Научная статья на тему 'Современное участие России в реализации новых концепций'

Современное участие России в реализации новых концепций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
123
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлова А. Ф.

В статье исследуется участие России в реализации современных стратегий развития. Автор акцентирует внимание на необходимости перехода России к устойчивому развитию, а также рассматривает государственную политику в области устойчивого развития: проблемы и перспективы разработки национальных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Орлова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PARTICIPATION OF RUSSIA IN IMPLEMENTATION OF NEW CONCEPTS

This article examines Russia's participation in the implementation of modern development strategies. The author stresses the need for Russia's transition to sustainable development, as well as considering the state policy in the field of sustainable development: problems and prospects of the development of national strategies.

Текст научной работы на тему «Современное участие России в реализации новых концепций»

13.4. СОВРЕМЕННОЕ УЧАСТИЕ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ1

Орлова А. Ф., к.э.н., доцент базовой кафедры

«Прикладная экономика»

Место работы: РУДН

orlova-angelika@yandex.ru

Аннотация: В статье исследуется участие России в реализации современных стратегий развития. Автор акцентирует внимание на необходимости перехода России к устойчивому развитию, а также рассматривает государственную политику в области устойчивого развития: проблемы и перспективы разработки

национальных стратегий.

Ключевые слова: человеческий капитал, концепция устойчивого развития, цели развития тысячелетия

MODERN PARTICIPATION OF RUSSIA IN IMPLEMENTATION OF NEW CONCEPTS

Orlova A. F., PhD, Associate Professor of Basic Department Applied Economics

Place of employment: Peoples’ Friendship University of Russia

orlova-angelika@yandex.ru

Annotation: This article examines Russia's participation in the implementation of modern development strategies. The author stresses the need for Russia's transition to sustainable development, as well as considering the state policy in the field of sustainable development: problems and prospects of the development of national strategies.

Keywords: human capital, the concept of sustainable development, the Millennium Development Goals

Концепция устойчивого развития тесно переплетается с концепциями глобальных общественных благ и развития человеческого потенциала. Тема развития человеческого потенциала, подразумевающая повышение качества и уровня жизни людей крайне актуальна для России. В соответствии с реализацией решений, принятых Конференцией по окружающей среде и развитию, Россия, как и большинство стран мира, с 1992 г. приступила к разработке национальной стратегии устойчивого развития. В рамках разработки стратегии были приняты ряд важных для страны документов, в основу которых легли рекомендации Конференций ООН, определяющие принципы устойчивого развития.

Указ Президента РФ о разработке концепции перехода России к устойчивому развитию под руководством министерства экономики был издан в феврале 1994 г. и в результате, в 1996 г.,

Правительством РФ была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

В этом основополагающем документе российская экономика была названа «структурно деформированной» и «неэффективной». Также, в документе присутствует признание негативного

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 13-32-11242а(ц) «Человеческий капитал как фактор социальноэкономического развития России»

воздействия производства на окружающую среду, т.е. 16% территории России характеризовались как экологически неблагополучные.

Для перехода на новые стратегии развития, в концепции ставились следующие задачи:

- обеспечение стабилизации экологической ситуации;

- экологизация экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- изменение структуры личного и общественного потребления2.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были определены:

1. совершенствование действовавшего

законодательства, определяющего, помимо прочего, экономические механизмы регулирования

природопользования и природоохранной

деятельности;

2. установление ответственности хозяйствующих субъектов, причиняющих в процессе своей деятельности ущерб окружающей среде;

3. финансирование экологических проектов, имеющих целью сохранение биосферы, без которой нормальное функционирование социальноэкономической системы было бы невозможно;

4. оценка хозяйственной емкости экосистем страны с целью определения допустимого на них антропогенного воздействия;

5. формирование системы знаний о концепции устойчивого развития путем включения в образовательные программы соответствующих

3

дисциплин .

Поскольку переход к устойчивому развитию предполагает комплексное решение экономических, экологических и социальных задач, необходимым условием являлось проведение социальной политики и формирование демократического общества.

Для более эффективного управления процессом перехода страны к устойчивому развитию, Концепцией были предложены целевые и лимитирующие показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологическое состояние, такие как:

- Среднедушевые денежные доходы

- (до 1998г. - в тыс. руб.), руб.

- Среднегодовая численность занятого населения, чел.

- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

- Число больничных учреждений, (на конец года), ед.

Реализация положений документов предполагала

разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального

4

природопользования .

Проанализировав выполнение поставленных в Концепции задач при помощи некоторых принятых показателей и статистических данных за период в десять лет, следует отметить, что ситуация в стране кардинально не изменилась. За десятилетие имели место лишь рост среднедушевых доходов населения и некоторое увеличение общей площади особо

2Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N440.

3 Там же.

4 Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды. Ю.В.Бабина, 2002.

Орлова А. Ф.

СОВРЕМЕННОЕ УЧАСТИЕ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ

“5 г-,

охраняемых территорий . В то же время ожидаемая продолжительность жизни осталась на прежнем

уровне, число больничных коек вообще сократилось почти на 2000 ед. Потребление свежей воды на хозяйственные и бытовые нужды существенно

уменьшилось, что говорит скорее о сокращении промышленного производства. К сожалению,

существенно сократилось лесовосстановление (примерно в 1,4 раза, искусственное - в 1,6 раз), а что касается площади лесных пожаров (за 10 лет -13165200 га)6, то она в 13,17 раз больше, чем площади лесовосстановления и искусственного

лесовосстановления в целом. В целом можно говорить о том, что в результате реализуемой государственной политики по переходу к новым стратегиям развития, хоть и имелись некие положительные сдвиги, но все еще существовали достаточно серьезные системные проблемы, которые необходимо было решать.

В Декларации Тысячелетия, одном из международных основополагающих документов в области стратегии устойчивого развития были сформулированы новые цели развития для мировой экономической системы, которые требовалось адаптировать к условиям национальных экономик. Адаптации Целей развития тысячелетия для условий российской экономики, посвящен десятый национальный доклад: «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития», выполненный группой авторов при активном участии Российской Ассоциации содействия ООН в 2005 г.7 В докладе выполнен довольно серьезный научный анализ развития страны по основным направлениям, обозначенным в Декларации тысячелетия, особое значение придается выбору целей развития для субъектов Федерации. Важнейшими целями для регионов России были определены:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- овышение уровня национальной безопасности;

- обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

- создание потенциала для будущего развития8.

Научный доклад и данные в нем рекомендации по

путям выхода страны из кризиса, отчасти повлияли на дальнейшую государственную политику по переходу России на новый уровень развития, а сформулированные в докладе цели и индикаторы, были взяты за основу при формировании программ социально-экономического развития страны и выполнении приоритетных национальных проектов. Президентом, Правительством, Парламентом и руководителями регионов в 2005 г. было принято решение о реализации Приоритетных Национальных Проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие Агропромышленного комплекса». Таким образом, усилия, предпринятые в стране по реализации новых стратегий развития, в целом, начали приносить некоторый положительный результат. Понемногу повышается качество жилищного фонда, улучшаются

5 Тенденции последнего десятилетия не так оптимистичны. Эти данные не учитывают проблемы в г.Сочи, где под угрозой уничтожения оказался Сочинский национальный парк.

6 Данные Росстата «Лесные земли, пройденные пожарами».

7 http://www.undp.ru/

8 Доклад: «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития»

(http://www.undp.ru/).

жилищные условия, общие коэффициенты смертности, в том числе коэффициенты младенческой смертности снижаются, повышается уровень занятости населения.

На современном этапе развития, перед мировым сообществом стоят такие глобальные задачи, как снижение воздействия человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов; улучшение экологических условий для развития человека, уменьшение экологических угроз для его безопасности, здоровья и проживания. Переход к устойчивому развитию требует не только проведение экономических реформ и социальной политики, хотя это тоже необходимые условия, но и усиления экологических приоритетов в государственной политике. К сожалению, из-за отсутствия должного внимания в этой области в нашей стране наблюдаются тенденции антиустойчивого развития - на основании экспертных оценок в России сворачиваются многие федеральные целевые программы, в том числе и экологические, как неэффективные9. На решение экологических проблем с 2000 г. в расходную часть бюджета России закладывается лишь 0,02-0,09% ВВП. Совокупные затраты на охрану окружающей среды за счет всех форм собственности и всех источников финансирования составляют 0,25-0,4% ВВП, тогда как по оценкам западных экономистов, совокупные национальные затраты, гарантирующие сохранение качества среды обитания и благополучие природных объектов, должны составлять до 5-8% ВВП10.

Говоря о внутренней, государственной политике России в реализации новых концепций, нельзя не упомянуть и о внешней политике страны. В самом начале становления новой концепции развития, России самой необходима была помощь мирового сообщества как финансовая, так и техническая и гуманитарная, и такая помощь России предоставлялась с 1990 г. Активное формирование законодательных основ участия России в содействии мировому развитию, приуроченное к первому председательству страны в «Группе восьми» началось с 2005 г. 14 июня 2007 г. Президент РФ утвердил Концепцию участия РФ в содействии мировому развитию, определяющую основные цели, задачи и принципы политики России в этой области. Концепция участия в СМР основана на положениях Устава ООН, Декларации Тысячелетия, Монтеррейском консенсусе и прочих международных документах в данной сфере. Таким образом, Россия из страны-получателя помощи становится страной-донором. И хотя на данном этапе Концепция участия России в содействии мировому развитию (СМР) требует корректировки, тем не менее, сам этот факт заслуживает положительной оценки.

9 http://www.grani.ru/Economy/

10 По Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин. Экология. Природа-человек-техника. Учебник. С.316.

Список литературы:

1. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Одобрена Правительством РФ в декабре 1997 г.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N440.

4. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2009. - 430

с.

5. Орлова А.Ф., Гавловская Г. В. Организационнометодологическое обеспечение экологического

менеджмента как фактора устойчивого развития // Бизнес в законе №3, 2013, с. 126-129

Reference list:

1. State strategy of a sustainable development of the Russian Federation. It is approved by the Government of the Russian Federation in December, 1997.

2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020. The order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r.

3. The concept of transition of the Russian Federation to a sustainable development. It is approved as the Decree of the Russian President of April 1, 1996 of N440.

4. Akimova T.A. Moseykin Yu.N. Economy of a sustainable development. M.: JSC Economy Publishing House, 2009. - 430 pages.

5. Orlova A.F. Gavlovskaya G. V. Organizational and methodological ensuring ecological management as factor of a sustainable development//Business in law No. 3, 2013, page 126-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.