O.S. Potapova
Current State of Labor Resources as the Factor Hampering Social and Economic Development of Russia
The evaluation of the dynamics of socio-demographic development of modem Russia is done. Changes of the population's living standards are considered. Qualitative and quantitative characteristics of Russian labor resources are given.
Key words and word-combinations: labor resources, population calamity, social stress.
Дается оценка динамики социально-демографического развития современной России. Рассматриваются изменения показателей качества жизни граждан, а также качественные и количественные характеристики состояния трудовых ресурсов России.
Ключевые слова и словосочетания: трудовые ресурсы, демографическая катастрофа, социальный стресс.
УДК 316.3 ББК 60.56
О.С. Потапова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР,
ТОРМОЗЯЩИЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Реформирование экономики России затронуло все аспекты жизнедеятельности населения. Внедрение рыночной системы хозяйствования, основной целью которой является получение прибыли, не только разрушило прежнюю, советскую экономику, но и внесло существенные коррективы в сам образ жизни россиян.
Экономический рост в России на протяжении последнего десятилетия достигается преимущественно экстенсивным путем. Увеличивалась добыча природных ископаемых, которые являются невозобновимыми и исчерпаемыми, что превращало страну в сырьевой придаток экономически более развитых государств. Такой тип роста экономики актуален только для короткого периода, а для успешного долговременного развития Российской Федерации необходимо возрождать масштабное производство, инвестировать в обрабатывающие отрасли [1, с. 22].
В современных условиях действительное богатство лидирующих стран определяется способностью их экономик эффективным образом адаптироваться к преобразованиям, что зависит от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, которые, в свою очередь, обес-
печивают темпы роста производства [2]. Сегодня России необходим интенсивный тип экономического роста, обеспеченный соответствующим развитием капитальных и трудовых ресурсов. При этом особого внимания требует ресурсная база рынка труда. Думается, что именно ее количественные и качественные параметры будут определять темпы и характер экономического развития страны.
Сложившаяся за годы реформ заметная тенденция депопуляции населения создает прямую угрозу для дальнейшего устойчивого развития российской экономики. На 1 января 2007 г. в Российской Федерации проживали 142,2 млн человек, тогда как в начале 1991 г. этот показатель составлял 148,5 млн человек. Начавшийся в 1991 г. процесс естественной убыли населения каждый год сокращает численность россиян на сотни тысяч человек, и никакие миграционные потоки не способны изменить ситуацию.
Естественная убыль населения России - результат двух негативных тенденций - сокращения рождаемости и увеличения смертности. Падение суммарного уровня рождаемости до отметки в 1,3 и колебание его около этого уровня на протяжении последних десяти лет не обеспечивает даже простого воспроизводства населения [3, с. 87-89]. По-прежнему людей в стране рождается меньше, чем умирает. Следует подчеркнуть, что при этом изменились причины смертности и увеличилась доля смертей среди лиц трудоспособного и репродуктивного возрастов.
Оценки сложившейся ситуации, данные специалистами, весьма противоположны. Например, директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тиш-ков считает, что никакого демографического кризиса нет, а снижение численности коренного населения - процесс естественный и необратимый [4]. Безусловно, демографические процессы инерционны и влиять на них сложно, но нельзя игнорировать явно обозначившиеся негативные тенденции.
Существует точка зрения, что сокращение рождаемости есть следствие перехода к западной модели репродуктивного поведения, начавшегося в России в 1960-х годах, а не результат падения уровня жизни, вызванного реформированием экономики. Наблюдающееся в западных странах значительное снижение уровня рождаемости некоторые ученые-демографы рассматривают как необратимый процесс, являющийся следствием высоких адаптивных возможностей западной цивилизации, а не ее упадка [5, с. 55]. Однако исследования показали, что происходящие в России с конца 1980-х годов демографические процессы не имеют никакого сходства со снижением рождаемости в западных «обществах потребления». В отличие от России, там не наблюдается ни повышение смертности, ни сокращение продолжительности жизни.
Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации населения и поддержки со стороны основной его части. Либерализация экономики привела к существенным изменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. При переходе к рынку дифференциация неизбежна, но если она переходит за определенную грань, то становится фактором социальной дестабилизации.
Полагаем, что демографическая катастрофа явилась результатом проводимых в нашей стране реформ, особенно тех, которые во многом насильственно реа-
лизуются в экономике и привели к смене типа жизнеустройства. Этот факт доказывает и тенденция, в соответствии с которой вхождение в 2006-2007 гг. значительного числа женщин в детородный возраст не повлекло за собой существенного роста рождаемости. Чистый коэффициент воспроизводства населения (показатель, характеризующий степень замещения поколения женщин их дочерьми при сохранении существующих уровней рождаемости и смертности) все равно остается низким: в 2006 г. он составил 0,613 против 0,633 в 2004 г. и 0,621 в 2003 г.
Негативное изменение средней продолжительности жизни и уровня смертности россиян свидетельствует о росте кризисных явлений в социальной сфере. В частности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2005 г. составляла 65,3 года: 58,87 - у мужчин и 72,39 - у женщин. В СССР в 19861987 гг. этот показатель составлял 70,13 года (64,91 - у мужчин и 74,55 - у женщин). Помимо заметного разрыва в ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин, ярко выражено снижение данного показателя у мужчин относительно пенсионного возраста - «средний» мужчина до пенсии не доживает.
Существенные коррективы в сокращение числа ожидаемых лет жизни вносит рост уровня смертности в трудоспособном и более молодом возрасте. В 2006 г. в трудоспособном возрасте умерло 746,1 человек на 100 тыс. человек данной возрастной категории (из них мужчин - 1172 человека на 100 тыс.). В 1994 г. общий уровень смертности удвоился по сравнению с 1990 г. и сохраняется до сих пор на достаточно высоком уровне [6, с. 22]. Объяснение столь стремительного роста смертности кроется в падении уровня жизни, вызванном кризисом. В 1994 г. защитные силы людей, находившихся в состоянии тяжелого стресса, иссякли, и резко подскочила смертность именно от тех заболеваний или класса причин, которые связаны с нервным или эмоциональным состоянием человека. Резко возросло число случаев смерти от язвенной болезни, болезней органов кровообращения.
Падение уровня жизни, психологическая неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие механизмов, стимулирующих граждан к поддержанию достаточного уровня своего здоровья, снижение у большинства населения возможностей организации адекватного отдыха, занятий физической культурой и спортом, распространение таких асоциальных явлений, как табакокурение, алкоголизм, наркомания образуют плотную цепь социальных факторов, ухудшающих общее состояние здоровья граждан и увеличивающих число смертей. В целом же за постперестроечные годы резко возросла заболеваемость населения по многим классам болезней, таких как болезни органов кровообращения, дыхательных путей, мочеполовой системы, язвенные болезни и новообразования. Крайне неблагоприятная ситуация наблюдается в сфере детской заболеваемости. Проблемы со здоровьем нередко начинаются еще до рождения ребенка. Почти у половины женщин отмечена анемия, что ставит под угрозу рождение здорового ребенка. Приведенная в 2002 г. Министерством здравоохранения диспансеризация школьников показала, что каждый пятый ребенок, идущий в школу, имеет отклонения в состоянии здоровья [7, с. 153].
Тяжелый стресс, вызванный реформой, сказался и на психическом здоровье населения. По словам директора ГНЦ имени Сербского Т. Дмитриевой, уровень психических расстройств с начала 1990-х годов увеличился в 11,5 раза. При этом большинство больных - люди трудоспособного возраста. Растет и смертность, и тяжелая заболеваемость, связанная с психическими расстройствами. В частности, 80% инсультов в стране происходит на фоне депрессий [6, с. 31-32].
Рост заболеваемости и смертности, снижение рождаемости, является не только социальной, но и экономической проблемой. Сокращение числа дееспособных лиц трудового и дотрудового возрастов ставит под сомнение дальнейшее благоприятное развитие экономики. Массовый уход их жизни работников, ухудшение состояния их здоровья, доводящее в некоторых случаях до инвалидности и, по крайней мере, снижающее работоспособность, снижение рождаемости, что в дальнейшем приведет к сокращению населения, образуют клубок крайне негативных факторов формирования и развития национальной рабочей силы.
Развитие человека как полноправного члена общества предполагает доступ к материальным и финансовым ресурсам, возможность проявления социальной активности и самореализации. Эти факторы формируют политический, экономический, образовательный, культурный (доступность социальных благ) потенциал различных групп населения и определяют особенности социальной стратификации. Негативные изменения в социальной структуре приводят, в свою очередь, к деформации профессионально-квалификационной структуры общества. В пореформенный период отмечается деквалификация и деградация рабочей силы, дегуманизация трудовых отношений, нарастание в них отчужденности, дискриминации, жесткой эксплуатации трудящихся [1, с. 23].
В экономических исследованиях отечественных ученых, прежде всего в работах академика Т.И. Заславской, достаточно четко обозначено сложившееся в ходе реформ расслоение общества. Верхняя группа, к которой относятся до 1% населения, сосредоточила в своих руках практически весь экономический потенциал, она имеет прямой выход во властные структуры. На этом уровне социальной «пирамиды» находится также слой правящей бюрократии, численность которой за годы реформ возросла вдвое и составляет 6-7% населения. Бюрократия прочно заняла верхние позиции в социальной структуре, обладает реальной властью и чрезмерно коррумпирована [8, с. 180].
«Средний слой» в классическом его понимании в настоящее время в России отсутствует. В городах существует прослойка (по различным оценкам, от 9 до 14% населения), которая условно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части она неустойчива, не имеет существенной собственности и по причине слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие России.
Мотивация персонала, как руководителей, так и подчиненных, является ключевым фактором эффективности любой деятельности. Одной из крайне негативных причин аномального процесса воспроизводства трудовых ресурсов страны явилось падение трудовой мотивации населения. Являя собой сложную систему, формирующуюся под воздействием целого ряда факторов (национальной культуры, семьи, школы, телевидения, общественного мнения), мотивационная
сфера трудовых ресурсов непосредственно отражает ситуацию в экономике, политике и культуре, активно влияя на процессы общественных изменений [9, с. 129]. По данным эмпирических исследований, в современной России трудовое сознание не менее 80% работников деградировано. Из него вытеснено почти все то, что имеет отношение к общественно полезному смыслу трудовой деятельности, к развитию профессиональных качеств и даже к пониманию необходимости интенсивно работать ради заработной платы [10, с. 4-6].
Ситуацию усугубляет отсутствие достаточно эффективного механизма регулирования отношений между работником и работодателем в негосударственных структурах, между государством и частными (корпоративными) предпринимателями, что тормозит инвестиционные процессы и создание новых рабочих мест, негативно влияет на трудовую активность работника [11, с. 30].
В ходе экономических реформ серьезно пострадали те, кто своим трудом, проявлением предпринимательской инициативы пытался «влиться» в новую систему хозяйствования и сформировать средний класс, который должен был стать опорой экономических преобразований. Эта часть населения, являющаяся основным носителем человеческого капитала, перешла в массовый слой бедняков, составляющий, по оценкам социологов, 60-65% населения. Не располагая иной собственностью, кроме высокой квалификации, лишенный наиболее важных социальных гарантий, находящийся близко к зоне социального риска, этот массовый слой не может в сложившемся виде быть опорой экономических преобразований в России. Свои главные усилия он направляет на поиск путей выживания [8, с. 180].
В России к началу процесса трансформации экономики был накоплен значительный научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал. Однако многие трудности преобразований привели к обесцениванию этого потенциала, поскольку он создавался по меркам социалистического планового хозяйства. В то же время разрушение накопленного потенциала и отсутствие новых направлений развития приводят к утрате источника перспективного развития.
Выход из сложившейся ситуации видится в проведении ряда мер в целях создания условий динамичного развития экономики. Речь, прежде всего, идет о том, что должна быть разработана качественно новая модель воспроизводства трудовых ресурсов, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и современным потребностям развития. В новой модели социальная составляющая выступает в качестве цели и главного фактора экономических преобразований. Неотъемлемым условием дальнейшего успешного развития российского общества представляется сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов, обеспечение баланса рыночной эффективности и социальной гармонии в российской социально-экономической системе.
Библиографический список
1. Лапшин В.Ю. Депопуляция ресурсной базы рынка труда в современных условиях России // Вестн. СГСЭУ 2004. № 8.
2. Кириллова Н. Трудовой потенциал и экономический рост // Человек и труд. 2005. № 12.
3. Российский статистический ежегодник. М., 2008.
4. Миграция - это благо или зло? // ЭХО Планеты - ИТАР ТАСС. URL: http://www.explan.ru/ arhive/2004/48/index.htm
5. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трейвиш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. М., 2003.
6. Кара-Мурза С.Г., Батников С.А., Глазьев С.Ю. Куда идет Россия. Белая книга реформ. М., 2008.
7. Гонтмахер Е. Социальные угрозы инерционного развития // Pro et Contra. 2007. Июль - окт.
8. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностноструктурная концепция. М., 2003.
9. Пуганев В.П. Микрополитика в мотивации трудовых ресурсов современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2002. № 1.
10. Конеткова АН. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999.
11. Рубвальтер Д., Кузьмин С., Кузьмин Д. Трудовые ресурсы России - управление и прогноз // Власть. 2004. № 1.
M.Yu. Darenkov Consuming Form of Human Potential in Modern Project-Oriented Organization
Forms of human potential in project-oriented organization are researched. The structure of workers' spiritual needs as indicators of their human potential development is presented. The functioning system of labor subject in a project-oriented organization is defined.
Key words and word-combinations: forms of human potential, system of consuming development of worker's human potential, needs of functioning and labor subject development.
Исследуются формы человеческого потенциала проектно-ориентированной организации. Представляется структура духовных потребностей работников как индикаторов развития их человеческого потенциала. Конкретизируется система функционирования субъекта труда проектно-ориентированной организации.
Ключевые слова и словосочетания: формы человеческого потенциала, система потребительного развития человеческого потенциала работников, потребности функционирования и развития субъекта труда.
УДК 316.334.2 ББК 65.01
М.Ю. Даренков
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ПРОЕКТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
условиях перехода России на инновационный путь развития недопустимо упрощенное понимание человеческого потенциала организации только как совокупности знаний, умений, навыков и состояния здоровья работников организации. Необходимо комплексное рассмотрение развития человеческого потенциала современной организации, формируемого не только через образовательное и медицинское воздействие на систему жизнедеятельности, но и с учетом всего комплекса потребностей человека труда. Развитие человеческого потенциала через обновление его потребностей «является облас-