Научная статья на тему 'Современное старообрядчество в Санкт-Петербурге'

Современное старообрядчество в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касаткина А. М.

The author of the article turns our attention to Old Belief as a phenomenon of modern culture in St.-Petersburg. She brings forward as an example several biggest communities of old-believers and studies their structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Касаткина А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Old belief in St.-Petersburg

The author of the article turns our attention to Old Belief as a phenomenon of modern culture in St.-Petersburg. She brings forward as an example several biggest communities of old-believers and studies their structure.

Текст научной работы на тему «Современное старообрядчество в Санкт-Петербурге»

А. М. Касаткина

Современное старообрядчество в Санкт-Петербурге

Петербургское старообрядчество представляет собой интереснейший феномен, сочетающий в себе богатое духовное наследие и почти 300-летнюю историю (первые упоминания о староверах в нашем городе относятся ко времени его строительства). Сейчас в городе действуют несколько приходов древлеправославных христиан.

Один из них — церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» — расположен на Казанском кладбище в Рыбацком и принадлежит беспоповскому согласию1 (поморского толка).2 Знаменская церковь, изначально синодальная, была построена на кладбище Рыбацкой слободы по проекту Л. Л. Шауфельбергера в 1882-1883 гг. и была тогда деревянной и однопрестольной. В конце 1920-х годов она была закрыта. Со временем от здания остались колокольня и каменный притвор, которые и были переданы Невской общине. Все иконы храма — из числа вновь пожертвованных, наиболее значительные'привезены из Костромской области. Первый настоятель общины А. И. Толстов всегда старался сглаживать противоречия между бывшими федосеевцами, филипповцами3 и поморцами. Как знак примирения в приходных поклонах до сих пор полагается «начал за общение». Настоятели Невской общины зачастую не были профессиональными служителями и даже работали на государственной службе. Но все они получили традиционное для представителей современного старообрядчества образование, были воспитаны в старообрядческих семьях и с детских лет приобрели соответствующий духовный опыт и навыки. Многие наставники до сих пор отдают предпочтение семейному воспитанию, хотя иногда это обусловлено и отсутствием соответствующих учебных заведений. Службы в общине проводятся строго по уставу, особо торжественно в праздники. По воскресеньям обычно происходят крещения, в основном людей со староверческими корнями.

Яркой иллюстрацией картины быта и идеологии современного петербургского старообрядчества беспоповского толка также является моленная4 поморского согласия на Коломенской ул. Зарегистрированная в 1919 г., она появилась задолго до этого. Здание было перестроено специально для моленной и квартир служителей по проекту Ф. Ф. Лумберга и восстановлено в том виде, в каком оно предстает сейчас, в основном силами прихожан. Особенности богослужения, правил функционирования храма и деятельности общины соответствуют традициям Рыбацкого. С 1995 г. проводятся великопостные исповеди, поминовения на родительских, отмечают Пасху, Рождество, совершаются заказные службы. На службе в обычный, непраздничный, день, присутствует порядка 50 человек. Примерно 15% из них — люди в возрасте от 15 до 40 лет. За службой, которая длится в среднем 4 часа, следует проповедь наставника и, при необходимости, беседа с отдельными прихожанами. В особенностях проповеди отражается характер службы в моленной. Каждый прихожанин чувствует себя как дома, а наставник за время проповеди может лично обратиться или хотя бы взглянуть в глаза каждому. Для этого прихода характерно и специфическое отношение к посторонним. Убежденность в правильности своей веры, свойственная всем старообрядцам, не мешает простым прихожанам и членам клира не проявлять излишней настороженности и недоброжелательности. Представителям других конфессий даже можно наблюдать за службой, формально находясь за пределами храма. В проповеди затрагиваются вопросы,' характерные для традиционного христианского миропонимания, проблемы нравственных ценностей,

© А. М. Касаткина, 2004

соблюдения религиозных предписаний. Настоятель призывает прихожан к таким простым вещам, как взаимоуважение, поддержание мира и любви в отношениях друг с другом, иногда зачитываются главы из соответствующей религиозной литературы. Специфической особенностью старообрядческой проповеди является акцентирование внимания на обособленности своего прихода от остального мира, на необходимости защищаться, заботиться о каждом единоверце как о своем близком родственнике. Это обусловлено спецификой многовекового существования староверия, в силу которой роль христианской заповеди любви к ближнему приобретает особое значение. Удивительная сплоченность и забота друг о друге помогали староверам выживать и преуспевать в жизни в самые тяжелые времена. Эти качества и по сей день остаются одной из основных характеристик представителей конфессии.

Другой крупный старообрядческий центр находится в Обухово и принадлежит поповскому согласию5. Община официально зарегистрирована в 1982 г., год спустя ей передан храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на бывшем военном Преображенском кладбище (в здании бывшего православного храма Св. Александра Невского), но существует она, согласно устным свидетельствам, с 1937 г. Здание церкви построено в 1895-1896 гг. по проекту

В. А. Колянковского и освящено во имя Святого князя Александра Невского 16 ноября 1896 г. С тех пор в нем размещались самые разные организации; в современном виде оно восстановлено в основном силами прихожан. При церкви сейчас действует Воскресная школа, преподаватели которой не имеют специального образования, но, что характерно, в данном случае не отвергается возможность использования современных методов обучения. Служба в Покровском храме, как и везде, длится около четырех часов. На ней, как правило, присутствует около 80 человек в обычные дни и около 150-200 в праздники (столько может вместить храм, площадь которого — 240 кв. м.). Приход со времени открытия церкви возрос в несколько раз главным образом за счет людей, перешедших в старообрядчество на волне «перестройки», а также распространения информации среди самих старообрядцев. За последние годы было крещено несколько сотен человек, примерно половина из которых решила последовать семейным традициям, другая же часть находится в состоянии духовных «исканий».

Все приходы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), также как и Древлеправославной Поморской, общаются между собой. В 1988 г. Россию впервые посетили делегации из Америки и Австралии. Этим годом можно датировать и начало общения между российскими и зарубежными приходами РПСЦ. Теперь визиты наносятся практически ежегодно.

В Санкт-Петербурге между представителями беспоповского толка и Белокриницкой иерархии установились ровные, даже дружеские, отношения, но и те, и другие стараются не высказывать мыслей относительно возможности объединения. Отношение же к патриаршей церкви в целом мало изменилось, и его можно охарактеризовать как отрицательное, хотя это, конечно, не принимает форм резкого противостояния, имевшего место на более раннем этапе истории России, что отражается и на отношении к современному единоверию6.

Summary

The author of the article turns our attention to Old Belief as a phenomenon of modern culture in St-Petersburg. She brings forward as an example several biggest communities of .old-believers and studies their structure.

' В основе идеологии беспоповского согласия лежит отрицание духовенства и отсутствие таинств (совершается только Крещение).

2 Поморцы, несмотря на несколько расколов, произошедших внутри этого согласия за время его существования, были и остаются самым сильным из беспоповских толков. То, что единственный действующий храм в городе принадлежит им, еще раз это подтверждает.

3 Менее крупные направления беспоповского толка.

4 Моленная (или моленный дом) — один из наиболее распространенных видов старообрядческого прихода. Обычно это 2(3)-этажный дом, на первом этаже которого находится помещение для богослужений, на 2—трапезная и жилые комнаты, в которых также могут размещаться престарелые, временно или постоянно нуждающиеся в уходе люди и ученики.

5 Поповское согласие — направление старообрядчества, в основе которого лежит Белокриницкая (Австрийская) иерархия, восстановленная в селе Белая Криница на Буковине путем присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Сейчас Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви насчитывает 7 епархий и более 250 приходов.

6 Единоверие — движение, изначально призванное объединить старообрядцев и РПЦ. Сейчас существует как отдельная конфессия, представлена также и в нашем городе.

Статья поступила в редакцию 19 января 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.