Научная статья на тему 'Современное состояние высшего образования в сфере дизайна'

Современное состояние высшего образования в сфере дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / НАПРАВЛЕНИЯ ДИЗАЙНА / ВИДЫ ДИЗАЙНА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / DESIGN / DESIGN SCHOOLS / TYPES OF DESIGN / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL PROFILE / STUDENT MAJORING IN DESIGN / EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелестова Евгения Сергеевна

В статье проанализировано современное состояние подготовки студентов по направлению «Дизайн» в России и ее соответствие современным требованиям рынка труда. В результате проведенного исследования было выявлено несоответствие между имеющимися в вузах образовательными профилями по рассматриваемому направлению и современными требованиями рынка труда (оценивались на основании запросов работодателей на специалистов в области дизайна).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF VOCATIONAL TRAINING IN THE SPHERE OF DESIGN

The article deals with the current state of vocational design training in Russia and its conformity with the modern requirements of the labour market. The undertaken study has revealed a gap between the available educational programs in higher schools and the current requirements of the labor market (evaluation was carried out basing on the requests of employers for specialists in design).

Текст научной работы на тему «Современное состояние высшего образования в сфере дизайна»

УДК 378::72.012 Шелестова Евгения Сергеевна

доцент кафедры дизайна

Московского государственного гуманитарного

университета имени М.А. Шолохова,

член Творческого союза художников России

и Международной федерации художников,

Союза дизайнеров России

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА

Shelestova Evgeniya Sergeevna

Assistant Professor, Design Department, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Member of Union of Artists of Russia and International Confederation of Artists' Unions, Member of Association of Designers of Russia

THE CURRENT STATE OF VOCATIONAL TRAINING IN THE SPHERE OF DESIGN

Аннотация:

В статье проанализировано современное состояние подготовки студентов по направлению «Дизайн» в России и ее соответствие современным требованиям рынка труда. В результате про-веденного исследования было выявлено несоответствие между имеющимися в вузах образовательными профилями по рассматриваемому направлению и современными требованиями рынка труда (оценивались на основании запросов работодателей на специалистов в области дизайна).

Ключевые слова:

дизайн, направления дизайна, виды дизайна, основная образовательная программа, образовательный профиль, студенты-дизайнеры, образование в России.

Summary:

The article deals with the current state of vocational design training in Russia and its conformity with the modern requirements of the labour market. The undertaken study has revealed a gap between the available educational programs in higher schools and the current requirements of the labor market (evaluation was carried out basing on the requests of employers for specialists in design).

Keywords:

design, design schools, types of design, basic educational program, educational profile, student majoring in design, education in Russia.

Развитие образования является неотъемлемым фактором роста экономики страны. Образование должно быть качественным, практико-ориентированным и находиться в непрерывной связи с требованиями рынка труда, поэтому особую актуальность на сегодняшний день приобрел вопрос о подготовке таких специалистов, которые отвечали бы требованиям современного рынка, ведь именно вузы должны оказывать студентам реальную помощь в получении современных знаний и их практической реализации.

Дизайн, возникший в начале XX в., сегодня прочно укрепил свои позиции в современном мире. Это постоянно развивающаяся и динамичная сфера деятельности человека, которая создает визуальную, материальную, пространственную и цифровую среду. Дизайнеры несут культурное, этическое, социальное, экономическое и экологическое воздействие своими работами и обязаны брать на себя высокую ответственность за результат своей деятельности перед людьми и планетой как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.

Сегодня существует несколько десятков видов дизайна, среди которых можно выделить четыре основных направления, хотя стоит заметить, что дизайн - быстроразвивающаяся сфера, которая активно набирает обороты и, проникая во все сферы деятельности человека, создает новые виды и направления.

1. Средовой дизайн (дизайн архитектурной среды, дизайн ландшафта, дизайн интерьера, световой дизайн и т. д.).

2. Промышленный дизайн (транспортный дизайн, дизайн бытовой техники, дизайн предметов интерьера, дизайн мебели и т. д.).

3. Дизайн моды (дизайн костюма, дизайн обуви, дизайн сценического костюма, дизайн текстиля и т. д.).

4. Коммуникативный (графический) дизайн (книжный дизайн, полиграфический дизайн, веб-дизайн, дизайн мероприятий, дизайн образовательной среды, информационный дизайн и т. д.).

Для прояснения существующего состояния образования в области дизайна были изучены реализуемые вузами России основные образовательные программы в области дизайна. Была сделана выборка около 100 вузов России по следующим критериям:

1) высшие учебные заведения, в которых средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на направление подготовки «Дизайн» в 2014 г., был выше 70 (данные Министерства образования и науки РФ, на основе которых РИА Новости и Высшая школа экономики подготовили мониторинг

качества приема в государственные вузы), что отражает интерес высокобалльных абитуриентов к качественному бюджетному обучению по данному направлению подготовки («сильные абитуриенты выбирают сильные вузы») [1];

2) высшие учебные заведения, в которых цены на внебюджетное обучение по направлению подготовки «Дизайн» являются наиболее высокими («за что абитуриенты готовы платить?») [2];

3) все профильные высшие учебные заведения страны (при условии, что они не вошли в предыдущие выборки).

Обобщенные данные о представленных в вузах образовательных профилях по направлению подготовки «Дизайн» (бакалавриат и магистратура) приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные о наличии образовательных профилей вузов России по направлению подготовки «Дизайн»_

Дизайн среды 48 Дизайн сценического костюма 2

Дизайн архитектурной среды 14 Дизайн аксессуаров 1

Дизайн интерьера 23 Дизайн аксессуаров и обуви 1

Ландшафтный дизайн 6 Графический дизайн 78

Световой дизайн 1 Коммуникативный дизайн 2

Промышленный дизайн 19 Информационный дизайн 2

Дизайн мебели 6 Дизайн мультимедиа 3

Транспортный дизайн 3 Дизайн образовательной информационной среды 1

Дизайн текстиля 4 Фотодизайн 1

Дизайн костюма 40 Дизайн рекламы и коммуникация 1

Дизайн одежды 2

Анализ представленных данных позволил выявить следующее соотношение образовательных профилей (рисунок 1):

Коммуникационный (графический)

Графический дизайн I Коммуникативнный дизайн Информационный дизайн Дизайн мультимедиа Дизайн образовательной информационной среды Фото дизайн

Дизайн рекламы и коммуникация

Средовой дизайн

I Дизайн среды Дизайн архитектурной среды Дизайн интерьера Ландшафтный дизайн Световой дизайн

Промышленный дизайн

■ Промышленный дизайн Дизайн мебели Транспортный дизайн Дизайн текстиля

Дизайн моды

Дизайн костюма Дизайн одежды Дизайн сценического костюма Дизайн аксессуаров Дизайн аксессуаров и обуви

Рисунок 1 - Соотношение образовательных профилей по направлению «Дизайн»

высших учебных заведений России

Из рисунка видно, что наиболее широко на образовательном рынке представлены два направления дизайна: средовой и коммуникативный (графический) дизайн. Образовательные профили средового направления дизайна в целом составляют 35 % всех образовательных профилей по направлению «Дизайн». Это такие профили, как непосредственно «Дизайн среды» (19 %), а также «Дизайн архитектурной среды» (5 %), «Дизайн интерьера» (9 %), «Ландшафтный дизайн» (2 %) и «Световой дизайн» (около 0 %).

Коммуникативный (графический) дизайн представлен практически так же широко (в целом чуть более 33 %): бакалаврские и магистерские программы по профилю «Графический дизайн» -примерно 30 % и по 1 % - наиболее современные направления - «Коммуникативный дизайн», «Информационный дизайн», «Дизайн мультимедиа» и «Дизайн информационной среды», а также «Фотодизайн» и «Дизайн рекламы и коммуникация».

Существенно меньше на образовательном рынке представлены профили группы «Дизайн моды» (в том числе «Дизайн одежды», «Дизайн костюма», «Дизайн сценического костюма», «Дизайн аксессуаров», «Дизайн аксессуаров и обуви») - всего 19 %, а также «Промышленный дизайн» (в том числе «Транспортный дизайн», «Дизайн мебели» и «Дизайн текстиля») - всего 9 % образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Для выявления наиболее востребованных запросов работодателей на специалистов в области дизайна были проанализированы открытые вакансии, доступные на самых крупных веб-ресурсах РФ по трудоустройству [3; 4], а также сервис для поиска удаленной работы и сотрудников, работающих в удаленном доступе (так называемый фриланс) [5]. В общей сложности из 1 905 рассмотренных вакансий по запросу «Дизайнер» при анализе требований к выполняемым работам было выявлено: 58 вакансий в области дизайна моды, 120 вакансий в области средового дизайна (в основном в сфере дизайна интерьера), 129 вакансий в области промышленного дизайна (в основном в сфере дизайна мебели) и 1 598 открытых вакансий коммуникационного дизайна (рисунок 2).

Дизайн моды - 3%

Рисунок 2 - Запросы работодателей на дизайнеров различных направлений

Проанализировав данные по запросам работодателей, отметим, что направление коммуникативного дизайна является в настоящее время наиболее востребованным и представлено широким набором вакансий. Среди востребованных вакансий этого направления: веб-дизайнеры, дизайнеры полиграфии, гейм-дизайнеры, дизайнеры интерфейсов, книжной и полиграфической продукции, дизайнеры-верстальщики, дизайнеры 2^ дизайнеры 3^ моушн-дизайнеры, дизайнеры мультимедиа и т. д.

Результаты проведенных исследований позволили выявить несоответствие между образовательными профилями, существующими в высших учебных заведениях, и современными требованиями рынка труда, в связи с чем остро встает вопрос о переориентировании образовательных профилей в высшей школе страны и о качестве выпускаемых специалистов, соответствующем нуждам общества.

Модернизация структуры и содержания профессионального образования, связанная с утверждением ФГОС, отвечающих требованиям развития экономики страны, и переходом на многоуровневое высшее образование - образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, содействует ликвидации существующей проблемы.

Намеченная министерством образования стратегия развития образования на 2013-2020 гг. следующим образом обозначила отношения студентов с работодателями:

- «для студентов - повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников;

- для работодателей - получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Участие работодателей в управлении вузами, в попечительских советах вузов сделает их более открытыми и чувствительными к потребностям реальной экономики, принятию содержательных решений по развитию образовательных программ и актуализации научных исследований» [6, с. 26-27].

Современное качество и гибкость могут быть достигнуты только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая руководство и педагогический состав высших учебных заведений, самих обучающихся и работодателей. На наш взгляд, решению этой проблемы может способствовать введенная многоуровневая система высшего образования, где бакалавриат (4 года) возьмет на себя ответственность за фундаментальное базовое образование в области дизайна, например по основным направлениям дизайна (коммуникативный, средовой, промышленный, дизайн моды), а более краткосрочные программы магистратуры (2 года), требующие от образовательной системы мобильного реагирования как в содержании образовательных программ, так и в создании соответствующей образовательной среды, смогут оперативно реагировать на современные реалии и вводить узкие профили, актуальные для современного рынка труда.

Ссылки:

1. Качество бюджетного приема в государственные вузы РФ по направлениям подготовки - 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/kachestvopriema_napravleniya_budget_2014.pdf (дата обращения: 06.10.2014).

2. Результаты поиска вузов - Учёба.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucheba.ru/vuz/search?cid=1&lids[]=3&lids []=180&upt[]=1 &upt[]=2&b[]=1 &o=price&d=desc (дата обращения: 10.10.2014).

3. Работа, вакансии, база резюме, поиск работы по запросу «Дизайнер» [Электронный ресурс]. URL: http://hh.ru/search/vacancy?area=113&text=Дизайнер&specialization=&salary=&currency_code=RUR (дата обращения: 19.10.2014).

4. Вакансии в России. Банк, база вакансий для специалистов по запросу «Дизайнер» [Электронный ресурс]. URL: http://www.job.ru/seeker/job/?q=Дизайнер&rgnc=A1&srch=1 (дата обращения: 20.10.20l4).

5. Фриланс, удаленная работа, проекты для фрилансеров, заказ работы по запросу «Дизайнер» [Электронный ресурс]. URL: https://www.fl.ru/projects/ (дата обращения: 21.10.2014).

6. Развитие образования : Государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 гг. от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/3409 (дата обращения: 09.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.