Научная статья на тему 'Современное состояние технического регулирования в Российской Федерации'

Современное состояние технического регулирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3453
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позняк А. Н.

Федеральный Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" № 184-ФЗ был принят 27 декабря 2002 года и введен в действие с 1 июля 2003 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние технического регулирования в Российской Федерации»

Позняк А.Н.,

Омский институт (филиал) РГТЭУ.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" № 184-ФЗ был принят 27 декабря 2002 года и введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Обязательные технические нормы, согласно принятому Закону, могут быть установлены только в соответствии с "техническими регламентами", принимаемыми федеральными законами и международными договорами, и, при особой необходимости, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определенный срок до принятия соответствующих федеральных законов.

С принятием Закона о техническом регулировании был положен ряд технических требований. Главной целью закона является формирование обеспечения безопасности продукции на тот или иной вид услуг, для окружающей среды, здоровья безопасности граждан [1, ст. 16].

Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ и имеет огромное социальноэкономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей [7, ст. 33].

Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг [6, ст.90].

Закон предусматривает освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования, дебюрократизацию экономики и имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации.

Закон о техническом регулировании 2002 года изменил правовой статус стандартов. Стандарты стали документами подлежащими добровольной к приему, т.е. только при включении условий об этом в договоре [1, ст 2;15].

Обязательное требование к продукции устанавливается в техническом регламенте [2].

Технический регламент (на основании российского законодательства о техническом регулировании) - это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом. Технический регламент может быть принят: Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации. Его принятие по изложенным правилам означает, что министерства и ведомства больше не смогут устанавливать обязательные требования в этой сфере, о чем сказано в Законе.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 Закона о техническом регулировании (статья 5 относится к оборонной продукции). Что касается международных договоров, то технический регламент не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован Российским парламентом на федеральном уровне.

На переходный период в систему технического законодательства также входят оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют

целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности [1,ст. 46]. Также на переходный период в законодательную базу входят федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона [3 , ст .110].

Процедура принятия технических регламентов федеральными законами является основной. Российской Федерации имеет право издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона "О техническом регулировании". Правом издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе, обладает Президент Российской Федерации. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [1, ст. 9].

Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:

- Техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

- Техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

- Техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

- Техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п. [5 , ст . 95-96].

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).[4 , ст. 92]

На основании российского законодательства о техническом регулировании, определение технического регламента звучит как: документ особого рода, содержащий исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент, но не другими документами. Таким образом, это - не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности, что принципиально меняет ситуацию.[6 , ст.90]

Регламент на вид деятельности является единицей такого нормирования, и это удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля. Игнорирование этого принципа может привести к ситуации, когда задействовано более шестидесяти тысяч документов, содержащих обязательные требования, но в то же время их полный объем неизвестен ни контролируемым, ни контролирующим [7,ст. 32-33].

Обязательные требования к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента. Обязательно указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:

- Безопасность жизни и здоровья граждан;

- Безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- Охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений;

- Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона "О техническом регулировании" закрытым списком (кроме всего ниже перечисленного, в список не может быть добавлено ничего.)

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность,

химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, единство измерений [1, ст. 7].

В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не имеют необходимости в обязательном внесении список: не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.[1 , ст.7]

На 1 июня 2010 года действует 9 технических регламентов, шесть из которых утверждены Федеральным законом, три - Постановлением Правительства РФ. Утверждены но не вступили в силу шесть технических регламентов, и только два из них приняты в форме федерального закона.

Заключение

Реформа технического регулирования должна была улучшить положение инвесторов и предпринимателей в целом. Но реформа столкнулась со множеством проблем как технического так и экономического характера, что потребовало внести изменения в «Закон о техническом регулировании». Количество технических регламентов должно соответствовать числу предпринимательской деятельности, но общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а их более шестисот эта разработка технических регламентов не была завершена до 2010года. Законодатели столкнулись с тем, что не смогли в столь короткие сроки принять основные технические регламенты, поэтому в 2009 году согласно (п.2 ст.9) закон о техническом регулировании был отменен. В связи с тем что реформа в столь короткие отведенные временные сроки не увенчалась успехом, было принято решение о ее корректировке. Законодатель вынужденно ограничил процедуру публичного обсуждения и принятия законопроекта о технических регламентах и отошел от процедуры которая соответствует международной практике разработке и принятия актов, устанавливающих требования обеспечивающие безопасность. Российский закон о техническом регулировании изменялся и дописывался восемь раз. Теперь закон не будет распространяться в целом на производственную сферу, деятельность ИП и безопасность процесса производства. Эти сферы установления обязательных требований оказали ряд ключевых отраслей экономики. Исключив эти отрасли экономики из сферы федерального закона » О техническом регулировании» законодатель дополнительно должен будет разработать федеральный закон который станет стартом при возникновении, при разработке, практике, применении и использовании обязательных требований в процессе производства.

Литература

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 181-ФЗ.

2. Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 № 88-ФЗ.

3. Латынцев А.В. Правовые аспекты декларирования соответствия продуктов в переходный период.// Хозяйство и право.2010.№7 с. 110-117.

4. Меняйленко Я. В. О некоторых проблемах связанных с изменением Федерального Закона «О техническом регулировании».//Государство и право.2008 №2 с. 90-95.

5. Нестеров А.В. О техническом регулировании в России.//Государство и право.2009 №8 с.

93-96.

6. Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. ,Лукьянова Ю.В.Законодательство о техническом регулировании, его развитие .//Государство и право.2009 №8 с. 93-96.

7. Тимофеев В.А. Правовая политика в сфере технического регулирования//правовая политика и правовая жизнь.2003 №4 с. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.