6 См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1477.
7 См.: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 50, ст. 5977.
Е.В. Китрова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ
В статье рассматриваются изменения в системе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, последовавшие в результате современной реформы российского образования. Предпринята попытка проанализировать и систематизировать разноуровневое законодательство, регулирующее подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Ключевые слова: аспирантура, высшее образование; подготовка кадров высшей квалификации; подготовка научных и научно-педагогических кадров.
Ye.V. Kitrova
MODERN PROBLEMS OF LEGAL ENVIRONMENT OF TRAINING OF THE HIGHEST LEVEL SPECIALISTS AT THE POST-GRADUATE COURSES
The article deals with changes in the system of training of the highest level specialists at the post-graduate courses taking place as a result of the modern reform of Russian education. In the article an attempt was made to analyze and systematize the multi-level legislation regulating training of the highest level specialists at the post-graduate courses.
Keywords: post-graduate courses, level of higher education, training of the highest level specialists, training of higher school research workers and teaching stuff.
Российская Федерация, в период существенных социально-экономических преобразований нуждается в качественных человеческих ресурсах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития1. Вся сегодняшняя система высшего образования нацелена на решение ряда комплексных задач, «которые в свою очередь выступают основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики»2.
Подготовка грамотных, конкурентоспособных кадров, обладающих прочными профессиональными знаниями, напрямую зависит от обеспеченности высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. На сегодняшний день аспирантура занимает основное место в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров как в интересах образования, так и реального сектора экономики.
© Китрова Екатерина Валерьевна, 2016
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)
Новый подход к системе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре потребовал детального изменения законодательства. Исходя из того, что аспирантура сегодня является третьим уровнем высшего образования, образовательные и научные организации при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре должны руководствоваться целым рядом нормативно-правовых актов, в частности:
Конституцией РФ;
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3;
Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технический политике»4.
Так, ст. 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к аспирантуре как уровню высшего образования данная норма конкретизируется следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Также согласно Основному Закону Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Отдельные положения, регулирующие вопросы образования, содержатся и в других статьях Конституции РФ. Так, например, в ст. 72 вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, в ст. 114 закреплено положение об обеспечении Правительством РФ проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.
Принятый в 2012 г. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» сохранил существовавшие «базовые принципы и нормы (в т.ч. в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.)»5, но вместе с тем глобально изменил подход к подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре. В частности, в ст. 10 были выделены следующие уровни высшего образования: высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
В ст. 12 к образовательным программам высшего образования отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Таким образом, подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре позиционируется в качестве программ третьего уровня высшего образования.
Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технический политике» регулирует различные виды общественных отношений, связанных с осуществлением научно-исследовательской деятельности. В нем закреплены положения о подготовке диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, о составе Высшей аттестационной комиссии. Например, ст. 4.1 указанного Закона определяется круг лиц, допускающихся к соисканию ученой степени кандидата наук. К ним относятся лица, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Подготовка научно-квалифицированных кадров в аспирантуре, регулируется также целым рядом подзаконных актов, которые можно объединить в группы по критерию юридической силы.
1. Указы Президента РФ, среди которых выделяют регулирующие общие положения в образовании и касающиеся непосредственно проблематики в сфере подготовки кадров высшей квалификации, например, от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6, от 20 сентября 2010 г. № 1140 «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»7, от 10 января 2012 г. № 50 «Об утверждении Положения о назначении стипендии Президента Российской Федерации студентам и аспирантам, обучающимся по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования»8.
2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, содержащие основные положения, касающиеся проблематики высшего образования и аспирантуры, как уровня высшего образования. Данными нормативно-правовыми актами регулируются вопросы лицензирования и аккредитации образовательной деятельности, утверждаются правила разработки федеральных государственных образовательных стандартов, правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утверждается порядок
з присуждения ученых степеней. Например, постановления Правительства РФ: ? от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной д деятельности»9, от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образователь-| ной деятельности»10, от 10 октября 2013 г. № 899 «Об установлении нормативов I для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований | федерального бюджета»11, от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ! ученых степеней»12, от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разра-§ ботки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов | и внесения в них изменений»13, а также Распоряжение Правительства РФ от | 6 января 2015 г. № 7-р «О перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модер-| низации и технологического развития российской экономики»14 и др. | 3. Порядок осуществления Министерством образования и науки РФ функции
по принятию нормативных правовых актов установлен Положением о Минобрнау-| ки РФ от 3 июня 2013 г. № 466. Так, в ст. 5.2 данного Положения перечислены § основные нормативные правовые акты, которые Министерство принимает само-§ стоятельно.
и
| В качестве примера, можно привести ряд ведомственных приказов, регули-
| рующих деятельность по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2014 г. № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»15, приказ от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»16, 208 от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»17.
Активная реформа российского образования, интеграция высшего образования в единое европейского мировое образовательное пространство и вхождение России в Болонский процесс, — все это повлекло за собой существенные изменения в процессе подготовки аспирантов. Так, Л.Н. Банникова и Л.Н. Боронина полагают, что кардинально изменилась структура аспирантских программ, соотношение между образовательной и исследовательской составляющими. Следуя европейскому опыту, федеральные государственные требования вводят новые нормы времени, согласно которым более половины времени обучения в аспирантуре отводится образовательной составляющей18.
Справедливо, что впервые введенные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) закрепили новые подходы в системе формирования научно-педагогических кадров. Однако стоить заметить, что порядок организации и осуществления деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре — устанавливает, что обязательным для освоения обучающимися являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры, а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с направленностью указанной программы19. Содержание вариативной части, в т.ч. объем научно-исследовательской работы, формируется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с направленностью е программы аспирантуры. На примере ФГОС ВО по направлению подготовки и 40.06.01 Юриспруденция мы можем увидеть, что общий объем аспирантской а программы составляет 180 зачетных единиц (далее — з.е.) и состоит из базовой о и вариативной частей. На дисциплины (модули) базовой и вариативной частей к программы отведено 30 з.е., на государственную итоговую аттестацию — 9 о з.е., а на научные исследования и практики — 141 з.е.20 Таким образом, на ва- а риативную часть программы, включающей научные исследования, приходится в 78% общего объема программы аспирантуры. Это позволяет сделать вывод о о том, что при соотношении объема научной и образовательной составляющих в ю
Т5
программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре обучение |
в аспирантуре представляет собой научно-исследовательскую деятельность с к
элементами образовательной. Как справедливо отмечает Н.В. Дородонова, ис- а
следовательский компонент должен выступать определяющим в образовательном |
процессе, и вся система подготовки научных и научно-педагогических кадров ии
должна сводиться к умению творчески мыслить и обладать навыками научного №
поиска с целью дальнейшего продолжения научных исследований21. 1
Совершенно новым в области подготовки кадров высшей квалификации явля- )
ется компетентностный подход, закрепленный в федеральных государственных 6 образовательных стандартах высшего образования. Данный подход подробно освещен в работах ряда авторов, которые отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, а способен реализовать и реализует их в работе. Как отмечает З.В. Никонова, российская система образования всегда
была ориентирована и на развитие личности будущего работника, а не только на 209
профессиональное развитие. Компетентность, по сравнению с квалификацией, в большей степени отражает динамизм профессии, творчество, самоорганизацию, служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступает категорией результата образования22. Приобретенные выпускником компетенции позволяют грамотно применять полученные знания, решать проблемы и выполнять конкретные задачи.
По результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с конкретными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки научно-педагогических кадров у выпускника должны быть сформированы компетенции:
универсальные, не зависящие от конкретного направления подготовки;
общепрофессиональные, определяемые направлением подготовки;
профессиональные, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки23.
После анализа ФГОС по различным направлениям подготовки научно-педагогических кадров можно заключить, что формируемые компетенции в первую очередь направлены на обретение аспирантом опыта и навыков в научной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
В результате реформирования законодательной и нормативной базы в области подготовки кадров высшей квалификации изменился порядок окончания обучения в аспирантуре. Необходимым для выпускника аспирантуры является прохождение государственной итоговой аттестации, которая проводится в форме государственного экзамена и защиты научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Лицо, успешно прошедшее государственную итоговую аттестацию по результатам обучения в аспирантуре, получает документ об образовании и о квалификации — диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Таким образом, новый современный подход в подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре позволяет сделать вывод о неразрывности науки и образования, об их интеграции в стенах высшей школы. Можно надеяться, что третья ступень высшего образования послужит дополнительным стимулом для активизации вузовской науки и подготовки научных и научно-исследовательских кадров высокой квалификации.
1 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 30.03.2016).
2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. URL: http:// минобрнауки.рф/documents/4952/file/3922/PRAVГГEL'STVO_ROSSПSKOI_FEDERACП_FCPRO.doc (дата обращения: 30.03.2016).
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ст. 7598.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137.
5 Закон «Об образовании в Российской Федерации»: комментарий юристов / А. Гусев, А.Шатин. Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 3.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11, ст. 945.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 39, ст. 4925.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 3, ст. 403.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 47, ст. 6118.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 44, ст. 5764.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 42, ст. 5360.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 40, ч. III, ст. 5074.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 33, ст. 4377.
14 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 7-р «О перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 4, ст. 672.
15 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Российская газета. 2014. 6 мая.
16 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // Российская газета. 2013. 1 нояб.
17 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (в ред. от 30 апреля 2015 г.) // Российская газета. 2015. 4 дек.
18 См.: Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Институциональные основы и проблемы подготовки инженеров-исследователей в условиях аспирантуры // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1 (135). С. 61.
19 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Российская газета. 2014. 12 февр.
20 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (в ред. от 30 апреля 2015 г.).
21 См.: Дородонова Н.В. Современные подходы в подготовке научных и научно-педагогических кадров в высшей школе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. №5(94). С. 240.
22 См.: Никонова З.В. Компетентностный подход в подготовке кадров высшей квалификации // AS-PECTUS. 2014. № 1. С. 71.
23 См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» // Российская газета. 2014. 12 февр.