

Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2528
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна

Рассмотрение особенностей поддержки малого и среднего предпринимательства в странах Евросоюза и России в настоящее время представляет определенный интерес. Политика европейских стран по стимулированию малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: национальном и наднациональном через программы, реализуемые под эгидой Евросоюза. Данная система учитывает как интересы Евросоюза в целом, так и интересы отдельных стран, в том числе национальных региональных и отраслевых структур, ассоциаций малого бизнеса, отдельных предпринимательских структур. В России определены следующие направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, а также содействие в области подготовки и повышения квалификации работников. Важным направлением является также поддержка в области инноваций и промышленного производства, в ремесленной деятельности и в сельском хозяйстве. Для системного и планомерного развития инновационного предпринимательства в России предлагаеony комплексно формировать институты инновационной инфраструктуры на трех уровнях: макро-, мезои микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN ASPECTS OF GOVERNMENTAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

The features of the support of small and medium enterprises in the EU and Russia are interesting. European policy of small and medium business promotion is conducted at two levels national and supranational through the programs implemented under the auspices of the EU. The system takes into account interests of the EU as a whole and interests of individual countries, including national, regional and branch structures, small business associations, individual business firms. Directions of the state support for small and medium business in Russia include the following: financial, property, informational and advisory support and assistance in the field of training and skills development. An important area of support is also innovation and industrial production in craft activities and agriculture. In order to develop the innovation infrastructure we suggest establishing of complex innovative infrastructure institutions on macro-, mesoand micro-levels.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 339.13 О. В. ЧИСТЯКОВА

ББК 65.29 кандидат экономических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Рассмотрение особенностей поддержки малого и среднего предпринимательства в странах Евросоюза и России в настоящее время представляет определенный интерес. Политика европейских стран по стимулированию малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: национальном и наднациональном через программы, реализуемые под эгидой Евросоюза. Данная система учитывает как интересы Евросоюза в целом, так и интересы отдельных стран, в том числе национальных региональных и отраслевых структур, ассоциаций малого бизнеса, отдельных предпринимательских структур. В России определены следующие направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, а также содействие в области подготовки и повышения квалификации работников. Важным направлением является также поддержка в области инноваций и промышленного производства, в ремесленной деятельности и в сельском хозяйстве. Для системного и планомерного развития инновационного предпринимательства в России предлагается комплексно формировать институты инновационной инфраструктуры на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровнях.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка предпринимательства; инновационное предпринимательство; инновационная инфраструктура.

O. V. CHISTYAKOVA

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

THE MODERN ASPECTS OF GOVERNMENTAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

The features of the support of small and medium enterprises in the EU and Russia are interesting. European policy of small and medium business promotion is conducted at two levels — national and supranational — through the programs implemented under the auspices of the EU. The system takes into account interests of the EU as a whole and interests of individual countries, including national, regional and branch structures, small business associations, individual business firms. Directions of the state support for small and medium business in Russia include the following: financial, property, informational and advisory support and assistance in the field of training and skills development. An important area of support is also innovation and industrial production in craft activities and agriculture. In order to develop the innovation infrastructure we suggest establishing of complex innovative infrastructure institutions on macro-, meso- and micro-levels.

Keywords: small and medium entrepreneurship; government support for entrepreneurship; innovative entrepreneurship; innovation infrastructure.

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256019).

© О. В. Чистякова, 2013

К числу важнейших признаков развитости экономики принято относить долю малых и средних предприятий в ее структуре. Что касается экономически развитых стран, можно констатировать, что в малом бизнесе работает более половины трудоспособного населения. При этом малый бизнес способствует устойчивому росту национальной экономики, позволяет продвигать новые технологии, заполнять рынок товарами и услугами на конкурентной основе.

Представляет интерес рассмотрение особенностей поддержки малого и среднего предпринимательства в странах Евросоюза (ЕС) и России.

Основной целью поддержки предпринимательства в странах ЕС является балансировка интересов государств и бизнеса, при этом предусматриваются следующие направления их регулирования:

- формирование единого внутреннего рынка;

- интернационализация деятельности предпринимательских структур;

- устранение административных барьеров;

- унификация законодательной базы по малому бизнесу.

Национальная политика в странах ЕС направлена на создание благоприятных условий для развития предпринимательских структур.

С начала 70-х гг. XX в. в Европе создавалась система государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса: предпринимались меры по устранению административных барьеров, проводилась гармонизация налога на добавленную стоимость, вносились коррективы в условия финансирования, повышалась прозрачность платежных систем. Для выравнивания деятельности малого бизнеса организовали Европейскую ассоциацию фондов взаимных гарантий, а также внесли значительные изменения в социальную политику государств. Для более четкого понимания поставленных задач в 1993 г. составили Белую книгу1, в которой излагалась выбранная стратегия и политика, при этом малый и средний бизнес рассматривался как способ обеспечения вы-

’ «Белая книга» Европейской комиссии. URL : http: / / www.pdps.lv/_private / projekt_uch / text / pro53.htm.

сокого уровня занятости, развития социального обеспечения, охраны окружающей среды и т. д. Европейская хартия для малых предприятий2 стала еще одним рычагом, оказывающим влияние на политику поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС. В данном документе отмечается значительный потенциал малых предприятий, важность развития духа предпринимательства и создания благоприятных условий для повторных попыток организации собственного дела в случае постигших неудач. Кроме того, признавалась важность профессионализма, надежности и гибкости в качестве основных характеристик предпринимателей.

Основные направления политики ЕС в отношении малых и средних предприятий как части общей политики Сообщества сформировали в 1995 г. в виде Специальных рекомендаций Мадридской сессии Совета ЕС:

- упрощение нормативной базы, административных процедур, отягощающих мелкое и среднее предпринимательство;

- подключение ассоциаций, представляющих интересы малых и средних предприятий, к процессам принятия решений в ЕС;

- финансовую поддержку малым и средним предприятиям, создающим новые рабочие места;

- содействие малым и средним предприятиям в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

- повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий;

- развитие сотрудничества между малыми, средними и крупными предприятиями3.

Государственное содействие развитию малого и среднего бизнеса включает в себя предоставление режима наибольшего благоприятствования, создание государственными органами правовых и экономических условий для его успешного развития, в том числе путем предоставления материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Государственное регулирование деятельности малого и среднего бизнеса основывается на применении специального законодательства,

2 Новая политика ЕС для малых и средних предприятий. URL : http://chp.com.ua/newspaper-news /item/1 654-novaya-politika-es-dlya-malyh-i-srednih-predpriyatij.

3 Европейский Союз. URL : http: / / encyclopaedia. biga.ru/enc/history/evropeski_soyuz_es.html.

системы целевых программ финансовой, технологической, информационной и кадровой поддержки.

Важное значение имеет совершенствование правового регулирования. В ЕС разработаны и введены оригинальные юридические модели: Европейский пул экономических

интересов, Европейская акционерная компания. Это позволяет предпринимателям разных стран, вступающим в партнерские отношения, решить проблему противоречий национальных правовых систем, а также облегчает участие в межнациональных программах ЕС.

Политика европейских стран по стимулированию малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: национальном и наднациональном — через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Данная система учитывает как интересы ЕС в целом, так и интересы отдельных стран, в том числе национальных региональных и отраслевых структур, ассоциаций малого бизнеса, отдельных предпринимательских структур.

В ЕС функционирует Европейская ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых венчурных фирм, а также Бюро по сближению предприятий. Комиссией ЕС организован Комитет по упрощению процедур в сфере предпринимательства, создана сеть информационных предпринимательских центров, которая использует единые методики к отбору предпринимательских проектов, что повышает эффективность использования финансовых средств.

Государственное финансирование является важнейшим направлением оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса. Оно может осуществляться, с одной стороны, в виде прямых субсидий, с другой, путем создания смешанных форм поддержки в виде предоставления гарантий по кредитам, выдачи их под льготные проценты, участие в капитале малых и средних предпринимательских структур.

В рамках ЕС разработаны и функционируют программы финансирования малого и среднего предпринимательства. Первая направлена на обеспечение венчурным капиталом перспективных предприятий. Кредиты выдаются сроком на пять лет в размере, составляющем до 50 % стартового капитала. При этом предполагается покрытие до 50 %

затрат, связанных с привлечением кредита. В рамках второй программы «Евротек» выделяются кредиты для вложений в высокотехнологичные проекты транснационального характера, кризисные отрасли и в экологические проекты.

Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется за счет структурных фондов ЕС, в том числе Социального фонда, Фонда регионального развития.

В современных условиях важное значение имеет создание сетей, направленных на развитие взаимодействия между малыми и средними фирмами, а также с национальными, региональными и местными структурами, оказывающими им поддержку.

В рамках ЕС функционируют сети:

- Interprise поощряет прямые связи и соглашения между предпринимателями стран Европы;

- Europartenariat стимулирует кооперативные связи;

- BC-Net занимается подбором партнеров за рубежом;

- BRE осуществляет поиск партнеров для создания совместного бизнеса;

- Европейский информационный (корреспондентский) центр предоставляет малым и средним предприятиям информацию по обширному кругу вопросов.

Европейская Комиссия стимулирует национальные правительства к поддержке малого и среднего предпринимательства. При этом государственное содействие развитию и поддержке предпринимательства весьма разнообразно и включает в себя минимальные ограничения на предпринимательскую деятельность, разработку соответствующей нормативной базы, создание оптимальной налоговой системы, предоставление прямых субсидий и государственных гарантий, обеспечение качественной системы образования и др.

Что касается поддержки малого и среднего предпринимательства в России, необходимо отметить, что Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ) определены направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, предусмотрена

финансовая поддержка путем выделения средств из бюджетов различных уровней. Предполагается имущественная поддержка через передачу во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств. Информационная поддержка предусматривает создание специальных информационных систем. Консультационная поддержка осуществляется специальными консультационными организациями. Также предусмотрена поддержка в области подготовки и повышения квалификации работников. Важным направлением является поддержка в области инноваций и промышленного производства. В соответствии с законом предусмотрена поддержка в области ремесленной деятельности и в сельском хозяйстве. Предполагается поддержка субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Можно отметить, что перечень форм поддержки стал значительно шире, чем в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (далее — Закон № 88-ФЗ). Однако перечень структур, которым будет оказываться данная поддержка, четко не оговорен. Не представляется возможным оказать помощь всем малым и средним предпринимательским структурам, притом, что их состав по новому закону стал значительно шире.

Закон № 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения названных субъектов за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), а также предусматривает ведение соответствующими органами, предоставляющими эту поддержку, реестров субъектов малого и среднего предприятий (ст. 8). Из этого следует, что малые и средние предприятия, получающие государственную или муниципальную поддержку, должны подтверждать свой статус.

Законом № 88-ФЗ не определялась процедура отбора субъектов малого бизнеса для оказания им поддержки. В результате чего за помощью обращалось небольшое количество малых предприятий. Хочется надеяться, что с помощью нового закона удастся изменить ситуацию и сделать процедуру оказания поддержки малым предпринимателям более легкой и прозрачной.

Согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государственная поддержка предполагает введение специальных льготных режимов, применяемых исключительно к субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе упрощенных правил ведения налогового учета; упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; специального порядка расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

Кроме того, предусмотрена возможность участия субъектов малого и среднего бизнеса в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Законом № 209-ФЗ предусмотрены

меры по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой и иными видами государственной и муниципальной поддержки. При этом выделяются субъекты, которым не должно оказываться никакой государственной поддержки, и субъекты, которым не может оказываться только финансовая поддержка.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона № 209-ФЗ государственная и муниципальная поддержка не может оказываться следующим субъектам малого и среднего предпринимательства:

- кредитным организациям, страховым организациям (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам;

- участникам соглашений о разделе продукции;

- организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- нерезидентам РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Данным организациям не может предоставляться ни один из видов поддержки.

Кроме того, в п. 4 ст. 17 Закона № 209-ФЗ оговорено, что субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим

производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, не может оказываться финансовая поддержка. При этом всеми другими, указанными в Законе, формами поддержки они могут воспользоваться.

Из чего следует, что выделение малого и среднего предпринимательства в отдельный блок необходимо для оказания государственной поддержки в развитии их деятельности в финансовой, имущественной, консультативной, информационной и других сферах. В современных условиях также необходима поддержка малых и средних предпринимательских структур как социально-экономического явления. В рамках данного направления необходимо создавать институты, способствующие появлению новых социально-экономических коммуникаций на внутрифирменном и межфирменном уровнях, улучшающих взаимоотношения организаций с внешней средой. Важным направлением поддержки малых и средних предпринимательских структур является формирование институтов инновационной инфраструктуры, в том числе технополисов, инноградов, технопарков, бизнес-инкуба-

торов, бизнес-центров, центров трансфера технологий, которые способствуют развитию инновационного предпринимательства.

По нашему мнению, наиболее целесообразно формировать инновационную инфраструктуру комплексно на трех конкретных уровнях. Во-первых, на макроуровне, предполагающем разработку национальной политики в области развития инновационной инфраструктуры, которая заключается в создании особых экономических зон, инновационных центров, технополисов и наукоградов, а также определении глобальных направлений развития инноваций и источников их финансирования. Во-вторых, на ме-зоуровне, предусматривающем развитие инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий в регионе. Данный уровень включает системно создаваемые на территориях бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий. И, в-третьих, на микроуровне или уровне непосредственно предприятий целесообразно развитие инновационной инфраструктуры путем совершенствования внутрифирменного предпринимательства — интрапренерства. При этом предполагается создание внутренних венчуров и спинаутов внутри корпоративных структур.

Информация об авторе

Чистякова Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: chistyakovaov@mail.ru.

Author

Chistyakova Olga Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: chistyakovaov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.