Научная статья на тему 'Современное состояние развития пищевой промышленности Российской Федерации'

Современное состояние развития пищевой промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1457
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / FOOD INDUSTRY / DYNAMICS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Н. И.

В данной статье рассмотрены основные параметры современного состояния предприятий пищевой промышленности России, а также факторы, влияющие на динамику её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE FOOD INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article describes the main parameters for the development of food industry enterprises in Russia, as well as factors affecting the dynamics of development.

Текст научной работы на тему «Современное состояние развития пищевой промышленности Российской Федерации»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алтухов Н.И., аспирант НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»

В данной статье рассмотрены основные параметры современного состояния предприятий пищевой промышленности России, а также факторы, влияющие на динамику её развития.

Ключевые слова: пищевая промышленность, динамика развития.

THE CURRENT STATE OF THE FOOD INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Altukhov N., The post-graduate student, Moscow Academy of Economics and Law, NOU VPO

This article describes the main parameters for the development offood industry enterprises in Russia, as well as factors affecting the dynamics of development.

Keywords: food industry, dynamics of development.

Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания.

Наиболее общим показателем обеспеченности населения продовольствием ФАО считает калорийность суточного рациона питания каждого человека. В настоящее время среднесуточное потребление продовольствия в странах Евросоюза составляет 3390 ккал, США - 3650, Латинской Америки - 2790, развивающейся Азии -2650 ккал. Суточный рацион питания среднего россиянина, поданным Института питания РАМН, сегодня составляет около 2700 ккал, в то время как в дореформенный период этот показатель превышал 3000 ккал1.

В пищевой промышленности работают около 1,5 млн. человек, обеспечивающих производство продукции в 30 отраслях. За последние годы пищевая промышленности наравне с топливной промышленностью, машиностроением и металлообработкой входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции, при этом ее доля в структуре промышленного производства России занимает 14,5 %.

Уровни получаемой прибыли дают возможность предприятиям активно проводить модернизацию производства на основе внедрения инновационных технологий и современных видов оборудования, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию, при постоянном снижении материальных затрат и росте производительности труда. Если в промышленности не происходит качественных изменений средств производства и технологий (т.е. наблюдается торможение научно-технического прогресса), то действует закон убывающей эффективности. Ситуация на потребительском рынке продовольствия оставалась устойчивой.

Насыщенность потребительского рынка продовольственными товарами обеспечивалась как продукцией отечественного производства, так и за счет импортных поставок. В товарных ресурсах продовольственных товаров доля импортного продовольствия составила чуть более 30.

В рамках исследования «Глобальный рынок продуктов питания и напитков» компания ACNielsen ежегодно анализирует динамику розничных продаж в более 100 категориях продовольственного рынка 66 стран мира. В период 2008-2009гг., по данным ACNielsen, глобальный рынок продуктов питания вырос на 4% в стоимостном выражении, в Европе - на 3%. Рост показателей для российского рынка был почти втрое выше и составил 11%.

По основным категориям самых быстрорастущих сегментов продовольственного рынка Россия, в целом, повторяет общемировые тенденции. Согласно данным компании «Евромонитор», рынок России будет третьим в мире по скорости роста расходов на упакованную пищевую продукцию на душу населения за период 2005-2010 гг. ВВП и доход на душу населения в России возрастают удивительными темпами. Этот впечатляющий прогресс свидетельствует о высоком потенциале России.

Российские потребители все больше начинают заботиться о своем здоровье в результате агрессивной рекламы здоровых и полезных продуктов как со стороны местных, так и зарубежных производителей. Согласно исследованиям «Евромонитора», полезная еда - наиболее популярная и быстро растущая категория упакованной пищевой продукции с торговым оборотом в 2009 г. в 2 млрд.

долл2. Полезные продукты - это продукты, в которых содержание ряда веществ, например жира, сахара, соли или углеводов, сильно ограничено или они были вовсе заменены во время производства. Продукты с пониженным содержанием соли и жира - крупнейший сектор в масложировой и молочной промышленности, которые наиболее динамично развиваются.

Однако производство экологически чистой упакованной пищевой продукции практически отсутствует в России, так как термин «экологически чистый продукт» некоторыми производителями применяется, но в российском законодательстве отсутствует. Минсель-хоз РФ начал разработку новых стандартов на экологически чистую продукцию. Ожидается, что продажи натуральной упакованной продукции будут расти умеренно, менее чем на 5 % в год. Для производителей потребуется время, чтобы привести свою продукцию в соответствие с жесткими стандартами. Даже если здоровая продукция станет общепринятой, этот сегмент останется не сильно ограниченным для тех, кто хочет и может позволить купить себе такую продукцию по высоким ценам.

Как и на глобальном рынке, в России среди лидеров оказались ориентированные на здоровый образ жизни продукты питания и напитки - йогурты и соки. В мире питьевые йогурты возглавили список самых быстрорастущих сегментов рынка, рост их потребления составил 18% в стоимостном выражении, в России этот продукт также вошел в Топ-5 лидирующих продовольственных товаров, заняв четвертую строчку рейтинга (прирост 25%). Однако самой быстрорастущей категорией в России стал сегмент готовых блюд - рост их потребления составил 41% в денежном выражении. Еще одним существенным отличием российского рынка от мирового стал значительный рост сегмента газированных напитков - 18%, тогда как общемировой рост этой категории составил менее 6%. Эксперты уверены, что опережающий рост российского продовольственного рынка был обусловлен ростом реальных доходов населения. Увеличение уровня доходов населения сразу отразилось на сегменте детского питания.

Однако рост отечественного продовольственного рынка пока происходит за счет наименее обеспеченных слоев населения, отмечают аналитики3. Отмечается, что четверть оборота российского рынка приходится на Москву, а регионы продолжают расти хотя и активно, но неравномерно. Высокие темпы роста - не менее 8% -продовольственный рынок сохранит еще несколько лет, прогнозируют эксперты. Справедливость этих прогнозов подтверждает и активность иностранных компаний в пищевом сегменте.

Однако руководители компаний должны осознавать трудности и предусматривать пути преодоления преград, которые возникают из-за растущей конкуренции на отечественном рынке Основные проблемы следующие: растущее число объединений и вертикальная интеграция местных производителей, повсеместное распространение фальсификации товаров и широкое производство продуктов частных марок.

Несмотря на впечатляющий рост, за последние несколько лет улучшение экономической ситуации слабо влияет на большинство людей. Это касается лишь небольшой группы элиты со средним и высоким доходом. Бедность остается серьезной проблемой почти для трети населения. Социальный феномен, характеризующийся высоким уровнем бедности, оказывает значительное влияние на

ценовую политику производителей пищевых продуктов. Поскольку средний доход по России относительно низкий, упакованная пищевая продукция должна быть недорогой и доступной для массового потребления в стране.

Производство готовой упакованной пищевой продукции в России очень сегментировано, на долю каждой компании приходится не более 3 % рынка. В индустрии доминируют местные производители, однако конкурентная среда становится более интенсивной с приходом все большего числа иностранных производителей, которые занимают ведущие позиции в некоторых секторах отрасли. В последние несколько лет местные производители начали активно объединять свой бизнес с целью усилений позиции на рынке по сравнению с иностранными компаниями.

С целью дальнейшей защиты местных производителей от иностранных конкурентов, Правительство РФ устанавливает высокие импортные тарифы и ограничения на определенные виды упакованной продукции. Однако эти меры имеют слабый сдерживающий эффект для иностранных производителей. Наоборот, они активно объединяются или расширяют свои производственные мощности. Это позволяет им использовать преимущество низких издержек производства в России и уменьшать возможные угрозы радикальных изменений в импортном налогообложении специфических товаров в ближайшем будущем.

Некоторые российские производители используют новые подходы для борьбы с иностранными конкурентами4. Например, в секторе производства консервированных овощей создаются вертикально интегрированные холдинги, что позволяет им контролировать весь производственный цикл от выращивания культур до получения готовых консервов. Однако такая интеграция очень рискованна вследствие сезонности выращивания овощей и длительного производственного цикла от закупки семян до продажи готовой продукции. Тем не менее, иностранные производители должны учитывать интеграционную активность местных производителей. Возможной и менее рискованной альтернативой для иностранных производителей может стать прямая интеграция, когда налаживаются тесные связи с продавцами с целью увеличения проникновения продуктов на рынок.

Россия - большая страна, и розничные сети в ней остаются очень разобщенными. В отличие от многих развитых государств, где существует небольшое число крупных розничных сетей, супер- и гипермаркетов, продуктовые розничные продажи в России приходятся в основном на местные независимые продуктовые магазины (60% всего объема продаж). Однако с приходом крупных иностранных продавцов, розничная система в крупных городах постепенно меняется. Продажи упакованной продукции через супер- и гипер-мар-кеты за последние годы возросли более чем в 3 раза. Учитывая растущее влияние супер- и гипермаркетов и численное доминирование независимых продуктовых магазинов, иностранные производители должны активно налаживать связи и заключать договоры на поставки по этим каналам, чтобы увеличить проникновение товара в страну.

В январе-марте 2009 г. предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности России работали устойчиво. По сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличилось производство важнейших видов продукции, в том числе мяса и субпродуктов 1 категории, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, цельномолочной продукции, масла животного и растительного, сыров жирных, кондитерских изделий, быстрозамороженной плодоовощной продукции, плодоовощных консервов, сахара-песка, пива, чая и кофе, натуральных, продуктов из картофеля, крахмала сухого, крахмальной патоки и другой продукции.

Динамичному наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствуют меры, принимаемые по улучшению качества и расширению ассортимента продукции, внедрению инновационных технологий.

В результате роста поступления на промышленную переработ-

ку отечественного животноводческого сырья и птицы темпы роста производства мясных и молочных изделий промышленной выработки были значительно выше темпов за соответствующий период прошлого года. Этому способствует реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Сохранилась тенденция роста производства маргариновой продукции, майонеза, минеральной воды и безалкогольных напитков. Снижение выработки хлеба и хлебобулочных изделий, муки, крупы, макаронных изделий, соли поваренной и некоторых других видов продукции определялось потребительским спросом.

Вследствие постоянного роста объема доходов Россия, несомненно, является наиболее быстрорастущим и привлекательным рынком в мире.

Российский пищевой рынок обещает быть стабильным ближайшие годы5. Согласно результатам обзора российского пищевой промышленности за 2009 год, проведенного компанией «Эрнст энд Янг», более 80% респондентов в ближайшие три-пять лет ожидают роста в тех секторах отрасли, где они ведут свою деятельность. В исследовании приняли участие 55 российских и иностранных производителей продуктов питания, имеющих производственные мощности на территории Российской Федерации.

Результаты исследования показывают, что российская пищевая промышленность по-прежнему остается интересной и динамично развивающейся отраслью, привлекательной для инвесторов. Большинство производителей ожидают значительного роста с точки зрения объема продаж и прибыльности в секторах производства молочных, диетических продуктов и детского питания, животноводства, переработки мяса, выращивания и переработки овощей и фруктов.

В исследовании отмечается обострение конкуренции и растущее давление ритейлеров, что вызывает смену стратегических приоритетов развития участников рынка, особенно у российских компаний. В частности, задачи, связанные с расширением производственных мощностей, уступают место вопросам создания и развития собственных торговых марок, расширения географии сбыта и продвижения товара в розничных торговых сетях.

На фоне усиления конкуренции российские игроки делают ставку не на продажу долей и выход из бизнеса, а на создание партнерских отношений с иностранными производителями в виде стратегического альянса или совместного предприятия - в тех форматах, которые способны обеспечить доступ к техническим знаниям, повысить квалификацию персонала и стимулировать развитие компании на качественно новом уровне.

Нестабильное законодательство на территории Российской Федерации остается одним из основных факторов, сдерживающих инвестиции в пищевую промышленность со стороны иностранных производителей, которые, в свою очередь, не испытывают таких проблем как, недостаток квалифицированных кадров и финансирования, что характерно для российских компаний.

Исходя из рассмотренных вопросов развития пищевой промышленности России, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день российский пищевой рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Это объясняется естественным возрождением пищевой промышленности от послереформенного застоя. Кроме того, ВВП и доход на душу населения в России возрастают удивительными темпами. Этот впечатляющий экономический прогресс свидетельствует о высоком потенциале России. Об этом же свидетельствует и рост доходов, а также изменения в демографических группах. Но, несмотря на такие оптимистические сводки, россияне по-прежнему питаются хуже жителей других стран. Такая статистика объясняется тем, что уровень жизни в регионах по-прежнему намного ниже столичного. В последние годы россияне стали внимательнее относиться к своему здоровью, отсюда резко возросла популярность так называемых здоровых и полезных продуктов на российском пищевом рынке. Минсельхоз РФ начал разработку новых стандартов на экологически чистую продукцию. Для

1 «Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности РФ» // «Пищевая промышленность». - 2009. -№8 http:/ /www.tharnika.ru/clients/clients/articles.asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/&id=276

2 http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12810.html

3 Сухина Н.Ю. Социально-экономические аспекты развития пищевой промышленности // Известия вузов. Пищевая технология. -2009. - №9. - с.15-23.

4 Печеная Л.Т. Совершенствование механизмов корпоративного управления в пищевой промышленности РФ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №8. - с.33-38

5 Бондаренко А. Пищевая промышленность: интеграция в мировой рынок // Экономист. - 2009. - №5. - с.84-91

местных производителей потребуется время, чтобы привести свою продукцию в соответствие с жесткими стандартами. Даже если здоровая продукция станет общепринятой, этот сегмент останется не полностью занятым и сильно ограниченным для тех, кто хочет и может позволить купить себе такую продукцию по высоким ценам. В секторе здоровых продуктов превалируют иностранные производители. В индустрии готовой упакованной пищевой продукции доминируют местные производители, однако конкурентная среда становится более интенсивной с приходом все большего числа иностранных производителей, которые занимают ведущие позиции в некоторых секторах отрасли. С целью дальнейшей защиты местных производителей от иностранных конкурентов, Правительство РФ устанавливает высокие импортные тарифы и ограничения, однако эти меры имеют слабый сдерживающий эффект для иностранных производителей. Наоборот, они активно объединяются или расширяют свои производственные мощности. Тем не менее, иностранные производители должны учитывать интеграционную активность местных производителей. Вследствие постоянного роста объема доходов, Россия, несомненно, является наиболее быстрорастущим и привлекательным для иностранных инвесторов рынком

в мире. Нестабильное законодательство на территории Российской Федерации остается одним из основных факторов, сдерживающих инвестиции в пищевую промышленность со стороны иностранных производителей. Но отсутствие иностранной конкуренции позволит отечественным производителям повысить объемы продаж на рынке и сделать отечественную пищевую продукцию более популярной.

Литература:

1. Бондаренко А. Пищевая промышленность: интеграция в мировой рынок // Экономист. - 2009. - №5. - с.84-91

2. Печеная Л.Т. Совершенствование механизмов корпоративного управления в пищевой промышленности РФ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №68. - с.33-38

3. Сухина Н.Ю. Социально-экономические аспекты развития пищевой промышленности // Известия вузов. Пищевая технология. - 2009. - №9. - с.15-23.

4. «Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности РФ» // «Пищевая промышленность». - 2009. -№8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.