Научная статья на тему 'Современное состояние системы пенсионного обеспечения в России'

Современное состояние системы пенсионного обеспечения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2151
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скребенков Н.

Начиная с 2002 года в нашей стране проводится крупномасштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Именно в этот период был принят ряд федеральных законов, определяющих основы пенсионирования населения: федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы пенсионного обеспечения в России»

Николай СКРЕБЕНКОВ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Начиная с 2002 года в нашей стране проводится крупномасштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Именно в этот период был принят ряд федеральных законов, определяющих основы пенсионирования населения: федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»1.

СКРЕБЕНКОВ Николай Николаевич — МГУПИ

Основное направление реформы — усиление страховых механизмов в пенсионном обеспечении, включая формирование накопительного элемента в системе обязательного пенсионного обеспечения, а также в подключении частных финансовых институтов к управлению пенсионными накоплениями.

Для успешной реализации данных целей были определены меры по решению четырех крупных задач, позволяющих создать благоприятные условия для проведения пенсионной реформы.

Во-первых, намечались меры по легализации теневой заработной платы и созданию стимулов для полной уплаты взносов в пенсионную систему. Расчеты аналитиков свидетельствовали, что возможный рост поступления средств может привести к 2-кратному увеличению пенсий.

Во-вторых, было признано целесообразным реализовать меры по повышению взаимосвязи между полученной за все время трудового стажа заработной платой и размером пенсии. Дореформенная пенсионная система предполагала учет пенсионных прав по стажу работы и размеру заработка за два последних года, не учитывая совокупно реальный вклад каждого человека на протяжении трудовой жизни. Для введения нового механизма учета пенсионных прав вводилась новая пенсионная формула и создавалась система персонифицированного учета поступления взносов, что было признано целесообразным для создания стимулов для полной уплаты взносов в пенсионную систему.

В-третьих, планировалось изменить систему льготных пенсий, назначаемых в связи с опасными и вредными условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем.

В-четвертых, намечались меры по обеспечению прозрачности пенсионной системы. Для решения этой задачи предполагалось обеспечить для каждого работающего доступ к информации о величине заработанных им пенсионных прав: ежегодно информировать об объеме перечисленных работодателем взносов, о величине пенсионного капитала, размерах индексации и др.2

Следует отметить, что ни одна из вышеуказанных задач за прошедшие 5 лет решить не удалось.

Так, меры по легализации теневой заработной платы и созданию стимулов для полной уплаты взносов в Пенсионный фонд

1 Свод кодексов и законов Российской Федерации. СПб., 2003

2 Батанов Г. Н. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации — проблемы и пути решения. Международная конференция 2—4 октября 2006 года в г. Сочи. Сборник материалов. М., 2006. Роик В. Д. Основы социального страхования. М., 2005

#

09’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________31

России, по мнению председателя правления Пенсионного фонда России Г. Н. Батанова, не только не принесли какого-либо положительного эффекта, а напротив — еще более ухудшили ситуацию с уплатой взносов по единому социальному налогу, фактический размер которого (по сравнению с нормативным) в 20% от заработной платы составляет всего 8%1.

Реализация второй задачи по повышению взаимосвязи между размерами взносов и пенсиями оказалась также проваленной. Коэффициент замещения (соотношение размера средней пенсии к средней заработной плате) за период с 2001 по 2006 год снизился с 35 до 28%.

Решение третьей задачи по формированию профессиональных пенсий, назначаемых за работу с опасными и вредными условиями труда, которое в соответствии с п. 3 ст. 27 закона о трудовых пенсиях должно было начаться с 1 января 2003 г., в настоящее время не только не обеспечено, поскольку соответствующие законопроекты не приняты, но вызвало ущемление пенсионных прав миллионов работающих.

Четвертая задача по обеспечению прозрачности пенсионной системы решена только отчасти. Сам порядок исчисления размеров пенсий стал намного сложнее, чем до реформы.

Кроме того, в пенсионной системе не были преодолены серьезные проблемы, негативно влияющие на ее развитие.

Сохранилась патерналистская основа пенсионной системы (отношения государство—работник—пенсионер) при отсутствии заинтересованности у работодателя и самого работника в формировании пенсионного капитала.

В отличие от многих развитых стран, где пенсионные системы складывались как компромисс между работодателями и работниками, в Российской Федерации по-прежнему за все отвечает государство.

Складывается устойчивая тенденция к нарастанию дефицита бюджета государственного Пенсионного фонда и его финансовой зависимости от федерального бюджета, то есть объем государственных пенсионных обязательств не совпадает с объемом реально получаемых страховых взносов.

1 Батанов Г. Н. Указ. раб., стр. 13—16

Не дают ожидаемого эффекта введение единого социального налога (ЕСН) и механизмы его администрирования.

Фактическая замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблемы дефицита пенсионного бюджета, а снижение ЕСН не решило задачу вывода заработной платы «из тени».

Сокращаются страховые начала в пенсионной системе, заявленные в начале пенсионной реформы в качестве ее основы.

В структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработком.

Практически отсутствует паритетное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов — работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.

Досрочные пенсии неоправданно финансируются из общего объема страховых взносов, в том числе и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем.

Потенциал негосударственных институтов в пенсионном страховании используется в недостаточной мере, чему препятствует в первую очередь неблагоприятная и неэффективная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2005 г., привели к заметному ухудшению текущего финансового положения в распределительном компоненте пенсионной системы и, по прогнозным оценкам, негативно отразятся на состоянии бюджета Пенсионного фонда России в долгосрочной перспективе. Снижение ставки ЕСН в федеральный бюджет до 6% повлечет за собой не только снижение доходов на финансирование базовой части трудовой пенсии (в 2005 г. оно составит свыше 283 млрд. руб.), но и ликвидирует возможность покрытия дефицита средств по страховой части пенсии за счет профицита базовой части трудовой пенсии.

Отказ с 2005 г. от взимания страховых взносов на формирование накопительной части пенсии для застрахованных лиц так называемого среднего поколения (мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения) и возврат

этих средств в распределительную составляющую пенсионной системы не приведет к заметному сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда России по страховой части трудовой пенсии.

Сегодня так же, как и до реформы, пенсия очень мало зависит от трудового вклада. Коэффициент замещения заработка имеет четкую тенденцию к снижению. Начинали реформу с 32% коэффициента замещения, теперь имеем 24. При этом опережающими темпами растет базовая часть — пенсия, которая не связана напрямую с заработком работника. И этот рост привел к тому, что на сегодня ее доля приближается к 40%, и после последней августовской индексации базовая часть составляет 1 тысячу 200 рублей, средняя пенсия — 3 тысячи 100 рублей. То есть страховая составляющая пенсии уменьшается, базовая часть, не зависящая от заработка, а практически полностью — от бюджета страны, увеличивается. Сейчас более половины бюджета Пенсионного фонда России формируется за счет нестраховых источников.

При этом наблюдается: увеличивается текущий дефицит обеспечения обязательств по выплате трудовых пенсий на распределительной основе, когда реально полученные Пенсионным фондом страховые взносы не совпадают с несбалансированным ростом обязательств государства по страховым пенсиям.

По оценкам Пенсионного фонда России, этот дефицит оценивается к 2015 году в 650 миллиардов рублей. Однако при возможных неблагоприятных условиях, в частности при отсутствии резкого снижения инфляции, этот дефицит достигнет триллиона 800 миллиардов рублей, а к 2020 году может увеличиться в два раза — до 3 триллионов 600 миллиардов рублей1.

1 Федун Л. А. Об основных тенденциях развития пенсионной системы в Российской Федерации и проекте Позиции РСПП по решению имеющихся проблем. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации — проблемы и пути решения. Международная конференция 2—4 октября 2006 года в г. Сочи. Сборник материалов. М., 2006, стр. 6—12

На основании вышеизложенных данных можно утверждать, что проводимые государством реформы пенсионной системы не оправдали возложенных на них надежд.

Данные условия требуют принятия оперативных, но при этом обдуманных, неспонтанных решений. Не давая конкретных предложений по изменению законодательства, можем лишь рекомендовать учесть общие предложения, которые создадут условия для принятия таких решений, а также позволят избежать тяжелых социальных последствий в случае их неудачной реализации.

Итак, необходимо разработать программу переходного (до 15 лет) периода, основанную на принципах добровольности и постепенности с целью недопущения шокового варианта преобразований, которая позволит полностью воплотить в жизнь страховую пенсионную систему.

Любые принципиальные новации должны распространяться исключительно на граждан, впервые вступивших в пенсионные правоотношения, либо на граждан, выбравших эти новации посредством свободного волеизъявления в целях более высокого уровня пенсионного обеспечения.

Должен быть предусмотрен постепенный переход на определение всех основных параметров пенсионной системы исключительно на основе актуарного инструментария, исходя из необходимости долгосрочной финансовой обеспеченности пенсионных обязательств и обеспечения жизнеспособности пенсионной системы в Российской Федерации в конкретных социально-экономических условиях.

Также необходимо отметить, что масштабные задачи по развитию пенсионной системы, формированию частно -государственных механизмов для обеспечения ее долгосрочной финансовой устойчивости потребуют активизации учебно-методической и информационно-разъяснительной работы, ориентированной прежде всего на работодателей и работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.