ISSN 0202-5493.МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ. К.М. Кривошлыков,
Научно-технический бюллетень Всероссийского кандидат экономических наук
научно-исследовательского института масличных К.Н. Чернобривец,
культур. Вып.2 (148-149), 2011 Аспирант
__ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии
350038, Краснодар, ул. Филатова 17
Тел.: +7(861)2555933, факс: +7(861)2542780
vniimk-center@mail.ru
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА И ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ
Ключевые слова: подсолнечник, мировой рынок, экспорт, импорт, подсолнечное масло, интеграция.
УДК: 338.516.49:665.347.8
Введение. Подсолнечник является основной масличной культурой, обеспечивающей развитие и функционирование всей масложи-ровой промышленности.
Потребление маслосемян и продуктов их переработки ежегодно увеличивается, что приводит к значительному росту объемов производства подсолнечника. Так, по прогнозам европейских аналитиков, мировое производство подсолнечника в 2011 г. повысится до 36 млн. т, что на 57 % больше, чем в 1995 г., и на 9 % - в 2010 г. [1].
Материалы и методы. Исследования проводились на основании данных отечественных и зарубежных аналитических агентств, специализирующихся в области сельского хозяйства с помощью аналитического метода и метода сравнения.
Результаты и обсуждение. Основными странами-продуцентами маслосемян считаются государства ЕС-27, Украина, Аргентина, Россия, Китай и США, на их долю приходится порядка 78 % мирового производства [6].
Однако Россия, Украина и Аргентина занимают передовые позиции в рейтинге производителей семян подсолнечника. Удельный вес данных стран в производстве культуры составляет 50 %, при этом на долю России приходится около 22 % (рис. 1).
Россия ЕС-27 ■ Украина Аргентина ■ Другие
Производство подсолнечника
ЕС-27 ■ Украина ■ Россия ■ Аргентина ■ Другие
Экспорт подсолнечника
Рисунок 1 - Структура мирового производства и экспорта подсолнечника, в среднем 2005-2010 гг., %
Несмотря на значительные объемы производства подсолнечника, доля России, Украины и Аргентины в мировом экспорте более скромная около 29 %, что объясняется наличием ограничений на вывоз маслосемян в каждой из этих стран.
В России максимальные объемы маслосемян экспортировались с 1995 г. по 2000 г. -более 1 млн. т. (рис. 2) [2].
Данная ситуация была вызвана тем, что на мировом рынке цены на маслосемена были выше, чем цены внутреннего рынка России, в среднем на 40 % (табл. 1).
Таблица 1
Динамика средних цен реализации подсолнечника на мировом и российском рынках
Показатель Год
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 в разах к
1995 2009
Цена на российском рынке, в пере-расчете на $/МТ 142 103 209 182 365 390 420 445 3,1 1,1
Цена на мировом рынке, $/МТ 249 172 252 252 466 467 520 534 2,1 1
Рос-сий-ская цена в % к мировой 57,0 59,9 82,9 72,2 78,3 83,5 80,8 83,3
Рисунок 2 - Динамика российского экспорта подсолнечника
Так как большая часть выращенных маслосемян за период 1995-2000 гг. экспортировалась, масложировой подкомплекс страны значительно пострадал: мощности по переработки сырья были загружены всего лишь на 35 %, к тому же устаревшее оборудование не позволяло выпускать конкурентоспособную продукцию. Ситуация резко изменилась, когда в 2001 г. государством был принят комплекс мер таможенного регулирования, направленный на ограничение экспорта подсолнечника с целью развития отечественной масложировой отрасли. В результате вывоз маслосемян за пределы страны к 2010 г. снизился до 74 тыс. тонн, и Россия превратилась в одного из крупнейших поставщиков подсолнечного масла на мировом рынке.
Россия, вместе с Украиной и Аргентиной, являются бесспорными лидерами в производстве и экспорте масла. На долю этих стран приходится 55 % мирового производства и 85 % экспорта (рис. 3) [2].
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что Россия, Украина и Аргентина в совокупности формируют тот «подсолнечный треугольник», который оказывает значительное влияние на формирование ценовой си-
туации на мировом рынке семян подсолнечника и подсолнечного масла. С другой стороны, изменение ситуации в каждой из этих стран также оказывает влияние на внутренние рынки двух других.
■ Россия ЕС-27 ■ Украина
■ Аргентина ■ Другие
Производство подсолнечного масла
ЕС-27 ■ Украина ■ Россия ■ Аргентина ■ Другие
Экспорт подсолнечного масла
Рисунок 3 - Структура мирового производства и экспорта подсолнечного масла в среднем 2005-2010 г., %
Если говорить о конкуренции стран на мировом рынке подсолнечного масла, обусловленной их географическим положением, то наиболее серьезно она проявляется между Украиной и Россией, т. к. основная доля поставок подсолнечного масла осуществляется обеими странами из портов Азово-Черноморского бассейна. Что касается Аргентины, то благодаря своему географическому положению она имеет возможность экспортировать подсолнечное масло в страны, экономически невыгодные для Украины и России, такие как Китай и ЮАР.
Российскому рынку подсолнечного масла присущи определенные особенности, связанные как с национальными традициями питания населения, так и со спецификой отрасли.
Российский рынок подсолнечного масла является одним из массовых по уровню реализации и имеет стратегическое значение, т. к. данный вид масла имеет высокое народнохозяйственное значение. Это сегмент еще далек от насыщения и характеризуется невысоким уровнем среднедушевого потребления, несоответствующим установленной медицинской норме (16 кг на душу населения). Постоянно растущий спрос населения на масложировую продукцию повышает уровень инвестиционной привлекательности в сфере строительства новых и модернизации старых перерабатывающих маслоэкстракционных заводов [3].
Так, число предприятий, перерабатывающих маслосемена подсолнечника, увеличивается из года в год. К крупнейшим производителям подсолнечного масла в России относят Bunge Ltd, группу компаний WJ, холдинг «Солнечные продукты», АПГ «Юг Руси», «ЭФКО»; на данную пятерку компаний приходится основная доля продаж.
Объемы производства подсолнечного масла колеблются из года в год, но имеют устой-
Рисунок 4 - Динамика производства подсолнечного масла в России, тыс. тонн
В 2009 г. было произведено максимальное количество масла - около 2,8 млн. т, что почти в 4 раза больше, чем в 1995 г. и на 462 тыс. т больше, чем в 2010 г.
Основное производство подсолнечного масла в РФ сосредоточено в Южном (42 %), Центральном (25 %) и Приволжском (17 %) федеральных округах, т. е. в тех регионах, где в основном производится сырье (рис. 5).
В последние годы в Приволжском и Центральном округах товаропроизводители пытаются самостоятельно удовлетворить потребности региона в масложировой продукции. Однако Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Дальневосточный регионы вынуждены импортировать значительные объемы подсолнечного масла.
чивую тенденцию к росту (рис. 4).
3000
год
■ Центральный ФО
■ Северо-Западный ФО Южным ФО
■ Северо-Кавказский ФО
■ Приволжский ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО
Рисунок 5 - Региональная структура
производства подсолнечного масла в России в 2010 г., %
По данным Государственного комитета статистики, в 2010 г. Россией было экспортировано около 800 тыс. т подсолнечного масла, что составляет 34 % от общего объема производства данного вида масла. Менее 1 % от общего объема экспорта представляет собой масло для технических целей, а порядка 99 % - масло, предназначенное для употребления в пищу.
География импортеров подсолнечного масла представлена широким кругом стран с различными объемами его ввоза. Наибольшие объемы закупок на мировом рынке, как правило, осуществляют государства с низким уровнем обеспеченности сельскохозяйственными угодьями, но имеющие необходимые финансовые средства и возможности для закупки.
Основным покупателем подсолнечного масла в мае-сентябре 2011 г. стал Узбекистан, в эту страну было поставлено порядка 240 тыс. т. Также российское масло закупают в значительных объемах Кыргызстан, Турция, Таджикистан и европейские страны (рис. 6) [4].
■ Узбекистан
■ Кыргъвст-ан Турция
■ Тв/ркикистан
■ АруеНИЯ Афганистан Монголия Иадия
ПМЧИт
Рисунок 6 - Экспорт российского подсолнечного масла по странам назначения, 2011 г., %
Таким образом, Россия является важным экспортером подсолнечного масла и обладает реальным потенциалом для дальнейшего усиления своей роли мирового игрока, но для этого необходима государственная поддержка всей масложировой отрасли.
В настоящее время наблюдается рост экспортного потенциала в большинстве регионов страны, что связано с увеличением объемов сырьевой базы и развитием экспортной инфраструктуры.
Что касается импорта, то Россия завозит небольшое количество подсолнечного масла. Импорт масла носит отрицательную динамику, за последние 10 лет он снизился более чем на 60 %. В 2010 г. ввоз подсолнечного масла составил порядка 50 тыс. т, или 2 % от общего объема произведенного масла в стране. Около 99 % ввозимой продукции - масло, предназначенное для употребления в пищу.
Украина является основной страной, экспортирующей подсолнечное масло в Россию (рис. 7) [5].
Хотелось бы отметить, что, несмотря на достаточно активные темпы роста рынка подсолнечного масла, по объемам потребления Россия существенно отстает от европейских стран, поэтому у отечественного рынка мас-ложировой продукции есть потенциал для роста [6]. Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с руководителями агропромышленных предприятиях, которая состоялась в августе 2011 г., отметил, что аграрное производство в мировых масштабах будет расти и дальше, поэтому задача нашего государства - продумать систему экспортной поддержки, и эти вопросы должны быть включены в программу развития сельского хозяйства до 2020 г.
■ Украина
■ Моодова Аргентина
■ Прение
Рисунок 7 - Импорт подсолнечного масла в Россию, 2011 г., %
Выводы. Результаты исследования позволяют говорить о том, что Россия в прошедшем десятилетии расширила процесс интеграции в мировой масличный рынок, выступая не только в качестве импортера довольно шем десятилетии расширила процесс интеграции в мировой масличный рынок, выступая не только в качестве импортера довольно широкой номенклатуры масел, но и как солидный экспортер подсолнечного масла и поставщик небольших количеств других ви-
ISSN 0202-5493.МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. Вып.2 (148-149), 2011
дов масел. Также мировой рынок позволил российскому масложировому сектору успешно использовать взаимозаменяемость различных масел, повышая эффективность отрасли и расширяя производство масла, в т. ч. за счет усиления маркетинговых технологий, модернизации и открытия новых предприятий.
Список литературы
1. http: //www.foodmarket. spb. ru/current (дата обращения: 01.09.2011).
2. http://www.faostat.fao.org/ (дата обращения: 01.09.2011).
3. Кондрашова, А.В. Рынок растительного масла ЮФО и Краснодарского края: состояние и проблемы// Агропромышленный комплекс России: проблемы развития в условиях модернизации экономики. - 2011. - С.199-205.
4. Осипов А.Н., Х.Н. Гасанова, Огнева А.А., Медведев Ю.А. Развитие российского экспорта зерна// Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - С. 68-70.
5. http://www. apk-inform. org/ (дата обращения: 01.09.2011).
6. Ивашура, С.В. Рынок масличных в новом столетии // Масла и жиры . - 2011. - С. 4-6.